«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической культуре с использованием игровых технологий»
проект по физкультуре на тему
«Развитие творческого потенциала личности в обучении»
по теме:
«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической культуре с использованием игровых технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.proekttvorchestvo_sadik.docx | 403.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа
«Развитие творческого потенциала личности в обучении»
по теме:
«Формирование творческого мышления детей дошкольного и младшего возраста на занятиях по физической культуре с использованием игровых технологий»
Выполнил: Журавлев С.Н.
Педагог доп.образования,
инструктор по физической подготовке
Похвистнево 2017-2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение……………………………………………………………….стр.3
2. Основная часть
2.1. Содержательный блок …………………………………………...стр.7
2.2. Технологический блок …………………………………………стр.13
3. Заключение…………………………………………………………стр.20
4. Выводы………………………………………………………………стр20
5.Информационное обеспечение………………………………………..стр.21
6. Приложение: Классификация игр. Универсальный комплекс
подвижных игр для разных видов спорта ………………стр.23
1.ВВЕДЕНИЕ
Паспорт ИР
• Представлена система деятельности инструктора по физ.подготовке Журавлева С.Н. на примере серий занятий .
• Целевая аудитория 6- 7 лет.
• Сроки создания данной системы: всего: 1 год, с 01.09.2017 года по 01.09.2018 год.- краткосрочный.
- Место реализации – СП Детский сад"Лад.""
- по приоритетному виду деятельности: практико-ориентированный
Актуальность
«Чтобы десять человек занимались
физкультурой, один из них должен
заниматься спортом».
Пьер де Кубертен
Вот для этого и существует физическое воспитание в учебном процессе детей. Физическое воспитание развивает не только мышечную, но и творческую активность детей на занятиях по физической культуре и различными видами спорта.
Здоровье - главная принадлежность человеческой красоты. Наше будущее – здоровые дети. Дети - самое большое богатство. Они продолжают наше дело, возьмут в свои руки управление страной. И, конечно, руки эти должны быть сильными. Здоровые дети: "Сильная Россия" вот девиз многих спортивных проектов в настоящее время.
В основном проект направлен на повышение мотивации к обучению на занятиях по физической подготовке и на воспитание у обучающихся творческой активности.
В ходе реализации проекта обучающиеся знакомятся не только с основным материалом учебной базы, но и получают дополнительные знания. Проект предполагает совместную работу: воспитателей, мед. персонала.
№1.Нормативно-правовая база:
- Постановление Правительства Самарской области от 26.06.2014 года №224-од (аттестация ПДО)
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
- Федеральный Закон №273-Ф3 от 29.12.2012г. «Об образовании в РФ»
Ст. 41 охрана здоровья детей
Ст. 84 особенности реализации образовательных программ в области физкультуры и спорта
п.3 Дополнительные общеразвивающие программы:
3.1 Дополнительные общеразвивающие программы направлены на физическое воспитание личностей, поиск одаренных детей, получение начальных знаний о физкультуре и спорте (программы физ. воспитания и физкультурно-оздоровительные программы)
- Концепция развития дополнительного образования детей.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4.09.14 №1726р
Гл VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции:
Рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р
- Конвенция по правам ребенка
Проект предполагает совместную работу: воспитателей, мед. персонала.
Анализ системы оценок воспитанников в начале учебного года показали, что существуют необходимость развития творческой активности у детей и воплощение ее в практику. Уровень развития творческой активности обучающихся определяются на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдения и выполнения специальных упражнений.
Показало, у 53% детей низкая творческая активность, у 24% средняя творческая активность и у 23% с высокой творческой активность на занятиях по лыжной подготовке.
На основе анализа можно выделить ПРОБЛЕМУ - недостаточный уровень творческой активности у детей на занятиях по физической подготовке.
Существует ПРОТИВОРЕЧИЕ между потребностью практики в обеспечении креативной(творческой) составляющей в организации физкультурно-спортивной деятельности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ исследования и решения данной проблемы.
Цель: Внедрение специальных, игровых технологий, направленных на формирование развития творческой активности на занятиях по физической культуре.
