"Воздействие аквааэробики на организм человека"
методическая разработка по физкультуре

Пригода Снежана Александровна

В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.  И мы всё чаще слышим ЗОЖ, здоровье сберегающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozdeystvie_akvaaerobiki_na_organizm_cheloveka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время особую социальную значимость имеет сохранение и укрепление здоровья, профилактика различного рода заболеваний, в том числе и профессиональных, у населения. Возрастание ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества.  И мы всё чаще слышим ЗОЖ, здоровье сберегающие технологии.

Повышение интереса к вопросам, связанным с содержанием и местом занятий физической культурой в жизни женщин, вызвано ухудшением здоровья, снижением уровня детской рождаемости и показателей физического развития. Это обусловливает поиск новых путей увеличения двигательной активности женщин с целью улучшения их здоровья, повышения культурного и образовательного уровня, раскрытия личностного потенциала (В.М.Выдрин, 1986; Н.И.Пономарев, 1996; Ю.М.Николаев, 1998 и др.).

Водная среда и плавание обладают мощным воздействием на организм занимающихся. Однако их использование в оздоровительных целях требует специально организованного педагогического подхода с учетом специфики водной среды. Обучение населения плаванию представляет собой задачу государственного значения. Оздоровительное, рекреационное плавание имеет большое значение для реализации Федеральной программы развития физической культуры, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и формирования здорового образа жизни населения Российской Федерации.

В современных экономических условиях для привлечения женщин к занятиям оздоровительным плаванием необходимо применение комплекса мероприятия, включающих традиционные и нетрадиционные средства физической культуры, адекватных состоянию здоровья, уровню подготовленности, потребностям и индивидуальным особенностям занимающихся.

Фитнес - это не только обычные спортивные упражнения, а целая система, которая представляет определенный режим, культуру питания, взгляды на жизнь, отношение к себе и к окружающим.

Аквафитнес – быть в форме, посредством занятий в воде.

Аквааэробика — это вид оздоровительно-рекреационной физической культуры, в которой используется сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением для повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья.

Основу комплексов Аквааэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные). Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях используется оборудование (пояса, нудлы, гантели, ботинки, перчатки).

Используя физические свойства воды (плотность, теплопроводность и т.д.), занятия Аква аэробикой позволяют индивидуально дозировать двигательную нагрузку, а так же оптимизировать двигательный режим занимающихся.

 Явление гидроневесомости и плотность водной среды  оказывает естественное сопротивление движениям в любых направлениях, увеличивая нагрузку на мышцы и снимает часть противопоказаний.

Погружение  в воду вызывает изменение в процессах, связанных с регулированием тепла в организме, расходуются дополнительные калории на согревание тела. Это происходит из-за того, что температура воды ниже тела на 6-10 градусов.

В связи с тем, что сопротивление воды значительно превосходит сопротивления воздуха, поэтому требует больших усилий, чем при занятиях на суше. Именно преодоление телом сопротивления воды дает дополнительную нагрузку и создает эффект тренировки с утяжелением, повышает выносливость и улучшает координацию движений.

Гидростатическое давление воды улучшает циркуляцию крови по организму. Это увеличивает объем крови, поступающей во внутренние органы, например, в почки. Следовательно, они начинают функционировать более активно.

 Таким образом, эффективность аква аэробики заключается в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую дыхательную и нервную системы и имеет ряд преимуществ перед другими известными видами оздоровления.

В настоящее время в ГБОУ школа № 630 разрабатывается программа «Здоровье педагога», составной частью которой является наш блок «Аква фитнес»

 Настоящая Программа  предусматривает проведение  групповых занятий с женщинами в возрасте от 25 до 65 лет, имеющих начальную плавательную подготовку и медицинский допуск к занятиям Аквааэробикой.

Курс данной программы рассчитан на 36 (72) занятий, которые  проводятся 1(2)  раза в неделю продолжительностью 45 мин каждое.

Занятия  проводятся в закрытом бассейне, длина 25 м., глубина от 160см  до 200 см., что позволяет занимающимся находиться в состоянии гидроневесомости  и тем самым увеличивать динамическую нагрузку, одновременно снижая  нагрузку на опорно-двигательный аппарат максимально снижена.

