«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия детей школьного возраста»
методическая разработка по зож (2 класс) на тему
Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.
2. Совершенствовать навыки и умения через игровой метод – валеологические игры и имитации.
3. Вести просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
4. Пополнить развивающую среду спортивного зала физкультурно-оздоровительным оборудованием.
За время работы в данном направлении произошла положительная динамика в результатах уровня здоровья школьников:
· повышение интереса к физическим движениям и спорту у школьников;
· уменьшение или полное исчезновение неприятных ощущений и болей при длительном стояние и ходьбе у детей;
· повышение результатов общефизического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachanova_m.v.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия
детей школьного возраста»
Качанова М.В., воспитатель ГПД, Санкт-Петербург ГБОУ гимназия № 171
Валеологическое воспитание можно рассматривать как систематическое и планомерное взаимодействие педагога с детьми с целью развития культуры здоровья, выражающейся в бережном отношении к себе как части природы, тех закономерных изменениях, которые происходят в психическом и физическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье в процессе роста и развития.
В системе профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата используют методы строго регламентированного упражнения, которые характеризуются многократным монотонным выполнением действий при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимости действия. На этапе совершенствования, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений, используют игровой метод – частично регламентированного упражнения.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Даже самые простые игры воспитывают у ребят чувство локтя, развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе.
В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа школьников (84,9 %) с различными отклонениями в состоянии здоровья. В частности, исследованиями Г.А.Шорина установлено, что 67,3 % детей младшего школьного возраста имеют плоскостопие.
Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функции опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие. Недостаточное развитие мышц и связок неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Осмыслив важность раннего выявления недостатков в физическом развитии ребенка, передо мной встала задача по изменению направления коррекционно-педагогической деятельности в ГБОУ. В школьном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.
В нашем ГБОУ система реабилитации детей была недостаточно сформирована. Наблюдалась низкая осведомленность и заинтересованность у родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей, непривлекательность со стороны детей к коррекционным занятиям. Поставила перед собой цель:
Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.
- Совершенствовать навыки и умения через игровой метод – валеологические игры и имитации.
- Вести просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
- Пополнить развивающую среду спортивного зала физкультурно-оздоровительным оборудованием.
Был составлен перспективный план работы по профилактике и коррекции плоскостопия, оформлена картотека валеологических игр, разработаны игровые комплексы занятий лечебной гимнастики с использованием валеологических игр, имитаций. Также даны методические рекомендации родителям по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
Для педагогов ГБОУ был проведен семинар – практикум «Рациональные приемы оздоровления организма», где обсуждались вопросы по двигательному режиму, оздоровительной среде в классе.
С целью повышения положительного эмоционального фона игры провожу с музыкальным сопровождением, использую сюжетное содержание и наглядные пособия, а также художественное слово. Все это способствует творческой инициативе в действиях, проявлению разнообразных двигательных навыков и физических качеств, увеличению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнений.
Рекомендовала педагогам использовать игровые корригирующие упражнения в течении учебного процесса.
За время работы в данном направлении произошла положительная динамика в результатах уровня здоровья школьников:
- повышение интереса к физическим движениям и спорту у школьников;
- уменьшение или полное исчезновение неприятных ощущений и болей при длительном стояние и ходьбе у детей;
- повышение результатов общефизического развития.
Представленный опыт работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающий комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективен и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"
Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
Игра, как средство развития воображения у учащихся младшего школьного возраста на уроках ритмики.
Из опыта работы...
Выступление на педагогическом совете «Основные способы профилактики чувства гнева у детей школьного возраста»
Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...
Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»
Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...
Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"
В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том, что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...