Теоретическое обоснование методики развития зрения
статья по физкультуре на тему
Это неплохая статья,особенно её вторая половина и список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_zreniya_dlya_zhizni_cheloveka.doc | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ
ПРОФИЛАКТИКИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Ковалев В.А.
Значение зрения для жизни ребенка
Жизнь человека - постоянное движение, активное взаимодействие с окру-жающей средой, которое невозможно без обратной связи, обеспечиваемой сложными и достаточно совершенными органами чувств. Наиболее совершенным из них нам представляется зрение, обеспечивающее обозрение окружающего пространства, различных предметов, процессов и явлений дейст-вительности.
Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем благодаря зрению (Э.С.Аветисов и др., 1983).
Зрительное отражение действительности является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие динамичность, целостность, одновременность и дистантность восприятия предметов, процессов и явлений. С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир: форма, величинные отношения, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения, устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива (М.И.Зем-
цова., 1973).
Вызывает восхищение функциональное совершенство зрительного анали-затора, обладающего огромным диапазоном чувствительности, что позволяет видеть предметы в весьма широком диапазоне освещенности.
Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом. Во внутриутробном периоде глаз формируется из тех же клеток, из которых развивается мозг человека (М.И.Зем-
цова.,1973).
Находясь под постоянным воздействием коры больших полушарий мозга, зрительный анализатор развивается во взаимодействии с другими сенсор- ными системами. По нашему мнению, важнейшим связующим звеном в этой системе является двигательный анализатор, имеющий связи со всеми сенсорными системами
И.М.Cеченов (1952) впервые отметил данный факт, указав на то, что все раздражители имеют смешанную природу: к раздражителю, адекватному для глаза, уха, кожи и т. д., обязательно примешивается “мышечное чувство”.
Электрофизиологические исследования на животных показали, что в двига-тельной коре имеется огромное количество нейронов, отвечающих на зрительные, тактильные, звуковые, вестибулярные и другие раздражения
(А.С.Батуев, 1970,1973,1977). Исследования на человеке выявили прямое влияние раздражений различных модальностей на возбудимость моторной коры. У людей, под воздействием световых импульсов на зрительный анализатор, повышалась возбудимость двигательной области коры (З.В.Ап - штейн.,1966).
Логично предположить наличие обратного эффекта - раздражения двига –тельной зоны должны активизировать зрительные центры, что было отмече-но в наших исследованиях .
Формирование системных связей между зрением и другими видами чувствительности отмечается многими авторами (М.И.Земцова.,1973,А.М.Фо-
нарев.,1977). Согласно их данным,уже в первые дни жизни ребенка отмечаются содружественные реакции на свет. На втором месяце жизни образуются зрительно-двигательные связи, возникают установочные движения глаз, хотя ребенок еще не умеет управлять своим взором и фиксировать внимание на окружающих предмета. Система врожденных двигательных рефлексов второго месяца жизни обеспечивает повороты головы и глаз в сторону яркого движущегося объекта, слежение взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном и циркулярном направлениях . К условным двигательным рефлексам этого возраста относится моргание, если объект быстро приближается к лицу.
В дальнейшем постепенно формируется зрительно-пространственный анализ, связанный с движением рук и развитием зрительного внимания. Ребенок начинает хватать окружающие его предметы. Как и другие двигательные акты, хватание первоначально относится к врожденным рефлексам. В 4-5 месяцев хватание предмета приобретает выработанный, т.е. условнорефлекторный характер .
Развитие зрительно-двигательных связей способствует формированию предметных представлений. При этом отмечается, что ранее других развивают-ся прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающимися в гори-зонтальном направлении. Несколько позднее (в 7,5 – 8 месяцев) у детей формируются прослеживающие функции глаза за предметами, перемещающи-мися в вертикальном направлении. Образование зрительно-двигательных систем связей позволяет ребенку ориентироваться в пространственном поле . Ребенок начинает манипулировать руками, схватывает предметы и пере-мещает их в пространстве. Научившись ходить, ребенок перемещается в пространстве сам и этим расширяет сферу зрительных впечатлений об ок-ружающем мире. Так формируется основа дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности.
Знакомясь с окружающим миром, ребенок учится различать множество пред-метов и явлений, их пространственные, временные и причинные отношения и т.д.. В первую очередь мозг обрабатывает информацию поступающую от анализаторных систем. Разномодальные ощущения подвергаются анализу и после идентификации и объединения в комплексы сливаются в образы предметов. Этот процесс И.М.Сеченов (1952) назвал предметным мышлением
Этапы развития предметного мышления у ребенка подвергаются тщательному изучению. Процесс вычленения образов целостных предметов является важным этапом нервно-психического развития ребенка и очень важно иметь представление о роли зрительного анализатора в этом процессе, чтобы правильно поставить задачу направленного формирования зрительных функций. По Сеченову, образ предмета является результатом интеграции нескольких предметов:
“Неясное световое ощущение.
Движение мышц, управляющих глазом и
приспособлением его к расстояниям. 1 - рефлекс
Действие света продолжается.
Ясное ощущение.
Движение в руках и ногах. 2 - рефлекс
При этом рука встречается с видимым
предметом.
Отсюда:
Осязательное впечатление и осязатель-
ное ощущение, вследствие которого 3 - рефлекс
движение в руке, схватывание тела”.
Для нас важным является то, что в этой схеме И.М.Сеченов все начинает с “движения мышц, управляющих глазом”. По нашему мнению, этим он подчеркивает важность взаимодействия зрительного и двигательного анализа-торов. Можно предположить ,что функциональное состояние глазодвигательно-го аппарата должно быть на высоком уровне и это будет обеспечивать высо-кий уровень зрительного восприятия.
Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что формирова-ние чувственного познавательного опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности.
По мере накопления чувственного, а позднее словесно-логического опыта, зрительные образы становятся как бы сплавом разнообразных психических функций, которые постоянно изменяются и перестраиваются под влиянием внешних условий (М.И.Земцова.,1973).
Полученные представления о сложных и многообразных связях зрительного анализатора с другими функциями, о его важной роли в развитии и жизнедеятельности ребенка, помогают понять наличие взаимосвязи между первичными нарушениями зрения и появлением вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.
Одной из основных причин появления нарушений зрения в детском воз-расте, по нашему мнению, является гиподинамия и нарушение последовательности фаз формирования зрительно-двигательного опыта в пер-вые годы жизни ребенка.
Данное предположение необходимо подкрепить доказательной базой, для чего мы рассматриваем этот вопрос с позиций различных школ и направлений.
