Форма работы с детьми с ограниченными возможностями по средствам АФК"
опыты и эксперименты по физкультуре

Работа с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_postnikova_s.yu_.docx19.97 КБ
Файл afk.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар учителей физической культуры по теме: «Развитие физических способностей детей  с ограниченными возможностями здоровья, посредством адаптивной физической культуры»

Мастер – класс: «Профилактика и коррекция нарушений осанки на уроках физической культуры».

Подготовила: Учитель физической культуры МБОУ «Видновская СОШ №2» Постникова Светлана Юрьевна

Цель:

Формирование и развитие физических качеств детей, как одного из условий обеспечения здоровьесбережения и здоровьесозидания  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Задачи:

  • Образовательные:

 Повторить технику ходьбы различными способами.

 Формирование правильной осанки.

  • Коррекционные

 Осуществление коррекции имеющегося нарушения осанки.

Увеличение объема движения в суставах;

укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

  • Воспитательные

Воспитывать самоконтроль;

Воспитывать интерес к занятиям физическими упражнениями;

Двигательные коррекционные задачи: 

  • основные - развитие корректировка мышечных усилий; формирование правильной осанки;
  • вспомогательные - улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур); улучшение мышечного корсета; развитие координации, профилактика нарушения зрения.

Разминка.

Основная.

Круговая тренировка.

  1. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса (подъем плечевого пояса с прижатой поясницей).
  2. Вытяжение позвоночника лежа на спине.
  3. Упражнения на укрепление мышц спины. (Подъем плечевого пояса на животе).
  4. Вытяжение позвоночника и растяжение мышц спины.
  5. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. (Свеча)
  6. Вытяжение мышц спины с махом ногой стоя на четвереньках.
  7.  

Подвижная игра «Исправь осанку!»,

«Мяч в кругу» 

Играющие располагаются по кругу лежа на животе лицом к центру, руки согнуты в локтях, кисти под подбородком. У одного из играющих в руках волейбольный или резиновый мяч. Слегка выпрямляясь, этот игрок толкает мяч одному из участников игры и занимает исходное положение Мяч переходит игрокам, но не выходит за пределы круга. Цель игры — укрепление мышц спины, разгрузка позвоночника.

«Ножной мяч в кругу»

Играющие сидят в кругу лицом к центру, в упоре сзади на полу, и ударяют мяч так, чтобы он подкатился к кому-либо из игроков и не выкатился из круга. Целью данной игры является разгрузка мышц спины и нижних конечностей. Ее имеет смысл использовать в заключительной части занятий.

             

Заключительная часть.

1.Ходьба с мешочком на голове, сохраняя правильную осанку.

2.Ходьба с мешочком на голове с выполнением задания: с высоким подниманием коленей

3.Ходьба с мешочком на голове с выполнением задания: на носках



Предварительный просмотр:

           Тема «Форма работы с детьми с ограниченными возможностями по средствам АФК"                                                    

Выступление учителя физической культуры

Постниковой С.Ю.

 на районном семинаре учителей физкультуры

15.03.2017 г.

Все мы знаем, как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание, мышление, волю, внимание, трудолюбие, уважение к окружающему миру.

Характерными психологическими трудностями этих детей являются многочисленные страхи: боязнь диагноза, медицинские процедуры и т.д. Ребёнок страдает от острого дефицита общения прежде всего со сверстниками, боится одиночества, опасается предстоящих встреч со значимыми для него людьми.

Подростки до болезни или в момент болезни, имевшие сложившиеся профессиональные представления, страдают от своей профнепригодности. Они заведомо знают физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида. Часто подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, что будут отставать в учёбе. Ощущая острый дефицит знаний, умений и навыков, понимая свои ограниченные возможности.

Часто близкие ребёнка с ОВЗ сами пребывают в состоянии хронического стресса , вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.

Чтобы преодолеть эти факторы надо решить следующие задачи:

- развитие навыков у ребёнка и членов его семьи понимания себя, своих чувств и чувств близких;

- грамотная поддержка родными больного, не забывая о собственных потребностях, делая акцент на его самостоятельность.

-стремление поощрять не болезнь, а здоровье.

Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;

-поощрять любые проявления его инициативы, -отмечать его успехи в физическом развитии;

-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.

-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;

  • Работа с детьми отнесенных к специальной медицинской группе А

Распределение школьников на медицинские группы В соответствии с состоянием здоровья , физическим развитием, уровню физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на 3 группы:

1. основная

2. подготовительная

3. специальная медицинская группа.

Определяет группу здоровья врач педиатр, заключение дает врачебная комиссия, заверяется главным врачом поликлиники на основании «Положения

   о врачебном контроле за физическим воспитанием населения. Приказ № 826 от 09.11.1966 г.»

Основная группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с небольшим отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий в соответствии с учебной программой в полном объёме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой, рекомендуется заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях.

