динамика двигательных способностей и пути их повышения у детей младшего школьного возроста.
методическая разработка по физкультуре на тему

Щербаков Вадим Вмтальевич

Младший школьный возрост являеться наиболее благоприятным для развития двигательных спасобностей. Однтм из оснавных путей повышения двигательной подготовленности учащихся начальной школы - изучение развития двигательныхспособностей учащихся в течение каждого учебного года, начиная с 7-ми летнего возроста и за период обучения в начальной школе. физически ребенок в этом возросте развиваеться довольно равномерно.Увеличиваеться рост и вес тела,повышаеться иммунитет, быстро развиваеться мышцы серца.Косно соединительный аппарат младших школьников довольно гибкий, поскольку  у их костях еще много хрящевой ткани. Но это надо учитывать , чтобы предотвратить возможное искревление позвоночника,сутуловатости.Физическое воспитание в школе должно формировать у учащихся с раннего возроста интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА     : ДИНАМИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА.

                                                            Подготовил:

                                                                                           учитель физической культуры

МАОУ «Гимназия №4» Волжского р-на

                                                           г. Саратова

Щербаков Вадим Витальевич

САРАТОВ   2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………3

1.Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста……………………..4

2.Особенности развития отдельных физических качеств…………………………………………….4-10

3. Пути повышения двигательной подготовленности учащихся начальной школы………………….10

3.1. Соотношение средств физической подготовки для учащихся начальной школы………..………11

3.2. Рекомендуемые упражнения для целенаправленного развития двигательных способностей учащихся 1-2 кл., 3-4 кл.…………………………………………………………………………………..12

4. Педагогический контроль: тестирование - основная форма контроля уровня физической подготовленности………………………………………………………………………………………….14

5. Литература………………………………………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

    Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей. Одним из основных путей повышения двигательной подготовленности учащихся начальной школы – изучение развития двигательных способностей учащихся в течение каждого учебного года, начиная с 7-летнего возраста и за период обучения в начальной школе. Контроль над физической подготовленностью детей на протяжении 4 лет и изучение динамики двигательных способностей за каждый год обучения дают возможность изучить групповые различия двигательной подготовленности учащихся, а также оценить эффективность учебного процесса по физическому воспитанию и сделать рекомендации по совершенствованию двигательной подготовки учащихся начальной школы.

   В настоящее время имеется большое количество работ, свидетельствующих о том, что двигательные способности следует развивать, начиная с первых лет обучения в школе, иначе можно упустить самые благоприятные периоды их развития. В связи с этим возникает необходимость изучать развитие, как отдельных двигательных способностей, так и комплексное их развитие.

   Учитывая динамику двигательных способностей детей младшего школьного возраста, была предпринята попытка поиска рационального соотношения средств, дающая возможность более эффективно развивать двигательные способности и, особенно, отстающие в те или другие периоды четырёхлетней динамики.

1.Физиологические особенности развития детей младшего школьного возраста

    Период жизни детей от 6-7 до 11 лет называют младшим школьным возрастом. При определении его границ учитывают особенности психического и физического развития детей, переход их к учебной деятельности, которая становится основной.

   Физически ребенок в этом возрасте развивается довольно равномерно. Увеличивается рост и вес тела, повышается иммунитет, быстро развиваются мышцы сердца. Артерии у школьника более широкие, чем у взрослого человека, и именно этим объясняются особенности артериального давления. Частота сердечных сокращений более стойкая, но под влиянием разных движений, положительных и отрицательных эмоций она быстро изменяется.

   Костно-соединительный аппарат младших школьников довольно гибкий, поскольку у их костях еще много хрящевой ткани. Но это надо учитывать, чтобы предотвратить возможное искривление позвоночника, вдавливанию груди, сутуловатости.

   Развитие мышечной системы оказывает содействие увеличению физической силы детей. Но малые мышцы кисти рук развиваются медленнее. Первоклассникам тяжело писать в пределах строки, координировать движения руки, не делать лишних движений, которые служат причиной быстрой усталости. Поэтому следует проводить физкультурные минутки, которые снимают напряжение малых мышц пальцев и кистей рук.

   Дети этого возраста дышат чаще, чем взрослые. Для поддержания их трудоспособности особенно важно, чтобы в классе и дома был чистый воздух.