Основная задача следующего раздела – получить представление о влиянии физических нагрузок на функциональное состояние зрительного анализатора.
Влияние физических упражнений на изменение функций зрения
Изучению влияния физических упражнений на зрительные функции посвя-
щены многие исследования в области физического воспитания. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что в большинстве видов деятельности чело-
века в области физической культуры и спорта зрение является основным поставщиком информации. Условия такой деятельности чаще всего связаны с движением субъекта, так и перемещением спортивных снарядов относительно субъекта. В арсенале физических упражнений для развития различных двигательных качеств имеются различные по силе и характеру воздействия на организм занимающихся ими людей. Следовательно, определяя характер предстоящей физической деятельности, мы должны знать как положительные, так и отрицательные факторы, воздействующие на зрительные функции и вызывающие их изменения.
Рядом исследователей установлено, что одна из причин зрительного утом- ления - утомление мышечных групп глазного яблока, век и мускулатуры тела ,
обеспечивающих положение головы (Weston H.,1953;Bujas Z., Petz B.,1956) . Приводятся данные о том, что при значительной по объему физической работе происходит нарушение стереоскопического зрения, в большой степени зависящего от координированной работы мышц глазодвигательного аппара- та.
Объективным показателем утомления при напряженной мышечной работе считается увеличение частоты мигания век глаза и удлинение времени акта мигания (Г.А.Литинский., 1934,1938,1947). Исследованиями установлено, что физическое утомление снижает качество восприятия глубины из-за рассогласованности работы мышц, обеспечивающих положение глазного яблока.
Логично предположить, что используя определенные средства физической культуры. мы можем направлено воздействовать на состояние зрительных функций. Можно укреплять весь мышечный аппарат ребенка, за счет усиления тонуса мышц и их кровоснабжения получить улучшение работы глазодвигательного аппарата. Дозированная мышечная работа должна соп-ровождаться активизацией двигательного анализатора и его связей с сенсорны-ми системами. В этом отношении весьма показательным могут быть изменения зрительных функций, зависящих от работы мышц.
Нами был осуществлен анализ литературы, посвященной работе аккомода-ционного аппарата глаз, влияющего на изменение кривизны хрусталика и его фокусировки. В спортивных играх, стрельбе, теннисе, боксе, других видах спортивной деятельности сократимость данной мышцы может иметь определя-ющую роль в достижении лучшего результата или победы.
Динамика работоспособности аккомодационного аппарата хрусталика глаза под воздействием физических и зрительных нагрузок изучалась Н.В.Зимки - ным, А.В.Лебединским (1936), Э.С.Аветисовым (1966,1968), О.Ю.Нюренбергом
(1968). Имеются данные о том, что недостаточная или чрезмерная нагрузка приводит к определенным изменениям рефракции глаза. Длительные соревно – вания и интенсивная тренировка стрелков по дальним мишеням меняют реф -ракцию детских глаз в сторону дальнозоркости на 6-8% , а стрельба по ближ-ним мишеням развивает близорукость (Н.Г.Медведева, 1963). Автор не указы –вает, насколько стойки данные изменения рефракции во времени и могут ли специальные упражнения стрелков использоваться для устранения имеющихся дефектов зрения.
В ряде исследований имеются сведения о том, что определенная дозирован-ная физическая нагрузка может благотворно влиять на протекание некоторых заболеваний органа зрения. Так, при поиске средств борьбы с глаукомой был применен дозированный кратковременный бег максимальной интенсивности и исследователи добились значительного уменьшения внутриглазного давления у занимающихся (И.Г.Ершкович,1930; В.П.Филатов ,И.Г.Ершкович,А.Г.Фишер,
1937; С.Э.Кащук,1947). Авторы предполагают, что улучшение происходит за счет перераспределения массы крови в системе кровообращения занимающих-ся. М.Е.Начкепия (1957) применил более продолжительный бег и за полтора года добился снижения внутриглазного давления у большой группы подростков больных глаукомой.
В практике физического воспитания большое значение имеют острота и поле зрения занимающихся физической культурой. По показателям этих зрительных функций проводится отбор учащихся в спортивные секции, а текущее их состояние учитывают при допуске к соревнованиям и определенным физичес –ким упражнениям. В работах, посвященным определению характера воздейст-вия физической нагрузки на остроту зрения , высказывалось мнение, что общей закономерности изменений этого показателя не существует (Д.А.Зильбер, Я.И.Грумпайц,1938; О.В.Ковалева,1963; М.В.Жарских, 1970). Авторы считают, что показатель изменения остроты зрения не может быть надежным критерием оценки воздействия физической нагрузки на зрение.
По нашему мнению, данное утверждение достаточно спорно. Необходимо учитывать общее состояние организма испытуемых и фазы работоспособности во время выполнения физических упражнений. Этого сделано не было. В на –ших экспериментах на Крайнем Севере были получены противоположные дан-ные на сотнях испытуемых. Применяя специальные упражнения в заключительной части уроков физической культуры, мы получали положи – тельные изменения остроты зрения на 10 - 30% от исходного показателя, которые в дальнейшем закреплялись и становились постоянным показателем (В.А.Ковалев,М.Г.Филиппов, 1988; М.Г.Филиппов, 1989).
Аналогичные результаты выявлены исследователями в отношении воздей-ствия физических упражнений на поле зрения занимающихся. Особенно замет-ные сдвиги происходят с полем зрения у занимающихся постоянно спортивны-
ми играми. Систематические занятия футболом расширяют поле зрения игро –ко (В.В.Васильева, 1956). Этот факт подтвержден исследованием ЮП.Ильичева
(1964), который дополнил его информацией о улучшении остроты глубинного восприятия и положительных изменениях скорости зрительно-моторной реакции у футболистов. В дальнейшем , аналогичные сведения были опублико-ваны В.М.Жерновниковым, Т.А.Зельдович, Ю.В.Катуковым (1973). Авторы от-мечают увеличение границы поля зрения у баскетболистов, волейболистов и футболистов – всех тех, кто по условиям игры много перемещается, постоянно контролирует пространство площадки для игры, перемещение игроков , полет мяча в воздухе и его движение в горизонтальной плоскости по площадке.
Анализ этих составляющих деятельности игроков позволил нам в дальней-шем создать систему специальных упражнений, а затем и тренажеров для развития основных зрительных функций (В.А.Ковалев, 1980 – 2002 г.г.). Применение упражнений позволило получить достоверно подтвержденные данные об изменении остроты центрального зрения у различных групп детей и взрослых.
В качестве критерия показателя напряженности работы и развития утомле-ния применяется измерение критической частоты слияния мельканий / КЧСМ /.
