Дополнительная программа "Здоровячок".
календарно-тематическое планирование по физкультуре (2, 3, 4 класс) на тему

Ситникова Анастасия Сергеевна

Занятия спортом – необходимая составляющая часть здорового образа жизни, он помогает держать человеческий организм в тонусе, развиваться физически и снимать эмоциональное напряжение. В настоящее время именно это необходимо современным детям, т.к. с развитием техники дети все чаще стали заменять подвижные игры на компьютерные.

В этой связи становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекция недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. С целью профилактики различных заболеваний у детей и подростков и повышения их двигательной активности была разработана  программа "Здоровячок". Она направлена не только на исправление дефектов осанки, плоскостопия и развития различных функций систем организма ребенка, но и на общение ребенка в коллективе, пополнения знаний о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok.doc.docx29.29 КБ
Файл diagnosticheskie_materialy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

 

Принята на заседании

методического совета

«_____» __________2015 г.

Протокол № ______

Утверждена приказом

директора МОУ ДОД «ЦВР»

№ ___ от «___» ________ 2015 г.

Образовательная программа

«Здоровячок»

Автор: Ситникова Анастасия Сергеевна,

педагог дополнительного

 образования.               

                                               

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации:  1 год

г. Оленегорск

2015

Пояснительная записка

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека целым рядом существенных особенностей. Главной особенностью детского организма является его быстрый рост и развитие. Рост и развитие детского организма зависит от условий внешней среды, активности ребенка, его питания и других факторов. Особую роль играют движение, игры, закаливание и т.п. Значительные энерготраты при мышечной деятельности стимулируют рост и развитие ребенка, ведь при недостаточной двигательной активности нарушаются обменные процессы. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на профилактику и восстановление нарушенных функций. ЛФК, в данной программе, предусматривает применение различных комплексов общеразвивающих упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки.  В чистом виде такое занятие ЛФК для детей младшего школьного возраста достаточно скучно и неинтересно. А ЛФК в сочетании с подвижными играми придает высокий эмоциональный фон занятиям. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии.

В программе отражены основные принципы физической подготовки учащихся.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам подготовки.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей учащихся, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

Концептуальный подход к реализации программы - оздоровление учащихся, пропаганда здорового образа жизни.

Воспитательно-оздоровительная работа в рамках программы «Здоровячок» включает в себя четыре направления:

•        мировоззренческое – мотивированное воспитание духовно-нравственного физического здоровья;

•        социальное – адаптация в коллективе;

•        биологическое - физическая подготовленность, сохранение физического здоровья, адаптация к социально-физиологическим переменам в современных условиях;

•        психологические - общение в коллективе, выбор оптимального поведения, поведенческие реакции.

Актуальность программы: программа выходит за рамки основной образовательной программы и соответствует психофизическим особенностям детей школьного возраста.

Программа по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

 Новизна данной программы заключается в том, что она является комплексной по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Цель программы: Повышение уровня физического развития детей, профилактика нарушений осанки, укрепления здоровья, удовлетворение естественной потребности детей в движении, овладение ими двигательными навыками и умениями, формирование положительной самооценки.

Задачи программы:

-совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;

-улучшение физического развития;

-устранение в отставании развития движений;

-позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;

-повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности;

-профилактика и коррекция нарушений осанки;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни. 

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерными требованиями к программе дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки Российской федерации, Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей – от 11 декабря 2006 года № 06-1844), с требованиями и нормами СанПин 2.4.4.3172-14 и другими нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, на основе программы  Лисицкой Т.С. «Принципы оздоровительной гимнастики и ее реализация при работе с детьми в школе», является модифицированной, имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

Данная программа предназначена для учащихся в возрасте 7-10 лет и рассчитана на 1 год обучения (72 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесенные к основной ии подготовительным медгруппам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребенка.

Форма одежды: мальчики- футболка (майка) однотонная без рисунков (желательно светлых тонов), спортивные шорты; девочки – футболка (майка), на ноги- гимнастические туфли(чешки).

Формы проведения занятий:

-ЛФК;

-подвижные игры;

- просмотр презентаций;

-урок здоровья;

-тесты, анкетирование;

-оздоровительная гимнастика;

-беседы, круглые столы;

-домашние задания.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения данной программы воспитанники должны

Уметь:

-ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «ЛФК», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;

-выявлять связь занятий гимнастикой с досуговой и урочной деятельностью;

-характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха;

-проводить самостоятельные занятия по развитию физических качеств;

-планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;

осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, здоровье.