Задачи:
Образовательные: . - знакомство детей с доступными способами укрепления здоровья, с основными видами спорта; . - внедрение игровых технологий в развитие творческого потенциала-формирование потребности к постоянной двигательной активности и способности её реализовывать;- описать новый образовательный результат, сформированный в процессе использования игровых технологий, направленный на развитие творческой активности детей дошкольного возраста; - охарактеризовать изменения в образовательном процессе при внедрении игровых технологий; . - охарактеризовать новые условия при внедрении игровых технологий в выполнении упражнений для развития творческой активности.
Развивающие:
- развитие физической компетентности и активности;
- развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения;
- способствовать созданию игровых ситуаций, расширение коммуникативных способностей детей;
Воспитательные:
- воспитание устойчивого интереса к ЗОЖ, занятиям по физической подготовке;
- воспитание культуры труда и отдыха на занятиях и дома;
Ожидаемые результаты
Применение игровых технологий на занятиях по физической подготовке позволит:
- достаточно сформировать физическую силу обучающихся;
- создать эмоционально-положительный настрой обучающихся.
- выбрать специальный игровой комплекс упражнений для создания условий развития творческой(креативной) активности.
- обучающиеся станут более креативны в нестандартных решениях при выполнении различных упражнений и игровых ситуациях, вырастет интерес к занятиям в целом;
- повысить мотивацию к достижениям в спорте и привыкание к активной деятельности;
- разработать комплекс упражнений для развития творческой активности у обучающихся;
- отношения в рамках «воспитатель-ребенок » станут более гармоничными, психологическая среда — комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение
2.Основная часть
2.1Содержательный блок
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности. Творчество (креативность) - способность удивлять и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э.Фра).
Процесс творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.
Критерии творческой активности учащихся:
- Психологические задатки
- Способность к концентрации внимания
- Интеллект
- Память, воображение
- Личностный статус
- Мотивация достижений
- Привычки
- Притязания
- Талант
- Устремленность
- Цели и ценности ребенка
Знания, умения, навыки формируются у ребенка в результате его собственной деятельности, психической активности. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от оригинала, по практической пользе и использованию полученного продукта. [bank.orenipk.ru\Text\t20 6.htm]
В педагогической науке существуют разные взгляды на определение творческой активности. Под творческой активностью можно понимать объединённые в группу личностные качества индивида, которые обуславливают внутреннюю потребность, тенденцию к эффективному творческому процессу, к самовыражению относительно внешнего мира.
Творческая активность — это устойчивое интегративное качество, одновременно присущее и самой личности, и её деятельности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, мотивов, интересов и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций.(В.Н. Мишакова).
Развитие творческой активности — это процесс и результат качественного изменения личности, увеличение комплекса качеств, характеризующих ее творческую активность, происходящее за определенное время посредством общения, обучения, воспитания и самовоспитания.
Творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
Для достижения цели и решения поставленных задач предлагается применить комплекс мер и упражнений в учебно-воспитательный процесс.
Использование взаимообучения, которое помогает решать как минимум две задачи. Во-первых, обучая товарища, каждый занимающийся начинает глубже понимать содержание упражнения, его технику, что способствует лучшему усвоению двигательного действия. Во-вторых, взаимообучение помогает формировать инструкторские навыки. Учитывая это, к взаимообучению следует привлекать всех занимающихся без исключения. Взаимообучение имеет и воспитательное значение. Оно воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам товарища, повышает ответственность занимающихся в процессе физического воспитания.
Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения обучающихся к выполнению ими обязанностей капитанов команд. При этом педагог(воспитатель) должен оценивать и поощрять общественную деятельность занимающихся. Проведение подвижных игр и упражнений
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников, но и выполняют ряд других функций:
1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует физическую выносливость, помогает учащимся выработать умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную и физическую деятельность обучающихся, развивает выносливость;
3) игра – один из приёмов преодоления пассивности детей.