   У детей хорошо развиты все органы чувств, но некоторые из них имеют свои особенности. Так, глаза, благодаря эластичности хрусталика, могут быстро изменять свою форму в зависимости от позы во время чтения и письма. Если не учитывать этой особенности органов зрения младших школьников и не исправлять их позы во время уроков, то это может привести к повышению глазного давления, нечеткости изображений на сетчатке и к близорукости. Преобладает невольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необыкновенное. Невольное внимание имеет положительное значение, но недостаточное для достижения успехов в обучении. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, связанные со значимостью учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения - условие стойкости произвольного внимания.

   Вес мозга младшего школьника приближается к весу мозга взрослого человека. Особенно увеличиваются лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Вместе с тем происходят значительные изменения в развитии и работе центральной нервной системы. Аналитическая деятельность коры больших полушарий головного мозга значительно усложняется.

   В практике физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма служат основным критерием при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм. Для младших школьников естественна потребность в высокой двигательной активности. Поэтому важно обеспечить детям достаточный объём двигательной активности, соответствующий их возрасту и индивидуальному состоянию здоровья.

2.Особенности развития отдельных физических качеств

   Физическое воспитание в школе должно формировать  у учащихся с раннего возраста устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Естественный путь к достижению этой цели – привитие интереса к двигательной активности и понимание того, что она обеспечивает развитие двигательных способностей и является эффективным средством воспитания здорового образа жизни. Гармоничное развитие двигательных способностей положительно сказывается на функциональном состоянии всех систем организма детей, в том числе и на совершенствовании регуляции функции центральной нервной системы. В частности, физические упражнения аэробной направленности, обеспечивающие развитие выносливости, оказывают положительное влияние на снижение реактивности психофизиологических функций при умственной, сенсомоторной и физической нагрузках, при этом повышается умственная и физическая работоспособность учащихся.

Развитие силы

   Силу определяют, как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

   Силовые способности детей младшего школьного возраста зависят от развития их нервно-мышечной системы. Крупные мышцы конечностей у них развиты больше, чем мелкие. Мышцы младших школьников имеют тонкие волокна и содержат в своём составе лишь небольшое количество белка и жира. Доказано, что в тех мышцах, которые испытывают большую нагрузку, интенсивность изменения кровоснабжения и иннервации выражены больше. В этом возрасте почти полностью завершается развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. При этом процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У младших школьников ещё не закончилось окостенение скелета, всвязи с чем использовать физические нагрузки силового характера, особенно упражнения с отягощениями, следует осторожно. Поэтому вес отягощений (например, гантелей, набивного мяча), как правило, не должен превышать 1 кг. Эффективность выполнения физических упражнений силового характера во многом зависит от пропорционального развития частей тела человека. У младших школьников в этот период отмечается увеличение в большей мере длины тела, чем его массы.

   Таким образом, у учащихся младшего школьного возраста имеются некоторые предпосылки для развития силы. Качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты. Качество сила характеризуется силой действия, которую развивает человек посредством мышечных напряжений. Различают собственно силовые способности и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

   Собственно силовые способности проявляются:

  • при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с отягощениями.
  • при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).

   Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, чисто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.

   Задачи развития силовых способностей:

1) Общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности.

2) Разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

3) Создание условий и возможностей для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видом спорта или в плане профессиональной прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии.

   Воспитание силы может осуществляться в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений).

Рис. Средства воспитания силовых способностей

Развитие гибкости

   Гибкость-это способность выполнять движения с большой амплитудой. Она имеет существенное значение в двигательной деятельности школьников. Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обуславливающий подвижность суставов, - анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение). Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц-антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенства межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия, такие как время суток, температура воздуха, проведена ли разминка, разогрето ли тело. Фактором, влияющим на подвижность суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

   Хорошая подвижность в суставах обеспечивает благоприятные условия для жизни, трудовой деятельности, двигательной подготовки и воспитания правильной осанки. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития гибкости, так как мышцы и связки детей более эластичны и легче поддаются растягиванию. Однако  при этом следует учитывать, что в этом возрасте при развитии гибкости необходимо уделять внимание укреплению мышц и связок детей. Существенно важно при развитии гибкости научить детей расслаблению мышц, так как только в расслабленном состоянии мышцы наиболее эффективно растягиваются. Это умение тесно связано с координационными способностями, поэтому развитие гибкости и координационных способностей следует осуществлять одновременно, начиная с 1 класса.

