Образовательные технологии, методы обучения детей, с учётом индивидуальных особенностей.
методическая разработка по физкультуре на тему
Учащиеся основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других – сила, у третьих – скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе учащихся, у которой недостаёт общей выносливости, следует давать домашнее задание по длительному бегу и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_3.3.docx | 61.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение - 3.3.
Дифференцированный подход к учащимся с учётом состояния здоровья, оценка физической подготовленности.
Дифференцированный подход – группировка учащихся на основе каких-либо их особенностей (пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности восприятия) для отдельного обучения.
Дифференциация – учёт групповых особенностей учащихся в процессе обучения.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на 3 группы:
1. Основная – учащиеся без отклонений в состоянии здоровья, занимаются физическими упражнениями в полном объёме.
Учащиеся основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других – сила, у третьих – скоростно-силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений; той группе учащихся, у которой недостаёт общей выносливости, следует давать домашнее задание по длительному бегу и т. п.
Среди учащихся основной группы могут быть мальчики и девочки без систематической физической подготовки, хотя и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Таким учащимся рекомендуется давать конкретные домашние задания, приучать их к самостоятельным занятиям. Временно можно снизить к ним требования на уроках. Если учащиеся выполняют упражнения, требующие проявления смелости, то нужно облегчить условия их выполнения. Например, снизить высоту снаряда (козёл, конь, бревно), поддержать ученика, при спусках на лыжах перевести на менее крутое направление или на более короткий склон.
2. Подготовительная – учащиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Занимаются на уроках, но не сдают контрольных нормативов. К этой же группе относятся дети со стойкими нарушениями осанки и незначительными отклонениями в состоянии здоровья (небольшая потеря зрения, слуха, туберкулёзная интоксикация, повышенное кровяное давление и др.).
Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются физической культурой совместно с учащимися основной группы по общей программе. Схема урока общая как для учеников основной, так и подготовительной медицинских групп. Основное различие – в дозировке физической нагрузки.
Во вводной части урока для подготовительной группы учитель даёт меньшее число повторений упражнений и предлагает более длительные паузы между ними для отдыха. Особенно это важно при выполнении упражнений, требующих значительной быстроты, силы и выносливости. Общеразвивающие упражнения проводятся в удобном для каждого ученика темпе.
В основной части урока учитель, используя индивидуальный подход, применяет больше подводящих и подготовительных упражнений. Число повторений упражнений зависит от степени усвоения учебного материала и переносимости физической нагрузки.
В заключительной части урока основная и подготовительная группы объединяются и вместе выполняют упражнения.
Учащимся подготовительной медицинской группы учитель даёт индивидуальные задания (индивидуальные упражнения, которые помогают формировать недостаточно развитые двигательные качества, корректировать нарушения костно-мышечной системы) для самостоятельного выполнения, включает индивидуальные упражнения в общий комплекс утренней гимнастики, консультирует по вопросам самоконтроля.
Для школьников с пониженными функциями отдельных систем организма индивидуализация обучения должна быть ведущей. Им не рекомендуется выполнять упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания. Для укрепления сердечно-сосудистой системы в процессе занятий физическими упражнениями необходимо чередовать с дыхательными и упражнениями на расслабление. При этом внимательно следить, чтобы у детей не было одышки, болевых ощущений в области сердца или печени, головокружения.
3. Специальная – учащиеся, имеющие в состоянии здоровья отклонения постоянного или временного характера и требующие ограничения физических нагрузок, но допущенные к выполнению учебной работы.
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу А – обучающиеся с обратимыми заболеваниями, ослабленные различными заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу и подгруппу Б - школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и др.).
При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние пройденное обучающимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, резко выносит их вперёд и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трёх попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лёжа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполняемые в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения – в сентябре, декабре и апреле.
Оценка физической подготовленности школьников.
Два раза в году – в сентябре и в мае – проводятся тесты. Комплекс тестов для оценки уровня общей физической подготовленности должен быть простым и не занимать много времени. Поэтому можно ограничиться четырьмя упражнениями: бег на быстроту (на 30, 60, 100 м), бег на выносливость (6 мин), скоростно-силовое упражнение (прыжок в длину с места) и упражнение на силовую выносливость (отжимание в упоре лёжа, с опорой на гимнастическую скамейку или подтягивание).
По результатам тестирования учитель определяет, какие качества для школьников ведущие, а какие – отстающие. Результаты обязательно объявляют ученикам сразу или после проведения всех тестов и фиксируются в рабочем журнале учителя. Лучше, если результаты тестов будут фиксироваться в таблице и всегда будут доступны для учеников (висеть в зале на стене). У ученика появится желание сравнить свой результат с ранее зафиксированным, добиться лучшего результата.
После тестирования необходимо разделить класс на группы (отделения), взять на отдельный учёт как наименее, так и наиболее подготовленных учеников.
Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Планирую работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и провожу обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.
Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.
Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.
Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.
При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.
Выделяют три характерные группы школьников:
1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;
2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;
3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.
Индивидуальный подход к старшеклассникам
В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.
Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.
Особенности методики индивидуального подхода
1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.
2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.
3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.
4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.
5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:
– создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;
– методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.
Распределение по группам
Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.
В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов.
На основании данного подхода учащиеся распределены на следующие группы
Уровень подготовленности учащихся 2-х классов за 2013-2014 учебный год.
Уровень подготовленности учащихся 4-х классов за 2015-2016 учебный год.
Распределение учащихся4-х классов на группы в соответствии с критериями оценки здоровья.
4б | 22 | 22 | - | - |
4в | 22 | 22 | - | - |
4г | 19 | 18 | 1 | - |
4д | 21 | 21 | - | - |
Примеры заданий по теме «Легкая атлетика».
Хронорефлексометр усадите испытуемого в удобной позе перед прибором (расслабленный палец находится на кнопке) и дайте словесную инструкцию: «При появлении светового сигнала старайтесь мгновенно нажать кнопку»
Тестирование выносливости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальных классах с учётом индивидуальных особенностей детей.»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную т...
Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ"
Данный материал хорошо использовать для выступления на МО учителей начальных классов. Эта информация необходима учителям при работе с детьми с оВЗ....
Доклад «Применение современных образовательных технологий при обучении детей обучающихся на дому».
Доклад «Применение современных образовательных технологий при обучении детей обучающихся на дому»....
«Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
3.3.Учёт индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения...
Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»
Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...