Задача педагога не только научить детей правильно выполнять разучиваемые упражнения, но и способствовать закреплению изученного, а так же содействовать саморазвитию обучающихся. В процессе обучения важное место отводится организации повторения изученного материала. Необходимость повторения изученного обусловлена задачами обучения, требующими прочного и сознательного овладения ими. Повторение учебного материала по физической подготовке осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации знаний - на этапе подготовки и изучение нового материала, при определении новых понятий, при закреплении изученного раннее, при организации самостоятельных работ различных видов при проверке знаний. [Инновационные и нетрадиционные педагогические технологии в обучении детей дошкольного возраста на занятиях по физической подготовке. . 14http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-ob].
Ф. Шиллер считал, что «игра возникла для удовольствия... Только играя, можно стать человеком». Торндайк утверждал: «Игра — это наследственный инстинкт».
Игра - основной вид деятельности ребенка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений, обеспечить естественную потребность в движении.
Ведущая деятельность определяется как «...деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития» (А.Н. Леонтьев). Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивает: «Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она может быть названа ведущей, так как определяет развитие»[ Дипломная работа: Развитие произвольного внимания младших школьников в игровой деятельности . http://ekosorel.ru/psixologiya/diplomnaya_rabota_razvitie_proizvolnogo.html]
Обобщая вышесказанное можно сделать предположение, что широкое использование на практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата. Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух, игра приносит ребенку положительные эмоции. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учетом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приемов проведения игр и упражнений детьми я учитываю различный уровень двигательной активности каждого ребенка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности , могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности .
Классификация подвижных игр
Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:
1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).
2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.
3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).
4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).
5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).
6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.
7. Игры, подготоавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.
8. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников».
Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях:
а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.);
б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью);
в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).
2.2.Технологический блок
Игровые технологии, направленные на развитие творческого(креативного) решения поставленных задач, а также произвольного внимания и произвольной памяти.
№ | Игры | Условия игры | Цель | Результат игры |
1 | «Найди своё место» | Запомните, пожалуйста, свое место и посмотрите кто стоит рядом с вами. Теперь представьте, что вы бабочки, жуки, а ваши места цветы. Бабочки, жуки летают по полю и тут появляется туча. Каждая(ый) летит на свой цветок. | Изучение и закрепление месторасположения в танце | Учащиеся должны запомнить своё месторасположение в танце |
2 | «Повторяем движение» | Ведущий показывает какие -либо движения, а участники должны повторить, кроме одного, или двух. Например, если ведущий поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, а при положении «руки вверх» - топает ногами. | Развитие внимательности. | Должны запомнить поочередность движений |
3 | «Кто больше запомнит» | Участник игры показывает любое движение, например, руки вверх, следующий должен повторить это движение и показать свое, например, присесть. Третий участник, повторяет уже два предыдущих движения и показывает свое. Таким образом, в конце игры остается победитель, который обладает самой выдающейся памятью | Развитие зрительной памяти. | Должны запомнить правильность выполнения танцевальных движений |
44 | «Зрительная память» | Участники разбиваются на две команды. Все участники игры под руководством ведущего внимательно рассматривают эти движения, стараются запомнить все детали. Затем, ведущий просит отвернуться всех игроков и вносит как можно больше изменений в эту композицию. Затем из каждой команды по очереди игроки должны найти по одному изменению в композиции и привести ее в исходное положение. Какая команда поправляет больше изменений, та и выиграла. | Развитие зрительной памяти | Правильно запомнить движения. |
55 | «Море волнуется раз». | Звучит определенная музыка, под которую двигаются учащиеся и как только музыка выключается, ученики должны «замереть» в фигуре изучаемого танца (музыка может меняться, т.е. темп мелодии убыстряться, или замедляться) | Закрепление изученного материала. | Учащиеся должны запомнить движения и выполнить их в танце. |
66 | «Танцы-пятнашки». | Весь зал разделен на три линии и на 9 точек, все точки указаны в зале в распечатанном виде под нумерацией от 1 и до 9. Как только звучит мелодия, учащиеся танцуют и в течение танца педагог называет имя ребенка и номер точки, и в конце все должны стоять на своих точках, т.е. на своих местах в танце. Постепенно игра усложняется, убираются нумерации, и дети по памяти встают на те точки, которые называет педагог. | Закрепление материала, но и повторение (точки) месторасположения в танце. | Должны запомнить какие точки бывают на сцене.(месторасположение сцены) |
№7 . Сопоставление игровой ситуации с использованием отдельных слов.
