ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЕ "ШАХМАТЫ"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Шахматная игра не просто праздное развлечение.
С ее помощью можно приобрести в себе ряд очень
ценных качеств ума, полезных человеческой жизни»,
Б. Франклин
Кратная историческая справка. Полтора тысячи лет пытаются люди разгадать загадки шахматной игры. Многие секреты уже перестали быть тайными за семью печатями, создана стройная теория, но до сих пор, как и сотни лет назад, миллионы шахматистов блуждают в бесконечном лабиринте вариантов.
Количество различных положений, который могут занять на шахматной доске 32 фигуры, выражается 52-значимым числом. Чтобы перебрать вариант только первых десяти ходов, все население земного шара должно непрерывно передвигать шахматные фигуры в течение 217 млрд. лет! И самым загадочным вопросом шахматной игры остается: «Куда идет король?»
Может с неведомых звезд прилетела,
Эта игра, что загадочней сфинкса?
Черные клетки и белые
Уравнение с тысячью исков…
Имя изобретателя шахмат неизвестно (на самом деле, эта игра – плод коллективного разума нескольких поколений людей). Родиной шахмат считается Индия. Существует легенда, согласно которой мудрец придумал диковинную игру, чтобы помирить двух королей.»Воюйте лучше на игровом поле, а не на поле брани», - сказал он им. И, действительно, игра на столько увлекало их, они забыли о своих распрях. Безызвестный изобретатель шахмат был мудрецом. Он заложил свою игру многие качества: красоту логических посторенний, высокий полет человеческой мысли, безграничность возможностей. И все этого облек в форму соревнования умов и характеров, но шахматы не только увлекательные игры, но и испытание выдержки и воли.
Шахматы – игра, которой давались свой досуг многие великие люди: А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Менделеев…
Актуальность программы обусловлено тем, что помогает учащимся воспитать в себе усидчивость, сила воли, характер, уверенность в себе, развивать свои индивидуальные способности (внимание, логическое мышление, память), расширить кругозор, уметь находит выход в не стандартных ситуациях, дает возможность проявить себя.
Цели и задачи:
Целью данной кружковой работы является знакомство учащихся с основами игры в шахматы. (Правила игры, беговые свойства каждой фигуры – правила перемещения фигур по шахматной доске), формирование интереса к данной игре, обеспечение прочного и сознательное овладение учащимися системы умения и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни.
Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольны, широки и разнообразны:
- Образовательная – расширение кругозора, пополнение знаний учащихся, активация мыслительной деятельности школьников развивает умение ориентироваться на плоскости, формируют умение логически мыслить, тренирует память, внимание и наблюдательность.
- Воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
- Эстетическая – играя, учащиеся попадает в мир превращений обыкновенных доски и фигур в изящные по красоте6 отдельные ходы, шахматные комбинации доставляет ему истинное удовольствие, а умение находит необычные выходы в различных ситуациях приносит эстетическое наслаждение и обогащает детскую фантазию.
Знания и умения, которые должны приобрести учащиеся, в результате изучения дисциплины: знать основные правила игры в шахматы, владеть правилами передвижения фигур по шахматной доске и уметь грамотно записывать ходы шахматных партий, иметь представления о приемах игры в шахматы, уметь логически строить стратегию своей игры в шахматной партии, владеть шахматной терминологией.
Наполняемость учебной группы: 15 человек.
- Данное количество оптимально для проведения занятий, т.к. позволяет осуществлять промежуточный контроль знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на каждом занятии.
- Четное количество обусловлено необходимостью проведения практических игровых занятий, как в парах постоянного состава, так и в парах сменного состава. При подборе пар обязательно учитывается уровень подготовки, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.
- Позволяет организовать работу в группах, опираясь на поддержку и помощь со стороны более подготовленных учащихся.
