Доклад по теме "Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ"
статья по технологии (3 класс) на тему
Данный материал хорошо использовать для выступления на МО учителей начальных классов. Эта информация необходима учителям при работе с детьми с оВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование пед. технологий при работе с детьми с ОВЗ | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной задачей современного общества, значимость которой повышается в связи с увеличением числа детей с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики.
Инклюзия - процесс обучения детей, имеющих особые потребности, в общеобразовательных школах. Согласно методикам обучения, инклюзивное образование исключает какую-либо дискриминацию учеников и дает возможность абсолютно всем детям, даже при наличии у них различных неврологических или психических заболеваний, полноценно учиться и достигать успехов.
Каждый ребёнок обучается по индивидуальному образовательному маршруту, так как дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою индивидуальную траекторию развития. Имеется документация на каждого ребёнка (заключение ПМПК, заявление от родителей, договор с родителями, индивидуальный план развития учащихся, материалы по диагностике и коррекции знаний с учётом индивидуальных особенностей детей). В школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, дефектолог, социальный педагог и медицинский работник.
Перед началом работы каждый педагог составляет адаптированную программу с учетом рекомендаций ПМПК.
Вся система моей коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в умственном развитии к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, развить в достаточной мере его личностные качества.
При планировании и проведении своих уроков, я учитываю индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации и использую:
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.
Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. На своих уроках я стараюсь активно использовать компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе я использую :
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения ;
-использование мультимедиа презентаций на уроках
- тестовые технологии (презентации);
-аудиовизуальные технологии;
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю в классно-урочной системе . Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и обучащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.)в школе - интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях стараюсь широко применять технологии Арттерапии. (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. . Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Мною широко используется индивидуальный подход – согласно ему в процессе работы по индивидуальной модели, учитываются личностные особенности.
Для наших детей характерна повышенная утомляемость, поэтому при появлении первых признаков утомления они особенно нуждаются в проведении физкультминуток, на каждом уроке провожу динамические паузы, при необходимости дети могут посетить комнату психологической разгрузки.
Особое внимание в своей работе уделяю совершенствованию навыков чтения и развития речи. При проведении уроков на этапе «актуализации знаний и развития речи» провожу следующую работу:
Артикуляционная разминка.
Чтение блоков – слитное прочтение слогов, слоговые пирамидки.
Отработка дикции - работа с чистоговорками, скороговорками.
Развитие оперативной памяти в чем мне очень помогают зрительные и слуховые диктанты
Интонационная разминка– интонирование предложений, постановка логических ударений. Дидактические игры на подбор синонимов, антонимов, нахождение общего и различий.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
• дополнительные упражнения;
• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Оценивание выполненной учащимися работы производится мною с точки зрения субъективных возможностей ученика, с тем, чтобы осуществлялось его стимулирование к дальнейшей активной учебной деятельности. А также реализовывался принцип индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
В результате всего вышесказанного наблюдается положительная динамика качества знаний по письму и чтению. Отмечается положительная динамика личностного роста.
Наши дети не только получают образование, адекватное их возможностям, но имеют широкие возможности для занятия творчеством, досуговой деятельности, общения со сверстниками, а значит – для социализации. Дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в играх и конкурсах, т.е. являются не зрителями, а именно участниками
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа№1»
Выступление на тему
«Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ
Учитель : Яшпатрова Л.П.
п. Салым
2017 - 2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему "Современные дидактические концепции обучения"
Излагаются две основные современные концепции....
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.
В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...
Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"
Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...
«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»
Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...
Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /
Воспитание самоконтроля включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход».
Доклад по теме: «Современные образовательные технологии в аспекте внедрения ФГОС. Системно-деятельностный подход»....
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г.
Доклад на тему «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС» 2022г....