- слова ассоциации
- испорченный телефон
- различные тест.опросники
№8. Различные беговые эстафеты с предметами и без них. Имеющие несколько вариантов выполнения и направленные на развитие разных двигательных качеств.
2.2.1 План реализации проекта.
Этап проекта | Сроки реализации | Мероприятия | Результат | ||
Подготовительный | Октябрь 2017 | Диагностика уровня творческой активности, методом наблюдения и специальных упражнений. | Выявление уровня творческой активности у обучающихся на занятиях по лыжной подготовке. | ||
Практический | Октябрь 2017 | Игра на создание проблемной ситуации ( по Э.П. Торренсу) Оригинальность (Приложение №2) | Активизация творческой активности | ||
февраль | Составление игровых ситуаций с использованием отдельных слов (приложение №3) | Активизация творческой активности | |||
Апрель-май 2018 | Творческий подход к выполнению упражнений на занятиях. Комплекс вольных упражнений. | Активизация творческой активности | |||
Заключительный | Сентябрь 2018г | Контрольная диагностика уровня творческой активности- метод наблюдения. | Выявления уровня творческой активности у обучающихся на занятиях по лыжной подготовке |
- Наблюдение-метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. (новейший филосовский словарь Минск Книжный дом А.А. Грицанов 1999)
- Игра на создание проблемной ситуации ( по Э.П. Торренсу) показала,
После соревнований проводися анализ в игровой форме, рассматриваем все негативные ситуации (кто упал, кто потерял палку, кто ошибся) - игра называется «Копилка трудных ситуаций». Все ситуации собираем в копилку, и каждая ситуация идет на обсуждении в коллективе. Все обучающие пытаются найти выход из трудной ситуации, обсуждают, высказываются. И в результате каждый осознает свои сделанные ошибки на соревнованиях.
И результат показал, что из 16 воспитанников : у 7 –высокий уровень творческой активности, у 3-низкий уровень творческой активности и у 6 воспитанников – низкий уровень творческой активности.
43%-высокий уровень
18%-средний уровень
39%-низкий уровень
3.Составление игровых ситуаций с использованием отдельных слов показало, что из 16 воспитанников 9-высокий уровень творческой активности, 5-средний уровень творческой активности,3- низкий уровень творческой активности.
56% -высокий уровень
31%-средний уровень
13%-низкий уровень
4.Творческий подход к выполнению упражнений на занятиях по физической подготовке- обучающие должны самостоятельно придумать дополнительное упражнения на развитие определенных физических качеств (ловкость, координация, равновесие и т.д.) .
5. Контрольная диагностика уровня творческой активности- метод наблюдения на занятиях по физической подготовке.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Критерий | Желаемый результат |
Участие в онлайн конкурсах , олимпиадах по физической культуре | Дипломы призеров, лауреатов, участников |
Участие спортивно - массовых . мероприятиях | Дипломы городских,районных,окружных,ё областных мероприятий. . |
Здоровье воспитанников | Отсутствие роста динамики . заболеваний |
Социальная активность | Участие в жизни дет.сада , городских мероприятиях |
Учебная дисциплина в СП Детский сад"Лад" | Отсутствие нарушений дисциплины в заведении |
Правонарушения | Отсутствие правонарушений |
Отношение социума | Одобрение со стороны родителей, микросоциума дошкольного . заведения. |
Воспитанность | Наличие стойких нравственных основ толерантность , эмпатия ит.д. |
Разностороннее развитие личности | Участие в различных творческих конкурсах широкий диапазон . занятости |
3.Заключение
В итоговой работе были рассмотрены вопросы развития творческой активности обучающихся дошкольного возраста на занятиях по «Физической подготовке». Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к учебному процессу воспитываются посредством привлечения обучающихся к выполнению ими специального комплекса мер и упражнений. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
4.Выводы
В данной проектной деятельности мы внедрили игровые технологии в развитии творческой активности. Использование игровых технологий на занятиях по физической подготовке повысит уровень творческой активности. В начале работы были низкие показатели творческой активности, а в конце года увеличится уровень творческой активности с помощью комплекса игровых технологий и специализированных упражнений.
