Легкая атлетика. Обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания) в 1 классе.
статья по физкультуре (1 класс) на тему
Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движений уже начиная с 1-го класса, так как это основа основ при изучении всех видов спорта. В данной статье обращается внимание не только на ходьбу и бег, но и на правильную постановку техники прыжков и метаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
legkaya_atletika_1_klass.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки легкой атлетики в 1-м классе.
Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движений уже начиная с 1-го класса, так как это основа основ при изучении всех видов спорта. В данной статье обращается внимание не только на ходьбу и бег, но и на правильную постановку техники прыжков и метаний.
ХОДЬБА
Основная задача при освоении ходьбы в 1-м классе – научиться правильно ходить в строю, делать это свободно и непринужденно, сохраняя правильную осанку. На уроках применяются следующие виды ходьбы: обычная, на носках с различными положениями рук, ритмическая. К ходьбе предъявляются следующие требования: положение тела и движения рук и ног свободны и естественны; шагающая нога мягко и эластично ставится на пятку с последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся прямо. Плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно.
Наиболее часто встречающиеся у первоклассников недостатки – отсутствие правильной осанки, шаркание ногами, раскачивание туловища, неравномерный темп ходьбы, неправильная постановка стоп – чрезмерно развернутые носки. Некоторые дети при ходьбе допускают грубую ошибку – одностороннее сочетание движений рук и ног: при движении правой ноги вперед выносится правая рука, при движении левой – левая. Это связано или с излишним напряжением, или с нарушением координации движений. Не нужно спешить указывать детям на их недостатки – лучше предложить им задание, отвлекающее внимание от работы рук.
Например, сначала учитель велит идти тихо-тихо, крадучись, чтобы не было слышно шагов, затем начинает тихо и медленно считать шаги. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, он дает отрывистую и довольно громкую команду вернуться к обычной ходьбе. Дети, передвигаясь крадучись, забывают о руках. Работа рук и ног получается естественной, и при переходе на обычный шаг ребята продолжают идти правильно.
Кроме ходьбы широким и свободным шагом, на уроках применяются в качестве специальных упражнений ходьба скрестным шагом, крадучись, пригнувшись и т.д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у учащихся представление о различных положениях головы, туловища, рук и ног. Неравномерность ритма ходьбы, колебания туловища, беспорядочные движения руками устраняются по мере приобретения общего двигательного опыта.
В 1-м классе предусмотрено обучение принятию различных положений рук при обычной ходьбе и ходьбе на носках, которое рекомендуется начинать после того, как дети изучат эти приемы, стоя на месте. При этом целесообразно придерживаться такой последовательности:
1. Ходьба с фиксацией рук на пояс, за спину, за голову, в стороны.
2. Ходьба с последовательным изменением положения рук, например: 1–2 – руки на пояс; 3–4 – руки за голову.
3. Ходьба на носках с фиксацией рук на пояс, за спину, за голову, к плечам.
4. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, например: 1–4 – обычная ходьба; 5–8 – ходьба на носках.
5. Сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках и изменением положения рук, например: 1–4 – обычная ходьба; 5–8 – ходьба на носках, руки на пояс.
Для успешного закрепления навыков сохранения темпа ходьбы рекомендуется применять различные ритмические движения в такт шагам: хлопки в ладоши, притоптывание и т.д.
БЕГ
Наиболее распространенные ошибки при обучении первоклассников бегу – раскачивание (боковые колебания) туловища, размахивания из стороны-в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ноги на пятку или на всю стопу, а не на носок.
Изучение техники бега лучше начинать с групповых перебежек. На спортивной площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа учащихся из 6–8 человек с интервалом 2 шага. Для того чтобы научить детей бежать, не теряя прямого направления, от стартовой линии размечают беговые дорожки шириной 1 м и длиной 10–15 м. Постепенно, от урока к уроку, ширину уменьшают до 40–30 см. По сигналу учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном и среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки к стартовой линии. Когда они научатся бежать в прямом направлении, можно выполнять перебегание с одной стороны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т.д.
Для формирования правильной осанки рекомендуется выполнять бег с палкой за спиной, удерживая ее в локтевых сгибах или за плечами; для снятия закрепощенности плечевого пояса и во избежание судорожных, напряженных движений руками – бег с трубочками из бумаги или картона. При этом руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись.
