Самоконтроль в процессе занятий.
презентация к уроку по физкультуре на тему

Пузина Светлана Анатольевна

Данный материал является обучающим пособием для детей начальной школы по осуществлению самоконтроля в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. Представленный материал могут использовать учителя, преподаватели, инструктора по физическому воспитанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом

Слайд 2

Цель: сформировать умения вести наблюдения за своим физическим развитием и состоянием здоровья, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Прежде всего, не навреди. Гиппократ – древнегреческий врач

Слайд 3

Задачи: расширить представление учащихся о необходимости самоконтроля в процессе физического воспитания и самовоспитания; формировать знания и представления учащихся о субъективных и объективных показателях самоконтроля; формировать знания учащихся о требованиях к ведению дневника самонаблюдения; совершенствовать методику определения ЧСС после нагрузки для тренированности и самоконтроля; воспитывать потребность вести дневник самоконтроля своего здоровья.

Слайд 4

Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Если ты регулярно занимаешься физическими упражнениями (самостоятельно или в спортивной секции), то тебе очень важно научиться правильно оценивать своё самочувствие и контролировать, как твой организм справляется с физическими нагрузками. Это и есть самоконтроль.

Слайд 5

Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, он является лишь дополнением к нему. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулировать – во все периоды занятий физическими упражнениями, а также во время отдыха . Самоконтроль состоит из общедоступных приемов наблюдения . В него входит учет субъективных (самочувствие , сон , аппетит и др.) и объективных (вес, пульс, спирометрия и др .) показателей .

Слайд 6

Если после занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон нормальные, значит, твой организм хорошо переносит нагрузки. Если после тренировки ты ощущаешь небольшую усталость, значит, нагрузка была достаточной. Если во время тренировки краснеет лицо, учащаются дыхание и сердцебиение, появляется испарина, это вполне нормально.

Слайд 7

Однако, если во время занятия или после него лицо побледнело, выступил обильный пот, появились головокружение, тошнота, значит, нагрузка для тебя слишком велика. Нередко после таких занятий ухудшается аппетит, появляется раздражительность, нарушается сон.

Слайд 8

Прежде всего обратись к врачу, посоветуйся с учителем физкультуры или тренером. Если со здоровьем всё в порядке, значит, надо или на время прервать занятия физическими упражнениями, или снизить нагрузку (например, уменьшить количество повторений упражнения, сократить время бега и т. д.). Что в таких случаях делать?

Слайд 9

Основным процессом в организме, обеспечивающим отдых и восстановление сил, является сон. Во время сна восстанавливается работоспособность всех органов и тканей, и в первую очередь нервной системы. Особое значение в этом отношении имеют продолжительность и правильный режим сна. В дневнике самоконтроля отмечаются: длительность сна, процесс засыпания, пробуждения во время сна, наличие сновидений. СОН

Слайд 10

Аппетит. Особое внимание надо уделять характеру аппетита утром. Следует считать нормальным, если человек, через ½ - 1 ч после пробуждения, испытывает чувства голода. Иногда человек этой потребности не ощущает и даже через 3 – 4 ч. Это является важным признаком переутомления или неправильной деятельности желудочно-кишечного тракта. В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как нормальный, сниженный, повышенный; также следует фиксировать отсутствие аппетита, отвращение к еде, повышенную жажду. Аппетит

Слайд 11

Пульс. Исследования пульса является одним из наиболее доступных объективных методов изучения функции сердечно – сосудистой системы. У одного и того же человека частота пульса меняется в зависимости от времени суток, положения тела (лежа, сидя, стоя). Ещё в большей степени на частоту пульса влияет характер предшествовавшей работы или эмоциональных переживаний: испуг, боль и др. Пульс учащается после приема пищи, чая, кофе, алкоголя, курения. ПУЛЬС

Слайд 12

Существует несколько способов измерения пульса: а) тремя пальцами на запястье; б) большим и указательным пальцами на шее; в) кончиками пальцев на виске; г) ладонью к груди в области сердца .

