«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия детей школьного возраста»
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Качанова Марина Валерьенва

Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.            Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.

2.            Совершенствовать навыки и умения через игровой метод – валеологические игры и имитации.

3.            Вести просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.

4.            Пополнить развивающую среду спортивного зала физкультурно-оздоровительным  оборудованием.

За время работы в данном направлении произошла положительная динамика в результатах уровня здоровья школьников:

·        повышение интереса к физическим движениям и спорту у школьников;

·         уменьшение или полное исчезновение неприятных ощущений и болей при  длительном стояние и ходьбе у  детей;

·        повышение результатов общефизического развития.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachanova_m.v.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – как средство профилактики и коррекции плоскостопия

  детей школьного возраста»

Качанова М.В., воспитатель ГПД, Санкт-Петербург ГБОУ гимназия № 171

Валеологическое воспитание можно рассматривать как систематическое и планомерное взаимодействие педагога с детьми с целью развития культуры здоровья, выражающейся в бережном отношении к себе как части природы, тех закономерных изменениях, которые происходят в психическом и физическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье в процессе роста и развития.

В системе профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата используют методы строго регламентированного упражнения, которые характеризуются многократным монотонным выполнением действий при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимости действия. На этапе совершенствования, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений, используют игровой метод – частично регламентированного упражнения.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Даже самые простые игры воспитывают у ребят чувство локтя, развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе.  

В настоящее время проблема профилактики и коррекция отклонений в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа школьников (84,9 %) с различными  отклонениями в состоянии здоровья. В частности, исследованиями Г.А.Шорина  установлено, что 67,3 % детей младшего школьного возраста имеют плоскостопие.

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функции опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие.  Недостаточное развитие мышц и связок неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Осмыслив важность раннего выявления недостатков в физическом развитии ребенка, передо мной встала задача по изменению направления коррекционно-педагогической деятельности в ГБОУ. В школьном возрасте организм отличается большой пластичностью, поэтому сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

В нашем ГБОУ система реабилитации детей была недостаточно сформирована. Наблюдалась низкая осведомленность и заинтересованность у родителей в коррекционно-профилактических вопросах развития, воспитания и обучения детей, непривлекательность со стороны детей к коррекционным занятиям.  Поставила перед собой цель: 

Создание условий по профилактике и коррекции функциональной недостаточности костно-мышечной системы дошкольников в детском саду. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Укреплять мышцы пальцев стопы и голеностопного сустава.
  2. Совершенствовать навыки и умения через игровой метод – валеологические игры и имитации.
  3. Вести просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.
  4. Пополнить развивающую среду спортивного зала физкультурно-оздоровительным  оборудованием.

Был составлен перспективный план работы по профилактике и коррекции плоскостопия, оформлена  картотека  валеологических игр, разработаны игровые комплексы занятий лечебной гимнастики с использованием валеологических игр, имитаций. Также даны методические  рекомендации родителям по вопросам профилактики и коррекции плоскостопия.

 Для педагогов ГБОУ был проведен семинар – практикум «Рациональные  приемы оздоровления организма», где обсуждались вопросы по двигательному режиму, оздоровительной среде в классе.

С целью повышения положительного эмоционального фона игры провожу с музыкальным сопровождением, использую сюжетное содержание и наглядные пособия, а также художественное слово. Все это способствует творческой инициативе в действиях, проявлению разнообразных двигательных навыков и физических качеств, увеличению интереса и активности детей, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Рекомендовала педагогам использовать игровые корригирующие упражнения в течении учебного процесса.

За время работы в данном направлении произошла положительная динамика в результатах уровня здоровья школьников:

  • повышение интереса к физическим движениям и спорту у школьников;
  •  уменьшение или полное исчезновение неприятных ощущений и болей при  длительном стояние и ходьбе у  детей;
  • повышение результатов общефизического развития.        

Представленный опыт работы по профилактике и коррекции плоскостопия, предусматривающий комплексное использование средств физического воспитания, достаточно эффективен и позволяет добиться значительного снижения числа детей, имеющих деформацию стоп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи"

Наряду с первоочередной задачей дошкольных учреждений (охрана и укрепление здоровья детей) общей основой воспитания и обучения детей в детском саду является овладение ими речью. Овладение родным языко...

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Выступление на педагогическом совете «Основные способы профилактики чувства гнева у детей школьного возраста»

Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию п...

Консультация для родителей " Профилактика нарушения осанки у детей школьного возраста"

В документе представлена консультация для родителей, для педагогических работников о том,  что из себя представляет профилактиика нарушения осанки, что нужно делать , чтобы избежать нарушения оса...

Презентация "Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста"

Актуальность:Зрение является одним из основных органов чувств, который обеспечивает человеку до 90% информации об окружающем мире. Но зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возр...

Методическая разработка: «Профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста»

В настоящее время очень остро стоит вопрос о проблеме нарушения зрения у большинства жителей планеты.Практически у каждого человека какое-либо  нарушение зрения.Исходя из этого рассмотрим профила...