"Воздействие аквааэробики на организм человека"
методическая разработка по физкультуре
В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. И мы всё чаще слышим ЗОЖ, здоровье сберегающие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozdeystvie_akvaaerobiki_na_organizm_cheloveka.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества. И мы всё чаще слышим ЗОЖ, здоровье сберегающие технологии.
Повышение интереса к вопросам, связанным с содержанием и местом занятий физической культурой в жизни женщин, вызвано ухудшением здоровья, снижением уровня детской рождаемости и показателей физического развития. Это обусловливает поиск новых путей увеличения двигательной активности женщин с целью улучшения их здоровья, повышения культурного и образовательного уровня, раскрытия личностного потенциала (В.М.Выдрин, 1986; Н.И.Пономарев, 1996; Ю.М.Николаев, 1998 и др.).
Водная среда и плавание обладают мощным воздействием на организм занимающихся. Однако их использование в оздоровительных целях требует специально организованного педагогического подхода с учетом специфики водной среды. Обучение населения плаванию представляет собой задачу государственного значения. Оздоровительное, рекреационное плавание имеет большое значение для реализации Федеральной программы развития физической культуры, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации.
В современных экономических условиях для привлечения женщин к занятиям оздоровительным плаванием необходимо применение комплекса мероприятия, включающих традиционные и нетрадиционные средства физической культуры, адекватных состоянию здоровья, уровню подготовленности, потребностям и индивидуальным особенностям занимающихся.
Фитнес - это не только обычные спортивные упражнения, а целая система, которая представляет определенный режим, культуру питания, взгляды на жизнь, отношение к себе и к окружающим.
Аквафитнес – быть в форме, посредством занятий в воде.
Аквааэробика — это вид оздоровительно-рекреационной физической культуры, в которой используется сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением для повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья.
Основу комплексов Аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные). Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях используется оборудование (пояса, нудлы, гантели, ботинки, перчатки).
Используя физические свойства воды (плотность, теплопроводность и т.д.), занятия Аква аэробикой позволяют индивидуально дозировать двигательную нагрузку, а так же оптимизировать двигательный режим занимающихся.
Явление гидроневесомости и плотность водной среды оказывает естественное сопротивление движениям в любых направлениях, увеличивая нагрузку на мышцы и снимает часть противопоказаний.
Погружение в воду вызывает изменение в процессах, связанных с регулированием тепла в организме, расходуются дополнительные калории на согревание тела. Это происходит из-за того, что температура воды ниже тела на 6-10 градусов.
В связи с тем, что сопротивление воды значительно превосходит сопротивления воздуха, поэтому требует больших усилий, чем при занятиях на суше. Именно преодоление телом сопротивления воды дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с утяжелением, повышает выносливость и улучшает координацию движений.
Гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму. Это увеличивает объем крови, поступающей во внутренние органы, например, в почки. Следовательно, они начинают функционировать более активно.
Таким образом, эффективность аква аэробики заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую дыхательную и нервную системы и имеет ряд преимуществ перед другими известными видами оздоровления.
В настоящее время в ГБОУ школа № 630 разрабатывается программа «Здоровье педагога», составной частью которой является наш блок «Аква фитнес»
Настоящая Программа предусматривает проведение групповых занятий с женщинами в возрасте от 25 до 65 лет, имеющих начальную плавательную подготовку и медицинский допуск к занятиям Аквааэробикой.
Курс данной программы рассчитан на 36 (72) занятий, которые проводятся 1(2) раза в неделю продолжительностью 45 мин каждое.
Занятия проводятся в закрытом бассейне, длина 25 м., глубина от 160см до 200 см., что позволяет занимающимся находиться в состоянии гидроневесомости и тем самым увеличивать динамическую нагрузку, одновременно снижая нагрузку на опорно-двигательный аппарат максимально снижена.
Занятие строится на сочетании плавательных, общеукрепляющих, профилактических, игровых упражнений и упражнений локального воздействия на различные группы мышц с применением исходных положений: стоя, полусидя, лежа, с предметами и без них и включают в себя физические упражнения, которые подбираются в порядке усложнения. Также используются элементы синхронного плавания.
Цели настоящей программы:
- Внедрение аквааэробики в процесс физического воспитания людей с разными потребностями.
- Улучшение самочувствия занимающихся, повышение двигательной активности во время занятий в воде.
- Формирование положительного отношения к своему телу, путем занятий физическими упражнениями в воде, повышение качества жизни занимающихся.
- Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Задачи программы:
- Выработать у занимающихся мотивационно - целостной установки на качественное выполнение упражнений.
- Сформировать жизненно необходимые двигательные навыки, прививать навык правильной осанки.
- Развивать физические качества: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
- Укрепить здоровье путем физических упражнений в воде через улучшение кровообращения.
- Дать необходимые теоретические знания в области гигиены и оздоровительной физической культуры.
- Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества.
Прогнозируемый результат и способы его проверки.
Эффективность проведенных занятий в рамках данной программы проводится путем анкетирования занимающихся на конечном этапе проведения тренировок. Планируется, что в результате проведения занятий по акваэробике у занимающихся будут замечены следующие результаты:
- повышение настроения
- улучшение физических показателей организма
- освоение правил безопасности на воде
- укрепление здоровья
- увеличение мышечной силы, выносливости и общего тонуса мышц
- улучшение циркуляции кровотока, который способствует застою крови и лимфы
- избавление от жировых отложений
- развитие потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в воде.
А вот теперь фильм.
Классификация упражнений аквааэробики, используемых при проведении занятий:
- по своей цели:
- общеразвивающие и профилактические упражнения;
- упражнение локальной направленности (по воздействию на отдельные группы мышц);
- плавательные упражнения;
- игровые упражнения.