Процесс овладения приемами игры в шахматы строится на ряде методических принципов:
- Принцип регулярности: основная работа происходит не только на еженедельных занятиях, но и при выполнении домашнего задания (закрепление приобретенных навыков).
- Принцип параллельности: следует изучать темы не последовательно одну за другой, а держать в поле зрения несколько (две-три) темы, двигаясь по ним вперед и в глубь.
- Принцип смены приоритетов: приоритет идеи – главное – правильная идея решения, которая может привести к выгодной позиции в партии; приоритет хода при отработке уже известных идей, а также при решении простых, стандартных ситуаций, т. к. никакие сверх красивые и сверх оригинальные идеи не могут компенсировать наличие неверного хода.
- Принцип вариативности: полезно на примере одной ситуации различные приемы и методы решения, а затем сравнить получившиеся решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность.
- Принцип самоконтроля: регулярный и систематический анализ своих ошибок как непременный элемент самостоятельной работы.
- Принцип быстрого повторения: по мере накопления теоретических знаний по предмету, следует регулярно повторять материал и по необходимости подкреплять его решением практических задач по теме.
- Принцип моделирования ситуаций: полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть в шахматной партии, и отрабатывать стереотипы поведения.
Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения игре в шахматы организуется в виде самостоятельной работы дома, при разборе различных этюдов.
Виды текущего, промежуточного и рубежного контроля учащихся: функция текущего контроля реализуется на практических занятиях в виде решения различных этюдов, устного опроса. Промежуточный контроль реализуется при проведении учебных игровых партий. Рубежным является участие учащихся в школьном и районном шахматных турнирах.
Основные виды занятий: лекция, беседа, практические игровые занятия.
Прогнозируемый результат:
- Овладение учащимися правил игры в шахматы, правил передвижения фигур по шахматной доске;
- Овладение шахматной терминологией
- Развитие логического мышления;
- Сознательное овладения учащимися системы умений и навыков игры в шахматы, необходимых в повседневной жизни..
Средства обучения: комплекты шахмат (желательно комплект на каждую играющую пару), демонстративна магнитная шахматная доска с комплектом шахматных фигур (сделанная руками самих учащихся), по возможности использовать компьютер. Оформление стенда «В мире шахмат», где подобрана информация о шахматной терминологии, а так же иллюстрируется материал, разбираемый на занятиях шахматного кружка.
Учебный план на 2 года
№ п\п | Разделы программы | Количество часов | |
1 год | 2 год | ||
1. | Шахматная азбука | 64 | 75 |
2. | Элементы шахматной партии | 80 | 45 |
3. | Основы шахматной тактики | 96 | |
Всего часов за год | 144 | 216 |
Шахматная азбука
1 год
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Шахматная игра. Доска. Фигуры | 2 | 1 | 1 |
3 | Ходы фигур. Ладья | 2 | 1 | 1 |
4 | Ходы фигур. Слон | 2 | 1 | 1 |
