Конспект урока с теоретическим обоснованием для 1 класса . УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Проект урока обучения грамоте (чтение) на тему "ЗВУК Ы , БУКВА ы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования
Курсы «Психодидактические основы начального образования в условиях внедрения ФГОС»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
ПРОЕКТ УРОКА
Обучение грамоте (чтение)
на тему
«Звук [ ы], буква ы»
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 7
г. Богородска
Ладилина М.В.
2012год
Диагностика уровня развития и обученности детей.
В 1 «г» классе учится 23 человека, из них 12 мальчиков и 11 девочек.Класс неоднороден по своему составу : дети 2005 , 2006 года рождения. Дети обучаются по УМК «Перспективная начальная школа».
Для составления психолого-педагогической характеристики класса нами была проведена диагностика уровня развития и обученности, а также обучаемости учащихся класса.
С помощью метода наблюдения и методики Т.А. Нежновой (описание в приложении № ) была изучена степень сформированности внутренней позиции школьника (мотивационный компонент). В результате данных исследований нами были выделены следующие группы учащихся :
- Школьник- 22 чел.
- Школьник –дошкольник-1 чел.
С помощью методики Лускановой нами был изучен также уровень развития мотивации у учащихся . Были выделены следующие группы учащихся:
- Дети с высоким уровнем развития школьной мотивации и учебной активности- 13чел.
- Дети со средним уровнем развития школьной мотивации-9чел.
- Дети с положительным отношением к школе , которых больше привлекает внеучебная деятельность-1 чел.
- Дети с низким уровнем развития школьной мотивации-0чел.
Результаты исследования приведены в таблице № 1.
ТАБЛИЦА 1.
Распределение учащихся по уровню развития мотивации.
уровень | высокий | Средний | Положит. отношение | низкий |
Количество учащихся в % | 57 % | 39% | 4% | __ |
С помощью метода наблюдения, а также методики У.В.Ульенковой нами был изучен уровень сформированности саморегуляции (принятие и удержание учебной задачи, самооценка и самоконтроль). В результате были выделены следующие группы учащихся:
- Принял -9чел.(39%)
- Удержал-2 чел.(8%)
- Частично принял, частично удержал-12чел.(53%)
Самооценка и самоконтроль:
- Завышенная-15 чел.(65%)
- Адекватная-6чел.(27%)
- Заниженная-2чел.(8%)
- Не сформирована-0чел.
Нами были исследованы также и внутренние психические процессы , характеризующие интеллектуальное развитие учащихся.
Для диагностики уровня развития внимания учащихся нами были использованы следующие методики : графический диктант. В результате исследования нами были выделены следующие группы учащихся:
- Дети с высоким уровнем развития внимания . Для них характерно длительное сохранение интенсивного внимания (устойчивость), они хорошо умеют распределять внимание, переключать его. У них хороший объем внимания.- 7 чел.
- Дети со средним уровнем развития внимания . Для них характерно мене устойчивое внимание , чем у детей предыдущей группы. Это связано с тем, что дети данной группы не так хорошо владеют приемами переключения , распределения внимания, объем их внимания меньше-10 чел.
- Дети с низким уровнем развития внимания . Для них характерно неустойчивое внимание, преобладает непроизвольное внимание. Не умеют распределять внимание, долго переключаются с одного объекта на другой-6 чел.
Результаты исследований приведены в таблице № 2.
Таблица 2.
Распределение учащихся по уровню развития внимания.
Уровень | высокий | средний | низкий |
Количество учащихся в % | 30% | 43% | 27% |
Данные , полученные нами в результате исследования внимания учащихся , совпадают в целом с результатами исследований уровня волевого развития учащихся, их саморегуляции.
Для диагностики уровня развития восприятия нами была использована методика «Перепутанные фигуры». В результате нами были выделены 2 группы учащихся:
- Дети , для которых характерно осмысленность, целостность восприятия (высокий уровень)-8 чел.