   По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – в позах.

   Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном); специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. В качестве средств развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические. Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами. Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора); пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам).

   Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела и силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени. После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения. Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использование пружинящих «само захватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

   Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

Развитие быстроты

   Быстрота-это способность к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления и не требующих больших энергозатрат. Её развитие тесно связано с развитием динамической силы  (скоростно-силовыми качествами), гибкостью и владением техникой двигательного действия. Максимальная скорость движения может проявляться только в тех действиях, при которых волевые усилия направлены не на способ, а на скорость их выполнения. Продолжительность упражнений, связанных с проявлением этого качества у детей, не должно превышать 5-10 сек. Установлено, что у детей младшего школьного возраста частота движений увеличивается на 4-6 сек., после чего следует её снижение.

   Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

  • состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
  • морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
  • силы мышц;
  • способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
  • энергетического запаса в мышце;
  • амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
  • способности к координации движений при скоростной работе;
  • биологического режима жизнедеятельности организма;
  • возраста и пола;
  • скоростных природных способностей человека.

   Задачи развития скоростных способностей:

1. Разностороннее развитие скоростных способностей (быстроты реакции, скорости движений, скорость одиночного движения, быстроты целостных движений) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в школе.

2. Максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль.

3. Совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности.

   Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы:

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а) быстроту реакции

б) скорость выполнения отдельных движений

в) улучшение стартовой скорости

г) скоростную выносливость

д) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавание, ведение мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (спортивные и подвижные игры, эстафеты).

3. Упражнения сопряженного воздействия:

а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, спортивных играх).

Развитие координационных способностей

   Способность ученика осуществлять различные двигательные действия - умение различать их по длительности, пространственной величине, степени мышечных усилий, запоминать движения и мысленно воспроизводить их, переключаться с одних движений на другие в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды или игровой ситуацией – определяется развитием координационных способностей. Проявление координационных способностей зависит от следующих факторов:

  • способности человека к точному анализу движений
  • деятельности анализаторов
  • сложности двигательного задания
  • уровня развития других физических способностей (скоростные способности, динамическая сила, гибкость)
  • возраста
  • общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных, преимущественно вариативных двигательных умений и навыков).

   Координированность движений у девочек имеет высокие темпы биологического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет. В 11-12 лет темпы прироста средние. От 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальнейшем восстанавливается и стабилизируется. У мальчиков темпы биологического развития этой способности приходятся на возрастные периоды 8-9 и 11-12 лет. С 13 до 14 лет – средние темпы прироста. Возрастные периоды от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 характеризуются относительной стабилизацией координированности движений, то есть существенных положительных или отрицательных изменений не происходит. Возрастной период с 6-7 до 10-12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.

   Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст.

   При воспитании координационных способностей решают две группы задач: по разностороннему и специально направленному их развитию.

   Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию общеобразовательной школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

   Решение задач по направленному развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми приводит к тому, что они:

- значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

- постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками;

- приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;

- испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

   В основе методики развития координационных способностей должно быть выполнение двигательных заданий в усложненных условиях. Для этого упражнения выполняют при дефиците пространства и времени, недостаточной или чрезмерной информации. Эффективными являются бег по пересеченной местности с преодолением препятствий (гимнастические скамейки, мячи), гимнастические и акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры (особенно на уменьшенных площадках и с увеличением количества игроков).

   Эффективными будут также разнообразные упражнения на достижение установленных параметров двигательной деятельности: прохождение или пробегание определенного расстояния с закрытыми глазами; броски мячи в баскетбольную корзину с закрытыми глазами; выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме; прыжки с поворотами на указанное количество градусов. Частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие на формировании кинестетических образов движений, наличие которых обуславливает координационные возможности.

   Таким образом, основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения. Они должны быть по возможности разнообразными и достаточно сложными по координации работы нервно – мышечного аппарата.

Развитие выносливости

   Выносливость определяют как способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

   Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется:

  • по признакам двигательного действия с помощью которого решается двигательная задача
  • по признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи.

   Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

   Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды.

   Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем, обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.

   Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижения. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат.

   Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

   Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».

   Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая выносливость средне сильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности.

   Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

   Задачи по развитию выносливости:

Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности.

   Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей.

   Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.

   В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 упражнений, выполняемых в среднем темпе).

   Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средств.

3. Пути повышения двигательной подготовленности учащихся начальной школы

   Первостепенная задача физического воспитания детей сводится к выполнению требований к их физической подготовленности. Физическая подготовленность оценивается уровнем развития двигательных качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости и координации движений. Одним из путей повышения двигательной подготовленности является применение рационального соотношения средств (физических упражнений), обеспечивающих развитие двигательных способностей с учётом динамики их развития за учебный год и за все четыре года обучения в начальной школе.

   Учитывая динамику двигательной подготовленности детей в разные возрастные периоды, необходимо предпринимать попытку поиска рационального соотношения средств, которое позволило бы путём целенаправленного педагогического воздействия решать задачу гармонического воздействия всех двигательных способностей и, особенно, отстающих в развитии в те или иные периоды.

   При распределении средств физической подготовки для всестороннего развития физических качеств на уроках физической культуры необходимо учитывать ряд положений:

  1. Необходимо применять средства целенаправленного воздействия на каждое физическое качество в комплексе на протяжении всего учебного года.
  2. На каждом уроке в начальных классах рекомендуется выделять до 15 минут на целенаправленное развитие физических качеств, которое осуществляется в конце основной части урока.
  3. Организацию физической подготовки целесообразно проводить по методу круговой тренировки или по упрощённому её варианту – круговому потоку.
  4. Средства, направленные на развитие двигательных способностей, более эффективны, если они применяются в определённой последовательности, Физическую подготовку необходимо начинать с развития координационных способностей, гибкости или быстроты, затем следует переходить к развитию скоростной силы, силы и заканчивать упражнениями на развитие выносливости.
  5. Соотношение средств физической подготовки должно изменяться с учётом специфики различных разделов учебной программы по физической культуре и динамики каждого качества в течение учебного года.

3.1 Соотношение средств физической подготовки для учащихся начальной школы

   В результате наблюдения за динамикой двигательных способностей можно выделить периоды понижения, повышения и стабилизации в развитии тех или других способностей. Так, у учащихся 1 класса необходимо организовать целенаправленное развитие всех физических качеств в течение учебного года, акцентируя внимание на развитии координационных способностей и гибкости, учитывая, что эти способности отстают в развитии по сравнению с другими. При этом на развитие координационных способностей и гибкости в каждом уроке следует затрачивать примерно по три минуты.

   Следует также отметить, что развитие координационных способностей и гибкости следует уделять внимание при выполнении общеразвивающих упражнений, которые выполняются в подготовительной части урока. В комплекс этих упражнений необходимо включать 2-3 упражнения на координацию движений и гибкость. На развитие быстроты, скоростной силы и силы следует затрачивать по 2 минуты, а на развитие выносливости 3-4 минуты.

   Проведённые наблюдения за динамикой двигательных способностей позволили рекомендовать для каждой четверти учебного года следующие соотношения средств физической подготовки учащихся 2 классов. В первой четверти второго года обучения на развитие координационных способностей и гибкости необходимо затрачивать на каждом уроке по 2,5 – 3 минуты; быстроты, скоростной силы и силы по 2 минуты, а на развитие выносливости 3 - 4 минуты. Во второй четверти соотношение времени должно быть примерно следующим: координационные способности 3 минуты, гибкости, быстроты и скоростной силы по 2 минуты, силы и выносливости по 3 минуты. В третьей четверти учебного года время на развитие физических качеств не выделяется, что связано с проведением занятий по лыжной подготовке. Организация этих занятий ограничивает возможность развития рассматриваемых в методических рекомендациях двигательных способностей, за исключением выносливости. Что касается других двигательных способностей то, в некоторой степени их развитие можно поддерживать, выполняя на лыжах подъёмы в гору с уклоном 10 – 15 градусов, быстрый бег на лыжах на отрезках 20 – 30 м, игры и эстафеты, предусмотренные учебной программой. В четвёртой четверти учебного года занятия проводятся на открытых площадках, где изучаются упражнения в беге, прыжках, метании и подвижные игры, которые способствуют развитию быстроты, скоростной силы и других качеств. Однако, целенаправленное воздействие на развитие двигательных способностей должно сохраняться. При этом следует учитывать, что к концу учебного года у мальчиков 2 класса можно наблюдать существенное снижение результатов показателей силы, гибкости и скоростной силы, а снижение результатов координационных способностей можно наблюдать как и у мальчиков, так и у девочек.