5.Информационное обеспечение:
1.Бодрова Е.В. Актуальные проблемы развития творческих способностей в обучении и воспитании / Е.В. Бодрова, О.Л. Князева, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1989. - № 1.
2. Немов Р.С. Психология: Пособие для учащихся 1-11 кл. - М.: Просвещение, 1995
3.Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973.
4. http://fizrazvitie.ru/201 l/07/lesgaft-fmcheskoe-razvitie.html
5.http://festival.lseptember.ru/articles/526103/
6.Барышева Н.В., Минияров В.М, Неклюдова М.Г. «Основы физической культуры обучающихся дошкольного возраста» Самара 1995 г.
7.Аграновский М.А., Забавников А.П. Исследование тренировочных нагрузок для развития выносливости у юных спортсменов// Теория и практика физ.культуры-1975 № 3.
8.Актуальные вопросы интенсификации тренировочных нагрузок/ Гончарова
9.Аруин А.С. Исследование некоторых форм построения предсоревновательного этапа тренировки: авторефир. Дис. Канд.пед наук-М, 1969г.
Таблица. Классификация подвижных игр по задачам
Дошкольный,младший школьный возраст ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Формулировки задач уроков | Наименование игр |
Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.) | «Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!» |
Общеразвивающие упражнения в игре | «Запрещенное движение», «Делай, как я» |
Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха | «Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета» |
Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу | «Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!» |
Выработка быстроты и прямолинейности бега | «Вызов номеров», «День и ночь» |
Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей | «Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка» |
Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами | «Лес, озеро, болото», «Перемена мест» |
Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча | «Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку» |
Развитие меткости при метании мяча в цель | «Метко в цель», «Лови – не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг» |
Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча | «Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг» |
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ на занятиях по физической подготовке (на весенне - осенний период) в спортзале или на улице.
для детей дошкольного младшего школьного возраста.
Охотники и утки
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: глазомер, ловкость
Лови – бросай!..
По цели и характеру повторяет игру «Лови мяч».
На игровой площадке дети образуют круг, стоя на расстоянии вытянутых рук друг от друга. В центре круга стоит педагог, который по очереди бросает мяч детям, а потом ловит его от них, произнося при этом рифмовку:
«Лови, бросай,
Упасть не давай!..»
Педагог произносит текст не спеша, чтобы за это время ребенок успел поймать и бросить обратно мяч.
Игру начинают с небольшого расстояния (радиус круга 1 м), а потом постепенно это расстояние увеличивается до 2—2,5 м.
Педагог отмечает детей, ни разу не уронивших мяч.
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: глазомер, ловкость
Удочка
Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.
Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
Пятнашки
По цели и характеру является разновидностью игры «Ловишка», но вместо «ловишки» играющих детей ловит «пятнашка».
На игровой площадке отмечаются границы (чертятся линии или ставятся флажки), за пределы которых выходить играющим детям нельзя. Из всех играющих детей выбирается один — «пятнашка». Он стоит в центре игровой площадки, а остальные дети разбегаются по площадке.
По сигналу педагога: «Лови!..» (хлопок в ладоши, свисток и т. п.) начинается игра. Дети бегают по площадке, а «пятнашка» пытается догнать кого-нибудь и коснуться рукой («запятнать»). Тот ребенок, кого «запятнали», покидает пределы площадки. После того, как «пятнашка» сумеет «запятнать» 3—6 играющих детей, воспитатель может остановить игру и заменить его новым «пятнашкой».
Вариант игры: первый же ребенок, кого «пятнашка» сумел «запятнать», становится «пятнашкой», а «пятнашка» занимает его место.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Кто дальше?..
Цель игры: освоение ребенком бега со скакалкой.
На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2—4 ребенка с короткими скакалкам.
По первому сигналу педагога они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.
Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша.
У линии старта стоят 2—4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.
Категория: Игры со скакалкой
Развивает: координацию движений
Змейка (Проведи мяч)
Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.
По сигналу или команде педагога ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.
Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.
