Рабочая программа корригирующей гимнастики с нарушением осанки для учашихся 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре на тему

Кривошеина Наталья Степановна

Целью данной программы является не только воспитание навыков правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе, но и создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_n._o._1-4_kl.zip26.02 КБ

Предварительный просмотр:

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа корригирующей гимнастики с нарушением осанки для 1 - 4 классов, разработана на основе общеобразовательной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010); Общеобразовательной программы физического воспитания для учащихся средней школы Лях В.И.  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1- 4 классов», 2011г, программы для школьников специальных медицинских групп «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» А. П. Матвеев, Т. В. Петров, Л. В. Каверкина, 2012 г.

Концепция программы. Решение задач группы корригирующей гимнастики (нарушение осанки) направлено на такие важные компоненты как, воспитание ценностных ориентиров на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими и оздоровительными упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Уровень изучения учебного материала базисный (базовый). Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников.

Актуальность программы.  В настоящее время проблема профилактики и коррекции нарушения осанки детей школьного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа школьников с данным диагнозом. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях школьного общеобразовательного учреждения, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.  Данная программа составлена так, что физические упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата и создание «мышечного корсета», снижают риск появления дефектов осанки и плоскостопия.  В ней применяется большое количество упражнений и комплексов, специально разработанных, именно, в профилактических и коррекционных целях.   Данная программа основана на соблюдении основных педагогических принципов, определяющих успешность обучения школьников физическим упражнениям: сознательное и активное отношение к занятиям лечебной гимнастикой, наглядность, доступность, систематичность, постепенное повышение уровня нагрузки с учетом анатомофизиологических особенностей детей и подростков. Огромную роль в данной программе играет система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для коррекции осанки и укрепления здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования двигательных способностей детей. Программа ориентирована на воспитание моральных и волевых качеств.

Целью: данной программы является не только воспитание навыков правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе, но и создание условий для развития творческих, физических, художественно-эстетических качеств ребенка.

            Задачи:

  1. Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  2. Повышение физиологической активности органов и систем организма учащихся, ослабленных заболеванием;
  3. Повышение физической и умственной работоспособности;
  4. Приобретение знаний об организме человека, профилактике и возможном исправлении отклонений в здоровье;
  5. Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни;
  6. Формирование потребности к занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье.

            Обоснование выбора УМК:

Учебно - методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (г. Москва), включает в себя учебники для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией автора А.П. Матвеева. УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету физической культуры. Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию МО физической культуры и ОБЖ (протокол № 7  от  27. 04. 2017 г.).

       УМК учителя:

1. Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов», 2011 г.

2. Программа для школьников специальных медицинских групп «Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальным медицинским группам» А. П. Матвеев, Т. В. Петров, Л. В. Каверкина, 2010 г.

3. К.Р. Мамедов, «Физическая культура. 1- 4 классы. Рабочая программа. Расширенное трехчасовое планирование для специальных медицинских групп с вариантами уроков оздоровительно-корригирующей направленности и обучения бадминтону». – Волгоград, «Учитель», 2014г.

     УМК обучающегося: 

  1. А.И.Савостьянов, «Физическое здоровье школьника». – М.: Педагогическое общество России; 2012г.
  2. И.А. Тихомирова, «Фитнес для ленивых: фитнес дома». – СПб; ИК «Невский проспект»; 2012г.
  3. В.И.Лях, «Физическая культура 1- 4 класс». – М.: Просвещение; 2014г.

III. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Рабочая  программа корригирующей гимнастики с нарушением осанки разработана в соответствии с Федеральным Государственным Общеобразовательным Стандартом и направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья,  на освоении ими основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом развитии обучающихся,  их социальную адаптацию и предусматривает создание специальных условий обучения, воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки), региональными климатическими условиями;

- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- расширение межпредметных связей;

- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и специальных корригирующих упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях;

Задачи программы:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

- определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями медико-педагогической комиссии);

- организация групповых занятий для детей группы корригирующей гимнастики с нарушением осанки;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.

