Тема урока: «Подвижные игры с элементами баскетбола».
план-конспект урока по физкультуре (3 класс)

Харевич Светлана Сергеевна

Урок физкультуры на тему  «Подвижные игры с элементами  баскетбола», 3 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта-схема урока по физической культуре в 3 «В»классе

Тема урока: «Подвижные игры с элементами  баскетбола».

Цель: развивать физические качества учащихся на основе использования подвижных игр с элементами баскетбола.

Задачи:

  1. Формировать представление о ведении мяча.
  2. Развивать скоростные, скоростно-силовые и координационные способности.
  3. Развивать осознанное отношение к двигательной активности организма.
  4. Воспитывать организованность, дисциплинированность, коммуникабельность, толерантность.

Этапы

Содержание этапа

                УУД

I.

Мотивация к учебной деятельности

Цель для учителя:

создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Цель для обучающихся: осознать задачи урока и мобилизовать себя на предстоящую деятельность.

Методы: словесные, репродуктивные.

Критерии достижения цели: обучающиеся правильно отвечают на поставленные вопросы.

Организованный заход класса в спортивный зал. Команда «Равняйсь! Смирно!» Приветствие.

- Ребята, сегодня мы продолжим занятия с мячом в подвижных играх, учимся играть в баскетбол. Поэтому сформулируем тему урока: «Подвижные игры с элементами баскетбола». Какие подвижные игры с мячом вы знаете? (морской бой, охотники и утки, салки с мячом). Какие спортивные игры с мячом вы знаете? (футбол, волейбол, баскетбол). Как вы думаете, в чем отличие подвижных игр от спортивных? (По спортивным играм проводятся крупные соревнования, а в подвижные игры мы играем на уроке, дома, на улице).  Как вы думаете, для чего же нам необходимо заниматься подвижными играми?  (Чтобы развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость, гибкость, скоростно-силовые качества). А теперь, попробуйте сформулировать  основную цель нашего урока (Развивать физические качества при помощи подвижных игр).

Мы начинаем каждый урок с разминки. Зачем мы это делаем? (согреть, размять мышцы, чтобы в дальнейшем не получить травму)

Л.: готовность преодолеть трудность и мобилизовать себя на выполнение необходимых задач.

К.: умение аргументировано

высказываться в ситуации общения.

II

Актуализация знаний

Цели для учителя:

-выявить степень усвоения ранее полученных знаний;

- подготовить опорно-двигательный аппарат и основные системы организма детей к предстоящей деятельности;

- развивать скоростные, скоростно- силовые и координационные способности.

Цель для обучающихся:

 - обосновать подбор упражнений;

-понять значение выполняемых упражнений.

Методы: репродуктивные,  побуждающий от проблемной ситуации диалог (на сходное задание).

Форма организации: поточная.

Критерии достижения цели:

ученики правильно отвечают  на поставленные вопросы учителя, могут привести примеры проявления физических качеств; знают специальную терминологию.

  1. Спортивная ходьба (на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок) -60м. Методические указания: плечи развернуть, голову приподнять. Спину держать прямо! Вперёд не наклоняться.
  2. Равномерный бег в колонну по одному по кругу. Бег змейкой. -1,5 мин. Методические указания: соблюдать дистанцию, ногу ставить перекатом с пятки на носок, работать согнутыми руками, дышать носом. Почему необходимо строго следовать инструкциям? Техника безопасности.
  3. О.Р.У. в движении, с выполнением упражнений для разминки лучезапястных, локтевых и плечевых суставов-3мин. (обучающиеся подбирают упражнения  с учителем и обосновывают их применение)
  4. Методические указания: плечи развернуть, спину держать прямо! Выполнять энергично с максимальной амплитудой.

- Какие мышцы мы с вами разогрели? (Мышцы рук)

- Какие группы мышц нам ещё необходимо размять? (Мышцы ног).

Беговые и прыжковые упражнения.

  1. Бег с высоким подниманием бедра – 15-20м.
  2. Прыжки с ноги на ногу – 15-20м.
  3. Бег с захлёстыванием голени – 15-20м.

- Как вы думаете, нужны ли в подвижных и спортивных играх скоростные качества? Зачем? (Ответы детей). А при помощи чего мы можем развивать на уроке скорость? (Бегая с ускорением).