Занятие строится на сочетании плавательных, общеукрепляющих, профилактических, игровых упражнений и упражнений локального воздействия на различные группы мышц с применением исходных положений: стоя, полусидя, лежа, с предметами и без них и  включают в себя физические упражнения, которые подбираются в порядке усложнения. Также используются элементы синхронного плавания.

Цели настоящей программы:

  1. Внедрение аквааэробики в процесс физического воспитания людей с разными потребностями.
  2. Улучшение  самочувствия занимающихся, повышение двигательной активности во время занятий в воде.
  3. Формирование положительного отношения к своему телу, путем занятий физическими упражнениями в воде, повышение качества жизни занимающихся.
  4. Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

Задачи программы:

  1. Выработать у занимающихся мотивационно - целостной установки на качественное выполнение упражнений.
  2. Сформировать жизненно необходимые двигательные навыки, прививать навык правильной осанки.
  3. Развивать физические качества: сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
  4. Укрепить здоровье путем физических упражнений в воде через улучшение кровообращения.
  5. Дать необходимые теоретические знания в области гигиены и оздоровительной физической культуры.
  6. Воспитывать положительные черты характера, нравственные и волевые качества.

Прогнозируемый результат и способы его проверки.

Эффективность проведенных занятий в рамках данной программы проводится путем анкетирования занимающихся на конечном этапе проведения тренировок. Планируется, что в результате проведения занятий по акваэробике у занимающихся будут замечены следующие результаты:

  • повышение настроения
  • улучшение физических показателей организма
  • освоение правил безопасности на воде
  • укрепление здоровья
  • увеличение мышечной силы, выносливости и общего тонуса мышц
  • улучшение циркуляции кровотока, который способствует застою крови и лимфы
  • избавление от жировых отложений
  • развитие потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в воде.

А вот теперь фильм.

Классификация упражнений аквааэробики, используемых при проведении занятий:

  • по своей цели:
  • общеразвивающие и профилактические упражнения;
  • упражнение локальной направленности (по воздействию на отдельные группы мышц);
  • плавательные упражнения;
  • игровые упражнения.

Общеразвивающие упражнения повышают физическое развитие, укрепляют опорно-двигательный аппарат, формируют мышечный корсет. Упражнения объединяются в блоки(для мышц рук, плечевого пояса и туловища; упражнения на растягивание, расслабление и дыхания).

Упражнения локального воздействия формируют телосложения женщин, особенно в "проблемных" зонах (талия, ягодицы, бедра). Упражнения делятся на 4 блока:

  • упражнения у неподвижной опоры;
  • упражнения с плавательными досками;
  • упражнения с поддерживающими палками;
  • упражнения с поддерживающими поясами.

В каждый из блоков входит по 5 групп упражнений:

  • для развития мышц передней поверхности бедра;
  • для развития мышц задней поверхности бедра и ягодиц;
  • для развития мышц боковой поверхности бедра;
  • для развития мышц внутренней поверхности бедра;
  • для развития мышц брюшного пресса.

Профилактические упражнения включают:

  • гимнастику для профилактики остеохондроза;
  • релаксацию с элементами аутотренинга и дыхательные упражнения, самомассаж (гидромассаж).

Дыхательные упражнения можно выполнять на суше и в воде с целью повышения эффективности дыхания. Во время занятий на воде добавляется группа упражнений на координацию дыхания и правильных движений.

Плавательные упражнения обычно используют для совершенствования техники плавания и обучению плаванию с нуля. Подбор упражнений определяется исходя из уровня плавательной подготовки занимающихся.

Игровые упражнения имеют своей целью повысить эмоциональность занятий. Выбор игры зависит от цели занятия, количества занимающихся, их возраста и уровня подготовки и условий проведения урока. Игры рассматриваются как средство активного отдыха.

        Структура занятия.

        Продолжительность занятий составляет  45 минут и состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

Все части занятия взаимосвязаны.

Подготовительная часть делится 5-15% общего времени. Задача этой части сводится к тому, чтобы подготовить организм человека к работе.

Основная часть длится 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи.