Методика проведения занятий в данной группе имеет свою специфику.  Ведущий принцип в этой работе - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей, диагноза, степени искривления позвоночника, а для этого нужны:

  1. Специальные упражнения для мышц спины сочетать с общеразвивающими упражнениями.
  2. Специальные гимнастические упражнения использовать в положении разгрузки позвоночника (в и.п. лёжа).
  3. Специальные упражнения для мышц спины и живота, координации движений для закрепления навыка правильной осанки.
  4. Использовать в занятиях различные тренажёры и предметы.

Методы преподавания:

•        словесный;

•        наглядный;

•        индивидуальный подход.

Формой проведения занятий является занятие с особым подбором упражнений, учитывающий искривление позвоночника и исключаются те упражнения, которые углубляют его.

Формы организации занятия:

Для более качественного освоения содержания программы занятия корригирующей гимнастики с нарушением осанки  подразделятся на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На занятиях с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники, особенно те их разделы, которые касаются особенностей данных занятий и выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.

Занятия с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов дыхательной гимнастики, формированию навыков правильной осанки. На этих занятиях учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).

Занятия с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала занятия до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на занятиях с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих занятиях обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной.

    Формы деятельности учащихся на уроке:

  • Фронтальная(Ф);
  • Поточная (П);
  • Посменная (Пс);
  • Групповая (Г);
  • Индивидуальная (И);
  • Общая физическая подготовка (ОФП);
  • Основы знаний (ОЗ):
  • Общеразвивающие упражнения (ОРУ);
  • Комплекс упражнений (КУ);
  • Дыхательные упражнения (ДУ).

Используемые здоровьесберегающие педагогические технологии:

  • технология уровневой дифференциации обучения;
  • технологии развивающего обучения;
  • педагогика сотрудничества;
  • технология раскрепощённого развития детей.

                                             

IV. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

         Программа корригирующей гимнастики с нарушением осанки предназначена для учащихся 1 - 4 классов и предполагает занятия три раза в неделю по 40 мин., всего 102 часов ( в 1 классе - 99 часов).  Темы, выпадающие на праздничные и актированные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

V. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОПЛАНИРУЕМЫЕ ГО ПРЕДМЕТА.

Программа корригирующей гимнастики с нарушением осанки направлена на воспитание здоровых, высоконравственных, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности корригирующей гимнастики для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья и организации здорового образа жизни.

VI. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА: ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ.

Результатами освоения учащимися содержания программы ГКГ (нарушение осанки) являются следующие умения:

Личностные:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные: 

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время  занятий;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-  анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-  видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

-  технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные: 

- планировать занятия специальными корригирующими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг;

- представлять корригирующую гимнастику как средство укрепления здоровья, физического развития и профилактики искривления позвоночника;

- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела, кривизны позвоночного столба), развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- организовывать и проводить со сверстниками специальные корригирующие упражнения, подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в местах проведения;

- организовывать и проводить занятия ГКГ (нарушение осанки) с разной целевой направленностью, подбирать для них специально – оздоровительные физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- подавать строевые команды, вести подсчет и контроль дыхания при выполнении специальных оздоровительных упражнений;

- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

VII.  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

 

№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата

теоретическое

практическое

1

Общие теоретические сведения. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики..

1

2-7

Комплекс упражнений №1 (без предметов). Комплекс упражнений на фитболах.

6

8-13

Комплекс упражнений №2 (с обручем). Комплекс упражнений на фитболах.

6

14-19

Комплекс упражнений №3 (с теннисным мячом). Комплекс упражнений на фитболах.

6

20-25

Комплекс упражнений №4 (с гимнастическими палками). Комплекс упражнений на фитболах.

6

26-31

Комплекс упражнений №5 (без предметов). Комплекс упражнений на фитболах.

6

32-37

 Комплекс упражнений №6 (со скакалкой). Комплекс упражнений на фитболах.

6

38-43

Комплекс упражнений №7 (с в/б, б/б мячом).Комплекс упражнений на фитболах.

6

44-49

Комплекс упражнений №8 (с нетрадиционным оборудованием). Комплекс упражнений на фитболах.

6

50-55

Комплекс упражнений №1 (без предметов). Комплекс упражнений на фитболах.

