«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия детей школьного возраста»
методическая разработка по зож (2 класс) на тему
Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.
2. Совершенствовать навыки и умения через игровой метод – валеологические игры и имитации.
3. Вести просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
4. Пополнить развивающую среду спортивного зала физкультурно-оздоровительным оборудованием.
За время работы в данном направлении произошла положительная динамика в результатах уровня здоровья школьников:
· повышение интереса к физическим движениям и спорту у школьников;
· уменьшение или полное исчезновение неприятных ощущений и болей при длительном стояние и ходьбе у детей;
· повышение результатов общефизического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия
детей школьного возраста»
Качанова М.В., воспитатель ГПД, Санкт-Петербург ГБОУ гимназия № 171
Валеологическое воспитание можно рассматривать как систематическое и планомерное взаимодействие педагога с детьми с целью развития культуры здоровья, выражающейся в бережном отношении к себе как части природы, тех закономерных изменениях, которые происходят в психическом и физическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье в процессе роста и развития.
В системе профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата используют методы строго регламентированного упражнения, которые характеризуются многократным монотонным выполнением действий при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимости действия. На этапе совершенствования, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений, используют игровой метод – частично регламентированного упражнения.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Даже самые простые игры воспитывают у ребят чувство локтя, развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе.
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа школьников (84,9 %) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В частности, исследованиями Г.А.Шорина установлено, что 67,3 % детей младшего школьного возраста имеют плоскостопие.
Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функции опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие. Недостаточное развитие мышц и связок неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Осмыслив важность раннего выявления недостатков в физическом развитии ребенка, передо мной встала задача по изменению направления коррекционно-педагогической деятельности в ГБОУ. В школьном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
В нашем ГБОУ система реабилитации детей была недостаточно сформирована. Наблюдалась низкая осведомленность и заинтересованность у родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей, непривлекательность со стороны детей к коррекционным занятиям. Поставила перед собой цель:
Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.
- Совершенствовать навыки и умения через игровой метод – валеологические игры и имитации.
- Вести просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
- Пополнить развивающую среду спортивного зала физкультурно-оздоровительным оборудованием.
Был составлен перспективный план работы по профилактике и коррекции плоскостопия, оформлена картотека валеологических игр, разработаны игровые комплексы занятий лечебной гимнастики с использованием валеологических игр, имитаций. Также даны методические рекомендации родителям по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
Для педагогов ГБОУ был проведен семинар – практикум «Рациональные приемы оздоровления организма», где обсуждались вопросы по двигательному режиму, оздоровительной среде в классе.
С целью повышения положительного эмоционального фона игры провожу с музыкальным сопровождением, использую сюжетное содержание и наглядные пособия, а также художественное слово. Все это способствует творческой инициативе в действиях, проявлению разнообразных двигательных навыков и физических качеств, увеличению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Рекомендовала педагогам использовать игровые корригирующие упражнения в течении учебного процесса.
За время работы в данном направлении произошла положительная динамика в результатах уровня здоровья школьников:
- повышение интереса к физическим движениям и спорту у школьников;
- уменьшение или полное исчезновение неприятных ощущений и болей при длительном стояние и ходьбе у детей;
- повышение результатов общефизического развития.
Представленный опыт работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающий комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективен и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267048-1371404287.png)
Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-709503-1634497903.jpg)
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/04/picture-1028413-1522866522.jpg)
Игра, как средство развития воображения у учащихся младшего школьного возраста на уроках ритмики.
Из опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/28/picture-1259956-1595949992.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Основные способы профилактики чувства гнева у детей школьного возраста»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...
Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"
В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том, что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/19/picture-1553323-1737280371.jpg)
Презентация "Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста"
Актуальность:Зрение является одним из основных органов чувств, который обеспечивает человеку до 90% информации об окружающем мире. Но зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возр...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/19/picture-1553323-1737280371.jpg)
Методическая разработка: «Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста»
В настоящее время очень остро стоит вопрос о проблеме нарушения зрения у большинства жителей планеты.Практически у каждого человека какое-либо нарушение зрения.Исходя из этого рассмотрим профила...