Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Баскетбол»
рабочая программа по физкультуре (4 класс) на тему
Данная программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, тесно связана с таким предметом как физическая культура. В программе заложены мероприятия, позволяющие обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_basketbolu.doc | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования муниципального образования «Макаровский городской округ»
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова»
Рекомендована Утверждаю
Методическим объединением учителей Руководитель ОУ
Протокол № ___от «___»_________2016г _____________Славина В.Я.
«____»________2016г
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
«Баскетбол»
составлена в соответствии с требованиями ФГОС и на основе «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» МБОУ «НОШ г. Макарова»
Составлена: учителем высшей категории
Трофимовым Фёдором Терентьевичем
Образование - высшее
Стаж педагогической работы - 34 года
г. Макаров
2016 год
Пояснительная записка.
Данная программа направлена на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, тесно связана с таким предметом как физическая культура. В программе заложены мероприятия, позволяющие обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания. Для реализации целей и задач программы используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта города Макарова.
Физическая культура является частью общей культуры человека, его образа жизни, определяет поведение человека в учебе, быту. Высокая результативность труда зависит от наличия крепкого здоровья и нормального физического развития. В настоящее время известно множество средств, позволяющих без помощи врача сохранить здоровье и бодрость.
Баскетбол - спортивная игра, культивируемая сейчас во всех странах мира. Специальные исследования показали высокую эффективность занятий баскетболом для разностороннего развития детского и юношеского организма. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину; броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передачи мяча на дальние расстояния, борьба за мяч у щита развивает силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую занимающиеся получают на занятиях и соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечно - сосудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких, укрепляются многие мышцы ног, туловища и рук. Школьники, занимающиеся баскетболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют, лучше учатся, активнее участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях показывают результаты лучше, чем у других ребят.
Игровая деятельность хороша не только для физического, но и для нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие общеобразовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к любой деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол. Процесс обучение в баскетболе направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствованиями, а также на формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики тренировки и т. п.
Баскетбол также развивают у детей настойчивость и смелость, решительность и инициативу, сообразительность и мышление. В тоже время приучает их подчинять личные интересы интересам коллектива, способствует укреплению чувства товарищества и дружбы.
Цель: Формирование навыкам владения мяча на уровне школьной программы и приобретение учащимися необходимых теоретических знаний.
Задачи:
- Развитие координационных двигательных действий.
- Формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений.
- Содействие правильному физическому развитию детского организма;
- Овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
- Воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
- Привитие учащимся организаторских навыков.
Концепция, заложенная в содержание учебного материала
Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни. Главным фактором школьной спортивной жизни считается внеклассная работа. В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности. Программа позволяет не только добиваться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, формирования у них положительного интереса к физической культуре.
Актуальность программы
В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры. Современный баскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного на активизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Высокий уровень самостоятельности в коллективной игре развивается у учеников в соревнованиях различного масштаба. И чем их больше, тем лучше. Начальной ступенью приобретения самостоятельности на занятиях баскетболом служат эстафеты, подвижные игры, подготовительные к баскетболу. На занятиях развитию самостоятельности отводится большая часть времени. Показ, объяснение во много раз короче, и наоборот, деятельность занимающегося максимально большая. Вся деятельность занимающегося способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, а игровые упражнения баскетболиста развивают память, внимание. Бросок в кольцо развивает глазомер, увеличивает силу кисти и т.д. И если ребята начинают это ощущать, то они сами смогут оценивать свою деятельность, свои успехи в овладении баскетболом. Контроль учителя направлен на улучшение двигательных способностей, физических качеств, внимания. Постоянная работа индивидуально с каждым занимающимся несет положительный результат, эта работа стимулирует и ученика, и учителя к дальнейшей совместной работе. Эффективность применяемых средств и стимулов тренировочной деятельности постоянно проверяется на практике. Вырабатываются отдельные стереотипы, благодаря применению которых цель достигается в максимально короткий срок. Уровень самостоятельности можно определить по объему самостоятельно выполняемых действий на тренировке. В процессе обучения самостоятельности сначала усваивается качественное умение выполнять подготовительные и общеразвивающие упражнения с мячом.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются:
- сознательность и активность,
- наглядность,
- доступность,
- индивидуализация,
- систематичность,
- последовательность,
- прочность.