Вариант игры:
- можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;
- ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;
- игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Эстафета с мячами
Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.
По сигналу педагога (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч педагогу.
Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч педагогу.
Варианты игры:
- сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым;
- мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
- комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.
Подводя итоги игры, педагог отмечает четкость командной игры.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Не урони мяч
Цель игры: обучение в игровой манере прыжкам и бегу, ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—6 м (в зависимости от возраста играющих детей).
Играющие дети делятся на 3—4 команды с равным числом участников. Команды выстраиваются в колонну у первой черты на расстоянии 1,5 м друг от друга. Каждый стоящий первым получает мяч и зажимает его между ног.
По сигналу или команде педагога дети начинают прыгать на двух ногах до второй линии. После пересечения линии они берут мяч в руки, бегом возвращаются назад, передают мяч следующему игроку, а сами становятся в конец колонны.
Побеждает та команда, чей последний игрок пересечет первым линию «старта» с мячом в руках.
Вариант игры: на второй линии для каждой команды ставят ориентир, вокруг которого должен прыгать ребенок, а потом также прыжками возвращаться с зажатым между ног мячом к первой линии, передавая его следующему игроку за первой линией.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Горелки
Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2—3 шага назад к линии.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
С кочки на кочку
По цели и характеру она напоминает игру «Через ручеек».
На игровой площадке чертятся две ровные или извилистые линии на расстоянии 3—5 м. Это берега, между которыми располагается болото. На поверхности болота начерчены на расстоянии 20—30 см друг от друга кочки-кружки. Дети становятся на одном берегу болота. Их задача, перепрыгивая с кочки на кочку, перебраться на другой берег болота. Прыгать можно на одной или на двух ногах.
Кто из играющих детей оступится и попадет ногой в болото, тот выбывает из игры.
Вариант игры: каждый из играющих вместо нарисованных кочек получает по две дощечки, переставляя которые и становясь на них, можно перебраться на другой берег.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений
Гусеницы
Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.
На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зависимости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».
В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.
По команде педагога, команды подходят к линии старта и строятся в колонну друг за другом с дистанцией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сгибает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой держит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом образуется команда-цепочка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепочек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.
Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «финиша».
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений
Соперники (Петушки)
Цель игры: освоение прыжков на одной ноге, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5—2 м. Двое игроков становятся в центр круга лицом друг к другу. Каждый стоит на одной ноге (вторая согнута в колене), руки скрещены на груди.
Игра начинается по сигналу педагога: хлопок в ладоши, свисток и т. п. Задача играющего, прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, заставить его опустить вторую ногу или вытолкнуть его за пределы круга.
Игра проводится попарно, а победители пар встречаются между собой.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость
Кто дальше?..
По цели и характеру эта игра близка игре «Донеси мешочек».
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—8 м (в зависимости от возраста играющих).
У первой черты ребенок наклоняется вперед, сгибаясь почти до прямого угла. На спину ему кладут мешочек с песком или подушечку. В таком положении ребенок должен пройти путь до следующей черты, не уронив предмет со спины во время движения.
Правила игры: поправлять предмет или поддерживать его во время ходьбы между линиями. Ребенок, потерявший груз, выбывает из игры.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: выдержку, координацию движений
Из обруча в обруч
Цель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движений.
На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.
Дети выстраиваются в колонну и по сигналу начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.
В конце игры педагог отмечает качество прыжка и приземления детей, не забывая отметить положительное участие всех детей в игре.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, основные виды движений
Дойди до середины
Цель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры рук.
Для данной игры берутся две круглые палки одинаковой длины и одинакового диаметра. К середине каждой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоянии.
По сигналу проводящего игру дети начинают быстро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, который раньше намотает шнур до ленточки.
В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.
Варианты игры:
- Выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выявляется участник, победивший большее число раз.
- Проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: ловкость, мускулатуру рук
Перетягивание каната
По цели и характеру является разновидностью игры «Перетягивание в шеренгах».
На игровой площадке проводится две параллельные линии на расстоянии 1 м друг от друга. Для игры берется толстая веревка или канат, на середине которого привязывается яркая лента.