- Дети , для которых характерно осмысленность восприятия, но недостаточный уровень целостности(средний уровень)-15чел.
Результаты исследований приведены в таблице № 3.
Таблица 3.
Распределение учащихся по уровню развития восприятия
уровень | высокий | средний |
Количество учащихся в % | 35% | 65% |
Для диагностики развития памяти нами были использованы методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, наблюдение за учащимися в ходе учебной деятельности. В результате данных исследований были выделены следующие группы учащихся:
- Дети , уровень развития памяти (по объему) которых выше возрастной нормы(высокий)- 2 чел.
- Дети чей уровень развития памяти соответствует возрастной норме(средний)- 17 чел.
- Дети , чей уровень памяти ниже возрастной нормы(низкий)-4 чел.
Результаты исследований приведены в таблице № 4.
Таблица 4.
Распределение учащихся по уровню развития объема памяти.
уровень | высокий | средний | низкий |
Количество учащихся в % | 8 % | 69% | 23 % |
В целом для детей класса характерна более развитая непроизвольная память. Словесно-логическая память учащихся развита лучше, чем механическая. Можно отметить небольшое преимущество развития зрительной памяти над слуховой.
Для диагностики актуального вида мышления нами было использовано наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности. В результате исследований были выделены следующие группы учащихся :
- Дети, для которых актуальным видом мышления является словесно-логическое. (5 чел.)
- Дети, для которых актуальным видом мышления является словесно-образное. (10 чел.)
- Дети, для которых актуальным видом мышления является практически =действенное.(8 чел).
Результаты исследований приведены в таблице № 5.
Таблица 5.
Распределение учащихся по виду актуального мышления.
Уровень | Словесно-логич. | Наглядно-образ. | Практически-действенн. |
Количество учащихся в % | 22% | 43% | 35% |
Кроме того, на учебном материале нами были изучены особенности развития мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Были выделены следующие группы учащихся:
- Дети с высоким уровнем развития мыслительных операций (5чел.)
- Дети со средний уровнем развития мыслительных операций (11 чел.)
- Дети со слабым уровнем развития мыслительных операций (7 чел.)
Результаты исследований приведены в таблице № 6.
Таблица 6.
Распределение учащихся по уровню развития мыслительных операций.
уровень | высокий | средний | Низкий |
Количество учащихся в % | 22% | 48% | 30% |
Для диагностики уровня развития воображения учащихся нами было использовано задание № 3 теста П. Торренса. В результате исследований были выделены следующие группы учащихся:
- Дети с высоким уровнем развития воображения. Для них характерны беглость выполнения задания, гибкость мышления при выполнении задания, оригинальность (2 чел.)
- Дети со средним уровнем развития воображения. Для них характерны беглость выполнения задания, но недостаточная гибкость.(15 чел.)
- Дети со слабым уровнем развития воображения. Для них характерна инертность при выполнении задания, маленький объем выполненной работы.(6чел)
Результаты исследований приведены в таблице № 7.
Таблица 7.
Распределение учащихся по уровню развития воображения.
Уровень | высокий | средний | Низкий |
Количество учащихся в % | 8% | 65% | 27% |
Для изучения СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ в классе нами был использован метод «Социометрия». В результате исследований было выявлено, что в классе 46% детей находятся в круге лидеров и предпочитаемых, что говорит о недостаточно благоприятной для общения обстановке.
АНОТАЦИЯ.
Данный урок стоит 19 в разделе тематического планирования (основной звукобуквенный период). Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы различные методы обучения:работа в парах, фронтальная работа. В основу урока положено формирование УУД :личностных , познавательных, логических, коммуникативных.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
ОПИСАНИЕ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ.
Учащиеся знают и умеют конструировать печатные буквы, конструировать и составлять схемы предложений, умеют произносить звуки в заданной последовательности, умеют выделять новый звук в слове среди других звуков, знают правила обращения с книгой, умеют воспроизводить сказку по иллюстрациям., умеют работать в парах, умеют слушать учителя., умеют воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст.
