Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
рабочая программа (3, 4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности педагога,
направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ
младшего школьного возраста.
Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2
г.о. Тейково Ивановской области
Программа внеурочной деятельности педагога,
направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ
младшего школьного возраста.
Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»
Рассчитан на 17 часов
Составила: Лисницкая Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МСОШ №2 г.о. Тейково Ивановской области
2015г.
Пояснительная записка
к курсу по развитию поэтической одаренности
Актуальность данной программы внеурочной деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста обусловлена тем, что задача современного образования - воспитание самостоятельной, активной, психически, физически и нравственно здоровой личности, умеющей принимать решения и отвечать за свой выбор, способной выжить в окружающем нас мире.
Как это сделать? Думаю, один из путей – развитие творческих способностей детей. Среди педагогов есть несколько взглядов на это. В.А. Сухомлинский, например, призывал учеников к стихотворчеству, он считал, что благодаря этому дети становятся чувствительней к слову и красоте. «Убогость слова – это убогость мысли, А убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной «толстокожести», – писал он. Считаю, что самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность – это радость стихотворчества
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Развитие поэтических способностей возможно в любом возрасте. Однако чем раньше начинается такая работа, тем более успешным будет по жизни человек. Совсем необязательно, чтобы он непременно стал поэтом. Но опыт «всматривания» в Слово, умение увидеть гармонию и музыку речи может оказаться бесценным на любом профессиональном поприще. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.
В методологической основе программы внеурочной деятельности лежат труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме детской одаренности (А. Бине, П. Торренс, Г. Россолимо, Ф. Гальтон, Г. Айзенк; Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич и др.); по вопросам современных педагогических технологий (педагогика сотрудничества – Ш.А. Амонашвили, технология эвристического обучения – А.В. Хуторской и др.); исследования литературоведов в области стихосложения (А.П. Квятковский, В.В. Онуфриев, В.Е. Толкачёва, Ю. Лотмана).
Цели программы внеурочной деятельности:
–становление духовного мира ребенка, создание условий для формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. «Проба пера» – это не ремесленная мастерская. Ведь главное в ней не только (и не столько) научить правилам стихосложения, а пробудить души детей, чтобы они увидели окружающий их мир – и восхитились, и откликнулись на красоту его всем сердцем.
- ознакомление учащихся с классической традицией стихосложения, с эволюцией представлений о литературном искусстве, процессами, происходящими в мире современной литературе, терминологическим аппаратом.
Задачи программы внеурочной деятельности:
В процессе занятий осуществляется принцип обучения и воспитания, прививается любовь к поэзии, бережное отношение к слову, воспитывается чувство ответственности за все происходящее в мире, сострадание и милосердие ко всему живому.
образовательная: – дать детям определенный круг знаний по теории стихосложения, выработать умения применять эти знания на практике, развивать у школьников умение наблюдать, выражать свое мнение словом, правильно отбирать при этом языковые средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.
– обучающая: получение и закрепление навыков написания стихотворных произведений, точное использование средств художественной выразительности
– воспитательная: повышение общего культурного и нравственного уровня; развитие интереса к литературе, отечественной и зарубежной поэзии; помощь творческим ребятам в адаптации среди одноклассников.
Отличительная особенность программы заключаются в том, что в основе курса лежат занятия, проводимые в литературной игровой форме. Знакомство с «технической» стороной сочинения стихов подчинено смыслу, лишено сухого теоретизирования, форма не довлеет над содержанием, являясь «служанкой», а не «госпожой» творческого процесса.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Используются следующие педагогические технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
Продолжительность и структура программы: Так как программа рассчитана на учащихся с ОВЗ, то занятия могут проводиться дистанционно, режим преподавания щадящий: 17 занятий (1 раз в 2 недели).
Занятия подразделяются на 3 этапа:
На первом (начальном) этапе вводятся два ключевых понятия: РИФМА, РИТМ и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок необходимо показать, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.
На втором (основном) этапе происходит постепенное усложнение занятий, вводятся новые термины и понятия, усваиваются новые формы и способы стихосложения; появляются «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» становятся не самоцелью, а средством; усложняется мировосприятие; какие-то элементы стихосложения, способы и приёмы, усвоенные на занятиях, активно используются в поэтической практике.
На третьем (рефлексивном) этапе учащиеся получают возможность читать свои стихи, обсуждать их с коллегами. Лучшие работы рекомендуются на общественное прочтение и к публикации в дистанционном журнале «Маленький принц», в местных СМИ. Но самое главное, что должны дать занятия – это литературное образование и духовно обогащенное общение, самоутверждение.