Основная задача педагога состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.
Отличительные особенности рабочей программы
В учебном плане ОУ на программу внеурочной деятельности «Баскетбол» в 4 классе отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа в год при 34 учебных неделях.
Срок реализации данной рабочей программы
Срок реализации данной рабочей программы 1 год.
Ведущие формы, методы, технологии обучения.
Чтобы занятия были интересными и эффективными, тренер должен применять разнообразные формы и методы проведения занятий. Основные принципы педагогического процесса: от простого к сложному, от легкого к трудному - никогда не должны нарушаться. На начальной стадии обучения технике игры в баскетбол очень хороший результат дают фронтальный и поточный методы. Часто при обучении сложных баскетбольных упражнений (финтов) нужно использовать индивидуальный подход (метод) к учащимся. В дальнейшем, когда учащиеся освоят основы техники и тактики игры необходимо применять соревновательный метод проведения занятий. В течение учебного года тренер постоянно должен уделять внимание повышению уровня физической подготовки учащихся. Поэтому очень эффективно проводятся занятия по разработанной технологии общей физической подготовки, называемой – метод проведения по станциям, количество станций может быть от 4 до 6.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать:
- объяснение,
- рассказ,
- замечания;
- команды,
- распоряжения,
- указания,
- подсчет и т.д.
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях.
практические методы:
- метод упражнений,
- игровой метод,
- соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
При выполнении легкоатлетических упражнений (беговых, прыжковых) используют методы:
- повторный,
- переменный,
- интервальный,
- равномерный
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
- теоретической,
- физической,
- технической,
- тактической.
Теоретический материал выдается в форме бесед (групповых и индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Физическая подготовка дается в виде двигательных умений и навыков.
Техническая подготовка изучается и совершенствуется приемами, с помощью которой ведется игра. Она является необходимой базой для успешного решения тактических задач. Поэтому перед разучиванием технических приемов объясняют его «тактические» применение.
Тактическая подготовка предусматривает освоение командных, групповых и индивидуальных действий и умение осуществлять их в процессе соревнований.
Теоретическая подготовка включает вопросы: истории, правила соревнований по баскетболу, технику безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка
«дифференцирована» на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
- Выполнение контрольно-измерительных нормативов
- Контрольные упражнения.
- Соревнования
Контрольные упражнения.
- Ведение мяча в движении "змейкой" вокруг стоек со сменой рук (определение визуальное).
- Броски двумя от груди от щита сбоку с расстояния 2-х метров (1 позиция). 6 попыток (3 + 3).
- Прием и передача мяча двумя от груди во встречных колоннах с забеганием (определение визуальное).
- Броски двумя от груди от щита после ведения и остановки прыжком (в 2 шага) из 5 попыток.
Контрольные нормативы в прыжке вверх с места (см).
Возраст | Пол | Оценка высоты прыжка | ||
средний | выше среднего | высокий | ||
11 лет | Д М | 24-28 25-30 | 29-33 31-35 | 34 и выше 36 и выше |
12 лет | Д М | 25-30 28-33 | 31-35 34-38 | 36 и выше 39 и выше |
Контрольные нормативы в беге на 20 м.
Класс | Девочки | Мальчики | ||||
высокий | выше среднего | средний | высокий | выше среднего | средний | |
11 лет | 3,8 и менее | 3,9-4,0 | 4,1 | 3,7 и менее | 3,8-4,0 | 4,0-4,3 |
12 лет | 3,7 и менее | 3,8-4,1 | 4,2-4,4 | 3,5 и менее | 3,6-3,8 | 3,9-4,1 |
Передачи и броски мяча.