Цели рока: создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком –ы—ротораскрывателем.
Задачи урока:
- ОБУЧАЮЩАЯ: познакомить с гласным звуком –ы—ртораскрывателем.; учитьакцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов.; формировать умение восприниматьна слухи образно представлять стихотворный текст.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать познавательный интерес к изучению материала, используя активные формы обучения;развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;развивать внимание и логическое мышление.
- ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: воспитывать чувство взаимопомощи, ; воспитывать культуру учебного труда, ; воспитывать аккуратность, стремление к здоровому образу жизни.
Средства, необходимые для проведения урока:
- Шаблоны-элементы печатных букв.
- Проектор,экран.
- Карточки с заданием.
- Тетрадь
- Рисунок большого улыбающегося солнышка
- Презентация.
- Макеты денег.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств.
- Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения , исправления в свою работу, если она расходится с эталоном(образцом).
- Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
- Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком, ; различать звук –Ы- и букву «Ы».
КОНСПЕКТ УРОКА С ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ОБОСНОВАНИЕМ
Этап, время | Конспект урока | Теоретическое обоснование | УУД |
1.Орг. момент 2.Сообщение темы урока 3. Физ. минутка 4.Упражнение в звуковом воспроизведении слов, заданных рисунками и схемами.(учебник с.20) 5. Физ. минутка 6.Анализ и конструирование малой печат-ной буквы ы. 7. Формулирование правила 8. Занимательные задания. 8. Итог урока. Рефлек-сия | Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас у нас урок обучения грамоте(чтение). --Сегодня у нас в гостях солнышко. (рисунок улыбающегося солнышка на доске). -Ребята , оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы друг другу, улыбнитесь мне. Ведь улыбка располагает к приятному общению. А теперь настроимся на работу- откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: «Я хочу много знать!». -Ну, а я желаю вам успехов! -Ставим ушки на макушки , слушаем внимательно. Ни минуты не теряем и друг друг помогаем! -Кого вы видите на экране? ( кота Матроскина)(ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 1) -Верно, Сегодня на уроке мы будем помогать коту покупать корову. -Рассмотрев рисунок на экране и найдя одинаковый звук во всех словах, мы узнаем тему сегодняшнего урока и поможем Матроскину собрать 5 тысяч рублей.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 2) РЫБА СЫР НОЖНИЦЫ МЫШЬ. (Дети отвечают –Ы-). -Верно, молодцы! Значит сегодня на уроке мы будем анализировать слова со звуком _Ы_. -Назвав как можно больше слов со звуком –ы-, ВЫ поможете собрать Матроскину еще 5 тысяч рублей!(называют слова) -А теперь назовите слова со звуком ы в конце слова.(называют) -Есть слова , которые начинаются на звук –ы-? (нет) -Верно! Показываю ПРЕЗЕНТАЦИЮ СЛАЙД 3. Мы услыхали от совы , Что нету слов на букву Ы. Е.Благинина -Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И тихонечко уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем. Открываем , поморгаем И работать продолжаем. (учитель показывает движения) Работа с учебником. -В левом верхнем углу страницы учебника нарисован смешной человечек, который вместе с котом Матроскиным просят вас произнести звук –Ы, дать характеристику этому звуку _и заработать еще 5 тысяч рублей на покупку коровы.(учащиеся произносят звук) -Обратите внимание на форму открытого рта. Звук –ы- можно пропеть и ветерок(воздух), выходя при этом изо рта , незаметен. -Давайте проверим это с помощью листа бумаги , поднесенного ко рту.(проверяют). =значит , звук –ы – какой ? (гласный), почему?(ТЯНЕТСЯ , ПОЕТСЯ) -Молодцы! -Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (мышь) -как вы думаете, к какой группе животных относится мышь? Объясните, что обозначает это слово.(ответы детей). -Верно, МЫШЬ- небольшой грызун, серого цвета с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. -Произнесите слово «мышь» медленно, интонируя каждый звук и соотнося со схемами. -произнесите слово с выделением(пропеванием) только гласного звука –ы-.(Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов БЫК и ДЫНЯ). Презентация(слайды 4,5). Работа в тетрадях. -Помогите Матроскину составить предложения со словом МЫШЬ и записать к ним схемы . ( 1 у доски) (например, В НОРКЕ ЖИВЕТ СЕРАЯ МЫШЬ. -ОБОЗНАЧЬТЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ розовым прямоугольником, слова-признаки-желтым, а слова – действия – голубым. -Жили – были прыгуны. -Мы допрыгнем до луны! Ввысь их вышвырнул батут. -Где вы, прыгуны? -Мы тут!