Все играющие делятся на две равные группы. Каждая из команд занимает место за своей линией и берется за канат так, чтобы яркая лента находилась посередине между двумя линиями.
По сигналу учителя или по его команде игроки каждой из команд тянут канат в противоположные стороны, пытаясь перетянуть ленточку за свою черту.
Побеждает команда, сумевшая перетянуть ленточку через условленную границу. После этого игра повторяется.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: выносливость, ловкость, навыки игры в коллективе, опорно-двигательный аппарат, силу
Бычки
Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие силы, ловкости и координации движений.
На игровой площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3—4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по набивному мячу.( 0.5 кг.)
По сигналу или команде дети становятся на четвереньки и начинают движение ко второй линии, одновременно толкая головой перед собой мяч.
Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат
Чей мяч дальше?..
Цель игры: обучение в игровой манере метанию мяча, развитие силы и точности броска.
На игровой площадке проводится линия на расстоянии 1—2 м от стены. За ней проводится еще 3—5 параллельных линий на расстоянии 20—30 см между ними.
Дети по очереди подходят к первой черте и по команде или сигналу бросают мяч в стену, а потом педагог отмечает за какую черту упал мяч, отскочивший от стены. Побеждает тот ребенок, после броска которого мяч отскочил дальше.
Категория: Игры с мячом
Развивает: силу, точность броска
Салки
По цели и характеру игра является разновидностью «ловишек».
Из играющих детей выбирается водящий — салка. Остальные игроки строятся в шеренгу. Водящий выходит на середину игровой площадки и громко говорит: «Я — салка!».
По этому сигналу играющие разбегаются по площадке, а водящий должен догнать и коснуться рукой («осалить») игроков. Тот, кого салка коснулся, останавливается, поднимает руку и громко говорит: «Я — салка!».
Новый салка не может сразу же коснуться рукой прежнего водящего. Игра может продолжаться, или по команде руководителя все собираются и строятся в шеренгу, а игра начинается сначала.
Условия игры можно усложнить: не разрешается «салить» игрока, если он при приближении водящего успел присесть на корточки, или встать на любую возвышенность, или взяться за руки с кем-нибудь из игроков.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: координацию движений, ловкость, опорно-двигательный аппарат, способности бега, чувства спортивного соперничества
Ну-ка, отними!
Цель игры: развитие ловкости, внимания.
На игровой площадке проводится черта, за которой собираются все играющие. В начале игры назначается водящий. У него в руках мяч. По сигналу или по команде учителя водящий бросает мяч вперед. Все играющие выбегают из-за черты и стремятся схватить мяч. Кто первый схватит мяч, бежит с ним обратно, стараясь пересечь черту. Если другой игрок преграждает путь и касается мяча (силу, толчки — не применять), то игрок, державший мяч, бросает его на землю. Мяч подбирает любой другой игрок и устремляется к линии. У него также могут выбить мяч, дотронувшись до него.
Игрок, которому удается пересечь линию с мячом, получает право быть водящим и бросить мяч.
Побеждает тот, кто чаще других за время игры будет водящим.
Категория: Активные игры с мячом
Развивает: внимание, ловкость
Встречная эстафета
Цель игры: развитие быстроты, внимательности.
На поляне проводят две черты на расстоянии 60 м — это стартовые линии. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстраиваются в колонны на противоположных стартовых линиях.
По сигналу или команде учителя стоящие первыми в колоннах начинают бег в прямом направлении навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее добежать до противоположной линии.
В момент пересечения линии играющий подает условный знак (поднятая рука, крик и т. п.), по которому начинает бег следующий участник команды. Побеждает та команда, все игроки которой первыми соберутся за стартовой чертой другой команды.
Категория: активные игры
Развивает: быстроту реакции, внимательность
Бросить и поймать
Цель игры: обучение в игровой форме бросанию и ловле мяча, развитие ловкости и координации движения ребенка.