Для более эффективного освоения упражнений в беге желательно проводить их под музыкальное сопровождение, в игровой форме, с индивидуальными и общими заданиями. Бег включают в программу урока в виде кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой. Бег в течение длительного времени и на большое расстояние в начальных классах недопустим. Длина бегового отрезка при сочетании его с ходьбой не должна превышать 60 м. Главная задача при обучении этому упражнению – научить детей плавно, постепенно переходить с бега на обычную ходьбу. Кроме того, оно способствует быстрому разогреванию и подготовке организма к основной части урока.
Упражнение рекомендуется начинать с медленной ходьбы, затем темп постепенно учащается, и подается команда перейти с ходьбы медленный бег, а еще через 15–20 м – на быстрый шаг с постепенным замедлением ходьбы до обычного темпа. Учитель ведет подсчет шагов, чередуя его с хлопками. Следует обратить внимание на свободное дыхание через нос. После окончания бега с ходьбой дети выполняют несколько упражнений для восстановления дыхания.
ПРЫЖКИ
Прыжки с высоты: При обучении прыжкам с высоты, которая в 1-м классе не должна превышать 60 см, рекомендуется соблюдать такую последовательность. Вначале дети осваивают положение правильного приземления: полуприсед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед, спина прямая. Затем из положения полуприседа, руки вперед, толчком двух ног выполняется небольшой прыжок с места вперед в то же исходное положение с сохранением равновесия. Повторить 5–6 раз. Затем дети изучают устойчивое и мягкое приземление при спрыгивании с гимнастической скамейки. 5–6 человек встают на нее и из положения полуприседа, руки вперед, не выпрямляясь, спрыгивают вниз, стараясь не потерять равновесие. Выполнить 3–4 раза. То же из полуприседа, но руки назад. Здесь следует обратить внимание учащихся на одновременные взмах руками и отталкивание. Можно усложнить прыжок, добавив поворот в полете на 90°.
Когда дети в достаточной степени овладеют прыжками с гимнастической скамейки, высоту прыжка начинают постепенно увеличивать до 60 см. Для этого можно использовать гимнастические маты, положенные друг на друга, или гимнастическое бревно.
Навыки в прыжках с высоты рекомендуется закреплять, преодолевая полосу препятствий на местности в различных сочетаниях и применяя подвижные игры: «Лиса и куры», «Не шевелись!», «Прыгай в кружок» и др.
В игре «Не шевелись!» учащиеся делятся на 2–3 команды, каждая встает на гимнастическую скамейку и по сигналу учителя прыгает вниз. Потеря равновесия при приземлении считается ошибкой. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок.
В игре «Прыгай в кружок» условия те же, но приземлиться нужно в кружок диаметром 30–40 см. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок.
Прыжки на мягкое препятствие: Напрыгивание на препятствия – хорошее подводящее упражнение для обучения прыжкам в длину с разбега. В 1-м классе дети осваивают прыжки на мягкие препятствия высотой до 40 см, например на 3–4 гимнастических мата, положенные друг на друга. Класс делится на 4–5 групп, состоящих из примерно равных по уровню физической подготовленности учеников. 2–3 человека из каждого отделения подходят к гимнастическим матам, встают в полушаге от них и выполняют прыжок из исходного положения стоя на левой ноге, правая отведена назад на носок, руки назад: сделав энергичный взмах руками вверх-вперед с одновременным резким движением бедра правой ноги вверх, напрыгивают на препятствие правой ногой, а затем приставляют к ней левую. То же с одного шага от места отталкивания до мата.
Когда дети освоят координацию движений при напрыгивании на препятствие с места, они приступают к выполнению прыжка с 2–3, а потом и 5–6 шагов разбега. Внимательно наблюдая за ними, учитель определяет зону отталкивания для каждой группы учащихся, прочертив линию на полу. Данная зона для мальчиков должна находиться примерно в 100–120 см от матов, а для девочек – в 80–100 см. Меняя расстояние от места отталкивания до места приземления, можно тем самым увеличивать длину шага, а следовательно, и продолжительность полета, во время которого нужно сгруппироваться, т.е. подтянуть толчковую ногу к маховой, слегка наклониться вперед и приготовиться к приземлению.