Динамические изменения КЧСМ могут быть показателем адекватности нагруз-ки и степени утомления организма ребенка при занятиях физическими упраж –нениями ( А.И.Бронштейн, Г.И.Мильштейн, 1957; А.С.Ямпольский, 1972; Г.Н.Сердюковская, С.М.Громбах, 1975). Интенсивная умственная нагрузка в период школьных занятий приводит к снижению показателей КЧСМ, что счи-тается отрицательным фактором (М.П.Иванова, 1959). Однако, введение занятий физическими упражнениями в середину учебного дня существенно поднимает показатели КЧСМ и положительно влияет на ряд других зритель-ных функций (В.С.Волков, 1964). Автор пришел к выводу, что применение методики контроля КЧСМ позволяет дозировать на уроках физическую нагруз-ку и фазы отдыха по скорости восстановления показателей КЧСМ.
Во время перемещения с большой скоростью или среди большого количества препятствий большое значение приобретает умение быстро оценивать ситу – цию .Показатель времени зрительного восприятия является ценным информа-
тивным фактором для диагностики утомления при выполнении физической нагрузки (Fukui T., Morioka T.,1971). Исследователи изучали “порог беглого взгляда” при напряженной физической работе.
Изменение электроретинограммы в процессе выполнения физической наг-рузки в разных стадиях утомления изучала Н.Г.Медведева (1963). Длительное выполнение физической нагрузки с элементами сложных движений ухудшает показатель электроретинограммы у новичков в спорте, опытные и достаточно тренированные спортсмены имели лучшие данные. Систематические занятия существенно улучшают показатель, что говорит о благотворном воздействии движений на укрепление нервного аппарата глаза.
Анализируя факты воздействия физических нагрузок на динамику зритель-ных функций человека, мы не вправе игнорировать влияние умственных нагру-зок, так как урокам физической культуры часто предшествуют уроки с высо –кой интенсивностью умственных нагрузок по математике, иностранным языкам, физике, химии, родному языку. У взрослых умственное утомление вызывается факторами характера умственной деятельности. Учебные умственные нагрузки сопровождают ребенка на всем протяжении школьной учебы, создавая предпосылки для отрицательных изменений зрительных функций, например, приводят к стойким изменениям рефракции глаза (А.А.Сы-чев , 1975). Этот процесс имеет продолжение в период обучения в вузе (Ю.И.Курпан, 1976).
Касаясь вопроса влияния физических и умственных нагрузок на состояние зрительных функций слабовидящих детей, мы можем отметить , что во многом этот процесс аналогичен рассмотренному на примере детей со зрением в норме.
Однако нет оснований для механического переноса методов массовой школы в работу со слабовидящими детьми. Известно, что многие физические упражне-ния , безопасные для зрения нормально видящих школьников, оказывает про-тивоположное действие на детей с нарушениями зрения (А.И.Каплан,1959).
Данное замечание должно обязательно учитываться специалистами физическо-го воспитания при работе со слабовидящими дошкольниками, школьниками и студентами.
В школе слабовидящих детей, где созданы щадящие условия для облегче-ния работы зрительного анализатора, отмечаются колебания остроты зрения в течение учебного дня (А.Н.Гнеушева,1968; В.И.Белецкая, А.Н.Гнеушева,1971; А.М.Жихарев,1975). Аналогичные данные получены и у нормально видящих детей.
Особое значение для специалистов физического воспитания имееют исследо-вания по изучению воздействия физических упражнений на зрительные функ-ции слабовидящих детей. Применяя нагрузки в щадящем режиме, ряд исследо-вателей выявил положительные изменения со стороны функций зрительного анализатора. Так, решая основные задачи обучения двигательным навыкам на уроках гимнастики , Р.Н.Азарян (1975) отметил стабилизацию остроты зрения (по данным офтальмологического контроля) в экспериментальной группе, что не наблюдалось в контрольной группе. В своих выводах он предупреждает о пределах допустимых нагрузок, превышение которых может привести к неблагоприятным последствиям. Аналогичное заключение сделал Е.Н.Кузне-цов (1975,1976), проверивший воздействие общеразвивающих физических упражнений на динамику зрительных функций слабовидящих детей.
Занимаясь проблемой формирования быстроты движений у слабовидящих школьников при разработке Программы по физической культуре для специаль-ных школ слабовидящих детей (1978), мы осуществляли контроль динамики основных зрительных функций у слабовидящих школьников эксперименталь-ной школы.
Для контроля зрительных функций нами использовались как общепринятые методы исследования, так и способы, модифицированные нами. Это стандарт-ные способы измерения остроты и поля зрения,определение остроты зрения по Дондерсу, определение ошибки глубинного восприятия, КЧСМ, тахистоскопия ( определение времени зрительного восприятия), контрастная чувствитель-ность глаза, измерение аккомодации и глазная эргография, запись электрооку-
лограммы, телеметрические исследования частоты и времени мигания, кино-
съемки зрачкового рефлекса (В.А.Ковалев, 1976,1977; Б.В.Сермеев , В.А.Кова-
лев,1980).
В качестве иллюстрирующего материала нашей гипотезе о существовании уп-ражнений, благотворно воздействующих на зрительные функции, рассмотрим результаты наших экспериментов, в которых мы повторили опыты группы В.П.Филатова (1937). Мы уже указывали на результаты В.П.Филатова , в кото-рых указывается на снижение внутриглазного давления под воздействием пятисекундного бега у больных глаукомой.
В эксперименте по изучению динамики ошибки глубинного восприятия у слабовидящих при воздействии скоростных нагрузок участвовало 45 слабо -видящих подростков с аномалией рефракции (23 с миопией и 22 с гиперметро –пией). Все школьники имели допуск к занятиям физической культурой . Вы-полнялась нагрузка – бег на месте в максимальном темпе на специальной плат-форме с электронными датчиками и ограничителем уровня выноса бедра, угол выноса составлял 80 градусов. Измерение ошибки глубинного восприятия проводилось по методике Б.Г.Коробко (1946). Состояние глубинного восприятия оценивалось по среднему арифметическому суммы 10 замеров ве-личины ошибки глубинного восприятия. Данный показатель измерялся до нагрузок, в фазе повышенной работоспособности и в фазе начала снижения работоспособности. Границы фаз определялись по пульсу и темпу шагов, фик-сировавшихся специальными электронными устройствами (В.А.Ковалев, 1975,1983).