5 | Ходы фигур. Ферзь | 2 | 1 | 1 |
6 | Ходы фигур. Король | 2 | 1 | 1 |
7 | Ходы фигур. Конь. | 2 | 1 | 1 |
8 | Пешка. | 2 | 1 | 1 |
9 | Пешка | 2 | - | 2 |
10 | Рокировка | 2 | 1 | 1 |
11 | Рокировка | 2 | - | 2 |
12 | Нападение и защита | 2 | 1 | 1 |
13 | Значение короля. Шах. | 2 | - | 2 |
14 | Шах. | 2 | 1 | 1 |
15 | Мат. Цель игры. | 2 | 1 | 1 |
16 | Мат. Цель игры. | 2 | - | 1 |
17 | Пат. | 2 | 1 | 1 |
18 | Пат. | 2 | - | 2 |
19 | Ценность фигур | 2 | 1 | 1 |
20 | Ценность фигур | 2 | - | 2 |
21 | Шахматная нотация | 2 | - | 2 |
22 | О правилах поведения во время игры. | 2 | 1 | 1 |
23 | Учебные партии | 2 | 1 | 1 |
24 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
25 | Мат одинокому королю | 2 | 1 | 1 |
26 | Мат одинокому королю | 2 | - | 2 |
27 | Мат ладей | 2 | 1 | 1 |
28 | Мат ладей | 2 | - | 2 |
29 | Мат двумя ладьями | 2 | 1 | 1 |
30 | Мат двумя ладьями | 2 | - | 2 |
31 | Мат ферзей | 2 | 1 | 1 |
32 | Мат ферзей | 2 | - | 2 |
Всего: | 64 | 25 | 39 |
Элементы шахматной партии
1 год
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Мат двумя слонами | 2 | 1 | 1 |
2 | Мат двумя слонами | 2 | - | 2 |
3 | Мат слоном и конем | 2 | 1 | 1 |
4 | Мат слоном и конем | 2 | - | 2 |
5 | Непосильная задача для двух коней | 2 | 1 | 1 |
6 | Непосильная задача для двух коней | 2 | - | 2 |
7 | Об устаревших правилах | 2 | 1 | 1 |
8 | Как начинать партию | 2 | 1 | 1 |
9 | Принцип быстрейшего развития | 2 | 1 | 1 |
10 | Борьба за центр | 2 | 1 | 1 |
11 | Борьба за центр | 2 | - | 2 |
12 | Гармоничное пешечное расположение | 2 | 1 | 1 |
13 | Гармоничное пешечное расположение | 2 | - | 2 |
14 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
15 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
16 | Что делать после дебюта? | 2 | 1 | 1 |
17 | Что делать после дебюта? | 2 | - | 2 |
18 | Поучительные партии из практики мастеров | 2 | 1 | 1 |
19 | Поучительные партии из практики мастеров | 2 | - | 2 |
20 | Как играть эндшпиле | 2 | 1 | 1 |
21 | Как играть эндшпиле | 2 | - | 2 |
22 | Реализация материального перевеса | 2 | 1 | 1 |
23 | Реализация материального перевеса | 2 | - | 2 |
24 | Правила квадрата | 2 | 1 | 1 |
25 | Правила квадрата | 2 | - | 2 |
26 | Пешке помогает король | 2 | 1 | 1 |
27 | О крайних пешках | 2 | 1 | 1 |
28 | Оппозиция | 2 | 1 | 1 |
29 | Оппозиция | 2 | - | 2 |
30 | Ключевые поля | 2 | 1 | 1 |
31 | Ключевые поля | 2 | - | 2 |
32 | Виды преимущества | 2 | 1 | 1 |
33 | Территориальное преимущество | 2 | 1 | 1 |
34 | Преимущество во времени | 2 | 1 | 1 |
35 | Еще о трех стадиях шахматной партии | 2 | 1 | 1 |
36 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
37 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
38 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
39 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
40 | Учебные партии | 2 | - | 2 |
Всего: | 80 | 21 | 59 |
Шахматная азбука
2 год
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 1 | 2 |
2 | Шахматная игра. Доска. Фигуры | 3 | 1 | 2 |
3 | Ходы фигур. Ладья. Слон. | 3 | 1 | 2 |