  1.  Бег с ускорением 1х 20 м

- Как вы думаете, в подвижных и спортивных играх надо быстро бегать только по прямой? (Нет, ещё меняя направление движения «зигзагом»). Зачем это надо делать? (Чтобы обмануть соперника, убежать от него).

  1. Бег с ускорением с изменением направлений-20-25м

- Бегая с ускорением, выполняя ускорение с изменение направления, мы с вами развивали …? (скорость, ловкость).

  1. Прыжки в длину с места через препятствие (кочку)-4-5 раз.

- Зачем нам нужны прыжковые упражнения? (Чтобы развить скоростно-силовые способности). А как вы думаете, нужны ли они нам в подвижных и спортивных играх? Приведите примеры. (Нужны. Прыжки в баскетболе, в футболе, волейболе). 

Р.: умение регулировать и контролировать свои действия.

П: использовать знания из других предметов для дальнейших  самостоятельных занятий по физкультуре.

Л.: принятие задач урока и осознанное их выполнение.

III.

Изучение нового учебного материала

Цель для учителя:  учить выполнять элементы баскетбола. 

Цель для обучающихся:

понять назначение предложенных упражнений, учиться выполнять элементы баскетбола, знать некоторые правила игры.

Методы обучения:

репродуктивный, побуждающий от проблемной ситуации диалог (на несходное задание).

Форма организации:

поточная, фронтальная.

Критерии достижения цели:

обучающиеся правильно отвечают на вопросы и правильно выполняют заданные упражнения.

Двигаясь в колонну по одному, взять мячи.

Перестроение по расчету.

- Элементам какой спортивный игры, мы учимся, играя в «Морской бой»? (Баскетбол) Что это за элемент и зачем он нужен? (Ведение мяча. Чтобы потом легче было учиться играть в басктебол). 

- Итак, представим, что мы «корабли», а мяч – это наш мотор. Но по короткому свистку, мы становимся «подводными лодками». А подводные лодки где плавают? (Под водой) Поэтому как мы будем изображать подводные лодки? (Мы присядем.)

1. Ведение мяча на месте правой, левой рукой в высокой, низкой  стойке.

Методические указания: при ведении правой рукой левая нога чуть выставлена вперед (левой рукой, правая нога впереди). Колени чуть согнуты, плечи подать вперед. Мяч толкать рукой, работая в локтевом суставе,  заканчивать  движение кистью. Мяч вести впереди, сбоку от ноги. По короткому свистку учащиеся опускаются в низкую стойку, продолжая выполнять ведение мяча. В низкой стойке мяч толкать кистью. Остановка по длинному свистку.

- Удалось кому-нибудь ни разу не ошибиться во время выполнения упражнения. Герои!

2. Корабли и подводные лодки начинают движение - ведение мяча правой, левой рукой, шагом, по прямой, в высокой, низкой стойке.

Методические указания: до стойки учащиеся ведут мяч в высокой стойке «корабли», после поворота, ведут в приседе «Подводные лодки». В высокой стойке колени чуть согнуты, плечи подать вперед. Нога ставится перекатом с пятки.  Мяч вести впереди, сбоку от ноги. Стараться толкать рукой, работая в локтевом суставе,  заканчивать  движение кистью. В низкой стойке мяч толкать кистью. Интервал выполнения упражнения- поворот впереди идущего ученика.

- Как вы думаете, почему нам нужно вести мяч впереди, но с боку, от себя? (Что бы не мешали ноги). А зачем нам нужно правильно вести мяч стараясь не бить по нему, а толкать его? (Что бы мы могли управлять им)

Р.: умение находить эффективные способы решения задач, саморегуляция, действие по правилу, сравнение своих действий с  инструкцией.

К: умение строить отношения друг с другом,  с педагогом при выполнении учебных задач.  

П.: структурирование знаний, построение логического рассуждения.

IV

Тренировка - закрепление нового учебного материала

Цель для учителя: снять психологическую нагрузку у учащихся, повысить эмоциональный

фон на уроке, развивать координационные способности.

Цель для обучающихся: работать в группе  в условиях соревновательной деятельности.

Методы: соревновательный,

игровой.

Форма организации: групповая.