До выполнения нагрузки в состояния покоя величина ошибки на дистанции 5 метров в группе детей с миопией составляла 6,43 + 0,89 см, при достижении фазы повышенной работоспособности ошибка уменьшалась до 4,0 + 0,49 см, что составляет 37,8% от исходного ( Р<0,05). В фазе начала снижения работо –способности показатель ошибки составил 6,04 + 0,98 см (Р > 0,05), оставаясь на 6,7% лучше исходных данных.
В группе детей с гиперметропией величина ошибки глубинного восприятия в покое равнялась 12,47 + 1,64 см, в ФПР ошибка снижалась до 7,6 + 1,1 см, на 39,06% от показателя покоя (Р<0,05) и в стадии ФНСР увеличивалась до 11,5 + 1,47 см , оставаясь ниже исходного уровня на 7,8%(Р>0,05).
В данном эксперименте разницы в динамике показателей у миопов и ги-перметропов мы не обнаружили, в количественных показателях разница доста-точно существенна , преимущество миопов весьма убедительно.
В эксперименте по изучению динамики показателей критической частоты слияния мельканий участвовало 33 слабовидящих подростка 12-14 лет с мио –пией. Нагрузкой был скоростной бег на месте, паузы отдыха дозировались по пульсу и частоте дыхания, бег выполнялся повторно до первых показателей снижения скорости (по частоте шагов). В состоянии покоя средний показатель КЧСМ составил 31,0 + 0,27 гц. В ФПР показатель КЧСМ увеличился до 32,1 + 0,27 гц ( 3,5% и Р > 0,05). Увеличение показателя говорит о положительной реакции. В ФНСР показатель снизился до 31,5 + 0,21 гц (1,6% , Р > 0,05). Анализ частоты шагов в каждой серии бега показал, что снижению этого показателя всегда предшествует снижение показателя КЧСМ, что позволило нам применять методику КЧСМ для прогнозирования усталости спортсменов во время тренировок в дальнейшей работе.
Особый интерес для нас представляли исследования динамики количества миганий в процессе выполнения физической нагрузки слабовидящими подростками с миопией. Телеметрическая портативная установка , разработан-ная и созданная нами ( В.А.Ковалев, Б.В.Сермеев, 1977), позволяла получить информацию на расстоянии без проводов, посредством радиопередачи сигнала на расстояние до 60 метров.
В фазе покоя частота миганий в среднем равнялась 6,0 + 0,7 миганий за 30 сек , в ФПР она снизилась до 4,0 + 0,64 миганий и при достижении ФНСР она возрасла до 5,8 + 0,65 миганий. Статистический анализ показал снижение частоты в ФПР на 33,08% (Р < 0,01) и на 7,7% в момент ФНСР (Р > 0,05). Сни-жение частоты миганий является положительным изменением зрительной работоспособности (Г.А.Литинский,1934).
В эргографических исследованиях работоспособности цилиарной мышцы глаза приняло участие 18 слабовидящих 12 – 14 лет с миопией. Глазная эргограмма записывалась в течение трех минут на глазном эргографе до выполнения нагрузки и после того, как испытуемый показывал лучший результат при выполнении повторной стандартной физической нагрузки. Оцен-ка эргографических записей производилась нами с учетом рекомендаций Э.С.Аветисова с сотр. (1971). Оценивались позиции ближней и ближайшей точек ясного видения и расстояние между ними (объем аккомодации).
Отдаление ближней точки ясного видения произошло у 38,9% испытуемых, что можно оценивать как гиперметропическую реакцию глаза, приближение ее у 55,6% и без изменений у 5,5%. Ближайшая точка ясного видения отдалилась у 33,9%, приблизилась у 55,6% и у 11,1% осталась на исходном уровне. Увеличение амплитуды записи отмечено у 39,9% испытуемых, а ее уменьше-ние у 27,7%. Без изменений амплитуда осталась у 33,4% подростков. Восста-новление к уровню исходных показателей после окончания последней нагруз-ки не превышало 10 минут.
Стабильность показателей и благоприятные изменения отмечаются у 70% ис-пытуемых. Таким образом, нагрузки скоростного характера, выполняемые в условиях исключающих гравитационное воздействие на сетчатку – бег на месте, приводят к улучшению рефракции глаз у школьников с миопий.
Наши эксперименты проводились в основном со слабовидящими детьми в школе слабовидящих детей. Эта категория детей занималась по специальной программе в достаточно щадящих условиях. Представлял большой интерес повторить данную работу на учащихся массовой школы с нарушениями зрения слабой и средней степени, которые не имеют ограничений на занятиях физической культурой и вообще не имеющих нарушений зрения.
В данном исследовании была поставлена задача выявления характера воз –действия отельных специальных физических упражнений в различных видах спорта на аккомодационный аппарат глаза нормально видящих школьников.
По видам спорта были сформированы следующие группы: лыжные гонки – 22 человека, легкая атлетика – 10 человек, плавание – 65 человек, футбол – 22 человека, бокс – 8 человек, ОФП – 50 человек. До и после занятий производился замер положения ближней и ближайшей точек ясного видения и объема абсолютной аккомодации в сантиметрах. Возраст учащихся спортсме-нов был 12 – 14 лет и все они имели допуск к занятиям спортом.
При трактовке полученных данных использовались рекомендации Э.С.Аве-тисова (1968, 1978), что приближение ближайшей точки ясного видения и увеличение объема аккомодации есть улучшение аккомодации.
Под воздействием систематических занятий лыжными гонками приближе-ние ближайшей точки ясного видения наблюдалось у 95%, а удаление у 5% испытуемых. Объем аккомодации увеличивался у 75% подростков, у 17,5% за-нимающихся наблюдалось уменьшение объема , у 7,5% изменений не произо-шло. Анализируя систему тренировок лыжников, мы отметили, что медленный кросс на дистанции 12 км вызывал положительные изменения аккомодации у 100% занимающихся, тогда как высокая интенсивность кросса вызывала обрат-ную реакцию – уменьшение объема аккомодации у 100% и приближение точки ясного видения у 89% занимающихся. Катание на лыжероллерах со средней скоростью положительно воздействовало на объем аккомодации у 70% испытуемых с приближением точки ясного видения у 95%.
В группе плавания стандартной нагрузкой было преодоление дистанции 1200 метров произвольным стилем. После нагрузки увеличение объема акко-модации наблюдалось у 52,4% пловцов, c приближением точки ясного виде-ния у 75,4%.
Учебная игра в футбол в течение 60 мин ( 30 х 2 ) вызывала увеличение объема аккомодации у 81% и приближение ближайшей точки ясного видения у 36% подростков.
В группе боксеров тренировочное занятие средней интенсивности вызывала увеличение объема аккомодации у 75% и приближение ближайшей точки ясного видения у 87,5% занимающихся.
