Шахматная олимпиада для учащихся начальных классов
тест по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.
Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.
Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»
Задачи олимпиады:
развивающие:
- развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
- развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением
воспитательные:
- воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
- воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.
В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для начальной школы, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей: для 1 – 2 классов и для 3 -4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnaya_olimpiada_ot_sloykavl.docx | 789.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Онлайн – школа Валентины Акишиной
«Шахматы для детей»
Шахматная олимпиада
для учащихся начальных классов
(шахматно - задачная технология развития
способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)
Составители:
Акишина Валентина Васильевна
учитель шахмат высшей категории МБОУ гимназия им. А. И. Яковлева основатель онлайн-школы «Шахматы для детей»
Владимир Львович Слойка,
сооснователь онлайн-школы
В.Акишиной «Шахматы для детей»
Судья по шахматам третьей категории
Урай, 2020
Содержание
- Пояснительная записка.
- Материалы Шахматной олимпиады для 1 - 2 классов
3. Материалы Шахматной олимпиады для 3 - 4 классов
4. Литература и интернет - ресурсы
5. Приложения:
5.1 Бланки ответов.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.
Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.
Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»
Задачи олимпиады:
развивающие:
- развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
- развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением
воспитательные:
- воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
- воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.
В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для начальной школы, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей: для 1 – 2 классов и для 3 -4 классов.
Шахматная олимпиада для 1 – 2 классов
- Сколько чёрных полей в одной горизонтали шахматной доски?
Варианты ответов:
А – 2
Б – 4
В – 8
- Сколько белых полей в любой чёрной диагонали шахматной доски?
Варианты ответов:
А – 8
Б – 4
В – 0
- Сколько белых полей в центре шахматной доски?
Варианты ответов:
А – 2
Б – 4
В – 0
- Сколько белых пешек расположено на одной вертикали?
Варианты ответов:
А – 8
Б – 4
В – 1
- Сколько чёрных пешек расположено на седьмой горизонтали?
Варианты ответов:
А – 8
Б – 1
В – 0
- Напади ферзём за один ход на чёрную ладью таким образом, что бы ферзь не оказался под ударом.
Варианты ответов:
А – А8
Б – Е2
В – А4
- Побей белым ферзём незащищённую чёрную фигуру.
Варианты ответов:
А – Ладья H8
Б – Ладья F4
В – Ферзь А7
- Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру.
Варианты ответов:
А – Конь D2
Б – Ладья G5
В – Ладья F 2
- На какой доске правильная расстановка фигур?
- 2.
Варианты ответов:
А – Первая доска
Б – Вторая доска
- Какая из фигур может перепрыгивать через другую фигуру или пешку?
Варианты ответов:
А – Конь
Б – Ферзь
В – Ладья
Шахматная олимпиада для 3 – 4 классов
- Сколько всего диагоналей на шахматной доске?
Варианты ответов:
А – 8
Б – 26
В – 0
- Поставь чёрного ферзя таким образом, что бы под ударом были все белые пешки.
Варианты ответов:
А – ферзь на С2
Б – ферзь на F7
В – ферзь на А2
- Как называется нападение на короля, от которого нет защиты?
Варианты ответов:
А – Шах
Б – Мат
В – Пат
- Как называется ход коня, после которого под боем оказывается две фигуры противника?
Варианты ответов:
А – Ложка
Б – Нож
В – Вилка
- Как называется нападение на короля, от которого можно защититься или уйти?
Варианты ответов:
А – Шах
Б – Мат
В – Пат
- Поставь мат в один ход, ход чёрных.
Варианты ответов:
А – Конь на С6
Б – Ладья на Н4
В – Ферзь на Н4
- Поставь мат в один ход, ход белых.
Варианты ответов:
А- Ферзь на F7
Б – Слон на Е6
В – Конь на А3
- Поставь мат чёрным в один ход.
Варианты ответов:
А – Ферзь на A5
Б – Ферзь на B8
В – Ферзь на Е8
- На какое поле поставить чёрную фигуру так, что бы она была не под боем ферзей?
Варианты ответов:
А – G2
Б – H3
В – Е8
- Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру или пешку.
Варианты ответов:
А – Бьём коня на F5
Б – Бьём ладью на С6
В – Бьём ферзя на В1
Литература и интернет ресурсы:
- Шахматная олимпиада И.Г. Сухина - http://suhin.narod.ru/ и http://chess555.narod.ru/
- Тест «Основа шахмат» В.В. Акишиной - https://infourok.ru/testDesigner/testView/57950
- Группа VK онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://vk.com/myhobiischess
- Промо курс онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://stepik.org/course/54268/promo
- Сайт педагога В. Акишиной https://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna, https://infourok.ru/user/akishina-valentina-vasilevna и https://multiurok.ru/id38009135/
Приложение:
- Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 1 – 4 классов.
Вопрос № 1
Правильный ответ – Б
Вопрос № 2
Правильный ответ – В
Вопрос № 3
Правильный ответ – А
Вопрос № 4
Правильный ответ – В
Вопрос № 5
Правильный ответ – А
Вопрос № 6
Правильный ответ – В
Вопрос № 7
Правильный ответ – А
Вопрос № 8
Правильный ответ – Б
Вопрос № 9
Правильный ответ – А
Вопрос № 10
Правильный ответ – А
- Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 5 - 7 классов.
Вопрос № 1
Правильный ответ – Б
Вопрос № 2
Правильный ответ – В
Вопрос № 3
Правильный ответ – Б
Вопрос № 4
Правильный ответ – В
Вопрос № 5
Правильный ответ – А
Вопрос № 6
Правильный ответ – В
Вопрос № 7
Правильный ответ – А
Вопрос № 8
Правильный ответ – В
Вопрос № 9
Правильный ответ – Б
Вопрос № 10
Правильный ответ - А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математическая олимпиада для учащихся начальных классов
задания для школьного тура...
подготовка учащихся начальных классов к олимпиадам
алгоритм подготовки учащихся начальных классов к олимпиадам...
Организация работы по подготовке учащихся начальных классов к олимпиаде по русскому языку
Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня. Работу с учениками необходимо начинать еще в 1 классе, ведь далее им предстоит более углубленно познакомиться с такими разделами русского языка, как ...
МАТЕРИАЛЫ ОЛИМПИАДЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В сборнике содержатся материалы олимпиады районного (окружного), городского уровней для младших школьников....
Шахматная олимпиада для учащихся начальных классов в трёх частях
Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы &nd...
Об итогах муниципального этапа предметной олимпиады среди учащихся начальных классов в 2022 - 2023 учебном году
Об итогах муниципального этапа предметной олимпиады среди учащихся начальных классов в 2022 - 2023 учебном году...
Предметная олимпиада среди учащихся начальных классов 2023
Предметная олимпиада среди учащихся начальных классов 2023...