Знать и иметь представление:

-Что такое здоровый образ жизни;

-Как ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;

-о режиме дня и двигательном режиме;

-о влиянии занятий физическими упражнениям на состояние здоровья, работоспособность;

-о гигиенических правилах выполнения физических упражнений;

-о правильной осанке и причине ее нарушений.

У учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культурой и дальнейшему самосовершенствованию;

Итоговый анализ работы проводится в конце года в виде творческого отчета- проекта о работе в данной группе.

Методическое обеспечение:

- специальная учебная литература;

-наглядные пособия.

Материально- техническое обеспечение:

- спортивный зал;

- учебный кабинет;

- зал хореографии;

- скамейки;

- гимнастическое бревно;

- турник;

- спортивные маты;

- спортивный инвентарь (мячи, лыжи, гимнастические палки, скакалки, мячи).

Учебно- тематические план.

№ п\п

Название темы

Количество часов(уроков)

всего

теория

практика

1

Основы знаний. Здоровый образ жизни.

10

10

-

2

Гигиена правильной осанки.

11

5

6

3

Режиму дня мы друзья.

7

5

2

4

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

10

8

2

5

Что мы знаем о глазах?

5

3

2

6

Закалятся может каждый.

5

3

2

7

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

10

8

2

8

Лечебно- профилактическая гимнастика.

13

2

11

9

Контрольное занятие.

1

-

1

10

Итого:

72

45

27

Содержание программы

  1. Основы знаний. Здоровый образ жизни.

Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки.

День здоровья «Дальше, быстрее, выше». Викторина «Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим».  «Остров здоровья» творческий час. Презентация «Состояние экологии и её влияние на организм человека».

  1. Гигиена правильной осанки.

Презентация на тему «Твоя осанка». Круглый стол «Советы по сохранения правильной осанки». Специальные упражнения для укрепления мышечного корсета спины. Ежедневные упражнения для спины.

  1. Режиму дня мы друзья.

Рекомендации по составлению режима дня школьника. Составление режима дня. Как сделать сон полезным.

  1. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Знание здоровья для жизни человека. Беседа «Влияние физических упражнений на здоровье». Обсуждение вопроса «Как определить, что ты заболел». Подбор загадок об органах человека. Решение  сказочных  задач, придумывание  новых  сказок.

  1. Что мы знаем о глазах?

Влияние компьютера на здоровье человека . Практическое занятие: Игровые упражнения  «Правила охраны зрения» Практическое занятие: Упражнения для тренировки глаз.

  1. Закаляться может каждый.

Презентация «Закаливание». Практическое занятие: Составление правил закаливания организма. Работа с пословицами о здоровом образе жизни. Игровое занятие «Как нужно закаляться».

  1. Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Роль питания в жизни. Кроссворд «Правильное питание». Режим питания. Правила поведения за столом. Служба «03». Посещение врача или вызов врача на дом. Составить ситуацию и предложить выход из неё.

  1.  Лечебно- профилактическая гимнастика.

Комплексы  упражнений  направленные  на  формирование  правильной  осанки, профилактику  плоскостопия (без  предметов,  с  гимнастической  палкой,  с  мячом,  со  скакалкой, упражнения  для  мышц  брюшного  пресса, спины  в  положении  лежа  на  коврике). Различные  виды  ходьбы  и  передвижений (ходьба  на  носках, на  пятках,  на  внутреннем  и  внешнем  сводах  стопы).

Список литературы.

  1. Т. С. Лисицкая  «Методика  организации  и  проведения  занятий  фитнесом  в  школе» - М.: Педагогический  университет  «Первое  сентября», 2009. – 64 с.
  2. С. В. Колесникова  Детская  аэробика: Методика, базовые  комплексы. – Ростов  н/Д.: Феникс, 2005. – 157  с.
  3. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина  Лечебно-профилактическая  гимнастика. Учебное  пособие – Спб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2007. – 384 с.
  4. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья./ Под ред.  А.К. Лаптева -  М., 2002 г
  5. Безруких М.М. Разговор о правильном питании./ Под ред. М.М.Безруких - М.: Олма  Медиа Групп, 2008.

Программу составила

Педагог дополнительного образования                                 Ситникова А.С.

МОУ ДОД «ЦВР» центр внешкольной работы



Предварительный просмотр:

Приложение

Диагностика сформированности знаний и умений о здоровом образе жизни, режиме дня и двигательном режиме.

Определение практических и теоретических знаний учащихся проводится на основании требования образовательной программы в соответствии с возрастом школьника.

Форма проведения – сдача контрольных нормативов по ОФП и теоретическое тестирование.