№ п/п | Контрольные упражнения | Возраст | |
11 | 12 | ||
1. | Передача мяча двумя руками от груди в мишень (диаметр 60 см, высота 1 м, расстояние 2,5 м), ловля без отскока от пола (количество). | 20 | 22 |
2. | 5 штрафных бросков (попаданий). | 2 | 2 |
3. | 10 бросков по кольцу после ведения с двойного шага (попаданий). | 6 | 7 |
Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы
Данная учебная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с требованиями ФГОС.
Тематическое планирование по баскетболу 4 класс
№ | Виды спортивной подготовки | Кол-во часов |
I | Теоретическая | 2 |
II | Техническая | 20 |
1. Имитационные упражнения без мяча | 5 | |
2. Ловля и передача мяча | 5 | |
3. Ведение мяча | 5 | |
4. Броски мяча | 5 | |
III | Тактическая | 6 |
1.Действие игрока в защите | 2 | |
2.Действие игрока в нападении. | 4 | |
IV | Физическая | 6 |
1.Общая подготовка | 4 | |
2.Специальная подготовка | 2 | |
Итого: | 34 |
I. Теоретическая подготовка 2 часа
1.1 Техника безопасности баскетболиста. Физическая подготовка баскетболиста. Техническая подготовка баскетболиста. Тактическая подготовка баскетболиста
1.2 Психологическая подготовка баскетболиста. Правила судейства соревнований по баскетболу
II. Техническая подготовка 20 часов
1. Упражнение без мяча.
1.1.Передвижение приставными шагами правым (левым) боком. Передвижение в стойке баскетболиста.
1.2. Остановка прыжком после ускорения.
1.3. Повороты в движении.
1.4. Имитация защитных действий против игрока нападения.
1.5 Имитация действий атаки против игрока защиты.
2. Ловля и передача мяча.
2.1.Двумя руками от груди, стоя на месте.
2.2. Двумя руками от груди с шагом вперед.
2.3. Двумя руками от груди шагом вперед.
2.4.Передача одной рукой от плеча.
2.5.Передача одной рукой с шагом вперед.
3.Ведение мяча.
3.1.На месте и в движении с шагом.
3.2. На месте и в движении с шагом с изменением направления скорости.
3.3. На месте и в движении с шагом с изменением высоты отскока.
3.4. Правой и левой рукой поочередно на месте.
3.5. Правой и левой рукой поочередно в движении.
4.Броски мяча.
4.1. Броски мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
4.2. Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
4.3. Броски мяча двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
4.4.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
4.5.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
III. Тактическая подготовка 6 часов
1.Действие игрока в защите
1.1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
1.2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
2.Действие игрока в нападении.
2.1. Действие игрока в нападении.
2.2. Перехват мяча.
2.3. Командные действия в защите.
2.4. Командные действия в нападении.
IV. Физическая подготовка 6 часов
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения. Подвижные игры.
Подвижные игры
- «Перестрелка».
- « Круговая охота»
- «Ловля парами»
- «Мяч соседу»
- «Капитаны
1.2. Акробатические упражнения.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полоса препятствий.
2.Специальная физическая подготовка.
2.1.Упржнениядля развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
2.2.упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
Содержание учебного материала
Развитие баскетбола в России. История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом. Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного баскетбола. Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом. Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол.
Общая и специальная физическая подготовка.
Единая спортивная классификация. Совершенствование техники передвижения при нападении. Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом и без мяча. Костно-мышечная система, ее строение, функции. Техника передвижения приставными шагами. Индивидуальные действия при нападении с мячом и без мяча. Индивидуальные действия при нападении. Специальная физическая подготовка. Выбор способа ловли в зависимости от направления и силы полета мяча. Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении». Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Сочетание выполнения различных способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления. Учебная игра. Гигиенические требования к питанию юных спортсменов. Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за спины в пол. Применение изученных взаимодействий в условиях позиционного нападения. Применение изученных взаимодействий в условиях личного прессинга. Восстановительные мероприятия в спорте. Инструкторская и судейская практика. Бросок мяча над головой (полукрюк, крюк).