   С целью физической подготовленности рекомендуется на каждом уроке затрачивать на развитие силы у мальчиков 3 минуты, у девочек 2 минуты; на развитие гибкости у мальчиков 2 минуты, у девочек 4 минуты; на развитие координационных способностей как для тех, так и для других по 3 минуты, а на развитие выносливости у мальчиков 6 – 8, у девочек 5 – 6 минут.

   Соотношение средств физической подготовки для учащихся 3 и 4 классов рассчитано так же, как и для школьников 1 и 2 классов: с учётом динамики показателей двигательных способностей за учебный год, сенситивных периодов развития физических качеств и содержания учебного материала, который дети должны осваивать в каждой четверти учебного года.

3.2 Рекомендуемые упражнения для целенаправленного развития двигательных способностей учащихся 1 и 2 классов

   Для развития силы – подтягивания в висе сидя и в висе лёжа (вначале быстро, а затем в удобном темпе до утомления); подтягивание в висе (для мальчиков 2 кл.); подтягивание лёжа на скамейке с продвижением вперёд (1кл. – скамейка горизонтально, 2 кл. – под углом 20 – 25 град.); лазание по гимнастической стенке – 1 кл. и по канату – 2 кл.; из виса поднимание ног, согнутых в коленях – по 5 – 6 раз быстро, а затем до отказа; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (3 – 4 раза быстро, затем в удобном темпе до утомления); упражнения с набивным мячом (вес 1 – 2 кг);поднимание вверх из положения стоя, сидя, после наклона вперёд, приседания с мячом, наклоны вперёд, назад, в стороны (мяч перед грудью); упражнения с гантелями (вес 1 – 2 кг для 2 кл.).

   Скоростной силы – броски большого и набивного мячей из различных исходных положений: стоя (снизу, сбоку, из – за головы), сидя ноги врозь; прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперёд, прыжки на горку матов, спрыгивание с гимнастической скамейки с быстрым отталкиванием и прыжком вперёд; прыжки со скакалкой сериями; подвижные игры; эстафеты с преодолением препятствий и прыжками на одной и двух ногах.

   Быстроты – бег в максимальном темпе с акцентом на частоту шагов; челночный бег: бег на 10, 20, 30м с высокого старта; бег на лыжах 20 – 30м; подвижные игры.

   Гибкости – общеразвивающие упражнения; наклоны, повороты, круговые движения туловищем с большой амплитудой, пружинящие наклоны стоя и сидя, с постепенным увеличением амплитуды; маховые движения ногой стоя у опоры; упражнения с гимнастической палкой; круговые движения руками с большой амплитудой; “мостик” из положения лёжа, полушпагат (2 кл.).

   Выносливости – прыжки со скакалкой (2 – 3 мин.), подвижные игры с бегом до 10 мин., медленный равномерный бег до 1,5 км или 10 – 12 мин (2 кл.), бег 1000м.

   Координационных способностей – общеразвивающие  упражнения на координацию движений; задание на оценивание ранее изученных движений в пространстве, во времени, по степени мышечных усилий (ходьба и бег с разной длиной и частотой шагов, прыжки с места на заданное расстояние , а также на максимальный результат; броски  набивного мяча на максимальный результат и на заданное расстояние); упражнения в равновесии; подвижные игры; челночный бег. Координациооные способности развиваются в процессе обучения различным двигательным действиям. В данном случае говорится о развитии специфических координационных способностей, которые следует развивать путём целенаправленного педагогического воздействия. Примером целенаправленного воздействия может быть выполнение общеразвивающих упражнений на координацию. После того, как дети научились делать правильно отдельные упражнения, необходимо научить их одно и то же упражнение выполнять быстро и медленно. Такое контрастное выполнение упражнений даёт возможность научить различать их длительность. Следует также обучить детей выполнять движения с малой и большой амплитудой, т.е. первый раз выполнять наклон вперёд с небольшой амплитудой, а следующий – как можно ниже. Или первый раз сделать полуприсед, а потом полный присед. Такой способ выполнения даёт возможность обучать детей оценивать свои движения в пространстве. Резко отличающиеся по характеру движения легче запоминаются, нежели схожие.