На занятиях ОФП (общефизическая подготовка) определялся характер изменения аккомодации при выполнении упражнений с элементами наклонов вперед, что противопоказано для близоруких. У 55% испытуемых наблюда –лось увеличение объема аккомодации с приближением ближайшей точки ясного видения у 45% занимающихся. Упражнения с приседаниями вызвали рост объема аккомодации у 36,7% и приближение ближайшей точки ясного видения у 41% школьников.
Таким образом, цикл исследований позволил установить , что занятия крос-совой подготовкой средней интенсивности оказывают наиболее положитель –ное воздействие на аккомодационный аппарат зрения учащихся. Аналогичные результаты дает катание на лыжероллерах, спортивные игры, плавание, заня –тия боксом средней интенсивности.
Одновременно с этими исследованиями нами осуществлялся педагогический эксперимент на базе средней школы N 17 г.Красноярска, где автор данного исследования работал в течение года учителем физкультуры по совместитель-ству. Занятия проводились с группой в 22 человека , во время которых дети выполняли разработанные нами упражнения для совершенствования глазодвигательных мышц и аккомодационного аппарата глаза на уроках физической культуры с затратой времени не более 5 минут на каждом уроке. Другая группа в 22 человека была взята для контроля и занятия в ней проводились по обычной программе физической культуры для общеобразовательных школ. У всех учащихся проводились замеры точек и объема аккомодации, измерялись КЧСМ и острота центрального зрения, время зрительно-моторной реакции по методике и приборе нашей модификации (В.А.Ковалев, 1975).
Педагогический эксперимент по тренировке аккомодационных и глазодви-гательных мышц заключался в том, что в заключительной части урока физи –ческой культуры учащиеся выполняли комплексы упражнений , разработанные нами и упражнения для мышц шеи и спины, участвующих в актах зрения. Уче-ники по заданию учителя выполняли упражнения с фиксацией взора на ближ-них и дальних точках, прослеживание точкой взора определенных траекторий с определенной скоростью и со сменой направления движений. Применялись тренажерные устройства “Движок”, “Ракетка – 2”, “Видеоазимут “.
После завершения годового цикла подобных занятий мы получили в экспе-риментальной группе стойкие положительные изменения показателей аккомодации. Они характеризовались приближением ближайшей точки ясного видения в среднем на 1,6 + 0,4 (Р < 0,05), увеличением объема аккомодации на 3,1 + 0,1 см (Р < 0,05), положительным ростом показателя КЧСМ на 1,7%, сокращением времени двигательной реакции на 9,44% (Р < 0, 01).
В контрольной группе произошло уменьшение объема аккомомдации на
0,9 + 0,7 см (Р > 0,05), увеличение КЧСМ на 0,6%, увеличение времени реакции на 1,4%. Все показатели, кроме КЧСМ, ухудшились.
Показатели остроты зрения изменились в положительную сторону нас-только, что мы предпочли их не публиковать до проведения расширенного эксперимента с участием опытных офтальмологов.
В дальнейшем подобная работа была проведена в школе N11 г.Красноярска под наблюдением привлеченного для этой цели администрацией школы детского офтальмолога О.В.Васильченко.
Методика применялась в масштабе Октябрьского, Ленинского, Советского
районов г.Красноярска, Шушенском , Балахтинском и Новоселовском районах
Красноярского края, городах Ачинске, Дивногорске, Канске, Лесосибирске и
Норильске, Эвенкии и Якутия САХА. В Якутия САХА удалось провести эксперимент с пятитысячной группой детского населения в одном из городов Заполярья.
Осуществленные нами лонгитюдиональные исследования показали сохранение высокой остроты зрения у 70% выпускников массовой школы, занимавшихся по нашей методике.
Список основной использованной литературы
1. Аветисов Э.С. Предупреждение близорукости у детей. – М.: Медицина, –
1966.-24 c.
2. Аветисов Э.С., Сорокин В.Н. О новой гипотезе происхождения миопии //
Cб. научн. трудов научно-практ. конференции. – Киев, 1965. – c. 5 – 57.
3. Аветисов Э.С.Современные направленияв изучении этиологии и патогене-
за миопии. //Вестник офтальмологии, 1967, N5. – с. 38 – 45.
4. Аветисов Э.С. Миопия как проявление приспособительной реакции орга –
низма // В кн.: Материалы 2-го Всесоюзного съезда офтальмологов.-Л.,-
1968 .- C.63 – 73.
5. Аветисов Э.С., Бабаян С.А. Аккомодационная способность глаз у детей
при эмметропии и миопии. // Вестник офтальмологии, 1968.- N6. –
C. 45 - 50.
6. Аветисов Э.С.,Бабаян C.А.,Нюренберг Л.Ю. Оработоспособности цилиар-
ной мышцы и ее значение в патогенезе миопии // Cб.научн.трудов научн.
практ. конференции. – Тарту, 1968 – C. 103 – 106.
7. Аветисов Э.С.,Савицкая H.Ф.,Шмулей В.П.,Яковлев А.А.О гемодинамике
глаз при миопии //Вестник офтальмологии. – 1968. – N6 – С.43-45.
8. Аветисов Э.С., Ачилова C.Д., Мац К.А., и др. Некоторы методы исследо-
вания зрительной работоспособности. // В кн.: Эргономика. – М.,- 1971.-
C. 5 – 13.
9. Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. – М.: Медицина, 1975.- 272 c.
10. Аветисов Э.С.и др. Методика клинического комплексного исследования
аккомодации. Методические рекомендации.- М.,1976. – 31 с.
11. Аветисов Э.С.,ЛевадоЕ.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой
при близорукости. – М.: ФиС, 1983. –2-е изд., перераб. и доп. – 103 с.
12. Аветисов Э.С. Близорукость. М.:Медицина, 1999. – 288 c.
13. Азарян Р.Н.,Саркисян А.О.,Тер-Газарян Б.А.и др.О влиянии системати –
ческих занятий гимнастикой на состояние зрения школьников // В кн.:
Мышечная деятельность в норме и патологии, Горький , 1975 – С.23-24.
14. Айрапетьянц Э.Ш., Батуев А.С. Принцип конвергенции анализаторных сис-
тем. Л., 1969. 85с.
15.Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их
физиологическое обоснование // В кн.: Труды научной сессии по де –
фектологии . М., 1958. – C. 45 – 55.
16.АпштейнЗ.В. Исследование взаимодействия двигательного и зрительного
анализаторов человека // В кн.: Тезисы и рефераты докладов 21-го со-
вещания по проблемам высш. нервн. деят. М-Л.,1966.-C.18 – 20.
