Пояснительная записка к рабочей программе по "Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации"
рабочая программа по физкультуре (2 класс) на тему

Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Оздоровительное плавание с элементами  гидрореабилитации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit.zapiska.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 

 

Данная программа «Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации» дополнительного образования  является программой физкультурно — оздоровительной направленности.

 

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды. 

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др. 

Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Систематические занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. 

Программа адаптирована к физическим возможностям обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья. 

 

Актуальность:       данной программы в необходимости привлечения к занятиям детей с нарушением интеллекта, с целью укрепления здоровья детей, а также помощи в социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта. Занятия в воде устраняют возбудимость  и раздражительность, укрепляя нервную систему, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта. 

 Новизна:             программы заключается в том, что здесь решается комплекс задач обучения и здоровья занимающихся.  В данной программе рссматривается начальное обучение 1-4 классы. Регулярные занятия плаванием помогают в обучении плаванию. А также, «оздоровительно плавание с элементами гидрореабилитации» будет способствовать не только развитию самостоятельности, но и развитию интеллектуальной и двигательной деятельности, интеграции в общество. 

 

Педагогическая целесообразность:  данной программы  состоит в использовании методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально. Развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. 

 

Нормативными документами для составления рабочей программы являются: 

1) Федеральный закон  от 29.12.2012г.  №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основнгого общего, среднего общего образования». 

3) Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков ), М.: Просвещение, 2009г. 

 

 В  основу программы по «Оздоровительному плаванию с элементами гидрореабилитации для детей с нарушениями интеллекта» положено настоящее пособие: «Технологии реабилитации» 

 

Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура по разделу «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», согласно образовательной дисциплины «технологии физкультурно-спортивной деятельности» из цикла основных дисциплин специальности ДС.09. 

  Возраст 7-8  до 11 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам техники плавания, развития гибкости, координированности,  подвижности в суставах, укрепления опорно-двигательного аппарата. 

 

Цель программы 

 Укрепление  здоровья и всестороннее физическое развитие; воспитание здорового образа жизни через обучение плаванию; привлечение детей к занятиям плаванию, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом; популяризация плавания. 

 

 В процессе освоения программы реализуются следующие задачи: 

 

Обучающие: 

 

  • Обучение основам двигательных действий в водной среде  (играть, всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох — выдох в воду). 
  • Обучение основным элементам плавания определённым способом (кроль, брасс) (согласованность рук, ног, дыхания). 

 

Развивающие: 

 

  • Способствовать правильному развитию и закаливанию организма. 

 

Воспитательные: 

 

  • Воспитывать самостоятельность, навыки обслуживания и гигиены. 
  • Воспитание сознательной дисциплины, действий, играм в группе. 

 

 Отмечу, что урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой: 

 

  • оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку; 
  • способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка. 

Занятия оздоровительным плаванием имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение. 

  • Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей. 
  • Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения. 
  • Оздоровительно-гигиеническое значение  состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. 
  • Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника , исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются   условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки. 

Отличительная особенность данной программы: 

  • Наряду с обучением двигательным навыкам преподаватель должен сообщать учащимся необходимые сведения о закаливании, оздоровлении, безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические правила. 
  • Необходимо учитывать   особенности детей с нарушениями интеллекта. 

Специальные требования: 

  • Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов; 
  • Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика; 
  • Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока; 
  • Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка; 
  • Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика; 
  • Опора на более развитые способности ребенка; 
  • Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной  деятельности на отдельные части, операции и др. 
  • Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем: 
  •  - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала; 
  •  - выбор цели и средств ее достижения; 
  •  - регулирование действий учеников; 
  •  - побуждение  учащихся к деятельности на уроке; 
  •  - развитие интереса к уроку; 
  •  - чередование труда и отдыха. 
  •    В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение   нового, в   других - воспроизведение   изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного. 

 

 Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. 

 

  Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка. 

  • Подача нового материала  сначала  излагается в форме беседы.     Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство. 
  • Наглядный метод,  для чувственного восприятия предмета.  Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.   
  •  А именно, показ  и  демонстрация. 
  •    Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность. 
  • Следовательно:  организация ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя  перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться. 

 

 

 Возраст детей, участвующих в реализации  программы. 

  Данная программа  рассчитана на детей 7 -12 лет.                                                                        

  Формирование групп происходит по итогам года 

(на основании разработанных тестов); 

  Уровень усвоения программы - общекультурный. 

  Срок реализации программы — 2 года, 1 год  - 34 часа, 2-ой год — 34 часа. Всего 68 часов. 

Освоив базовый курс, ребёнок может и в дальнейшем посещать занятия, развивая полученные  умения и повышая уровень своих знаний и умений. 

Режим и форма занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, итого 34 часа в год. 

Ожидаемые резултаты и способы их проверки. 

К концу обучения дети должны: 

знать: 

- знать правила безопасности нахождения у воды и на воде; 

- влияние плавания и основы закаливания; 

- основные правила гигиены в бассейне; 

- элементы разминки; 

- условные жесты и сигналы преподавателя; 

уметь: 

-безбоязненно и уверенно передвигаться по дну самостоятельно; 

- совершать простейшие двигательные действия в водной среде, играть; 

  -  всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду; 

   - проплывать самостоятельно или с помощью доски на груди, спине, боку с помо щью рук, ног; 

-   согласовывать работу рук, ног и дыхания; 

- свободно перемещаться по бассейну в опорных положениях, без негативных ощущений и водобоязни; 

- самостоятельно контролировать свои действия в бассейне во время свободного плавания; 

Способы проверки знаний, результатов и умений детей. 

Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой детей изучаемыми способами плавания, а также выполнение согласованной работы рук и ног. Оценивается  динамика личных достижений при проведении контрольных тестов. 

- текущий контроль умений и навыков в процессе обучения (индивидуально и группового); 

- промежуточное контрольное тестирование; 

- итоговое контрольное тестирование; 

Формы подведения итогов. 

Открытое занятие для родителей. 

Формы организации деятельности детей. 

1. Групповая (основная форма при проведении занятий). Эта форма не только развивает физические качества обучающегося, но и воспитывает такие ценные качества, как чувство дружбы и товарищества, сплочённость, целеустремлённость, активность. 

2. Индивидуальная  форма используется для устранения погрешностей в технике плавания, а также для совешенствования отдельных физических и морально-волевых качеств. 

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Необходимо искать и внедрять в практику наиболее эффективные методы обучения. 

Программа строится по принципу от «простого к сложному». Педагогу необходимо применять всевозможные методы, помогающие наглядно и доступно объяснить изучаемый материал. 

1. Словесный метод. Методусловесного изложения принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Метод словесного изложения применяется в следующих формах: объяснение учебных заданий, указания и команды для руководства уроком, методическе указания для предупреждения и исправления возможных ошибок, словесное подведение итогов занятия и оценка достигнутых результатов. 

2. Наглядный метод. Наглядный метод обучения предпологает использование не только зрительных восприятий, а также ассоциаций, которые вызываются образным объяснением преподавателя. Также можно использовать рисунки, плакаты, таблицы, видео с показынным способом плавания. 

3. Метод упражнения. При обучении плаванию приходится многократно выполнять каждое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, затем соединяя их в болеее целостные движения. Неоднократное повторение упражнений для освоения, закрепления техники плавания и совершенствования в ней, способствует развитию опорно-двигательного аппарата занимающихся и одновременно совершенствованию физических качеств: выносливости, подвижности в суставах, силы, координации и т.д. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл

Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...

Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"

Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....

Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"

Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...