   При выполнении статических положений нужно научить детей сохранять их в течение 2, 5, 10 сек. В комплекс общеразвивающих упражнений должны обязательно включаться упражнения поочерёдные, разнонаправленные, последовательные, симметричные, асимметричные. Установлено, что применение на каждом уроке рекомендуемых упражнений в установленных соотношениях позволяют повысить уровень развития рассматриваемых двигательных способностей за учебный год, а быстроты и скоростной силы уже за 8 – 10 уроков.

Рекомендуемые упражнения для целенаправленного развития двигательных способностей учащихся 3 и 4 классов

   Для развития силы – подтягивание в висе (мальчики), в висе лёжа (девочки) – повторить 2 – 3 раза быстро, а затем до отказа; сгибание и разгибание рук в упоре лёжа – 3 – 4 раза быстро, а затем в удобном темпе до отказа; лазание по канату 3 – 4м любым способом. Приседание с набивным мячом (2 кг) 5 – 8 раз быстро, а затем – в удобном темпе до отказа. Вис на согнутых руках 5 – 6 сек. с последующим медленным их выпрямлением (повторить 3 – 4 раза). В висе поднимание ног 5 – 6 раз быстро, а затем в удобном темпе до отказа (повторить 3 – 4 раза). Игры: “Перетягивание каната”, “Тяни в круг”, “Перетягивание в парах”.

   Скоростной силы: - прыжки: в длину и в высоту с места, в высоту с 3 – 5 шагов разбега способом “согнув ноги”, на горку матов (высота до 50 см), с высоты 30 – 40 см с быстрым выпрыгиванием после приземления, прыжки с ноги на ногу с продвижением вперёд, тройной прыжок с места. Броски набивного мяча от груди, из – за головы, бросок  мяча правой и левой рукой. Игры: “Охотники и утки”, “Попади в мяч”, “Перестрелка”, “Эстафета с преодолением препятствий”, “Преодоление полос препятствий”.

   Быстроты – бег на месте в максимальном темпе (2 раза по 10 сек.), челночный бег 3х10м (2 раза), бег 30 - 40м с максимальной скоростью (2 – 3 раза). Игры: “Команда быстроногих”, “День и ночь”, “Быстро по местам”, эстафеты с длиной этапов 20 – 30м.

   Гибкости – круговые движения руками, туловищем, маховые движения ногами; пружинящие наклоны вперёд, в стороны, назад; “мост” из положения лёжа, “полу шпагат правой и левой назад”.

   Координационных способностей – общеразвивающие упражнения на координацию движений, сочетание движений раками и ногой – разноимённых, разнонаправленных, последовательных, выполняемых быстро и медленно; прыжки на месте в сочетании с движениями руками; прыжки со скакалкой на двух и на одной ноге, с промежуточными прыжками, с медленным и быстрым вращением скакалки вперёд и назад. Прыжки с места на заданное расстояние по показанному ориентиру. Прыжки с места с увеличением расстояния каждого следующего (от 50% максимальной величины). Метание малого мяча в стену с максимальной силой и в пол силы (оценка на дальность отскока). Игры: “Эстафеты с преодолением препятствий”, “Охотники и утки”, “Эстафеты с бегом, метанием, прыжками, лазанием, перелезанием”.

4. Педагогический контроль: тестирование - основная форма контроля уровня физической подготовленности

   Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между факторами воздействия (средства, нагрузки, методы) и теми изменениями, которые происходят у учащихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства; наблюдение за динамикой ответной реакции их организма на педагогические направленные воздействия.

   На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вносить коррективы в ход педагогического процесса.

   В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти). Он предназначен для изучения состава занимающихся (состояния здоровья, физическая подготовленность) и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы). Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.

2. Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха. Контроль за оперативным состоянием занимающихся (например, за готовностью к выполнению очередного упражнения, очередной попытки в беге, прыжках) осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции организма учащихся на нагрузку после занятия. С его помощью определяется время восстановления работоспособности занимающихся после разных физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.

4. Эталонный контроль служит для получения информации о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса физического воспитания и его составляющих. Данные итогового контроля (состояние здоровья занимающихся, успешность выполнения ими зачетных требований и учебных нормативов, уровень спортивных результатов) являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса.

