Статья "Зачем нужны шахматы в школе?"
статья по физкультуре

В этой статье автор рассказывает какое влияние оказывают шахматы на образование ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx7.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

"Зачем нужны шахматы в школе?"

Автор И.А. Крылова

В ХХI веке человечеству приходиться решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального и культурного уровня человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат, как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра, в процессе которой происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий головного мозга, развитие логического и  абстрактного мышления.

        Благодаря шахматам, в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент и правое полушарие, которое отвечает за пространственное воображение, моделирование и создание возможных ситуаций. В школах уроков логики нет, а занятие шахматами учат детей логически мыслить и рассуждать, предугадывать и прогнозировать события, просчитать все возможные варианты и исходы игры, принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – навыки, которые получает шахматист.

        Во время занятий у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе и это важно для гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

        Мнемические процессы ( запоминание, сохранение, воспроизведения, забывания, припоминание, узнавание, т. д.), интенсивно задействованы в шахматах, т.к. игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

        Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой - и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.

        Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребёнка формируется эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-занятие: «Нужное из не нужного»

Объект исследования:бытовые отходы жизнедеятельности человека.Предмет исследования:изделие из бытового мусора.Цель:развитие экологического и творческого мышления;формирование основ культуры и ре...

Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".

Разработка сценария мероприятия по шахматам....

Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Ознакомить обучающихся с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значением для организма; что происходит с пищей в организме, для чего надо есть, как есть правильно; фор...

Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».

Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?

ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...

Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».

Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...