Оценка знаний и умений проводится по ОФП выполняется в по 10-ти бальной шкале, где каждый балл соответствует определенному уровню.

Низкий уровень – движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка(1-3 балла).

Средний уровень – двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок(4-7 баллов).

Высокий уровень - движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок(8-10 баллов).

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
  • бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

        Теоретическое тестирование состоит из  вопросов, каждый оценивается по  балловой системе:

Низкий уровень –в тестировании допущено более пяти ошибок(1-4 балла).

Средний уровень –допущено не более трех ошибок(8-6 баллов).

Высокий уровень – тестирование выполнено без ошибок(10 баллов).

По завершению теоретического и практического тестирования баллы суммируются, и в соответствии с критериями выставляются оценки.

Характеристика цифровой оценки (отметки).

Оценка «5» выставляется при количестве баллов от 60 до 48;

Оценка «4» выставляется, если по сумме баллов получается от 47 до 25;

Оценка «3» выставляется, если сумма баллов от 24 до 7.

Оценка «2» выставляется, если ни одно упражнение не выполнено и тестирование не пройдено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

1.Контрольные нормативы.

№ п/п

Физические способности

Контрольное упражнение

(тест)

Возраст

уровень

мальчики

девочки

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

1

Скоростные

Бег 30м

7

8

9

10

7.5

7.1

6.8

6.6

7.3-6.2

7.0-6.0

6.7-5.7

6.5-5.6

5.6

5.4

5.1

5.0

7.6

7.3

7.0

6.6

7.5-6.4

7.2-6.2

6.9-6.0

6.5-5.6

5.8

5.6

5.3

5.2

2

Координационные

Челночный бег 3х10

7

8

9

10

11.2

10.4

10.2

9.9

10.8-10.3

10.0-9.5

9.9-9.3

9.5-9.0

9.9

9.1

8.8

8.6

11.7

11.2

10.8

10.4

11.3-10.6

10.7-10.1

10.3-9.7

10.0-9.5

10.2

9.7

9.3

9.1

3

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

7

8

9

10

100

110

120

130

115-135

125-145

130-150

140-160

155

165

175

185

90

100

110

120

110-130

125-140

135-150

140-155

150

155

160

170

4

Выносливость

6-минутный бег

7

8

9

10

700

750

800

850

730-900

800-950

850-1000

900-1050

1100

1150

1200

1250

500

550

600

650

600-800

650-850

700-900

750-950

900

950

1000

1050

5

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя

7

8

9

10

1

1

1

2

3-5

3-5

3-5

4-6

9

7.5

7.5

8.5

2

2

2

3

6-9

6-9

6-9

7-10

11.5

12.5

13.0

14.0

2.Теоретические тест «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?

Определите один правильный ответ (максимально 10 баллов)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, не правильный 0 баллов.

1.Что в жизни человека ценнее всего?(б)

а) популярность б) здоровье в) авторитет

2.Закаливание организма – это: (в)

а) невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний

б) повышение психологической устойчивости человека

в) повышение устойчивости организма к воздействию низких температур

3.Зависит ли здоровье человека от его образа жизни? (б)

а) не зависит

б) зависит на 50%

в) зависит на 100%

4.Режим дня - это: (в)

а) распорядок жизни человека на определенный период

б) расписание школьных занятий

в) перечень наиболее интересных дел

5.Какой витамин нужен организму в наибольшем количестве? (в)

а) витамин А б) витамин В в) витамин С

6. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? ( б, в, д, е, ж)

а) Мыло            

б) Мочалка

в) Зубная щётка

г) Зубная паста

д) Полотенце для рук

е) Полотенце для тела        

ж) Тапочки                                  

з)  Шампунь

7.Какой орган человека управляет работой всех остальных органов его тела? (б)

а) сердце б) головной мозг в) печень

8.Сколько часов в сутки человек должен отводить для сна? (б)

а) не менее 6 часов б) не менее 8 часов в) не менее 10 часов

9. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки: ( а, б, г, е, з)

а) После прогулки                                      

б) После посещения туалета                  

в) После того, как заправил постель      

г) После игры в баскетбол

д) Перед посещением туалета  

е) Перед едой  

ж) Перед тем, как идёшь гулять                          

з)  После игры с кошкой или собакой

10. Как называют людей, купающихся в ледяной воде? (а)

а) моржи б) тюлени в) морские котики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

О роли дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка (ФГОС) Интеграция общего и дополнительного образования

Доклад. Секционное совещание работников образования. Август 2015г. Достижение планируемых результа¬тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях н...