Основы техники и тактики игры. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Многократное выполнение технических приемов. Общая характеристика спортивной тренировки. Совершенствование техники передачи мяча. Сочетание способов передвижения с выполнением различных технических приемов в усложненных условиях. Действия одного защитника против двух нападающих.Средства и методы спортивной тренировки. Ведение мяча с изменением направления движения. Применение изученных защитных стоек и передвижений в зависимости от действий и расположения нападающих. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Физическая подготовка спортсмена. Передача мяча двумя руками с отскоком от пола. Организация командных действий по принципу выбора свободного места с использованием изученных групповых взаимодействий.
Техническая подготовка юного спортсмена. Бросок мяча изученными способами после выполнения других технических приемов.
Тактическая подготовка юного спортсмена. Взаимодействие двух игроков «подстраховка». Передвижения в защитной стойке назад, вперед и в сторону. Техника овладения мячом. Противодействия взаимодействию трех игроков – «сдвоенному заслону». Сущность и назначение планирования и его виды. Совершенствование техники броска мяча изученными способами.
Формирование универсальных учебных действий
УУД | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Знания о физической культуре | |
Личностные, коммуникативные | • рассматривать физическую культуру как явление культуры; • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек; • определять базовые понятия и термины баскетбола, применять их в процессе игры со своими сверстниками; • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий; • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности | |
Личностные. коммуникативные, регулятивные | • использовать занятия кружка и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении тренировок, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств. |
Физическое совершенствование | |
Личностные | • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации); • выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол в условиях игровой деятельности; • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств. |
Ожидаемый результат.
Учащиеся должны владеть: понятиями «Школа передач мяча», «Финт», «Владение мячом», «Школа бросков мяча по кольцу», «Групповые взаимодействия». Знать историю возникновения баскетбола. Знать гигиенические требования к местам занятий баскетболом и инвентарю, спортивной одежде и обуви. Знать основные правила игры, владеть следующими двигательными действиями: передачи одной рукой от плеча, двумя от груди, приемлемые виды передач для каждой конкретной игровой ситуации, ведение мяча, повороты, перевод мяча, техника бросков по кольцу двумя от груди и одной рукой в движении.
Учащиеся должны знать:
1.Значение утренней гимнастики и правило ее проведения.
2.Правила личной гигиены.
3.Техника безопасности на уроках баскетбола.
Владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.
4.Правило соревнований по мини - баскетболу.
Учащиеся должны уметь:
1.Совершать различные броски.
2.Ловить мяч в движении и на месте.
3.Вести мяч.
4.Передвигаться различными способами.
5.Тактически правильно действовать на площадке, в игре.
Материально-техническое обеспечение:
- Помещение спортзала (баскетбольная площадка).
- Баскетбольные мячи – 20 штук.
- Баскетбольный щит – 4 штуки.
- Набивные мячи – 10 штук.
- Скакалки – 20 штук.
- Стойки – 6 штук.
Список используемой литературы.
- Г.П. Богданов. Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособия для учителей, - Москва, «Просвещение», 1984 г.
- М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
- В.И. Лях, Г.Б. Мейксон. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов: пособие для учителя. - Москва, «Просвещение», 2002 г.
- Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. – Москва, «Физкультура и спорт» 1991 г.
- Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и спорт», 1987 г.
Приложение № 1
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ ИГРЫ.
Индивидуальные упражнения с мячом.
- Переводы мяча с руки на руку вокруг шеи; ноги; тела на месте и в движении.
- «Восьмерка» – переводы мяча вокруг и между ног в параллельной стойке, стоя на месте.
- Подбросив мяч над собой, поворот на 360 градусов и ловля мяча.