Слайд 13

Обычно пульс считают за 10 секунд. Затем эту величину умножают на 6 и узнают пульс за 1 минуту. Например, если за 10 секунд ты насчитал 10 ударов, то пульс за 1 минуту (10X6) равен 60; 15 ударов за 1 минуту (15X6) —90; 20 ударов за 1 минуту (20X6) —120; 25 ударов за 1 минуту (25X6) —150 и т.д. В норме пульс составляет: у взрослых — 60-70 уд./мин; у младших школьников — 86-90 уд./мин. У девочек пульс немного выше, чем у мальчиков. Как подсчитать свой пульс?

Слайд 14

После любой физической нагрузки пульс учащается. Чем продолжительнее и тяжелее нагрузка, тем пульс чаще. Это нормально. Однако если пульс утром до зарядки или тренировки больше 90—100 ударов в 1 минуту, то это говорит о том, что или у тебя не всё в порядке со здоровьем, или ты перетренировался в предыдущие дни.

Слайд 15

После тренировки или урока физической культуры пульс должен возвратиться в спокойное состояние через 10—15 минут, после утренней зарядки ещё быстрее. Но если пульс долго не приходит в норму, а его частота более 100 ударов в 1 минуту, это тоже сигнал к тому, чтобы посоветоваться с врачом и тренером.

Слайд 16

Наиболее удобная форма самоконтроля – ДНЕВНИК самоконтроля. Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля.

Слайд 17

Дневник самоконтроля может состоять из нескольких частей. Первая часть 2—3 странички. Здесь, например, один раз в полгода записывай свой рост, массу тела (вес) и окружность грудной клетки. По записям ты вместе с родителями будешь следить за ростом и развитием твоего организма. Лет Год , месяц, Длина тела, Масса тела, Окружность число см кг грудной клетки , см 6 7 8 9 10

Слайд 18

Рост можно измерить так. Вместе с родителями с помощью сантиметра нанеси, на дверной косяк разметку по 1 см от 100 до 150 см снизу вверх. Простейший ростомер готов! Теперь прими правильную позу, как показано на рисунке, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались стены.

Слайд 19

Массу тела легко контролировать с помощью напольных весов. Взвешиваться надо утром перед завтраком.

Слайд 20

Как измерять объём грудной клетки, показано на рисунке

Слайд 21

Вторая часть - данные о своём самочувствии и пульсе в дни тренировок или самостоятельных занятий физическими упражнениями. Показатели Месяц: Февраль 1 2 3 4 5 6 7 8 Самочувствие Желание заниматься Нагрузка и её переносимость Нарушение режима Болевые ощущения Пульс уд./ мин.

Слайд 22

В каждой клетке ставьте значки, которые соответствуют вашим показателям. Самочувствие Желание заниматься Хорошее Удовлетворительное Плохое Есть Безразлично Нет Нагрузка и её переносимость: Нарушение режима: «+» - выполнена «-» - не выполнена «о» - отличная «у» - удовлетворительная « п » - плохая «+» - не было «-» - было Болевые ощущения: «+» - есть «-» - нет Пульс измеряется в одном и том же положении (сидя или стоя).

Слайд 23

Третья часть - мои спортивные достижения . А для того чтобы ты знал, улучшаются ли они, один раз в 2—3 месяца выполняй контрольные упражнения. Нормативы, учебный год Отжимание Прыжок в длину с места Наклоны вперёд Подбрасывание теннисного мяча 2013 - 2014 уч . год 2014 – 2015 уч . год

Слайд 24

Контрольные нормативы: Рис. 14 Рис. 15

Слайд 25

ВЫВОД: Самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

Слайд 26

Список использованной литературы Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля и самоконтроля в процессе обучения

Организация контроля и самоконтроля в процессе обучения...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ .

Выпускная квалификационная работа на тему "«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ »....

Формирование самоконтроля в процессе обучения на уроках в начальных классах

Введение             Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляем...

Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова в начальных классов

Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся. Решени...

«Роль самоконтроля в процессе обучения – один из важнейших факторов самостоятельной деятельности учащихся»

laquo;Роль самоконтроля в процессе обучения – один из важнейших факторов самостоятельной деятельности учащихся»...

Формирование навыков самоконтроля на логопедических занятиях

Методический материал для логопедов, работающих с учащимися начальной школы.В материале отражены этапы формирования и контроля навыков языкового анализа и синтеза у учащихся начальной школы....