Учитель просит рассмотреть образец малой печатной буквы «ы». -Из каких элементов шаблонов она состоит? Составляют букву их шаблонов, один из учащихся на магнитной доске. Буква «ы» обозначает гласный звук –ы-. 1.Игра « Сквозная буква» -сыграв сейчас в эту игру, мы тем самым поможем Матроскину заработать еще 5 тысяч рублей на приобретение коровы. (С последних парт дети по одной букве вставляют в каждое слово. Слова в рядах одинаковые.) СЛОВА: р.бак, мал.ши,м.ыло,д.ра,п.ль, с.р,р.сь,в.зов. (подведение итогов . чей ряд справился быстрее и правильнее) -Молодцы! 2. Итак, мы помогли коту купить корову. А вы помните , кто появился у коровы? (теленок). ПРЕЗЕНТАЦИЯ . Слайд 6. -С какой буквой познакомились?(ы) -Какой звук она обозначает?(гласный) -Почему? (тянется, поется….) -А теперь покажем наше настроение на кошачьих мордочках, после чего привесим их к Матроскину -Взяли красный карандаш: Если хорошее- улыбка. Если нет никаких эмоций – ровная палочка. Если плохое-палочка с наклоном. -Хочу похвалить следующих учащихся……. Спасибо за работу. Урок окончен. | Положительный психологичес-кий настрой на урок. Воспитание здорового образа жизни. Учащиеся заинтересовываются в дальнейшей работе,(познавательная мотивация). Развитие умственных операций. Восстановление энергетических сил. Воспитание здорового образа жизни. Использование занимательных приемов с целью активации внимания детей.(дети с интересом выслушивают стихотворение, выполняют упражнения для разминки) Фронтальная работа. Вопросо-ответная беседа. Вопросы направлены на осознание материала. Развитие умственных способностей через анализ и синтез. Дети учатся применять знания., умения и навыки. Дети работают с доской. Воспитание здорового образа жизни. Учащиеся выполняют упражнения за учителем. Развитие умственных способностей. Работа в группах. Развитие умственных операций. Рефлексия.Развитие самоанализа . | Личностные УУД,(самоопределение), создание ситуации успеха. Личностные УУД( позволяют сделать обучение осмысленным) Регулятивные УУД (целеполагание) Коммуникативные УУД (отвечают на вопрос, слушают друг друга) -Познавательные УУД (информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней) -Коммуникативные УУД (речевая коммуникация). Общеучебные: построение речевого высказывания. Предметные УУД (различают звук –ы- и букву «Ы») Познавательные УУД (анализ объектов) Коммуникативные УУД(инициативное сотрудничество) Общеучебные ( выделение главной и второстепенной информации) Познавательные УУД(Используют элементы-шаблоны для конструирования букв) Коммуникативные УУД(обсуждают результаты конструирования букв) Познавательные УУД(формулируют правило) Познавательные УУД (составляют букву и анализируют) Регулятивные УУД(алгоритм составления буквы, контроль-сравнивают с доской, проверяют работу товарища , который работал у доски, учатся проверять свою работу, сопоставлять с образцом,исправлять ответы) Коммуникативные УУД. Познавательные УУД.(формулировка правила) Регулятивные УУД(воспринимают оценку учителя) Коммуникативные(об-мениваются мнениями) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».
Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...