Спортивное ориентирование
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спортивное ориентирование, как вид спорта, прочно завоевывает позиции в рейтинге разных массовых видах спорта. Этот необычный вид спорта доступен людям любого возраста и физической подготовленности. Ведь навыки ориентирования есть у каждого человека с детства. Мы выбираем правильную дорогу в большом городе, ориентируясь по хорошо знакомым нам объектам - домам, перекресткам улиц, памятникам и т.д. в лесу мы обращаем внимание на окружающие элементы леса, приметы, чтобы не заблудиться.
Спортивное ориентирование в нашей стране - молодой, активно развивающийся массовый вид спорта. В настоящее время оно прочно вошло в календари соревнований различных рангов - от школьных до всероссийских. Спортивное ориентирование широко используется в подготовке туристов, входит в программу всероссийской военно - спортивной игры «Победа» (бывшая «Зарница»), спортивное многоборье.
В республике ежегодно проходят соревнования школьников по спортивному ориентированию. В этих соревнованиях принимают участие школьные команды районов, что является неплохим показателем для первого года данного направления деятельности в системе дополнительного образования.
Родиной спортивного ориентирования считается Норвегия. Отсюда этот вид спорта распространился на Скандинавские страны и далее на весь мир. Популярность его стала стремительно расти в 60 - 70 годы 20 столетия, когда в 1961 году была создана Международная Федерация спортивного ориентирования.
С 1984 - 1986 гг в России наблюдается подъем школьного ориентирования. В регионах стали проводить соревнования разных уровней, создаются кольцевые туристические трассы, учебно - тренировочные полигоны.
Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне больших волевых и эмоциональных напряжений, направленных на самостоятельное решение ряда практических задач. Оно требует от спортсмена конкретных знаний, навыков и умений, связанных с вопросами техники, тактики, психофизиологии.
Для достижения спортивных результатов спортсмену — ориентировщику кроме физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества.
Цель данной программы - познакомить детей с видом спорта спортивное ориентирование, дать знания по топографии, развивать физические качества. Этот вид спорта решает две главные задачи:
- вырабатывает навыки ориентации на незнакомой местности;
- в общении с природой укрепляет здоровье спортсменов, совершенствует их личностные качества.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский обратил внимание, что в процессе занятий на природе его ученики легче усваивали материал, у них улучшалась память, обострялось внимание, расширялся кругозор. Такие уроки он называл «уроками развития мышления на местности». То же самое отмечается и у спортсменов - ориентировщиков на тренировках и соревнованиях.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Работа по направлению «Спортивное ориентирование» основана на обязательном посещении занятий. Основная роль отводится дисциплине и полному подчинению (педагогу).
Успешное проведение учебных теоретических и практических занятий определяется не только мастерством педагога, разнообразием экипировки, но и физическим подчинением, морально - психологической подготовкой группы и каждого отдельного ребенка, слаженностью действий, учетом индивидуальных физических и психических особенностей отдельных ребят.
Теоретические занятия проводятся в форме рассказа, беседы, дискуссии. Главный теоретический материал, определения и тезисы, таблицы и знаки даются под запись. Ведение конспекта обязательно.
Практические занятия проходят с использованием материальной базы, экипировки ориентировщика. Перед выходом на местность, на трассу, производятся подготовительные работы. Все выходы на местность имеют свою специфику, различаясь по продолжительности времени, целям и интенсивности проведения.
Закрепление учебного материала производится посредством дискуссий, обсуждения и разбора «полетов», подведением итогов и обозначения новых перспектив. Данная работа может производиться в форме тестирования по карточкам (зачет).
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу обучения учащиеся должны знать:
- иметь начальные знания по топографии, а именно, уметь читать карту, знать условные топографические знаки, определять взаимное превышение точек, знать определение магнитного азимута;
- производить вычисления по карте, пользоваться масштабом;
- знать порядок передвижения по скальному рельефу, ледовым склонам, снегу, преодолевать горные реки.
К концу обучения должны уметь:
- уметь прокладывать маршрут с учетом различных требований;
- вычислять и применять поправку направления;
- уметь оборудовать укрытия, разводить огонь, добывать воду и приготавливать пищу;
- уметь грамотно пользоваться туристическим снаряжением.
- владеть навыками следопытства и приготовления пищи из природных ресурсов;
- хорошо уметь передвигаться по азимуту, ориентировать карту по компасу;
- ориентироваться на местности и по карте;
- уметь находить точку стояния;
- уметь ориентироваться без карты и других приспособлений;
- уметь передвигаться по травянистым склонам и осыпям, знать меры предосторожности при передвижении в горной местности;
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка уровня обученности выявляется во время участия на многочисленных соревнованиях в период учебного года и непосредственно на тренировках.