17. Ачилова С.Д. О некоторых особенностях аккомодации глаз при миопии:
Автореф.дисс. … канд.мед.наук. – М., 1972 – 21 c.
18.АфанасьевВ.Ф.Исследование двигательной функции у детей с различ-
ной остротой зрения // В кн.: Материалы 6-ой научной сессии по де -
фектологии. М., 1971 – С.27 – 28.
19.Афанасьев В.Ф. Возрастная динамика моторных функций у слабовидя-
щих школьников . // В кн.: Мышечная деятельность в норме и патоло-
гии. Горький, 1975. – C. 7 – 9.
20. Батуев А.С. Функции двигательного анализатора. Л.: Изд-во Лен. ун-та,
1970, - 224 c.
21. Батуев А.C. К механизмам формирования афферентного синтеза в
коре двигательного анализатора. – ЖВНД , 1973, 23: 349-356.
22. Батуев А.С. Механизмы участия сенсомоторной коры в управлении
движениями. – Физиол. журн. СССР, 1977, 63: 239-245.
23.БатуевА.C.,Таиров О.П. Мозг и организация движений. Концептуаль-
ные модели. – Л. : Наука, 1978. – 139 c.
24.Белозеров А.Е.,Корнюшина Т.А. Новый метод тренировки аккомода-
ции.// Вестник офтальмологии. - 1997. – N2. - С.25 – 28.
25.Бернштейн Н.А. О построении движений. М.,1947. 255 с.
26.Васильева В.В. Умение видеть поле // Спортивные игры, 1956, N6.-
C. 23 – 24.
27. Власова В.Н. Динамика остроты зрения на фоне сдачи экзаменов у сту-
дентов, занимающихся и не занимающихся спортом // В кн.: Проблемы
физического воспитания, физиологии, социологии спорта. – Красно –
ярск,1973. – C. 30 – 32.
28. Вожжова А.И. Методики изучения функций анализаторов при физио-
лого- гигиенических исследованиях .- Л.:Медицина, 1973. – 223 c.
29. Волков В.В. О вероятных механизмах миопизации глаза в школьные
годы// Офтальмологический журнал. - 1988. - N3. – С. 129 – 132.
30.Вулдридж Д. Механизмы мозга. //Пер. c англ. Под ред. д-ра мед.наук
В.С. Гурфинкеля. – Изд-во “Мир”, М.,-1965.- 344 с.
31. Гамбарян Л.С. Вопросы физиологии двигательного анализатора. М.,
1962, 240 c.
32. Гиппенрейтер Ю.Б., Уразаева В.А. Исследование движений глаз при
выполнении метрических задач. ”Вопросы психологии”, 1963, N 6.
33.Гранит Р. Основы регуляции движений. М., 1973, 367 c.
34.Данциг Н.М. Гигиенические основы ультрафиолетового облучения лю –
дей // Светотехника , 1967, N3. – С. 1 – 3.
35. Дашевский А.И. Новые данные об оптической системе глаза и ее воз-
растных изменениях. // Проблемы физиологической оптики, 1958, N12,
с. 331 - 336.
36. Елисеева C.Г. Гемодинамика глаз по данным реофтальмографии у детей
c врожденной близорукостью в процессе лечения тренировками резервов
аккомодации // Тез.докл. 2-й Всесоюзной конференции по актуальным
вопросам детской офтальмологии – М.,1983.- C.49.
37. Ершкович И.Г. Влияние мышечной работы на внутриглазное давление
при глаукоме // Научные материалы Украинского института экспе-
риментальной офтальмологии – Одесса, 1930. – C.163 – 165.
38. Жарских М.В. Острота зрения и ее изменения у младших школьников
под влиянием занятий акробатическими упражнениями // Теория и
. практ.физ. культуры , 1970, N 6. – C.67-69.
39. Жилов Ю.Д. О значении яркости рабочей поверхности.// Гигиена труда
и проф.заболеваний, 1966, N 1- С.18 – 20.
40.Жилов Ю.Д. К механизму развития миопической рефракции // Гигиена и
cанитария , 1972, N 2. – C. 45 – 48.
41. Жилов Ю.Д. Световой климат при работе подростков.// Светотехника,
1973, N5, C.1 – 4.
42. Жилов Ю.Д. Профилактическое ультрафиолетовое облучение. // Гигие-
на и санитария , 1974 , N4, c. 110 – 112.
43. Жилов Ю.Д. Об освещенности в школе. // Гигиена и санитария, 1975,
N 4, С. 34-36.
44. Жирмунская Е.Н., Бейн Э.С. Нейродинамика мозга при оптико-гности-
ческой деятельности. – М.: Медицина, 1974. – 160 c.
45.Жихарев А.М. Зрительное утомление и работоспособность учащихся с
пониженным зрением в учебно-воспитательном процессе // В кн.: Мы -
шечная деятельность в норме и патологии. Горький, - 1975. – c.34 – 38.
46.Завгородняя Н.Г., Барковская Т.Н. Изменение гидродинамики миопи-
ческого глаза под влиянием зрительной нагрузки и ее роль в прогрес-
сирования заболевания // Офтальмологический журнал. – 1998. - N 1. –
c.31 – 34.
47.Заверуха Ф.М., Тебеникина В.И. Влияние мышечного утомления
на внутриглазное давление // Вестник офтальмологии. Т. Х111, вып.4,
1938. - С.489 – 496.
48. Земцова М.И. К вопросу о роли кинестезий в зрительном восприятии
предметов . “Вопросы психологии”, 1965, N2.
49.Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М., 1973. 159 c.
50.Зильбер Д.А.,Трумпайц Я.И. Влияние работы на глаз. Л.:Лен.правда, -
1938. – 92 c.
51.Зинченко В.П. Движения глаз и формирование образа. “Вопросы психо-
логии”, 1958, N5.
52.Зимкин Н.В., Лебединский А.В. Об исследовании деятельности аккомо-
дационной мышцы // В кн.: Сборник, посвящ. 45-летию деят. проф. Дол-
ганова . Л., 1936. – C. 143 – 152.
53.Карпов Б.А. О некоторых результатах исследования особенностей уп-
равления взором при синдромах поражения лобных систем мозга у чело-. века .В кн.: Моторные компоненты зрения. Л., 1975: 114 – 150.
54. Коваленко В.В. Состояние аккомодативной функции и глазодвигатель-
ного аппарата у школьников с близорукостью // Здравоохранение Турк-
менистана . – 1978.- N7. – C. 25 – 27.