4 | Ходы фигур. Ферзь. Король. | 3 | 1 | 2 |
5 | Ходы фигур. Конь. Пешка. | 3 | 1 | 2 |
6 | Рокировка | 3 | 1 | 2 |
7 | Нападение и защита | 3 | 1 | 2 |
8 | Значение короля. Шах | 3 | 1 | 2 |
9 | Шах | 3 | 1 | 2 |
10 | Мат. Цель игры | 3 | 1 | 2 |
11 | Пат | 3 | 1 | 2 |
12 | Ценность фигур | 3 | 1 | 2 |
13 | Шахматная нотация | 3 | 1 | 2 |
14 | О правилах поведения во время игры | 3 | 1 | 2 |
15 | Мат одинокому королю | 3 | 1 | 2 |
16 | Мат ладей | 3 | 1 | 2 |
17 | Мат двумя ладьями | 3 | 1 | 2 |
18 | Мат ферзем | 3 | 1 | 2 |
19 | Мат двумя слонами | 3 | 1 | 2 |
20 | Мат слоном и конем | 3 | 1 | 2 |
21 | Непосильная задача для двух коней | 3 | 1 | 2 |
22 | Об устаревших правилах | 3 | 1 | 2 |
23 | Как начинать партию | 3 | 1 | 2 |
24 | Принцип быстрейшего развития | 3 | 1 | 2 |
25 | Борьба за центр. | 3 | 1 | 2 |
Всего: | 75 | 25 | 50 |
Элементы шахматной партии
2 год
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Борьба за центр | 3 | 1 | 2 |
2 | Гармоническое пешечное расположение | 3 | 1 | 2 |
3 | Что делать после дебюта? | 3 | 1 | 2 |
4 | Поучительные партии из практики мастеров | 3 | 1 | 2 |
5 | Как играть эндшпиле | 3 | 1 | 2 |
6 | Реализация материального перевеса | 3 | 1 | 2 |
7 | Правило квадрата | 3 | 1 | 2 |
8 | Пешке помогает король | 3 | 1 | 2 |
9 | О крайних пешках | 3 | 1 | 2 |
10 | Оппозиция | 3 | 1 | 2 |
11 | Ключевые поля | 3 | 1 | 2 |
12 | Виды преимущества | 3 | 1 | 2 |
13 | Территориальное преимущество | 3 | 1 | 2 |
14 | Преимущество во времени | 3 | 1 | 2 |
15 | Еще о трех стадиях шахматной партии | 3 | 1 | 2 |
Всего: | 45 | 15 | 30 |
Основы шахматной тактики
2 год
№ | Наименование темы | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Тактические приемки | 3 | - | 3 |
2 | Двойной удар | 3 | 1 | 2 |
3 | Двойной удар | 3 | - | 3 |
4 | Связка | 3 | 1 | 2 |
5 | Связка | 3 | - | 3 |
6 | Открытое нападение | 3 | 1 | 2 |
7 | Открытое нападение | 3 | - | 3 |
8 | Открытый шах | 3 | 1 | 2 |
9 | Открытый шах | 3 | - | 3 |
10 | Открытый шах «Мельница» | 3 | 1 | 2 |
11 | Открытый шах «Мельница» | 3 | - | 3 |
12 | Двойной шах | 3 | 1 | 2 |
13 | Двойной шах | 3 | - | 3 |
14 | Комбинации на завлечение | 3 | 1 | 2 |
15 | Комбинации на завлечение | 3 | - | 3 |
16 | Блокировка. Спертый мат | 3 | 1 | 2 |
17 | Блокировка. Спертый мат | 3 | - | 3 |
18 | Блокировка | 3 | 1 | 2 |
19 | Блокировка | 3 | - | 3 |
20 | Комбинации на отвлечение | 3 | 1 | 2 |
21 | Комбинация на отвлечение | 3 | - | 3 |
22 | Комбинация на освобождение поля | 3 | 1 | 2 |
23 | Комбинация на освобождение поля | 3 | - | 3 |
24 | Комбинация на освобождении линии | 3 | 1 | 2 |
25 | Комбинация на освобождении линии | 3 | - | 3 |
26 | Комбинация на уничтожение защитника | 3 | 1 | 2 |
27 | Комбинация на уничтожение защитника | 3 | - | 3 |
28 | Изоляция и перекрытие | 3 | 1 | 2 |
29 | Изоляция и перекрытие | 3 | - | 3 |
30 | Изоляция и перекрытие. Захват пункта. | 3 | 1 | 2 |
31 | Изоляция и перекрытие. Захват пункта. | 3 | - | 3 |
Всего: | 96 | 15 | 81 |
Содержание курса
Раздел 1. Шахматная азбука.