На теоретических занятиях даются темы с использованием наглядных пособий и рисунков на доске. Так же демонстрируются образцы снаряжения, экипировки оборудования и объясняется его применение окончании изучения темы производится краткий опрос всей группы, при необходимости, проверяются более глубоко знания и умения конкретных учащихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей начальной школы 7-10 лет. Количество воспитанников в группах:
В группе не менее 12 не более 20 учащихся.
Время реализации программы - 1 год обучения (33 часа)
2-4 год обучения (34 часа)
Периодичность занятий
1 раз в неделю по 1 часу - 1 классы - 33 часа в год,
2-4 классы - 34 часа в год.
Содержание программы
Раздел 1. Введение (1 час).
Ознакомление с видом спорта спортивное ориентирование. История развития спортивного ориентирования в РТ. Краткий исторический обзор развития ориентирования как вида спорта в России.
Раздел 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях (1 час).
Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Одежда и обувь спортсмена.
Раздел 3. Общая физическая подготовка (1 год обучения - 3 часа, 2- 4 год обучения - 4 часа)
Эстафеты с преодолением препятствий. Подвижные игры с догонялками. Челночный бег 3*5 м, 3* 10 м. Изучение техники бега по прямой пересеченной местности. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 - 120 м. Повторный бег 5 раз по 200 - 300м.
Раздел 4. Специальная физическая подготовка (1 год обучения - 4 часа, 2-4 год обучения - 5 часов)
Изучение техники бега по прямой пересеченной местности. Эстафеты с преодолением препятствий. Равномерно ускоренный бег с высокого старта отрезками 100 -120 м.
Повторный бег 5 раз по 200 - 300м. Прыжки через скакалку с 15-60 сек. Упражнения на развитие выносливости.
Раздел 5. Топографическая подготовка ( 1 год обучения - 9 часов, 2-3 год обучения - 8 часов, 4 год обучения - 7 часов)
Спортивная карта, цвета карты, масштаб карты. Типы спортивных карт. Карта с рельефом. Условные знаки. Работа с компасом на дистанции, движение по азимуту. Движение на местности с помощью карты и без нее. Нахождение условных знаков на карте. Легенда. Маркированная трасса.
Раздел 6. Основы туристической подготовки ( 1 год обучения - 5 часов, 2 год обучения - 3 часа, 3 год обучения - 6 часов, 4 год обучения — 7 часов)
Личное и групповое туристическое снаряжение. Организация питания в полевых условиях, набор продуктов, приготовление пищи на костре. Виды костров. Организация бивуаков, лагеря.
Раздел 7. Тактическая подготовка ( 1 год обучения - 6 часов, 2 год обучения - 4 часа, 3 год обучения - 3 часа, 4 год обучения - 6 часов)
Нанесение на карту центра тренировки (соревнований), старта, последнего КП и финишного КП. Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). Выбор пути движения между КП. Действия ориентировщика при потере ориентировки и при встрече соперником. Ориентирование в заданном направлении. Пробегание дистанции парами на обоих участников одна карта с преследованием и сотрудничеством.
Раздел 8. Техническая подготовка ( 1 год обучения - 6 часов, 2 год обучения — 5 часа, 3 год обучения - 3 часа, 4 год обучения - 6 часов)
Держание карты. Сопоставление карты с местностью. Ориентирование вдоль линейных ориентиров. Измерение расстояний на местности парами шагами. Нахождение КП по легендам. Снятие азимута. Определение точки стояния. Нахождение КП по азимуту.
Раздел 9. Участие в соревнованиях.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- Учебный кабинет
- Учебные карты
- Условные знаки спортивного ориентирования
- Топографические знаки
- Компасы
- Дидактический раздаточный материал - задачи с легендами, с азимутами, перфокарты, карты цветные и черные
- Желание детей заниматься
Календарно - тематическое планирование четвертого года обучения
Календарно - тематическое планирование второго года обучения
№ | Содержание программного материала | Всего | Теория | Практика | Дата |
проведения | |||||
I | Введение. | 1 | |||
1. | История развития спортивного ориентирования в РФ, РТ. | 1 | | |||
II | Правила поведения и техника безопасности | 1 | |||
1. | на занятиях и соревнованиях. | ||||
Техника безопасности при проведении занятий и соревнований. | 1 | ||||
Ill | Общая физическая подготовка | 4 | |||
1. | Изучение техники бега по прямой пересеченной | 1 | |||
местности. | |||||
2. | Эстафеты с преодолением препятствий. | 1 | |||
3. | Равномерно ускоренный бег с высокого старта | 1 | |||
отрезками 100 — 120 м. | |||||
4. | Повторный бег 5 раз по 200 - 300м. | 1 | |||
IV | Специальная физическая подготовка. | 5 | |||
1. | Упражнение на развитие выносливости. | 1 | |||
2. | Прыжки через предметы на одной и двух ногах. | 1 | |||