- То же, но присесть, коснуться пола руками и встать.
- Стоя в параллельной стойке, мяч перед собой держится двумя руками. Кистевым послать мяч в пол под ногами, поймать его двумя руками сзади и вернуть в исходное положение тем же способом.
- Держа мяч перед собой подбросить его над головой назад и поймать сзади за спиной двумя руками. Кистевым движением подбросить и вернуть в исходное положение.
- Мяч на полу, перед собой. Выпад одной ногой вперед и прокатить мяч рукой под ногой в другую руку и т.д. Выполняется в движении.
- Передача мяча из руки в руку под ногой с выпадом вперед в движении.
- Жонглирование двумя руками двух мячей попеременно.
Ведение мяча
- Ведение мяча на месте правой, левой рукой попеременно.
- Ведение мяча вправо-влево. Одной рукой (полоскание) в параллельной стойке.
- То же, вперед-назад в правой и в левой стойке.
- Дриблинг с переводом мяча между ногами с правой руки на левую.
- Дриблинг с переводом мяча между ногами по восьмерке в параллельной стойке.
- Ведение с отскоком разной высотой.
- Выполняя ведение встать на колени, сесть, лечь и встать.
- Ведение мяча с переводом мяча за спиной (вокруг себя).
- Ведение мяча правой рукой. После отскока, переложить мяч с правой на левую за спиной и на оборот.
- Ведение правой с переводом под ногой на левую, переложить мяч на правую за спиной и на оборот.
- Ведение двух мячей одновременно и попеременно.
- Ведение мяча в движении шагом, бегом, боком, приставным баскетбольным шагом.
- Ведение мяча в движении с изменением направления, высоты отскока, с ускорениями.
- Ведение мяча и перевод с правой на левую руку с поворотом (повот) и на оборот.
- Ведение мяча, прыгая на левой, правой и на двух ногах, разными руками по одной и попеременно.
- Ведение мяча с обводом препятствий (стоик) дальней рукой.
- Ведение со снижением отскока при обводке стоик.
- Ведение мяча во встречных колонах с передачей мяча из рук в руки партнера.
- Ведение мяча во встречных параллельных колонах (4 колоны) по восьмерке с передачей мяча разными способами. Выполняется сначала одним мячом, затем доводиться до 4 мячей.
- «Салки» с ведением. Каждый выполняет ведение мяча. «Салка» – ведущий игрок, выполняя ведение, должен осалить любого игрока своим мячом не выпуская его из рук. При подборе при осаливании можно делать не более двух шагов. Новый ведущий после осаливания, поднимает свой мяч вверх над головой и звучит свисток преподавателя. После этого он становится «салкой» (возможны другие варианты, смотри раздел подвижных игр).
- В парах оба игрока выполняют ведение на ограниченной площадке. Нужно выбить или коснуться до мяча своего партнера.
- То же, но с одним мячом. После касания мяча свободным партнером, он становится дриблером.
Броски
- Штрафные броски двумя руками от груди, одной рукой от плеча.
- Броски сбоку и под углом к щиту с места с короткой и средней дистанции.
- Броски с пяти или более точек расположенных с разных сторон от щита (расстояние задается преподавателем) на скорость.
- Броски с одной точки от щита на время (оценивается количество попаданий).
- Броски после выполнения двух шагов. Игроки в положении сбоку от щита. Первый игрок бежит к щиту. Под правую ногу берет с руки партнера мяч и, сделав 2 шага выполняет бросок. При бросках левой рукой мяч берется под левую ногу.
- Броски после ведения в два шага.
Передача мяча
- Передача мяча в парах двумя руками от груди, одной – от плеча.
- Передачи мяча в парах: прямые, навесные, с отскоком от пола.
- Передачи в парах снизу, снизу-сбоку, за спиной. Стоя на месте.
- Передача мяча о стену с ловлей после отскока (на количество раз).