Тема 1. Шахматная азбука. Шахматная игра. Доска фигуры.
Шахматная доска имеет форму квадрата. У партнеров в начале игры имеется по 16 фигур одного цвета (белые и черные).
Тема 2. Пешка.
Пешка ходит только вперед и только на одну клетку. Но с одним
исключением со своего первоначального места каждая пешка может
быть продвинута вперед сразу и на две клетки.
Тема 3. Рокировка.
Рокировка производится следующим образом. Король первым представляется по направлению к ладье чрез одно поле, а ладья переносится через него на другую сторону и ставится рядом.
Тема 4. Нападение и защита.
Шахматная игра состоит из нападений (атак) и отражений этих
наступательных действий, то есть защиты.
Тема 5. Значение короля. Шах.
Когда какая-нибудь фигура грозит на следующем ходу побить короля, это значит, объявлен шах королю.
Тема 6. Мат. Цель игры.
Мат – конечная цель шахматной борьбы. Иными словами, соперники должны стремиться поставить вражеского короля в безвыходное положение, то есть объявить ему такой шах, чтобы тот не мог от него защититься.
Тема 7. Ничья. Вечный шах.
Нередко ни одному партнеров не удается добиться выигрыша, и тогда партия признается ничьей.
Тема 8. Пат.
Шахматной доске возникает положение, в котором все фигуры, и тогда пешки стороны имеющей очередь хода совсем лишены ходов. Причем король не находится под шахом.
Тема 9, 10 ценность фигур.
Теорией и практикой шахмат установлена сравнительная сила фигур, которой следует руководствоваться о время игры.
Тема 11. О правилах поведения во время игры.
Во время игры должен соблюдать определенные правила, предписанные кодексом СССР. Например: Тронул – ходи!
Руку отнял – ход сделан!
Тема 12,13. Мат одинокому королю.
Усвоение техники матования одинокого короля в элементарных окончаниях.
Тема 14. Мат ладьей.
Мат двумя ладьями или ладьей и ферзем может быть достигнут без поддержки короля. А при матовании одной ладьей такая помощь обязательна.
Тема 15. Мат ферзем.
При матовании ферзем мат возможен только на краю доски или в углу с помощью короля.
Тема 16,17. Мат двумя слонами.
Процесс матования двумя слонами несколько сложнее. Сильнейшая сторона стремится постепенно ограничить подвижность короля.
Тема 18,19. Мат слоном и конем.
На шахматной доске дополняет деятельность других фигур, приобретают при матовании слоном и конем.
Тема 20. Непосильная задача для двух коней.
Для двух коней матования одинокого короля – непосильная задача при правильной защите слабейшая сторона избегают мата.
Тема 21. Взятие. Взятие на проходе.
Пешка рубит не так, как ходит.
Тема 22. Как начинать партию. Принцип быстрейшего развития.
Прежде чем начать партию главное сражение происходит, как правило соперника вводят в бой свои силы.
Тема 23, 24. Борьба за центр.
Борьба за центр – это значит, что в начале партии надо развивать свои силы. Фигуры не как попало, а с учетом значения центральных полей.
Тема 25. Гармоничное пешечное расположение.
И поступательная и защитительная сила пешечных целей значительно зависит от их эластичности, то есть возможности продвигаться своими фигурами.
Тема 26. Что делать после дебюта.
Очень важно, чтобы атакующие силы действовали согласовано после дебюта.
Тема 27, 28. Как играть в эндшпиле.
При завоевании одним из партнеров.
Тема 29, 30. Реализация материального перевеса. Не представляет особого
труда достижения победы с ферзем против легкой фигуры. Метод выиграла довольно прост.