Заключительная часть занятия длится 3-7% общего времени и направлены на расслабление, восстановления дыхания и создания положительного эмоционального настроя у занимающихся.

Подготовительная часть начинается с разминки, в - основном состоит из упражнений без опоры для мышц рук, плечевого пояса и туловища.

Основная часть включает в себя три блока упражнений:

  • упражнения у неподвижной  и (или) подвижной опоры, где преимущественно выполняется работа мышцами ног в динамическом режиме (руки работают в статическом режиме);
  • упражнения без опоры, прыжковые и в ходьбе (для проработки мышц нижней части туловища и ног) а также для укрепления сердечно-сосудистой системы;
  • упражнения с подвижной опорой (для проработки мышц брюшного пресса и косых мышц живота, внутренней поверхности бедер и ягодичных мышц).

 Заключительная часть состоит из  упражнений, которые выполняются у неподвижной опоры и в безопорном положении, направленных на растяжение и расслабление мышц.

Паузы между блоками заполняются плавательными упражнениями в зависимости от плавательной подготовки. Сопротивление воды используется для регулирования интенсивности движений.

Большая плотность воды принуждает занимающихся выполнять движения значительно медленнее, испытывая при этом значительную нагрузку. Даже небольшое увеличение скорости движения в воде может потребовать больших усилий.

В зависимости от этапа обучения, каждое упражнение с тремя уровнями интенсивности: низкой, средней и высокой.

Этапы обучения

I этап (сентябрь-ноябрь)

Применяются  упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. Занимающиеся знакомятся со свойствами водной среды, с основными средствами занятий, обучаются навыкам самоконтроля.

II этап (декабрь-февраль)

Занимающиеся выполняют упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды. Увеличивается количество плавательных упражнений.

III этап (март-май)

Увеличивается двигательная активность. Применяются в-основном упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.

 

АНКЕТА для занимающихся аква аэробикой

Дорогие друзья, просим Вас заполнить следующую анкету для оценки эффективности проводимых нами занятий по АКВААЭРОБИКЕ (анонимно)

  1. Ваш возраст ?______________
  2. Вес (по желанию)________________
  3. Сколько занятий Вы посетили? _____________
  4. Сколько пропустили и почему? ______________________________________
  5. Улучшалось ли у Вас настроение после занятия? ______________
  6. Какие изменения в состоянии здоровья Вы заметили? (Возможно, у Вас пропала одышка, появилось больше энергии, увеличилась подвижность в суставах, перестало что-то болеть и т.п.)  _________________________________________________________
  7. Ощущаете  ли  Вы потребность  в  занятиях  физическими  нагрузками  и  их регулярности?____________________________________________
  8. Сможете ли Вы самостоятельно выполнять упражнения в любом другом водоеме (озере, море)?___________________________
  9. Ваши пожелания  и замечания ____________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения___________

Спасибо! Ваши ответы помогут стать нам лучше!

Будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организм человека: "Органы очистки организма" (3 класс, УМК "Гармония")

Презентаци выполнена к урока окружающего мира в з классе по теме "Организм человека: органы очистки организма" (УМК "Гармония", Поглазова)...

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека .

Интернет-зависимость человека как негативное психологическое воздействие компьютерных технологий на человека ....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ОМ «Человеческий организм. Как устроен организм человека» и мультимедийная презентация) 4 класс

Тема урока: «Человеческий организм. Как устроен организм человека»Цели деятельности учителя: формировать умение распознавать органы человека; дать учащимся самые первые представления о системах органо...

Разработка урока по теме «Табак. Воздействие табака на организм человека»

Задачи:1.      формировать у обучающихся  представление об отрицательном воздействии  курения на организм человека;2.      выявить причины, ...

Родительское собрание "Воздействие алкоголя и никотина на организм человека"

     Материалы «Воздействие алкоголя и никотина на организм человека» можно использовать на родительских собраниях в классах или родительских лекториях. Материал напр...

Физиологические воздействия фитбола на организм школьников.

Физиологические воздействия фитбола на организм человека. Данный материал содержит информационный и практический характер. Может быть использован для работы инструкторами физической культуры, прподава...

О воздействии музыки на организм человека

Материал для родительского собрания класса в ДШИ....