   Контроль и оценка физической подготовленности проводятся с помощью педагогического тестирования. Тестирование - основная форма контроля. Тест - это измерение или испытание проводимое для определения способностей или состояния человека. В качестве тестов могут использоваться испытания, которые отвечают специальным требованиям:

  • должна быть определена цель применения любых тестов;
  • следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;
  • необходимо определить надежность и информативность тестов;
  • результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценок.

   Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей, организацией условий, выполнение тестов учащимися, оценки и анализ результатов называется тестированием.

   В основе тестов лежат двигательные действия. Такие тесты называются двигательными или моторными.

   Задачи тестирования:

   Тестирование физических возможностей человека является одной из наиболее важных областей деятельности научных работников и спортивных педагогов.

   Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных и координационных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах; проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; обосновать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности детей и подростков.

   Наряду с научными задачами в практике разных стран задачи тестирования сводятся к следующему:

  • научить самих школьников определять уровень своей физической подготовки и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений;
  • стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы);
  • знать не только исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменения за определенное время;
  • стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

   Следующей важной проблемой тестирования физических способностей является организация их применения. Учитель физической культуры должен определить: в какие сроки лучше организовать тестирование, как осуществить его на уроке и как часто следует проводить тестирование.

   Сроки тестирования согласуются со школьной программой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестирование физической подготовки учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую неделю сентября (после того как учебный процесс войдет в нормальное русло), а второе - за две недели до окончания учебного года (в более поздние сроки могут иметь место организационные трудности, вызванные приближающимися экзаменами и каникулами). Значение годичных изменений в развитии физических способностей учащихся позволяет учителю физической культуры вносить соответствующие коррективы в процесс физического воспитания на следующий учебный год.

   Тестирование на уроке необходимо увязать с его содержанием. Другими словами, применённый тест при соблюдении соответствующих требований должен органически входить в состав запланированных физических упражнений.

   Частота проведения тестирования во многом определяется темпами развития конкретных физических способностей, возрастно-половыми и индивидуальными особенностями их развития.

Понятие “двигательный тест” отвечает своему назначению тогда, когда удовлетворяет соответствующим основным критериям: надежности, стабильности, эквивалентности, объективности, информативности, а так же дополнительными критериями: нормированию, сопоставляемости, экономичности.

   Тесты удовлетворяющие требованиям надежности и информативности, называют добротными, достоверными. Надежность теста - это степень точности, с которыми он оценивает определенную двигательную способность независимо от требований того, кто её оценивает. Надежность проявляется в степени совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

   Стабильность основывается на зависимости между первой и второй попытками, повторенными через определенное время в одинаковых условиях одним и тем же экспериментатором. Стабильность теста зависит от вида теста, возраста и пола испытуемых, временного интервала между тестом.

   Эквивалентность теста заключается в корреляции результата теста с результатами других однотипных тестов.

   Под объективностью понимают степень согласованности результатов получаемых на одних и тех же испытуемых разными экспериментаторами. Для повышения объективности тестирования необходимо соблюдение стандартных условий проведения теста:

-время тестирования, место, погодные условия;

-единое материальное и аппаратурное обеспечение;

-психофизиологические факторы (объём и интенсивность нагрузки, мотивация);

-подача информации (точная словесная постановка задачи теста, объяснение и демонстрация).

Информативность теста - это степень точности, с какой он измеряет оцениваемую двигательную способность или навык.

Важными дополнительными критериями теста, являются нормирование, сопоставляемость, экономичность.

Суть нормирования состоит в том, что на основе результатов тестирования можно создать нормы, имеющие особое значение для практики.

Сопоставляемость - это возможность сравнивать результаты, полученные по одному или нескольким формам параллельных тестов.

   Экономичность - проведение теста не требует длительного времени, больших материальных затрат и участия многих помощников.

   Оценкой называется унифицированная мера успеха в каком либо тесте. Процесс введения результатов теста в оценке называется - оцениванием. Оценка может иметь качественную характеристику (двойка, тройка, пятерка). Но более значима количественная характеристика оценки результатов тестирования. На их основе задачи оценивания сводятся к тому чтобы:

  • сопоставить разные результаты одного и того же теста (школьников одного или разного возраста и пола, показатели учеников в разные периоды жизни);
  • сопоставить достижения в разных тестов (уровнять оценки за результаты одинаковой трудности в данных тестах);
  • определить нормы (для детей одного и того же возраста и пола,
    индивидуально для ребенка такой - то массы и длинны).