Тема 31, 32. Правило квадрата. Одно из довольно больного числа позиций, -
правило квадрата. Его применяет в тех случаях, когда пешка пытается пройти в сфере без помощи короля. А при матовании одной ладьей такая помощь обязательно пешке помогает король.
Тема 33. О крайних пешках.
Основной метод оказания помощи проходной пешке – это оттеснение королем короля, по которой пешка движется в ферзи.
Тема 34. Оппозиция эндшпиля «король с пешкой против короля». С
подобной основной позиции рано или поздно приходят все окончания с не крайней пешкой.
Тема 35. Ключевые поля.
Если король сильнейшей стороны овладел ключевым полем проходной пешки, то такая пешка проходит в ферзи даже при силой лучшей защите слабейшей стороны.
Тема 36. Виды преимущества. В шахматах различают два вида
преимуществах, материальное и позиционное.
Тема 37. Территориальное преимущества.
Начисляется стадия реализации территориального преимущества – заведение перевеса до выигрыша, до мата или до сдачи партии.
Тема 38. Преимущество во времени. О безопасности короля.
Преимущество во времени получает та сторона, которая за одинаковое количество ходов вводит в бой большее число фигур.
Тема 39. Еще о трех стадиях шахматной партии.
Это полнометражная партия призвана дополнить представление о дебюте миттельшпиле и эндшпиле, их тесной связи между собой.
Тема 40. Тактические приемы. Двойной и открытые удары.
Элементы тактики – это тактические приемы, которое являлась мощным средством нападения и защиты.
Тема 41, 42, 43, 44
Учебные партии. Из начальной позиции надо обращать внимание на знаки и примечание к ходам. Запоминание характерные ошибки.
Тема 45. Открытое нападение.
Открытое нападение называется тактическими приемом, при котором в результате ухода какой-либо фигуры или пешки открывается линия действия другой фигуры.
Тема 46. Открытый шах.
При этот тактическом приеме ход делает одна фигура, а шах – объявляет другая открываемая.
Тема 47. Открытый шах. «Мельница».
С открытом шахом применяется завлечения с помощью жертвы, которое, также является.
Тема 48, 49. Двойной шах.
Когда при открытом шахе нападение на короля совершает и отходящая фигура, получается двойной шах.
Тема 50. Комбинация на завлечения.
С помощью тактического приема завлечения можно заставить фигуру противника занять невыгодную для нее позицию.
Тема 51. Блокировка. Спертый мат.
Блокировка – особый вид завлечения: с его помощью заставляют фигуру противника блокировать путь к отступлению.
Тема 52. Блокировка.
Комбинация на блокировку встречаются главным образом в середине игры, особенно при атаках на короля, реж – в эндшпиле.
Тема 53, 54, 55. Комбинация на отвлечение.
Комбинация отвлечения применяется тогда, когда требуется отвлечь какую-либо сторожевую фигуру или пешку противника от защиты важного поля.
Тема 56, 57. Комбинация на освобождения линии.
Цель рассматриваемого в данном уроке тактического приема – освободить важную магистраль для проведения по ней выгодной операции.
Тема 58, 59. Комбинация на уничтожения защитника.
Когда надо лишить какую-либо неприятельскую фигуру, пешку или важный пункт в лагере соперника, применяют тактический прием, уничтожения защитника.
Тема 60. Изоляция и перекрытие.
Тактические приемы на изоляцию и перекрытие применяется с целью нарушить взаимодействия сил противника перерезать его коммуникации.
Тема 61. Михаил Чигорин – первый чемпион России.
Великий русский шахматист М. Чигорин (1850-190510 ггг. Вышел из гущи народа.
Тема 62, 63, 64. Двойной удар.
Двойным ударом называется одновременное нападение фигуры на два объекта противника.
Тема 65, 66. Связка.
Под связкой имеется в виду нападение линейной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на фигуру неприятеля, которая прикрывает собой другую фигуру или какой-либо важный пункт.
Тема 67. Центр.