На игровой площадке между двумя вертикальными стойками или двумя деревцами натягивают веревку на высоте поднятых рук ребенка. педагог объясняет и показывает, как нужно бросить мяч через веревку, пробежать за ним следом под веревкой и успеть поймать его, не дав коснуться земли. Поймав мяч, можно бросить его с другой стороны и снова поймать. Одновременно могут играть 1—3 ребенка, а затем передавать мяч другим детям. Педагог наблюдает и отмечает удачные броски и ловлю мяча.
Вариант игры: у линии на расстоянии 1—1,5 м от веревки стоят в колоннах дети, разделенные на 2—3 команды с равным числом играющих. Сама игра проводится в виде эстафеты: первый ребенок бросает мяч, догоняет, ловит его. Затем возвращается бегом, передает следующему играющему, а сам становится в конец колонны.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Брось через верёвку
Цель и характер напоминает игру «Бросить и поймать».
На игровой площадке натягивают веревку между двумя вертикальными стойками или деревьями примерно на уровне 1 м от поверхности. На расстоянии 1—1,5 м от веревки проводится черта, у которой лежат 3—4 небольших мяча. К линии подходят 3—4 ребенка (по количеству мячей).
По сигналу или команде воспитателя каждый ребенок берет мяч двумя руками и бросает его из-за головы через веревку, а затем догоняет и ловит мяч. Пробегая под веревкой, дети стараются не задеть ее. Поймав мяч, дети возвращаются на линию бегом и снова бросают. Уронивший мяч выбывает из игры. Побеждает тот ребенок, кто большее число раз бросит и поймает мяч.
Вариант игры: дети играют в паре. По обе стороны веревки на расстоянии 1—1,5 м проведены линии, у которых стоят дети, играющие в паре. Сначала один бросает мяч, а другой ловит, а затем наоборот. Побеждает та пара, которая больше раз перебросит мяч через веревку, не уронив его.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
Волк во рву
Цель игры: развитие внимания, тренировка координации движений.
На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 1—1,5 м. Расстояние между ними — это ров, в котором находится водящий-волк. Волк может передвигаться только между этими линиями.
Остальные играющие — «козочки» — по сигналу учителя перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая через ров. В это время волк старается поймать козочек, коснувшись рукой. Игроки, которых коснулся волк, останавливаются и выбывают из игры.
Вариант игры: водящих может быть 2—3. Проводится соревнование между волком (волками): кто больше за определенное число перебежек (4—5) поймает козочек, а также отмечаются козочки, ни разу не пойманные волками.
Категория: Игры на свежем воздухе и в помещении
Развивает: внимание, координацию движений
Развивает: быстроту реакции, ловкость
Мяч сквозь обруч
Цель игры: обучение бросанию и ловле мяча, передаче его партнеру в движении, развитие ловкости и координации движения.
На игровой площадке шесть детей, выбранных из числа играющих, становятся в шеренгу и держат в вытянутых руках пять обручей. Остальные дети разбиваются воспитателем на играющие пары.
По сигналу или команде каждая пара по очереди начинает игру от первого стоящего в цепочке, проходя цепочку на расстоянии 1 м с обеих сторон и перебрасывая мяч друг другу через обруч.
Во время движения дети должны бросить мяч через каждый обруч. Если ребенок уронит мяч, то должен поднять его и продолжить игру с того обруча, где была допущена ошибка (или с первого обруча, что зависит от условий игры). Побеждает пара, которая быстрее других прошла дистанцию и не уронила мяч, бросив его через все пять обручей.
При повторении игры дети, игравшие в парах, меняют детей, стоявших с обручами.
Подводя итоги игры, педагог отмечает не только быстроту движения, но и точность бросков игроков.
Категория: Игры с мячом
Развивает: координацию движений, ловкость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Актуальные вопросы развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста на занятиях в художественной школе по разделу «Русское искусство. Иллюстрация «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
Материал содержит информацию способах мотивации детей к созданию образов по теме: "Русское искусство.Начало времен"...
Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В данном учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...
Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....
Развитие интереса к учению у младших школьников в малокомплектной школе в процессе использования игровых технологий
Развитие интереса к учению у младших школьников в малокомплектной школе в процессе использования игровых технологий...
«Использование сказкотерапии и игровых методик при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Игровые методики и сказкотерапия при фонетическом разборе слова у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»
Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...