В основе оценки могут лежать два критерия:

  1. Оценка должна быть справедливой. За результаты тестов равной трудности присваивается равное число очков, а при заданиях неравной трудности дается тем больше очков, чем выше трудность достижений.
  2. Оценка должна приводить к практически полезным результатам.

   Нормой в теории спортивных измерений считается граничная величина результата теста, служащая основой для отнесения человека к одной из квалификационных групп.

   Существуют три вида норм: сопоставительные, индивидуальные, должные. Смысл сопоставительных норм состоит в сравнении детей одного и того же возраста и пола имеющих общие признаки (гимнастов первого разряда). Сопоставительные нормы справедливы только определенного региона.

   Индивидуальные нормы основаны на сравнение показателей одного и того же ребенка в разных состояниях.

   Должные нормы в большинстве случаев опережают фактические нормативы физической подготовки. Они разрабатываются не от среднего уровня результатов теста детей, а по принципу того, каков должен быть уровень определенного физического качества. Пригодность норм. Нормы составляются для определенной группы детей и пригодны только для нее. Другая характеристика норм - репрезентативность - отражает их пригодность для оценки всех детей из генеральной совокупности. Третья характеристика-своевременность. Нормы, которые были установлены много лет тому назад, теперь имеют исторический интерес. Как правило, они пересматриваются раз в десять лет.

   Педагогическое тестирование предусматривает следующую последовательность действий:

  • обеспечить условия для выполнения тестов;
  • измерить полученный результат и зафиксировать его в протоколе;
  • сопоставить фактический результат с нормативом, оценить
    соответствующими баллами и определить уровень развития двигательного
    качества (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий);
  • на основе анализа полученных данных определить ведущие двигательные качества ученика (генетическая предрасположенность) и отстающие (ниже среднего и низкий уровень);
  • подобрать соответствующие средства и параметры физических нагрузок для каждого ученика с целью обеспечения условий для укрепления его здоровья, успешного усвоения им требований школьной программы по физическому воспитанию  и нормальной жизнедеятельности.

   Основное правило, которым нельзя пренебрегать в работе над повышением уровня физической подготовки, формулируется так: развивая отстающие двигательные качества, необходимо не забывать о работе над ведущими.

Список литературы

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие для студентов факультета физического воспитания пед.институтов. – М.: Просвещение, 1978.
  2. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровье, 1983.
  3. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965.
  4. Гужаловский А.А. Развитие физических качеств школьников. – Минск: Народная Асвета. 1978.
  5. Демле С.А. Педагогический контроль за успеваемостью по физической культуре и визической подготовленностью: Автореф.дисс… канд.пед.наук. – М., 1986.
  6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М., 2009.
  7. Красильникова Н.В. Оценка деятельности младших школьников // Физическая культура в школе – 2008 - №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого - комплексного занятия "Путешествие в космос!"с элементами тестопластики для детей младшего школьного возроста.

Обобщающее  воспитательское занятие на тему "Космос" мы постарались преподать детям знакомый материал о космосе и новый в необычной форме путешествия, объединив это с кружковой работой с солёным ...

Конспект открытого - комплексного занятия "Путешествие в космос!"с элементами тестопластики для детей младшего школьного возроста.

Обобщающее  воспитательское занятие на тему "Космос" мы постарались преподать детям знакомый материал о космосе и новый в необычной форме путешествия, объединив это с кружковой работой с солёным ...

Особенности, проявления и пути преодоления агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым....

Развитие координационных способностей на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Комплексное использование различных видов аэробики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста.

В данной презентации " Комплексное использование различных видов аэробики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста" , актуальность темы обусловлена тем, что мл...

Практические диагностические тесты для выявления музыкальных и двигательных способностей у детей младшего школьного возраста

Данные диагностические тесты подобраны для выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей, состояния эмоциональной сферы детей и дальнейшего их развития....

Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся младшего школьного возроста.

Модель развития учебно-познавательных и творческих способностей учащихся....