Общеразвивающие упражнения повышают физическое развитие, укрепляют опорно-двигательный аппарат, формируют мышечный корсет. Упражнения объединяются в блоки(для мышц рук, плечевого пояса и туловища; упражнения на растягивание, расслабление и дыхания).
Упражнения локального воздействия формируют телосложения женщин, особенно в "проблемных" зонах (талия, ягодицы, бедра). Упражнения делятся на 4 блока:
- упражнения у неподвижной опоры;
- упражнения с плавательными досками;
- упражнения с поддерживающими палками;
- упражнения с поддерживающими поясами.
В каждый из блоков входит по 5 групп упражнений:
- для развития мышц передней поверхности бедра;
- для развития мышц задней поверхности бедра и ягодиц;
- для развития мышц боковой поверхности бедра;
- для развития мышц внутренней поверхности бедра;
- для развития мышц брюшного пресса.
Профилактические упражнения включают:
- гимнастику для профилактики остеохондроза;
- релаксацию с элементами аутотренинга и дыхательные упражнения, самомассаж (гидромассаж).
Дыхательные упражнения можно выполнять на суше и в воде с целью повышения эффективности дыхания. Во время занятий на воде добавляется группа упражнений на координацию дыхания и правильных движений.
Плавательные упражнения обычно используют для совершенствования техники плавания и обучению плаванию с нуля. Подбор упражнений определяется исходя из уровня плавательной подготовки занимающихся.
Игровые упражнения имеют своей целью повысить эмоциональность занятий. Выбор игры зависит от цели занятия, количества занимающихся, их возраста и уровня подготовки и условий проведения урока. Игры рассматриваются как средство активного отдыха.
Структура занятия.
Продолжительность занятий составляет 45 минут и состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.
Все части занятия взаимосвязаны.
Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм человека к работе.
Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.
Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени и направлены на расслабление, восстановления дыхания и создания положительного эмоционального настроя у занимающихся.
Подготовительная часть начинается с разминки, в - основном состоит из упражнений без опоры для мышц рук, плечевого пояса и туловища.
Основная часть включает в себя три блока упражнений:
- упражнения у неподвижной и (или) подвижной опоры, где преимущественно выполняется работа мышцами ног в динамическом режиме (руки работают в статическом режиме);
- упражнения без опоры, прыжковые и в ходьбе (для проработки мышц нижней части туловища и ног) а также для укрепления сердечно-сосудистой системы;
- упражнения с подвижной опорой (для проработки мышц брюшного пресса и косых мышц живота, внутренней поверхности бедер и ягодичных мышц).
Заключительная часть состоит из упражнений, которые выполняются у неподвижной опоры и в безопорном положении, направленных на растяжение и расслабление мышц.
Паузы между блоками заполняются плавательными упражнениями в зависимости от плавательной подготовки. Сопротивление воды используется для регулирования интенсивности движений.
Большая плотность воды принуждает занимающихся выполнять движения значительно медленнее, испытывая при этом значительную нагрузку. Даже небольшое увеличение скорости движения в воде может потребовать больших усилий.
В зависимости от этапа обучения, каждое упражнение с тремя уровнями интенсивности: низкой, средней и высокой.
Этапы обучения
I этап (сентябрь-ноябрь)
Применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами занятий, обучаются навыкам самоконтроля.
II этап (декабрь-февраль)
Занимающиеся выполняют упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Увеличивается количество плавательных упражнений.
III этап (март-май)
Увеличивается двигательная активность. Применяются в-основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.
АНКЕТА для занимающихся аква аэробикой
Дорогие друзья, просим Вас заполнить следующую анкету для оценки эффективности проводимых нами занятий по АКВААЭРОБИКЕ (анонимно)
- Ваш возраст ?______________
- Вес (по желанию)________________
- Сколько занятий Вы посетили? _____________
- Сколько пропустили и почему? ______________________________________
- Улучшалось ли у Вас настроение после занятия? ______________
- Какие изменения в состоянии здоровья Вы заметили? (Возможно, у Вас пропала одышка, появилось больше энергии, увеличилась подвижность в суставах, перестало что-то болеть и т.п.) _________________________________________________________
- Ощущаете ли Вы потребность в занятиях физическими нагрузками и их регулярности?____________________________________________
- Сможете ли Вы самостоятельно выполнять упражнения в любом другом водоеме (озере, море)?___________________________
- Ваши пожелания и замечания ____________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения___________
Спасибо! Ваши ответы помогут стать нам лучше!
Будьте здоровы и счастливы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организм человека: "Органы очистки организма" (3 класс, УМК "Гармония")
Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: органы очистки организма" (УМК "Гармония", Поглазова)...
Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .
Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека ....
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Человеческий организм. Как устроен организм человека» и мультимедийная презентация) 4 класс
Тема урока: «Человеческий организм. Как устроен организм человека»Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органо...
Разработка урока по теме «Табак. Воздействие табака на организм человека»
Задачи:1. формировать у обучающихся представление об отрицательном воздействии курения на организм человека;2. выявить причины, ...
Родительское собрание "Воздействие алкоголя и никотина на организм человека"
Материалы «Воздействие алкоголя и никотина на организм человека» можно использовать на родительских собраниях в классах или родительских лекториях. Материал напр...
Физиологические воздействия фитбола на организм школьников.
Физиологические воздействия фитбола на организм человека. Данный материал содержит информационный и практический характер. Может быть использован для работы инструкторами физической культуры, прподава...
О воздействии музыки на организм человека
Материал для родительского собрания класса в ДШИ....