55. Ковалев В.А. Динамика показателей латентного периода двигательных
реакций различного характера у школьников 11-15 лет с нарушени-
ями зрения // Методические рекомендации по обучению и воспитанию
слепых детей. – Горький , 1975. – C.22-23.
56.Ковалев В.А. Методика определения быстроты у детей с нарушениями
зрения // В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. – Горь-
кий,1975. – C. 22 – 23.
57.Ковалев В.А., Кузнецов E.Н. К методике определения динамики зри-
тельных функций при выполнении индивидуально-дозированных фи-
зических нагрузок // Мышечная деятельность в норме и патологии. –
Горький , - 1976. – C.50-51.
58.Ковалев В.А., Сермеев Б.В. Биотелеметрическая установка регистра-
ции зрительного утомления по частоте и времени мигания // Методи-
ческие рекомендации по физиологии спорта. – Горький, 1977. – C.23-24.
59.Ковалев В.А., Кузнецов Е.Н. Комплексная аппаратура для тахистоско-
пии и контрастометрии зрительного анализатора // Методическое посо-
бие по физиологии спорта. – Горький, 1977. – C. 24 – 25.
60.Ковалев В.А. К методике кинематографических исследований зрачко-
вых реакций // Методическое пособие по физиологии спорта. – Горь-
кий, 1977. – C. 26 – 27.
61.Ковалев В.А., Сермеев Б.В. Малогабаритное устройство на полупро-
водниках для определения критической частоты слияния световых
мельканий // Методическое пособие по физиологии спорта. – Горький,
1977, C. 27 – 28.
62.Ковалев В.А. Совершенствование основных зрительных функций у де-
тей с нарушениями зрения средствами физической культуры // В кн.:
Пути совершенствования физического воспитания школьников. –
Красноярск , 1980. – С. 113 – 118.
63.Ковалев В.А., Мельников В.И. Совершенствование зрительных функ-
ций боксера в процессе тренировочных занятий и самостоятельной
подготовки // В кн.: Актуальные проблемы развития физической куль-
туры в Красноярском крае. – Красноярск . – 1987 –С. 87 – 90.
64. Ковалев В.А. Улучшение аккомодационных возможностей зрения школь-
ников средствами физической культуры // В кн.:Формирование физичес-
ких и нравственных качеств у школьников. 1983.Красноярск. С.103-112.
65.Ковалев В.А., Филиппов М.Г. Из опыта применения тренажерных уст-
ройств для развития зрительного восприятия на уроках физкультуры //
Физическое воспитание и спортивная подготовка учащейся молодежи:
Сб. научных статей Арханг. госпединститута им.М.В.Ломоносова. –
Архангельск , 1988. – С.110 – 111.
66. Ковалев В.А.,Горелова Н.Н. Компьютерная конвергенц-гимнастика для
профилактики зрительного утомления работающих с дисплеем // Ра-
ционализаторское предложение N 1: Красноярский гос.пед.институт. –
Красноярск . – 1988.
67.Ковалев В.А. Тренажеры для развития зрительного восприятия для
ПТУ и средней школы // Методические рекомендации: Красноярский
краевой совет ВДСО “Трудовые резервы”. – Красноярск. – 1989. – 9 c.
68. Ковалев В.А. Развитие зрительных способностей дошкольников и
младших школьников средствами физической культуры (тренажеры и
комплексы упражнений ). // Методические рекомендации: Cосновобор-
ский отдел народного образования. – Сосновоборск. – 1990. – 17 с.
69. Ковалев В.А. Развитие зрительных способностей детей в детском саду
и дома в игровой форме.// В cб.: Мат-лы научно-практ. конф. “Физичес-
кая культура и проблемы здоровья дошкольников”. Красноярск-1990. –
С.43 – 49.
70.Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и разви-
тия зрения у детей дошкольного и школьного возраста. Красноярск,
“Познание”, 1990. - 9 c.
71. Ковалев В.А. Методика развития элементов зрительного восприятия в
процессе физического воспитания школьников- Красноярск, КГПИ,
1990, - 9 c.
72.Ковалев В.А. Использование специальных тренажеров и комплексов
физических упражнений в системе мер по профилактике зрительного
утомления и развития зрительных способностей учащихся П Т У // Ме-
тодические рекомендации.- Красноярск, 1990. – 7 c.
73. Ковалев В.А. Развитие двигательных функций глаз слабовидящих
школьников средствами физической культуры //В сб.:”Физическое вос-
питание детей с отклонениями в развитии”, - Красноярск. - 1991.-
С.123-128..
74.Ковалев В.А. Групповые игры дошкольников , развивающие зрение// В
сб.:Взаимодействие психолого-педагогической теории и практики в ус-
ловиях перестройки образования. Красноярск.- 1991. – C.20-21.
75.Ковалев В.А.,Горелова Н.Н. Использование компьютеров для развития
зрения учащихся // В сб.:Взаимодействие психолого-педагогической тео-
рии и практики в условиях перестройки образования. Красноярск.-1991,
C. 53 – 54.
76.Ковалев В.А. Организация работы по внедрению методики профилак-
тики зрительного утомления и развития зрения у учащихся Советского
района Красноярска. //В кн.: Опыт и перспективы внедрения новых пе –
дагогических технологий в Советском р-не в 1995-96 г.г.- Красноярск. –
1995.-С.2 – 4.
77.Ковалев В.А., Ковалева А.М. К итогам работы по внедрению методики
развития зрения в детских садах и школах Советского района в 1995-96
годах // В кн.: Опыт и перспективы внедрения новых педагогических
технологий в Советском р-не в 1995-96 г.г. –Красноярск. – 1995 – С. 4-5.
78.Ковалев В.А. Работа учителя биологии в предупреждении зрительных
расcтройств и нарушений осанки у учащихся школы // В сб.: Гигиени-
ческие основы здоровьеразвивающего обучения и воспитания школьни-
ков. Красноярск, КГПУ, “Росток”-1995- C. 2- 4.
79.Ковалев В.А. Методика коррекции зрения у детей и взрослых средствами
физической культуры // В кн.: Материалы Всероссийской научно-прак-
тической конференции :Новые технологии и комплексные решения:нау-
ка , образование,производство.- Анжеро-Cудженск.- 2001.- C. 95 – 96.
80.Ковалев В.А. Из опыта реализации идеи здоровьеразвивающего обучения
в начальных школах Красноярского края и других регионов России //
Материалы межвузовской научно-практической конференции: Пробле-
мы обновления начальной школы в условиях модернизации и свобод-
ного развития российского образования. Красноярск. – 2002.-C.178-180.
81.Коновалова Н.А., Фомина Е.В., Багуева Л.В. Опыт применения компью-
терной программы “Relax” в комплексном лечении пациентов с мио-
пией и нарушениями аккомодации //Тез. докл. Международного симпо-.