- Передача в парах двумя мячами (один - с отскоком, другой – прямой; один – прямой, другой – навесной).
- Передача мяча между 4 игроками, стоящими на месте по восьмерке (сначала с одним, потом с двумя мячами).
- Передачи по кругу через одного, стоя на месте. Интенсивность возрастает при введении в игру двух – трех мячей.
- Встречные передачи в колоннах. 1 вариант: после передачи игрок уходит в конец своей колонны. 2 вариант: после передачи игрок уходит в конец встречной колонны.
- Передача мяча в движении по кругу.
- Передача мяча по кругу через центр. 2 – 3 игрока стоят спиной друг к другу в центре круга. Передают мячи бегущим по кругу, а те возвращают их обратно. Каждый из игроков должен побывать в середине круга.
- Передача в парах с продвижением вперед.
- Передача мяча по треугольнику (четырехугольнику). Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передал мяч. При усвоении упражнения ввести второй мяч.
- Передача в тройках двумя мячами. Первый игрок находится на месте, получая и возвращая мячи партнерам.
Приложение № 2
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА
Эстафета. Играют две – три команды, которые выстраиваются в колонны по одному у лицевой линии. Перед каждой колонной расставляются 4 – 5 стоик на расстоянии 1,5 – 2 м. По сигналу учителя ученики, стоящие первыми начинают бег с ведением мяча, обегая стойки змейкой. Обегают последнюю стойку, возвращаются назад, передают мяч, а сами встают в конец колонны. Команда, игроки которой первыми выполнили упражнение, выигрывает.
Передал – садись! Играющих выстраивают в две – три колонны. Перед ними на расстоянии 2 –4 м встают капитаны с мячами в руках. По сигналу капитаны передают мяч двумя руками от груди (или одной рукой от плеча) первым игрокам в колонне, которые ловят его, возвращают тем же способом обратно и принимают положение упора присев. Затем следует передачи вторым игрокам и т.д. Когда последний в колонне передает мяч капитану, тот поднимает его вверх – и вся команда быстро встает. Команда, сделавшая это раньше, побеждает.
Быстрая передача. Играющие в парах. Расстояние между учениками 4 – 5 м. По сигналу они начинают передавать мяч заданным способом. Пара, быстрее всех сделавшая 10 (15,20) передач, выигрывает.
Бросай – беги. Играющие стоят в двух разомкнутых на 3 – 4 шага шеренгах. Одна шеренга рассчитывается на первый-второй, а другая на второй-первый. Первые номера – одна команда, вторые – другая, У края каждой шеренги лежат мячи. По сигналу крайние игроки берут мяч, передают его по диагонали игроку своей команды, стоящему напротив, и сами бегут вслед за мячом. Игрок, получивший, передает его по диагонали игроку, стоящему напротив, и сам бежит на его место и т.д. Когда мяч достигнет крайних игроков, они ведут мяч, обегая противоположную колонну, на место игрока, начавшего передачу первым, и передают мяч по диагонали напротив, т.е. игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда игроки, начавшие передачу первыми вернуться на свои места. Команда, сделавшая это первой, выигрывает.
Мяч среднему. Играющих делят на две команды, которые образуют два круга. В центре каждого круга становится игрок с баскетбольным мячом. По сигналу игроки в центре поочередно бросают мяч своим игрокам и получают его обратно. Получив мяч от последнего, игрок в центре поднимает его вверх. Можно ввести дополнительное упражнение: игрок, получивший мяч от центрового, сначала должен ударить мячом о пол и только после этого передать мяч обратно.
Эстафета с ведением мяча. Играющие в двух – трех колоннах выстраиваются параллельно друг другу у лицевой линии. По сигналу первые ведут мяч до отмеченного места, останавливаются, бросают мяч в стену и ловят (вращают его вокруг себя; переводят с ведением мяч под ногой; и т.д.) С ведением возвращаются в конец колонны и прокатывают мяч первому под ногами всех участников. Следующие все повторяют. Команда, закончившая первой, побеждает.