3. | Прыжки через скакалку с 15-60 сек. | 1 | |||
4. | Бег на месте в быстром темпе. | 1 | |||
5. | Эстафеты. | 1 | |||
V | Топографическая подготовка. | 8 | |||
1. | Спортивная карта. Масштаб карты. Цвета | 1 | |||
карты. | |||||
2. | Условные знаки. | 4 | |||
3. | Нахождение условных знаков на карте. | 1 | |||
4. | Легенда. Маркированная трасса. | 2 | |||
VI | Основы туристической подготовки. | 3 | |||
1. | Личное туристическое снаряжение. Групповое | 1 | |||
туристическое снаряжение. | |||||
2. | Набор продуктов. | 1 | |||
3. | Виды костров. | 1 | |||
VII | Тактическая подготовка. | 4 | |||
1. | Планирование на карте беговых и технических | 2 | |||
этапов (коротких и длинных). | |||||
2. | Ориентирование в заданном направлении. | 1 | 1 | ||
VIII | Техническая подготовка. | 5 | |||
1. | Держание карты. Сопоставление карты с | 1 | |||
местностью. | |||||
2. | Измерение расстояний на местности парами | 2 | |||
шагами. | |||||
3. | Нахождение КП по маркировке. | 2 | |||
IX | Участие в соревнованиях. | 3 | 3 | ||
Итого | 34 | 16 | 18 |
Календарно - тематическое планирование третьего года обучения
Календарно - тематическое планирование первого года обучения
№ | Содержание программного материала | Всего | Теория | Практика | пров |
I 1. | Введение. Ознакомление с видом спорта спортивное ориентирование. | 1 | 1 | ||
II 1. | Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. Техника безопасности при проведении занятий на местности и соревнований. Одежда и обувь спортсмена. | 1 | 1 | ||
III 1. 2. 3. | Топографическая подготовка. Условные знаки. Нахождение условных знаков по учебной карте. Легенда. Маркированная трасса. | 9 | 5 2 2 | ||
IV 1. 2. 3. 4. | Специальная физическая подготовка. Прыжки через предметы на одной и двух ногах. Прыжки через скакалку с 15 - 60 сек. Бег на месте в быстром темпе. Эстафеты с элементами спортивного ориентирования. | 4 | 1 1 1 1 | ||
V 1. 2. 3. | Общая физическая подготовка Эстафеты с преодолением препятствий. Подвижные игры с догонялками. Челночный бег3*5 м, 3* 10м. | 3 | 1 1 1 | ||
VI 1. 2. 3. | Основы туристической подготовки. Личное туристическое снаряжение. Групповое туристическое снаряжение. Виды костров. | 5 | 1 1 3 | ||
VII 1. 2. | Тактическая подготовка. Планирование на карте беговых и технических этапов (коротких и длинных). Ориентирование в заданном направлении. | 4 | 2 1 | 1 | |
VIII1. 2. 3. | Техническая подготовка. Держание карты. Сопоставление карты с местностью. Измерение расстояний на местности парами шагами. Нахождение КП по маркировке. | 6 | 1 2 3 | ||
IX | Участие в соревнованиях. | ||||
Итого | 33 | 19 | 14 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Разделы и темы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение. Из истории спортивного ориентирования. | 1 | 1 | |
2. | Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях. | 1 | 1 | |
3. | Общая физическая подготовка. | 4 | 4 | |
4. | Специальная физическая подготовка. | 5 | 5 | |
5. | Топографическая подготовка. | 7 | 7 | |
6. | Основы туристической подготовки. | 2 | 1 | 1 |
7. | Тактическая подготовка. | 6 | 6 | |
8. | Техническая подготовка. | 6 | 6 | |
9. | Участие в соревнованиях. | 2 | 2 | |
Итого | 34 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»
Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждаю»
МБОУ СОШ №8 г. Кызыла РТ Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №8
Протокол № в от 2014 г МБОУ «СОШ № 8» 2014 ________________/Донгак В.В./
Образовательная программа дополнительного образования детей «Спортивное ориентирование»
(внеурочная деятельность в связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования).
Срок реализации: 4 года Возрастная категория 7-10 лет
Составитель: Быштак -оол Н.К. - учитель физической культуры нач. классов Вторая категория
Программа составлена на основе
авторской программы педагога дополнительного
образования Безделиной Е.О.
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....
Спортивное ориентирование, как вид спорта
Цель занятия: Дать представление о спортивном ориентировании, как виде спорта. Задачи занятия: ...
Спортивно ориентированные технологии
Спортивно ориентированные технологии...
Туризм и спортивное ориентирование
Методическая разработка к уроку по русскому языку в 3 классе на тему "Имя прилагательное"...
Цикл занятий по ориентированию в школе.Мини-ориентирование в спортивном зале.
На начальном этапе подготовки дети знакомятся с простейшими схемами местности. Одиним из немногих этапов подготовки является мини-соревнование в спортивном зале.Динамично, весело ...
Спортивное ориентирование
Программа...
Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода
Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....