рабочая программа национальные игры 1-4 классы
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Эйлиг-Хемский
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун РТ»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО учит. нач. кл. зам. дир. по УВР Дир-р школы:
« »__________2019г _________Шалган Ч.И __________Дамдын В.М)
Рук-ль МО______________ « » ____________2019г « »_____________2019г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Национальные игры»
Класс: 1-4 классы
Срок реализации: 2019-2020 уч.г.
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель: учитель физической культуры
Дамдын Тумен Владимирович.
Эйлиг-Хем-2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Национальные игры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для учащихся 1-4 классов, реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 от 18.05.2015г. №507, от 31.12.2015г. №1576);
-- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
-- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Цель программы: формирование культуры здорового образа жизни, уважительного отношения к культуре родной страны, формирование личности ребенка средствами народных подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность учащихся во внеурочное время;
- познакомить учащихся с разнообразием народных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить игру с учётом особенности участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, инициативу, сообразительность;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как к историческому наследию народа.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве,
желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Национальные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки
Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Игра в жизни ребенка.
Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.
Место курса в учебном плане.
Программа по внеурочной деятельности «Национальные игры» разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации четыре года. 1 класс – 34 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Продолжительность занятия 35 минут. Занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе 1 раз в неделю.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Национальные игры»
В результате реализации программы у учащихся будут сформированы и развиты следующие виды универсальных учебных действий (УУД):
Личностные:
- Определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- способность к самооценке своих действий, поступков;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского, тувинского народов,
уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, планировать свои действия с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
Познавательные УУД:
- анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате в результате совместной работы всего класса;
- осваивать правила поведения и безопасности
- проявлять индивидуальные творческие способности
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Национальные игры» являются:
- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах игровой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные знания.
Содержание программы
1 раздел. Русские и тувинские народные игры
Цели: познакомить учащихся с тувинскими и русскими народными играми, развивать физические способности детей, Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. Ознакомление с традициями и обычаями тувинского и русского народа, с играми, характерными для конкретного времени года.
- Игры, отражающие быт русского, тувинского народа
- Игры, отражающие отношение человека к природе
- Игры, отражающие вечную борьбу добра и зла
2 раздел. Игры народов России
Цели: познакомить с разнообразием игр народов, проживающих в России. Развивать координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
- Татарские народные игры
- Чувашские народные игры
- Мордовские народные игры
- Игры народов Сибири и Дальнего Востока
3 раздел. Подвижные игры. Эстафеты
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе, совершенствовать координацию движений. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
- Эстафеты по кругу
- Эстафеты с предметом
Такое распределение позволяет детям знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным особенностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Учащимся 8-10 лет помимо движения нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми народов России, они развивают свой кругозор.
Тематическое планирование (содержание)
№ | Тема раздела | |
1 | Тувинские и русские народные игры. Игры, отражающие быт тувинского и русского народов. | 10 |
Игры, отражающие отношение человека к природе. | 4 | |
Игры, отражающие вечную борьбу добра и зла. | 3 | |
2 | Игры народов России. Татарские народные игры. | 3 |
Чувашские народные игры. | 3 | |
Мордовские народные игры. | 3 | |