Борьба за мяч. Играют две команды на баскетбольной площадке. Учитель в центре подбрасывает мяч между капитанами, которые стараются отбить его одному из своих игроков. Овладев мячом, игроки передают мяч друг другу (можно с ведением), а игроки противоположной команды пытаются овладеть мячом. Команда, сделавшая 10 передач подряд, получает очко. После этого игру начинают с центра. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.
Колесо. Играющие стоят в колоннах по три, расставленных лучами по окружности лицом от центра. У первых игроков по мячу. По свистку первые игроки бегут с ведение мяча по кругу, обегая колонны (в одном заданном направлении). Добегая до своей колонны, передают мяч из рук в руки первому, а сами встают в конец колонны. И так до тех пор, пока первый вновь не становится в начале. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Гонка мячей по шеренгам. Две команды выстраиваются шеренгами. У первых игроков по мячу. По сигналу мяч передается стоящему рядом, тот следующему и так до последнего, который в том же порядке передает его назад. Передачи следуют обусловленным способом. Количество игроков в шеренгах одинаково. Выигрывает команда, закончившая передачи первой.
Вызов номеров. Две равные команды встают за лицевой линией с обеих сторон щита. Рассчитываются по порядку номеров, которые сохраняются за игроками на все время игры. Перед каждой командой ставится мяч. Тренер называет номер игрока, например, три. Оба третьих номера выбегают вперед, берут мяч и ведут его до стоек, обводя их, и возвращаются назад, поставив мяч на прежнее место. Затем вызываются другие номера. За каждого игрока, пришедшего первым, команда получает очко. За пять минут нужно набрать большее количество очков.
Эстафета с ведением мяча и броском в корзину. Две команды за чертой в колоннах. Сигнал – первые игроки ведут мяч до щита, бросают в корзину, в случае промаха подбирают мяч и бросают снова до попадания, затем с ведением возвращаются в колонну назад. Передав мяч следующему, стать в конец колонны. При проведении эстафеты второй раз команды меняются местами.
Мяч своему. Две команды по 6-7 игроков. Один из игроков становится в круг (диаметр 2 м) – ловящий. Другой игрок (защитник) становится около круга соперников. Остальные располагаются произвольно. После розыгрыша в центре завладевшие мячом, передавая мяч друг другу, стараются подвести его к кругу и передать своему ловящему. Выигрывает команда, ловящий которой поймал мяч большее число раз за определенное время (5 - 10 минут). Игра по баскетбольным правилам.
Баскетбольные салочки. Одна команда, владея мячом, водя его и передавая друг другу, старается осалить мячом игроков другой команды. Салить можно, только не выпуская мяч из рук. Пробежки и осаливание броском мяча не допускаются. Осаленные садятся на скамейку. Затем команды меняются ролями. Играют оговоренное время, выигрывает команда, осалившая большее число соперников; если играют до осаливания всех игроков убегающей команды, то выигрывает команда, справившаяся с задачей быстрее.
Салки с передачей мяча водящему. У всех играющих по баскетбольному мячу. Они перемещаются по площадке, убегая от водящих, и выполняют ведение мяча. Водящих в начале игры двое, у них один баскетбольный мяч. По сигналу учителя водящие, передавая мяч друг другу, перемещаются по площадке и стараются осалить играющих. Салить можно только касанием мяча, который держит в руках любой из водящих. Осаленный игрок кладет свой мяч на площадку и присоединяется к водящим, таким образом, в ходе игры число водящих все время увеличивается, а число убегающих уменьшается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) "Что? Где? Когда?"
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (проектная деятельность) разработана на основе ФГОС нового поколения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Диагностическая и консультационная деятельность учителя в организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Выступление из опыта работы....
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В материале представлены тезисы выступления по данной теме....
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Проектирование современного урока как показатель профессионализма учителя: компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности
Презентация выступления на педагогическом совете школы....