зиума. М., 2001 – С. 41-42.
82.Коробко Б.Г. Глубинное зрение. Симферополь. Крым.издат., 1946.- 80 c.
83.Коробко Б.Г. О зрительной темновой адаптации. Л., Медгиз. Лен.отд.,
1958. – 248 c.
84.Кузнецова М.В. Причины развития близорукости и ее лечение. Казань,
“Печатный двор” - 2002. - 202 c.
85.Курпан Ю.И. Особенности физического воспитания студентов с ослаб-
ленным зрением // Теория и практика физической культуры. –1976. –
N10 - C. 57 – 59.
86.Лапшина Н.А. К вопросу о влиянии длительного напряжения зрения на
развитие некоторых патологических изменений глаз.// Гигиена труда,
1968, N10, C. 50-52.
87.Лохтина Н.И. Профилактика прогрессирующей миопии путем воздей-
ствия на аккомодационный аппарат глаза: Автореф.дисс. …канд.мед.
наук., М., 1977. – 20 c.
88. Макаров П.Г. Глазные болезни и их профилактика. Красноярск: Изд-во
Краснояр. ун-та, 1986 - 200 с.
89.Малиновский А.А. О связи некоторых географических условий с рас -
пространением близорукости – в кн.: Охрана зрения детей и другие во-
просы детской офтальмологии. Киев, 1965. – C. 5 – 14.
90. Начкепия М.Е. Изменение внутриглазного давления у подростков и юно-
шей под влиянием длительной тренировки по гимнастике // В кн.: Те-
зисы докл. Всесоюзной конф. Офтальмологов. М.,1957. – C. 50 – 52.
91.Нейштадт Я.Э., Жилов ЮД. Ультрафиолетовое облучение как фактор
акклиматизации на Крайнем Севере .// В кн.: Гигиенические вопросы
акклиматизации населения на Крайнем Севере. М.: Медгиз, 1958, C.50-
61.
92. Портных Ю.И., Макаров Ю.М. Динамика показателей КЧСМ в зависи-
мости от направленности физической нагрузки // Теория и практика
физической культуры . - 1987. – C. 46 – 47.
93.Сермеев Б.В., Ковалев В.А. К методике оценки зрительных функций
учащихся //В кн.: Физическое воспитание детей в специальных шко-
лах. Горький, 1980. – C. 81 – 93.
94.Сеченов И.М. Избр. произведения, т. 1. М., Изд-во АН СССР, 1952.
95.Сычев А.А. Особенности аккомодации глаз у детей школьного возраста //
Вестник офтальмологии . – 1971. – N4. – C. 36 – 39.
96.Сухиненко И.В. Влияние занятий плаванием различной интенсивности
на гемодинамику глаз у детей с миопией и эмметропией. – в кн.: Меди -
цинские аспекты и пути оптимизации физического воспитания детей //
Тезисы локладов Всесоюзной научно-практической конференции,посвя-
щенной международному году ребенка. Харьков, 1979, с. 29-30.
97.Сухиненко И.В. Физическое воспитание детей с миопией средней степени
в условиях общеобразовательной школы: Автореф. дисс. … канд.пед.
наук. – М., 1980. –22 c.
98.Табакова К.Ф. О работоспособности аккомодационного аппарата при
высокой близорукости // Вестник офтальмологии. – 1978. – N1.- C.35-
39.
99.Усов Н.И. Близорукость у детей, имеющих признаки перенесенного за-
болевания рахита // В кн.: Охрана зрения детей и другие вопросы дет-
ской офтальмологии. М.: Медицина , 1965.- С.34 – 39.
100.Филатов В.Г., Ершкович И.Г., Фишер А.Г. Влияние некоторых физ -
культурных упражнений на внутриглазное давление // Вестник офталь-
мологии . Т.,Х1 , вып. 2., 1937. – C. 154 – 160.
101.Филатов В.Г., Ершкович И.Г., Шевалев В.Е. Экспериментальное иссле-
дование о влиянии мышечной работы на внутриглазное давление // Ве-
стник офтальмологии . Т.,Х1.,вып. 2.,1937. – C. 161-167.
102.Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., “Педа-
гогика “, 1977. – 87 c.
103.Шаталов О.А., Ченцова О.Б. Cпособ профилактики и лечения спазмов
аккомодации и прогрессирующей миопии у детей // Вестник офталь –
мологии . - N6. – С.31 – 35.
104. Ширский С.В. Динамика высшей нервной деятельности детей школь-
ного возраста в связи с адаптацией их к условиям Крайнего Севера :
Автореф. ..канд.биол.наук. – Красноярск – 1968. – 19 c.
105.Юсупов А.Ю., Амриддинова В.А. Влияние тренировок аккомодацион -
ного аппарата на клиническое течение начальной миопии // Вестник оф-
тальмологии. – 1986, - N 11. – C. 34-36.
106.Ямпольский А.С. Функциональное состояние зрительного анализатора у
спортсменов // Теория и практика физической культуры.-1972.-N8.-
C. 37 – 38.
107.Ярбус А.Л. Роль движений в процессе зрения. М., “Просвещение”, . 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городская научная конференция педагогов Статья "Теоретическое обоснование и научные подходы методистов к решению проблемы роста орфографических ошибок у учащихся начальных классов"
В данной статье дано научное обоснование для выбора эффективных методов борьбы с орфографическими ошибками.Раскрывабтся взляды методистов на проблему орфографических ошибок. Было проведено иссле...
Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.
В условиях частных школ с присущей им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...
Конспект урока с теоретическим обоснованием для 1 класса . УМК "Гармония"
Проект урока обучения грамоте (чтение) на тему "ЗВУК Ы , БУКВА ы"...
Теоретическое обоснование технологии групповой работы
Организация урока с позиции деятельности учащихся в рамках кооперации позволяет также реализовывать и приоритеты Образовательной программы нашей школы, такие как:§ воспитание лидерских кач...
Конспект урока математики по теме «Перестановка слагаемых» (с теоретическим обоснованием)
Конспект урока математики по теме «Перестановка слагаемых» (с теоретическим обоснованием)...
Теоретическое обоснование значения коллективно-творческой деятельности для формирования коммуникативных умений младших школьников
Раскрывается понятие «коммуникативные умения», проблемы общения, а также специфика развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте....
Теоретическое обоснование проблемы развития памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умножения
В данном параграфе раскрывается содержание понятий «память», «математическая память», рассматриваются процессы памяти и их индивидуальные различия.Одной из важнейших способност...