Подготовительная группа: В нее включают детей и подростков имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья , а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе используются те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений.

Занятия физической культурой проводится совместно с основной группой, обе группы сдают установленные контрольные нормативы с учетом рекомендаций врача.

Нуждаются в дополнительных занятиях физической культурой  по общей физической подготовки

Специальная медицинская группа: В нее включают детей и подростков имеющих отклонения состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующих ограничения физических нагрузок. СМГ делится на подгруппы-А и Б

Группа: «А» Организуется в образовательном учреждении и проводится по специальной программе, одобренной МИНфином РФ (1986 г.- 2004 г., 2006 г.).

Группа от 10-15 человек, комплектуется с учетом характера заболеваемости и возрастной категорией,

(обратимыми заболеваниями, которые после лечебно- оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу).

Задачи СМГ: 1. Повышения уровня здоровья;

2.Улучшение показателей физического развития;

3.Освоение двигательных умений, навыков и качеств;

4.Адаптация организма к воздействию физ. нагрузок.

5.Закаливание и повышения сопротивляемости организма к заболеваниям.

6. Формирование волевых качеств личности.

Требования к учащимся, относящимся к спецмедгруппе

  1. Ученик присутствует на уроке в спортивной форме.
  2. Находится рядом с учителем.
  3. Оформляет тетрадь по домашнему заданию.
  4. На уроке выполняют упражнения в зависимости от заболевания
  5. 1 раз в четверть готовит реферат или презентацию на тему ЗОЖ.
  6. Проводят разминку или показывают комплексы ОРУ
  7. Участвует  в соревнованиях в качестве судей или помощников судей.

Требования к уроку физкультуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе Обучение рациональному дыханию. Формирование правильной осанки и её коррекция. Индивидуальный подход к занимающимся. Урок должен быть эмоционально окрашенным.

Программа реализуется в трех возрастных группах: 1-4 классы объединены в 1 группу, 5-9 классы во вторую, 10-11классы в третью группу.

      Задачи физического воспитания школьников, отнесённых к СМГ, следующие:

укрепление здоровья; ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

овладение комплексами упражнений, благотворно воздействующих на состояние  организма школьников с учётом имеющегося у него заболевания;

воспитание активного и сознательного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

формирование навыков правильного дыхания при статических положениях и передвижениях.

Общие теоритические сведения. Теоретический материал, изучаемый на уроках, содержит сведения по общим основам оздоровительной физкультурой; причинам возникновения наиболее распространённых заболеваний детей и подростков. Учащиеся знакомятся с методикой  лечебной физкультуры при различных заболеваниях. Знания, полученные детьми по механизму лечебного действия физических упражнений, увеличивают их оздоровительный эффект.

 Практические занятия объединены в индивидуальные циклы и направлены на коррекцию разных видов заболеваний. При этом занятия не сводятся только к занятиям оздоровительной физкультурой, а носят комплексный характер. Общая физическая нагрузка подбирается индивидуально по функциональному состоянию организма.

Упражнения на больших гимнастических мячах способствуют развитию у детей двигательной координации, улучшению осанки и профилактики её нарушений. Большие гимнастические мячи позволяют включать в работу даже такие группы мышц, которые не затрагиваются при других видах упражнений.

Применения упражнений йоги способствует развитию мышечной силы, выносливости, улучшению гибкости, тренирует респираторную систему.

Ходьба на лыжах является прекрасным оздоровительным, общеукрепляющим и закаливающим средством и включена в программу для детей специальной группы здоровья

Упражнения пилатеса способствуют развитию гибкости.

Одной из форм оздоровления является самомассаж. Наиболее простые приёмы доступны детям среднего школьного возраста. Действие самомассажа оказывает такое же благотворное влияние, как и лечебный массаж. Так же применяется массаж с помощью массажных мячей.

Значительная часть практических занятий уделяется специальным упражнениям при различных заболеваниях таких, как нарушение опорно –двигательного аппарата ; нарушение деятельности сердечно -сосудистой системы, ожирение ;заболевания дыхательной системы.

Итоговая отметка выставляется по физкультуре в СМГ с учетом теоретических и практических знаний ( двигательных умений и навыков , умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

В журнал и аттестат выставляется отметка. Выпускники 9-11 классов могут участвовать в государственной итоговой аттестации по физической культуре, где выставляется отметка в баллах. Таким образом, ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен быть полностью освобожден от физической культуры. В любом другом случае ответственность за ребенка должен нести врач, принимающий такое решение.

Вывод: На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье, делает жизнь ребёнка с ОВЗ более полноценной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Цель:1. Создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.2. Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение . понимать себя и других.3. Создать условия для развития инициат...

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

Выступление на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Статья на тему : «Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....

Статья: "Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности"

Формы и методы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности...

Эффективные средства и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью).

В  данном  материале описаны методы работы,  которые можно использоавть в работе с детьми с ОВЗ...

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...