Прыжки в высоту с прямого разбега: Перед прыжком следует выполнить разбег с 5–7 шагов с ускорением. На последнем шаге производится подготовка к толчку: нога ставится на место отталкивания сначала на пятку, затем на всю стопу, одновременно выдвигается немного вперед таз. Отталкивание должно быть направлено строго вертикально по отношению к поверхности пола. Маховая нога, согнутая в колене, в этот момент резко поднимается. В полете толчковая нога сгибается и присоединяется к маховой. Через планку тело проходит в сгруппированном положении, а руки выносятся вперед-вверх. Приземление осуществляется на обе ноги. Хорошее подводящее упражнение к прыжкам в высоту с прямого разбега – напрыгивание на препятствие, которое должно находиться как можно ближе к месту отталкивания, и прыжки в длину через небольшие препятствия, расположенные у места отталкивания.
Обучение рекомендуется начинать с очень важного элемента прыжка – постановки толчковой ноги на место отталкивания на пятку с одновременным выводом вперед таза. Упражнение рекомендуется выполнять, держась одной рукой за рейку гимнастической стенки. После того как это движение учащимися будет освоено, приступают к прыжкам через планку, расположенную на высоте 10–15 см от пола, с 2–3 шагов разбега поточно. На месте отталкивания может быть настелена резиновая дорожка или установлен обычный гимнастический мостик. На открытой площадке это место можно обозначить чертой. Чтобы взлет прыгуна был больше направлен вверх, а не вперед, ее следует располагать не далее чем на 40–50 см от планки. Расстояние между ними сокращают постепенно.
Для тренировки в прыжках дети делятся на отделения (группы) и выполняют прыжки с 3–5 шагов разбега с постепенным увеличением высоты планки до 40 см. Учащихся, которые плохо освоили какой-то элемент техники, рекомендуется выделить в отдельную группу.
Прыжки в длину с разбега: Первоклассников важно научить правильному отталкиванию и мягкому приземлению. Шаги разбега должны быть легкими, свободными, с постановкой ноги на носок. Последний шаг делается несколько короче предыдущих, при этом толчковая нога слегка сгибается, а затем сразу же начинает выпрямляться. Маховая нога в момент толчка сгибается в коленном суставе и энергично выносится вперед-вверх. Руки во время отталкивания продолжают двигаться так же, как при разбеге, но с большей амплитудой. После отталкивания в фазе полета прыгун принимает положение «шага». Затем толчковая нога подтягивается к маховой и начинается подготовка к приземлению: туловище наклоняется вперед, руки опускаются, ноги выпрямляются. В момент приземления прыгун низко приседает и резко выносит руки вперед – это предохраняет от падения назад.
В начале обучения следует обратить внимание на технику разбега. Для выполнения самого прыжка нужно научиться выполнять бег с ускорением. Скоростные качества развивают с помощью бега наперегонки и подвижных игр. Обучение прыжкам проводится в такой последовательности: находясь в полуметре от края прыжковой ямы или мата, из исходного положения – стоя на маховой ноге, толчковая отводится сзади на носок – сделать шаг толчковой ногой вперед с постановкой ее на всю стопу, слегка согнуть и сразу же оттолкнуться; одновременно сделать мах другой ногой, согнутой в колене, и приземлиться на пятки обеих ног с быстрым перекатом на всю стопу. То же 5–6 раз с 4–5 шагов разбега, отталкиваясь одной и той же ногой.
Учитель должен внимательно следить за правильностью выполнения отдельных элементов прыжка и своевременно давать учащимся упражнения для исправления допущенных ошибок. Так, при неправильной постановке ноги во время отталкивания – растянутый последний беговой шаг – рекомендуется выполнять упражнения в беге по поперечным линиям, нанесенным на грунт или пол. Если учащиеся во время толчка поднимают маховую ногу вперед почти выпрямленной, им следует прыжки через веревку, натянутую на высоте 10–15 см у места отталкивания, или через набивные мячи. Если при отталкивании ученик не успевает полностью выпрямить толчковую ногу, можно предложить ему выполнить упражнения со скакалкой или прыжки с доставанием подвешенных предметов. В случае неустойчивого приземления следует повторить прыжки с высоты.
