Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам
рабочая программа по физкультуре (3 класс)

При обучении игре в шахматы  младшие школьники учатся   наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ ««Средняя общеобразовательная школа №4»

                                          «Принято»

                                           Педагогическим советом

                                           протокол от _____20__г.№__

                                            Введено приказом от___20__г.

                                           Директор МАОУ «СОШ№4»

                                             ___________   __________

                                                            Подпись              Ф.И.О.

 

Рабочая программа

                                           по   внеурочной  деятельности направления « Шахматы»    1 год обучения

 

Количество часов -34 час

Количество часов в неделю - 1час.

Составитель: Сафиуллина Резеда Сахиевна, учитель физической культуры

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР________ _______________от_________20___г.

                                                          Подпись     Ф.И.О.

г. Набережные Челны

2018 год

              Рабочая программа внеурочной деятельности по  направлению «Шахматы » составлена на основе нормативно — правовой базы:

- Закон РФ "Об образовании" от 29.12. 2012 года N 273-ФЗ;

- Типовые  положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября  2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;

- Положение об организации внеурочной деятельности ОУ.

Программа разработана в соответствии с программой :

- И.Г. Сухин "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений" (2011, 40 с.)

Актуальность

В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.

Цели программы:

  • формирование и  становление личности младших школьников и наиболее полное  раскрытие их творческих способностей,
  • поддержание устойчивого интереса к искусству игры в шахматы.

Задачи :

Обучающие:

- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;

- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

- научить учащихся  играть шахматную партию с записью;

- решать комбинации на разные темы;

- обучать учащихся самостоятельно анализировать позицию  через формирование умения решать комбинации на различные темы;

- научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- развивать способность анализировать и делать выводы;

- способствовать развитию творческой активности;

- развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

- сформировать правильное поведение во время игры;

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

  • совершенствовать у детей психические  процессы , как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  • формировать положительное  отношение к искусству игры в шахматы;
  • развивать умение игры в шахматы и контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;
  • формировать чувство  радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  • уметь осознанно решать творческие шахматные  задачи; стремиться к  самореализации и самосовершенствованию.

Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию программы  отводится 1 час в неделю,   34 часа в год).

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Группы комплектуются из учащихся начальных классов

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы .

  • Формирование положительного  отношения к искусству игры в шахматы
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций..
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • Умение осознанно решать творческие шахматные  задачи; стремиться к  самореализации и самосовершенствованию.

Метапредметные результаты освоения программы .

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы .

  • Приобретение знаний о  шахматных терминах: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Умение  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Овладение знаниями о  названии  шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Содержание программы

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА   - 2 часа

Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образ жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенды  о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ  - 2 часа

. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов.

Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР  1 час

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР  -  16 часов

Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске., Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие пешки на проходе, превращение пешки. Угроза, нападение, защита. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале

Практическая работа:  дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур..

Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ  - 9 часов

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и правила её выполнения.

Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов

-поставь мат в 3, 4, 5 ходов.
- сделай 2 хода и поставь мат сопернику

Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ  - 4часа

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Практическая работа: решение шахматных задач.
- загони ферзь в «Ловушку».
- проходная пешка становится ферзей. Как ты этой сделаешь?
- ты продолжаешь игру и выигрываешь через 6 ходов.
- помоги ферзи выбраться из «Ловушки».
- ты проигрываешь, но выведи игру на ничью.
- задача «Защитись от мата».
-поймай ладью.
- захвати центр.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Изучаемый раздел, тема занятия

Кол часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

        Дата проведения

План

Факт

1. Шахматная доска

Знакомство с техникой безопасности во время        проведения        занятий.

Знакомство        с        режимом        работы кружка.Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

1.

Вводное занятие. Легенды и сказания о возникновении шахмат

Знакомство с шахматной доской

1

2.

Шахматная доска

1

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

2. Шахматные фигуры.

2

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

3-4

Знакомство с шахматными фигурами

2

3. Начальная расстановка фигур.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

5.

Начальное положение

1

4. Ходы и взятие фигур.

16ч

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

7.

Ладья в игре.

1

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9.

Слон в игре.

1

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

10.

Ладья против слона.

1

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

12.

Ферзь в игре.

1

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

13.

Ферзь против ладьи и слона.

1

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15.

Конь в игре.

1

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17.

Знакомство с пешкой.

1

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

18.

Пешка в игре.

1

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

21.

Король против других фигур.

1

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

5. Цель шахматной партии.    9 час

22.

Шах.

1

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

23

Шах.

1

24.

Мат.

1

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

25

Мат

1

26.

Ставим мат.

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

27

Ставим мат.

1

28.

Ничья, пат.

1

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

2930

Рокировка.

1

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

6. Игра всеми фигурами из начального положения.  4 часа

31.

Шахматная партия.

1

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

32.

Шахматная партия. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта

1

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

33- 34.

Шахматная партия. Повторение по теме «Сила и слабость шахматной фигуры, ее игровые возможности»

1

Закрепление программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.  Шах, мат, пат. Начальное положение.  Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

Литература:

Журавлев Н.В. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986

Иващенко С.С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радьянская школа, 1986

Князева В.И. Уроки шахмат. – Ташкент. 1992.

Костьев А.В. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

П о ж а р с к и й В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. - М., 1996.

Сельская школа. Журналы с №2 по № 6 за 2002 г
Примерная программа внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы". Автор А.А. Тимофеев

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 2класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Шахматы», 2-ой год обучения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы".

Срок реализации программы один год  с 1 по 4 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы"

Рабочая пограмма по курсу внеурочной деятельности "Шахматы"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по шахматам для 2 класса

Курс "Шахматы в школе" под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой написан специально для начальной школы и рассматривается как система постепенно усложняющихся занимательных заданий и дид...