Формы занятий: лекция, беседа, дискуссия, литературные игры (конкурсы, викторины, буриме, синквейн и т.д.), работа с раздаточным материалом, тестирование (на этапе проверки усвоения знаний).
Режим занятий. Каждое занятие делится на 2 части: теоретическую и практическую. В ходе занятия учащимся даётся определенный теоретический материал (например, сведения о размере, рифме, форме стиха – сонет, рондо и т.д.), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме (например, подобрать рифмы, составить буриме, написать хокку).
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
-освоение приёмов поиска нужной информации;
-овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
-освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
-овладение основами коммуникативной деятельности.
Предметные:
-ознакомление учащихся с классической традицией стихосложения.
-ознакомление учащихся с эволюцией представлений о литературном искусстве, процессами, происходящими в мире современной литературы,
- усвоение учащимися базовых методологических понятий дополнительной образовательной программы (ритм, размер; рифма, система рифмовки).
– получение навыков написания стихотворных произведений.
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Личностные:
-осознание значимости стихосложения для своего дальнейшего развития;
-формирование потребности в систематическом чтении и стихосложении как средстве познания мира и самого себя;
-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
-восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
-эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
-высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Познавательные:
- анализировать стихотворный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности,
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.
Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, при выполнении проектных заданий.
- Замечать в литературных текстах средства художественной выразительности, анализировать их назначение в тексте,
-осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
- читать стихотворения выразительно, передавая самые позитивные чувства
Коммуникативные:
- Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять, работать в паре и группе.
-Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия.
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,
Читать в соответствии с целью чтения,
-Анализировать причины успеха/неуспеха, фиксировать причины неудач, пути их исправления.
Материально-техническое обеспечение
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер,
Литература:
Литература для педагога:
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;
Литература для обучающихся:
1. Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
2. Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
3. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
4. Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
5. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
6. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
7. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
8. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989
Содержание программы
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание изучаемого материала | Примечания |
1 | Вводное занятие. Что такое поэзия? Чем отличаются стихи от прозы. | 1 | Цель, задачи, содержание программы обучения. Чтение любимых стихотворений. | |
2 | Назначение поэта и поэзии. | 1 | Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой. Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов). | |
3 | Стихотворный размер | 2 | Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков. Написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. | |
4 | Стихотворная рифма. | 2 | Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Практические работы: Игра «Найди рифму». Игра «Буриме». Написание стихотворений на заданную тему. | |
5 | Ритм стихотворения. | 1 | Понятие ритма. Практическая работа – простукивание ритма. | |
6 | Стихотворные жанры. | 1 | Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах | |
7 | Стихотворения в прозе. | 1 | Знакомство с понятием «Стихотворение в прозе». Чтение стихотворений в прозе русских классиков. Сочинение стихотворений в прозе. | |
8 | Понятие “риторика”. Принципы выразительного чтения. | 1 | Знакомство с понятием «Риторика» и с принципами выразительного чтения стихотворений (логические паузы, логическое ударение). Выразительное чтение стихотворений. | |
9 | Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи. | 3 | Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Гипербола. Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. | |
10 | Поэзия и живопись. | 1 | Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием. Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст. | |
11 | Музыка в поэзии. | 1 | Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение. Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку. | |
12 | Моё поэтическое творчество. | 2 | Чтение стихотворений собственного сочинения. Беседа о прочитанном. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечания |
1 | Вводное занятие. Что такое поэзия? Чем отличаются стихи от прозы. | |||
2 | Назначение поэта и поэзии | |||
3 | Стихотворный размер | |||
4 | Стихотворный размер | |||
5 | Стихотворная рифма. | |||
6 | Стихотворная рифма. | |||
7 | Ритм стихотворения. | |||
8 | Стихотворные жанры. | |||
9 | Стихотворения в прозе | |||
10 | Понятие “риторика”. Принципы выразительного чтения.. | |||
11 | Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи | |||
12 | Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи | |||
13 | Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи | |||
14 | Поэзия и живопись. | |||
15 | Музыка в поэзии. | |||
16 | Моё поэтическое творчество | |||
17 | Моё поэтическое творчество |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...
Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...
Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
В данном учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...
«Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств и творческого потенциала» (работа с детьми младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии).
Как управлять процессом формирования нравственных качеств, стремлений у ребёнка? Наполните социум ребёнка разнообразными традициями и живите вместе согласно им. Постепенно эти доброволь...
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста....
Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»
Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...