6

56-61

Комплекс упражнений №2 (с обручем). Комплекс упражнений на фитболах.

6

62-67

Комплекс упражнений №3 (с теннисным мячом). Комплекс упражнений на фитболах.

6

68-73

Комплекс упражнений №4 (с гимнастическими палками). Комплекс упражнений на фитболах.

6

74-79

Комплекс упражнений №5 (без предметов). Комплекс упражнений на фитболах.

6

80-85

 Комплекс упражнений №6 (со скакалкой). Комплекс упражнений на фитболах.

6

86-91

Комплекс упражнений №7 (с в/б, б/б мячом). Комплекс упражнений на фитболах.

6

92-97

Комплекс упражнений №8 (с нетрадиционным оборудованием). Комплекс упражнений на фитболах.

6/7(1-е кл)

98

Комплекс упражнений №1 (без предметов). Комплекс упражнений на фитболах.

1

99 (1-е кл.)

Игровые задания с предметами. Домашнее задание на лето.

1

99

Комплекс упражнений №2 (с обручем). Комплекс упражнений на фитболах.

1

100

Комплекс упражнений №4 (с гимнастическими палками). Комплекс упражнений на фитболах.

1

101

Комплекс упражнений №5 (без предметов). Комплекс упражнений на фитболах.

1

102

Игровые задания с предметами. Домашнее задание на лето.

1

Итого:

1

101/98

102/99

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Программа предусматривает работу, направленную на коррекцию имеющегося дефекта осанки.

Базовым результатом образования по данной программе является освоение учащимися основ оздоровительной деятельности. Кроме того, занятия в ГКГ с нарушением осанки способствуют развитию личностных качеств учащихся и являются средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки занятий.

По окончании курса корригирующей гимнастики учащийся должен

 Знать:

  • значение правильной осанки для здоровья и физического развития человека;
  • правила пользования инвентарём;
  • порядок выполнения упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета и мышц спины.

  Уметь:

  • правильно выполнять упражнения в различных положениях (стоя; сидя; лёжа);
  • делить упражнения по группам мышц;
  • самостоятельно заниматься гимнастикой, правильно подбирая дозировку;
  • правильно дышать при выполнении упражнений;
  • соблюдать правила безопасности на занятиях, следить за осанкой.

 Учащиеся могут использовать полученные знания и умения в практической деятельности и  повседневной жизни для:

  • воспитания потребности в соблюдении норм ЗОЖ;
  • обеспечения личной безопасности при занятиях на обычных уроках физкультуры;
  • содействия внедрению занятий корригирующей гимнастикой в домашних условиях.

Отслеживание результатов и диагностика проводится по медицинским показателям при прохождении очередного медосмотра. Прогнозируемые результаты: применение программы заключаются в возможном исправлении отклонений опорно-двигательного аппарата  и переводе учащихся впоследствии  в основную физкультурную  группу на основании результатов очередного медосмотра.

IX. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Оборудование и приборы:

  • спортивный зал, зал ЛФК, тренажёрный зал;
  • спортивное оборудование: гимнастическое бревно, гимнастическая стенка, гимнастические маты;
  • спортивный инвентарь: набивные мячи, скакалки, обручи, мячи различного диаметра, гимнастические палки, массажёры для стоп, дорожки здоровья, мелкие предметы разных форм. 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корригирующая ритмическая гимнастика при нарушениях осанки

Сколиотическая осанка возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног и косом положении таза. Для этой осанки характерны незначительные отклонен...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Рабочая программа для детей с нарушениями слуха. Подготовительный класс.

Рабочая программа по предметам: математика, развитие речи, обучение грамоте, окружающий мир, ппо. Подготовительный класс. Включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Сценарий открытого занятия по корригирующей гимнастике по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс

Сценарий открытого занятия  по корригирующей гимнастике  по теме"Упражнения для мышц туловища" 3 класс...

программа корригирующей гимнастики

программа корригирующей гимнастики...

Рабочая программа по курсу: Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 5-6 класс

Общая характеристика программы. Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу.Логопедическая работа в шк...

Рабочая программа учителя - дефектолога «Профилактика нарушений познавательной сферы обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития»

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися с  ЗПР. Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными до...