Под центром подразумевает квадрат доски: Д4 – Д5 – Е5 – Е4, а также фигуры, занявшие центр.
Тема 68. Цугцванг.
Передача очереди хода. Однако, иногда в партии одна из сторон проиграет из-за того, что вынуждена ходить, а такое положение называется – цугцванг.
Тема 69. Поучительное партии из практики мастеров.
И белые, и черные в начале партии могут избрать разные способы развития игры, которые в дебютной теории получили различные названия.
Тема 70. Правила квадрата.
Правила квадрата его применяют в тех случаях, когда пешка пытается пройти в Ферзи без помощи короля.
Тема 71. Критические поля (ключевые) поля пешки.
Критическими называется не поля, захват которых обеспечивают выигрыш.
Тема 72. Задачи дебюта.
Несколько советов начинающему шахматисту:
- Стремится к быстрому развитию фигур – выведение вперед слонов, коней, с последующей рокировкой и выведением на открытые линии ладей и т.д.
Тема 73. Как зажать партию.
Научиться записать шахматную партию – это значить уметь читать шахматную литературу, а также записывать свои собственные партии.
Тема 74. Стратегические факторы. Мобилизация сил.
Стратегия – раздел теории, изучающий вопрос составления долговременного плана в партии.
Тема 75. Слабое поле. Блокадное поле.
Поля в лагере противника, на которые могут прочно утвердиться наши фигуры, называются слабыми полями.
Тема 76. Комбинация. Идея и ее мотивы комбинации.
В решении стратегических задача большую роль имеет комбинация. Комбинация – это операция, сочетающего идею с жертвой выгоде одной из сторон.
Тема 77. Перекрытие.
Тема 78. Атака на короля.
Атака – решительное наступление на короля. Атака использует комбинацию с разрушением королевской крепости, но подготовка атака начинается задолго до ошеломляющего комбинационного удара.
Тема 79, 80. Защита.
Защита – это отражение нападение противника как отдельные фигуры так и противодействия наступательным действием.
Тема 81. Реализация преимущества главный способ реализации – переход в
окончании, в котором относительные размеры материального преимущества возрастают, а шансы слабейший стороны отложить борьбу.
Тема 82. Расчет вариантов.
Расчет вариантов – одна из главных составляющих практической силы шахматиста.
Тема 83, 84. Оценка позиций и выбор плана.
В начале мы подмечаем позиционные факторы: слабость полей, материальный перевес, слабость положения короля своего и у противника.
Тема 85. Шахматная поэзия.
Этюды и задачи – шахматная поэзия, использующая идеи комбинации и стратегии. Зарождение шахматной комбинации произошло из практических партий.
Тема 86. Об устаревших правилах.
Современных турнирах не требуется произносить в слух и слово «мат».
Тема 87. Блокировка. Комбинации на блокировку встречаются главным
образом в середине игры.
Список литературы для учащихся
- Всеволод Костров, Павел Рожков – 1000 шахматных задач. С-П, 2006
- Всеволод Костров, Борис Белявский – Как играть шахматные окончания. С-П, 2003.
- Вайнштейн Б.С. – Ловушки Ферзьбери – М.: ФИЗ, 1990
- Сухин и.г. – Удивительные приключения в шахматной стране. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Список литературы для педагога
- В. Хенкин «Куда идет король», М., «Молодая гвардия», 1979.
- И.Каган «Избранники Каиссы», Петрозаводск «Карелия», 1983.
- Е.И.Гик «Компьютер за шахматной доской», М., «Просвещение», 1991.
Список литературы для родителей
- Губницкий С.Б. необычный практикум по шахматам. М. 20056.
- Журавлев Н.И. Шаг за шагом. М «ФИС» , 1986.
- Каминиченко Н. Дебютный репертуар атакующего шахматиста М. 2005.
- Шишигин Н.П. Шахматный горизонт. Тувинское книжное издательство. Кызыл, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...