Пояснительная записка к рабочей программе по "Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации"
рабочая программа по физкультуре (2 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе кружка "Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit.zapiska.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа «Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации» дополнительного образования является программой физкультурно — оздоровительной направленности.
Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды.
Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.
Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Систематические занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста.
Программа адаптирована к физическим возможностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность: данной программы в необходимости привлечения к занятиям детей с нарушением интеллекта, с целью укрепления здоровья детей, а также помощи в социальной адаптации ребенка с нарушением интеллекта. Занятия в воде устраняют возбудимость и раздражительность, укрепляя нервную систему, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.
Новизна: программы заключается в том, что здесь решается комплекс задач обучения и здоровья занимающихся. В данной программе рссматривается начальное обучение 1-4 классы. Регулярные занятия плаванием помогают в обучении плаванию. А также, «оздоровительно плавание с элементами гидрореабилитации» будет способствовать не только развитию самостоятельности, но и развитию интеллектуальной и двигательной деятельности, интеграции в общество.
Педагогическая целесообразность: данной программы состоит в использовании методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально. Развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1) Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основнгого общего, среднего общего образования».
3) Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков ), М.: Просвещение, 2009г.
В основу программы по «Оздоровительному плаванию с элементами гидрореабилитации для детей с нарушениями интеллекта» положено настоящее пособие: «Технологии реабилитации»
Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура по разделу «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», согласно образовательной дисциплины «технологии физкультурно-спортивной деятельности» из цикла основных дисциплин специальности ДС.09.
Возраст 7-8 до 11 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам техники плавания, развития гибкости, координированности, подвижности в суставах, укрепления опорно-двигательного аппарата.
Цель программы
Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие; воспитание здорового образа жизни через обучение плаванию; привлечение детей к занятиям плаванию, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом; популяризация плавания.
В процессе освоения программы реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- Обучение основам двигательных действий в водной среде (играть, всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох — выдох в воду).
- Обучение основным элементам плавания определённым способом (кроль, брасс) (согласованность рук, ног, дыхания).
Развивающие:
- Способствовать правильному развитию и закаливанию организма.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, навыки обслуживания и гигиены.
- Воспитание сознательной дисциплины, действий, играм в группе.
Отмечу, что урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Занятия оздоровительным плаванием имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение.
- Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.
- Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.
- Оздоровительно-гигиеническое значение состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
- Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника , исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
Отличительная особенность данной программы:
- Наряду с обучением двигательным навыкам преподаватель должен сообщать учащимся необходимые сведения о закаливании, оздоровлении, безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические правила.
- Необходимо учитывать особенности детей с нарушениями интеллекта.
Специальные требования:
- Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
- Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
- Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
- Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
- Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
- Опора на более развитые способности ребенка;
- Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции и др.
- Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- - выбор цели и средств ее достижения;
- - регулирование действий учеников;
- - побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- - развитие интереса к уроку;
- - чередование труда и отдыха.
- В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает усвоение нового, в других - воспроизведение изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.
Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности.
Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка.
- Подача нового материала сначала излагается в форме беседы. Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство.
- Наглядный метод, для чувственного восприятия предмета. Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.
- А именно, показ и демонстрация.
- Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность.
- Следовательно: организация ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Данная программа рассчитана на детей 7 -12 лет.
Формирование групп происходит по итогам года
(на основании разработанных тестов);
Уровень усвоения программы - общекультурный.
Срок реализации программы — 2 года, 1 год - 34 часа, 2-ой год — 34 часа. Всего 68 часов.
Освоив базовый курс, ребёнок может и в дальнейшем посещать занятия, развивая полученные умения и повышая уровень своих знаний и умений.
Режим и форма занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, итого 34 часа в год.
Ожидаемые резултаты и способы их проверки.
К концу обучения дети должны:
знать:
- знать правила безопасности нахождения у воды и на воде;
- влияние плавания и основы закаливания;
- основные правила гигиены в бассейне;
- элементы разминки;
- условные жесты и сигналы преподавателя;
уметь:
-безбоязненно и уверенно передвигаться по дну самостоятельно;
- совершать простейшие двигательные действия в водной среде, играть;
- всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду;
- проплывать самостоятельно или с помощью доски на груди, спине, боку с помо щью рук, ног;
- согласовывать работу рук, ног и дыхания;
- свободно перемещаться по бассейну в опорных положениях, без негативных ощущений и водобоязни;
- самостоятельно контролировать свои действия в бассейне во время свободного плавания;
Способы проверки знаний, результатов и умений детей.
Осуществляется текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой детей изучаемыми способами плавания, а также выполнение согласованной работы рук и ног. Оценивается динамика личных достижений при проведении контрольных тестов.
- текущий контроль умений и навыков в процессе обучения (индивидуально и группового);
- промежуточное контрольное тестирование;
- итоговое контрольное тестирование;
Формы подведения итогов.
Открытое занятие для родителей.
Формы организации деятельности детей.
1. Групповая (основная форма при проведении занятий). Эта форма не только развивает физические качества обучающегося, но и воспитывает такие ценные качества, как чувство дружбы и товарищества, сплочённость, целеустремлённость, активность.
2. Индивидуальная форма используется для устранения погрешностей в технике плавания, а также для совешенствования отдельных физических и морально-волевых качеств.
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
Необходимо искать и внедрять в практику наиболее эффективные методы обучения.
Программа строится по принципу от «простого к сложному». Педагогу необходимо применять всевозможные методы, помогающие наглядно и доступно объяснить изучаемый материал.
1. Словесный метод. Методусловесного изложения принадлежит ведущая роль в педагогическом процессе. Метод словесного изложения применяется в следующих формах: объяснение учебных заданий, указания и команды для руководства уроком, методическе указания для предупреждения и исправления возможных ошибок, словесное подведение итогов занятия и оценка достигнутых результатов.
2. Наглядный метод. Наглядный метод обучения предпологает использование не только зрительных восприятий, а также ассоциаций, которые вызываются образным объяснением преподавателя. Также можно использовать рисунки, плакаты, таблицы, видео с показынным способом плавания.
3. Метод упражнения. При обучении плаванию приходится многократно выполнять каждое упражнение, сначала разучивая отдельные элементы, затем соединяя их в болеее целостные движения. Неоднократное повторение упражнений для освоения, закрепления техники плавания и совершенствования в ней, способствует развитию опорно-двигательного аппарата занимающихся и одновременно совершенствованию физических качеств: выносливости, подвижности в суставах, силы, координации и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 кл
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе по УМК " Школа 2100"...
Пояснительная записка к рабочей программе учебной дисциплины "Конструирование"
Коротко о том, что могут уметь дети к концу учебного года по дисциплине конструирование....
Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...