Навыки прыжков в длину с разбега закрепляются во всевозможных играх и эстафетах. Так в игре «Прыгни выше!» класс делится на четыре команды. Перед прыжковыми стойками обозначают четыре квадрата размером 40×40 см. На прыжковой стойке укрепляют веревочку с четырьмя флажками на высоте около 180 см. Для девочек высота должна быть ниже, чем у мальчиков. Каждая команда выстраивается в колонну перед своим квадратом на расстоянии 5 м от стоек. По сигналу первые номера бегут к нему и, оттолкнувшись от него одной ногой, стараются коснуться рукой флажка. Ученик, которому это удалось, приносит команде очко. Побеждает команда, которая наберет больше очков. Можно использовать различные эстафеты с прыжками: например, до разворотной стойки выполнять прыжки на одной ноге, а при движении обратно – на другой; попутно перепрыгивая через ручьи, рвы и другие условные препятствия.
МЕТАНИЯ
В 1-м классе дети учатся метать малый мяч с места из-за головы, стоя лицом по направлению метания. Прежде чем начать практические упражнения, учителю следует создать у учащихся общее представление о технике метания, показав им, как держать снаряд, как отвести руку, как подготовиться к заключительному усилию, приняв положение натянутого лука, как сделать заключительное усилие и выпустить снаряд, а после вылета снаряда сохранять устойчивое положение. Метание из-за головы из положения стоя лицом по направлению броска выполняется следующим образом. Учащийся стоит лицом в сторону метания, правая нога сзади на носке, если метание осуществляется правой рукой. Мяч удерживается пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью, рука согнута в локтевом суставе, кисть с мячом на уровне лица. Из этого положения нужно перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад как можно больше, одновременно руку с мячом кратчайшим путем отвести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая – прямая с упором на пятку. Для броска необходимо, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести вперед на левую ногу; при этом, прогнувшись в пояснице, принять положение натянутого лука и, не задерживаясь, начать выносить вперед руку для броска снаряда. Движение руки должно быть хлестким, напоминающим удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, затем предплечье и, наконец, рука с мячом. Все движения должны выполняться по возможности свободно, широко, равноускоренно к финальному усилию.
На первых занятиях не надо ориентировать учащихся на дальность броска, так как это приводит к большому мышечному напряжению, которое отрицательно сказывается на технике метания.
При обучении рекомендуется применять следующие упражнения, способствующие овладению техникой метания:
1. Поднять с пола теннисный мяч – 6–8 раз. Рекомендуется для овладения способом держания мяча.
2. Отвести руку с мячом назад в исходное положение перед броском – 6–8 раз. Рекомендуется для овладения техникой передачи тяжести тела с ноги на ногу, отработка положения натянутого лука.
3. Удар ладонью по волейбольному мячу, подвешенному на уровне вытянутой вверх руки. Рекомендуется для овладения движением руки, совершающей бросок.
4. Имитация броска мяча – 8–10 раз. Рекомендуется для овладения движением метания в целом.
5. Подбрасывание мяча на низкую и среднюю высоту с последующей ловлей; подбрасывание мяча одной рукой и ловля другой; подбрасывание и ловля мяча после отскока от пола; бросок мяча в стенку и ловля его; бросок мяча в стенку и ловля его после отскока от пола; метание мяча в щит размером 1×1 м, расположенный на высоте 2,5 м от пола, с расстояния 2 м; то же, постепенно увеличивая расстояние до щита: у мальчиков – до 6 м, у девочек – до 4 м. Метание проводится правой и левой рукой. Рекомендуется для развития ловкости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспек урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...
Мастер класс на тему обучение основным движениям
Мастер класс на тему обучение основным движениям...
Конспект урока "Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Эстафетный бег"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...
Конспект урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Низкий старт"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...
Легкая атлетика. Обучение бегу в начальной школе.
Обучение школьников правильной технике легкого, непринужденного, но вместе с тем быстрого бега – процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотл...
Легкая атлетика. Обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания) во 2 классе.
Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движ...
«Легкая атлетика. Техника безопасности на уроках л/а. Метание набивного мяча.»
Тип урока: Урок получения нового знанияЦель: Цели для ученика1. Научиться технически правильно выполнять метание набивного мяча..2. Научиться метать мяч на дальность.3. Научиться ответственно выполнят...