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. | 4 | |
3 | Эстафеты. | 4 |
Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | № разд | Тема занятия | Кол –во часов | Дата | |
план | факт | ||||
Тувинские и русские народные игры. Игры, отражающие быт тувинского и русского народов. 10ч | |||||
1 | 1 | Вводное занятие. Беседа «Как играли наши предки» | 1 | ||
2 | 2 | «Ловишка» игра наших бабушек и дедушек | 1 | ||
3 | 3 | Тувинская народная игра «Аскак-кадай» | 1 | ||
4 | 4 | Тувинская народная игра «Чинчи чажырары» | 1 | ||
5 | 5 | Русская народная игра «Цепи кованные» | 1 | ||
6 | 6 | Русская народная игра «Волк» | 1 | ||
7 | 7 | «Хлоп! Хлоп! Убегай» | 1 | ||
8 | 8 | Русская народная игра «Золотые ворота» | 1 | ||
9 | 9 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | ||
10 | 10 | Тувинская народная игра «Кажык» | 1 | ||
Игры, отражающие отношение человека к природе. 4ч | |||||
11 | 1 | Народная игра «Гуси-лебеди» | 1 | ||
12 | 2 | Русская народная игра «У медведя во бору» | 1 | ||
13 | 3 | Разучивание считалок. «Кошки – мышки» народная игра | 1 | ||
14 | 4 | Русская народная игра «Вороны и воробьи» | 1 | ||
Игры, отражающие вечную борьбу добра и зла. 3ч | |||||
15 | 1 | «Петушиный бой» русская народная игра | 1 | ||
16 | 2 | «Перетягивание через черту» | 1 | ||
17 | 3 | «Штурм крепости» — русская народная зимняя подвижная игра | 1 | ||
Игры народов России. Татарские народные игры. 3ч | |||||
18 | 1 | «Продаем горшки» татарская народная игра | 1 | ||
19 | 2 | Татарская игра «Серый волк» | 1 | ||
20 | 3 | «Хлопушки» народная татарская игра | 1 | ||
Чувашские народные игры. 3ч | |||||
21 | 1 | Чувашская народная игра «Хищник в море» | 1 | ||
22 | 2 | «Рыбки» чувашская народная игра | 1 | ||
23 | 3 | «Луна и солнце» народная чувашская игра | 1 | ||
Мордовские народные игры. 3ч | |||||
24 | 1 | «Раю-раю» мордовская народная игра | 1 | ||
25 | 2 | Мордовская народная игра «В ключи» | 1 | ||
26 | 3 | «В курочек» народная мордовская игра | 1 | ||
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. 4ч. | |||||
27 | 1 | Игры по кругу «Солнце» | 1 | ||
28 | 2 | «Куропатки и охотники» игра с мячом | 1 | ||
29 | 3 | Силовая игра «Перетяжки» | 1 | ||
30 | 4 | Народная игра «Лапта» | 1 | ||
Эстафеты. 4ч | |||||
31 | 1 | Эстафета со скакалкой | 1 | ||
32 | 2 | Эстафета с мячом | 1 | ||
33 | 3 | Эстафета с обручем | 1 | ||
34 | 5 | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | № разд | Тема занятия | Кол –во часов | Дата | |
план | факт | ||||
Тувинские и русские народные игры. Игры, отражающие быт тувинского и русского народов. | |||||
1 | Вводное занятие. Беседа «Как играли наши предки» | 1 | |||
2 | «Горелки » русская народная игра | 1 | |||
3 | Тувинская народная игра «Аскак-кадай» | 1 | |||
4 | Любимая игра прадедушек, прабабушек «Жмурки» | 1 | |||
5 | Русская народная игра «Цепи кованные» | 1 | |||
6 | Русская народная игра «Капуста» | 1 | |||
7 | Разучивание считалок. Русская народная игра «Колечко, колечко» | 1 | |||
8 | Русская народная игра «Путаница» | 1 | |||
9 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | |||
10 | Тувинская народная игра «Кажык» | 1 | |||
Игры, отражающие отношение человека к природе. | |||||
11 | Народная игра «Охотники и утки» | 1 | |||
12 | Русская народная игра «Волк во рву» | 1 | |||
13 | Разучивание считалок. «Ястреб» народная игра | 1 | |||
14 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | |||
Игры, отражающие вечную борьбу добра и зла | |||||
15 | «Достань камушек» русская народная игра | 1 | |||
16 | «Бои на бревне» | 1 | |||
17 | «Мороз Красный нос» русская народная игра | 1 | |||
Игры народов России. Татарские народные игры. | |||||
18 | «Скок-перескок» татарская народная игра | 1 | |||
19 | Татарская игра «Серый волк» | 1 | |||
20 | «Перехватчики» народная татарская игра | 1 | |||
Чувашские народные игры. | |||||
21 | Чувашская народная игра «Расходитесь» | 1 | |||
22 | «Тали-рам?» чувашская народная игра | 1 | |||
23 | «Пекарь» народная чувашская игра | 1 | |||
Мордовские народные игры. | |||||
24 | «Салки» мордовская народная игра | 1 | |||
25 | Мордовская народная игра «Круговой» | 1 | |||
26 | «Ловчий и голуби» народная мордовская игра | 1 | |||
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. | |||||
27 | Игры по кругу «Каюр и собаки» | 1 | |||
28 | «Ловля оленей» | 1 | |||
29 | «Игровой калейдоскоп» | 1 | |||
30 | «Лапта» | 1 | |||
Эстафеты. | |||||
31 | Эстафета по кругу «Солнышко» | 1 | |||
32 | Эстафета «Передача мяча по кругу» | 1 | |||
33 | Эстафета «Колесо» | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ | № разд | Тема занятия | Кол –во часов | Дата | |
план | факт | ||||
Тувинские и русские народные игры. Игры, отражающие быт тувинского и русского народов. | |||||
1 | Вводное занятие. Беседа «Как играли наши предки» | 1 | |||
2 | «Горелки с платочком» русская народная игра | 1 | |||
3 | Русская народная игра «Третий лишний» | 1 | |||