Критерии достижения цели:

правильно выполняют ориентируются в условиях игры.

Подвижная игра «Морской бой»-8мин.

Методические указания:

  1. Учащиеся расходятся с мячами по залу и по команде учителя, начинают выполнять ведение мяча в высокой стойке, двигаясь шагом, стараясь не цеплять и не мешать товарищам. Нельзя вести мяч двумя руками одновременно, нельзя  брать его в две руки, а затем опять вести. По короткому  свистку учителя ученики становятся «подводными лодками», приседают и водят мяч в приседе. Заканчивают игру по длинному свистку учителя. Отметить учащихся, не допустивших ошибки.

- А как вы думаете, почему нельзя вести мяч двумя руками и брать его в две руки, а затем опять вести? (Это нарушение правил). А для чего (почему, зачем), мы ввели с вами такие правила? (Чтобы выучить правила баскетбола).

  1. Учащиеся расходятся с мячами по залу и по команде учителя начинают выполнять ведение мяча в высокой стойке, двигаясь шагом,  стараясь не задевать и не мешать товарищам. По команде учителя «Бой!» учащиеся стараются выбить свободной рукой мяч у товарищей, при этом не потеряв контроль за ведением своего мяча. Нельзя выбивать мяч ногой или задевать части тела товарища. Если игрок после потери мяча смог возобновить  ведение, не нарушая правил (двойное ведение), он остается в игре. Учащиеся, потерявшие мяч, выходят из игры.
  2. Дети дают оценку игре и игрокам, опираясь на знание правил.

Л: преодоление трудности и готовность мобилизовать себя, нравственно-этическое оценивание действий

товарища.

П.: выполнение действий по алгоритму, правилу.

К.: использование критериев для обоснования своего суждения.

V.

Рефлексия

Цели для учителя:

-подготовить обучающихся к предстоящей деятельности на следующем уроке;

- снять эмоциональную нагрузку;

- организовать рефлексию деятельности учащихся.

Цель для обучающихся:

Самооценка своей деятельности.            

Методы обучения: словесные. Критерии достижения цели:

ученики адекватно оценивают свою деятельность, прогнозируют будущую деятельность.

Общее построение-1мин.

Как вы считаете, мы выполнили все поставленные задачи? Обоснуйте мнение (хорошо потренировались, развивали физические качества, научились ведению мяча).

Каким образом подвижные игры связаны с видами спорта? (Потом легче будет осваивать спортивные игры).

Подведение итогов урока. Сообщение задач на следующий урок. 

Домашнее задание: узнать с помощью родителей или самостоятельно, как называется нарушение правил в баскетболе, запрещающее одновременное ведение двумя руками, почему нельзя касаться игрока, владеющего мячом.

Организованный выход из спортивного зала

Гуси-лебеди

По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка» (салка, пятнашка).

На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.

Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

День и ночь

Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.

На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Не урони мяч

Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.

На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).

Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.

  По сигналу или команде воспитателя дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.

Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.

Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.

Р: умение оценивать свою деятельность, соотношение известного и неизвестного.

П: оценка процесса и результатов деятельности.

Л.: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание  причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для учащихся 4 класса Тема: «Обучение подвижным играм»

Задачи урока:1.     Образовательные: разучить игры: « Два мороза», «Пустое место»2.     Оздоровительные:  содействие укреплению опорно-двигательного аппара...

Тема урока: «Подвижные игры с элементами спортивных игр»

Цели деятельности учителя: развивать умение участвовать в спортивных играх в соответствии с правилами и техникой безопасности; Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивов учебной деятельности ...

Конспект урока на тему: Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.4 класс

Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.4 класс...

Урок физической культуры в 1 классе по теме "Национальные подвижные игры"

План-конспект урока физической культуры в 1 классе. На уроке проведены национальные народные игры жителей Южного Урала....

Технологическая карта урока по теме: «Национальные подвижные игры».

Урок физической культуры с элементами НРЭО, раздел "Легкая атлетика"...

Технологическая карта по физкультуре 4 класс. Тема урока: "Подвижные игры"

Цель урока: Развитие двигательной активности у детей в 4-м классе посредством подвижных игрПланируемые результаты:Предметные:Знать правила подвижных игрЗнать правила техники безопасности при участии в...