4 | Любимая игра прадедушек, прабабушек «Чижик» | 1 | |||
5 | Русская народная игра «Невод» | 1 | |||
6 | Тувинская народная игра «Аскак-кадай» | 1 | |||
7 | Русская народная игра «Кумушка» | 1 | |||
8 | «Игровой калейдоскоп» | 1 | |||
9 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | |||
10 | Тувинская народная игра «Кажык» | 1 | |||
Игры, отражающие отношение человека к природе. | |||||
11 | Народная игра «Лягушки на болоте» | 1 | |||
12 | Русская народная игра «Филин и пташки» | 1 | |||
13 | Разучивание считалок. «Волк и овцы» народная игра | 1 | |||
14 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | |||
Игры, отражающие вечную борьбу добра и зла | |||||
15 | «Камушки» русская народная игра | 1 | |||
16 | «Перетягивание прыжками» | 1 | |||
17 | «Царь ледяной горы» русская народная игра | 1 | |||
Игры народов России. Татарские народные игры. | |||||
18 | «Тимербай» татарская народная игра | 1 | |||
19 | Татарская игра «Спутанные кони» | 1 | |||
20 | «Лисички и курочки» народная татарская игра | 1 | |||
Чувашские народные игры. | |||||
21 | Чувашская народная игра «Журавушка» | 1 | |||
22 | «Слепой баран» чувашская народная игра | 1 | |||
23 | «Лесничий» народная чувашская игра | 1 | |||
Мордовские народные игры. | |||||
24 | «В пета-лату» мордовская народная игра | 1 | |||
25 | Мордовская народная игра «Войди в дом» | 1 | |||
26 | «В белочку» народная мордовская игра | 1 | |||
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. | |||||
27 | Игры по кругу «Охота на волка» | 1 | |||
28 | Силовая игра «Борьба на палке» | 1 | |||
29 | «Игровой калейдоскоп» | 1 | |||
30 | «Лапта» | 1 | |||
Эстафеты. | |||||
31 | Эстафета по кругу «Посадка картошки» | 1 | |||
32 | Эстафета «По ниточке» | 1 | |||
33 | Эстафета «Ловкие белки» | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. Праздник народных игр. | 1 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | № разд | Тема занятия | Кол –во часов | Дата | |
план | факт | ||||
Тувинские и русские народные игры. Игры, отражающие быт тувинского и русского народов. | |||||
1 | Вводное занятие. Беседа «Как играли наши предки» | 1 | |||
2 | «Малечина-калечина» русская народная игра | 1 | |||
3 | Русская народная игра «Котлы, классы» | 1 | |||
4 | Любимая игра прадедушек, прабабушек «Городки» | 1 | |||
5 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | |||
6 | Русская народная игра «Горшки» | 1 | |||
7 | Народная игра «Удочка» | 1 | |||
8 | «Игровой калейдоскоп» | 1 | |||
9 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | |||
10 | Тувинская народная игра «Кажык» | 1 | |||
Игры, отражающие отношение человека к природе. | |||||
11 | Разучивание считалок. Народная игра «Совушка» | 1 | |||
12 | Русская народная игра «Птичка на дереве собака на земле» | 1 | |||
13 | Разучивание считалок. «Белые медведи» народная игра | 1 | |||
14 | Тувинская народная игра «Тевек» | 1 | |||
Игры, отражающие вечную борьбу добра и зла | |||||
15 | «Казаки разбойники» русская народная игра | 1 | |||
16 | «Без соли- соль!» | 1 | |||
17 | «Разрывные цепи» русская народная игра | 1 | |||
Игры народов России. Татарские народные игры. | |||||
18 | «Угадай и догони» татарская народная игра | 1 | |||
19 | Татарская игра «Кто первый» | 1 | |||
20 | «Мяч по кругу» народная татарская игра | 1 | |||
Чувашские народные игры. | |||||
21 | Чувашская народная игра «Отгадай имя» | 1 | |||
22 | «Летучая мышь» чувашская народная игра | 1 | |||
23 | «Лошадки» народная чувашская игра | 1 | |||
Мордовские народные игры. | |||||
24 | «В горшочки» мордовская народная игра | 1 | |||
25 | Мордовская народная игра «В ласку» | 1 | |||
26 | «Кража клубков» народная мордовская игра | 1 | |||
Игры народов Сибири и Дальнего Востока. | |||||
27 | Игры по кругу «Здравствуй, догони» | 1 | |||
28 | Силовая игра «Перетяжки» | 1 | |||
29 | «Игровой калейдоскоп» | 1 | |||
30 | «Лапта» | 1 | |||
Эстафеты. | |||||
31 | Эстафета зверей | 1 | |||
32 | Игра эстафета «Времена года» | 1 | |||
33 | Большая эстафета по кругу | 1 | |||
34 | Итоговое занятие. Праздник народных игр. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Подвижные игры" 1 класс
Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Подвижным играм. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся,...
Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Национальная школа.
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа "Народные игры" 1- 3 класс ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
подвижные игры...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 классы
подвижные игры...
Рабочая программа "Подвижные игры". 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Подвижные игры". 1-4 классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Национальный танец (Фольклорный кружок «Мэмыӆқай»)
Программа реализуется в рамках общекультурной направленности, предназначена для внеурочной деятельности, ориентированна на детей младшего школьного возраста....