Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол» для 3-4 класс (ов)
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему
Данная программа по баскетболу составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Спортивная игра баскетбол способствует привитию ребенку интереса к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом. Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.
Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:
· Уровнем выполнения нормативов;
· Полнотой приобретённых знаний;
· Прочностью освоения двигательных навыков;
· Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.
Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 9-10 лет, независимо пола и физической подготовки.
Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.
Особенностью данной программы является её реализация в системе дополнительного образования для детей разных возрастов и различной физической подготовленности.
Целью программы по баскетболу является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности игры баскетбол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка внеурочная деятельность баскетбол | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка………………………………………………………….. 3
- Общая характеристика программы по баскетболу ………………..……4
- Описание места в учебном плане…..…..…. 4
- Ценностные ориентиры содержания предмета ………………………..4
- Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения ……….…………………………………...…………….4-5
- Содержание предмета 5 – 9 классов…………...…...5-6
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности………………………………………………………........................7-9
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной деятельности………………………………………………………….........................9-10
- Планируемые результаты обучения…………………………………………….10
I Пояснительная записка.
Данная программа по баскетболу составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании: 1.методического пособия « Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол.» Авторы Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.М.
2.На основании положения о внеурочной деятельности в начальной школе по физической культуре.
3.Авторской программы: «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина 2010 г., и предназначена для муниципального образовательного учреждения для учащихся 3-4 классов.
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Поэтому одной из важнейших задач физического воспитания является повышение двигательной подготовленности учащихся. Спортивная игра баскетбол способствует привитию ребенку интереса к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом. Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.
Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:
- Уровнем выполнения нормативов;
- Полнотой приобретённых знаний;
- Прочностью освоения двигательных навыков;
- Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.
Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 9-10 лет, независимо пола и физической подготовки.
Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.
При создании данной программы изучались следующие программы по развитию двигательных качеств, школьников и методикам обучения игры в баскетболе: Литвинов В. Н. «Развитие двигательных качеств школьника, Ашмарина Б. А. «Теория и методика физического воспитания », Бальсевич В. К. «Здоровье в движении», Егоршина С. А. «Техника но не муштра».
Особенностью данной программы является её реализация в системе дополнительного образования для детей разных возрастов и различной физической подготовленности.
Целью программы по баскетболу является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности игры баскетбол.
Программа обучения направлена на:
- реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
II. Общая характеристика учебного предмета
Базовым результатом образования в области физической культуры в 3-4 классах является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Игра баскетбол способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).
Программный материал делится на две части «Основы знаний о физической культуре» и «Физическое совершенствование».
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа составлена на 1 часа в неделю во внеурочное время, на 34 уроков в год в соответствии с учебным планом гимназии и рассчитана на 2 года обучения и является программой дополнительного обучения.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по программе баскетбол являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по баскетболу являются следующие умения:
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека,
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижныхи спортивных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять индивидуальные и групповые действия баскетболистов;
- выполнять строевые упражнения;
-выполнять тестовые нормативы;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол;
-осуществлять судейство на соревнованиях по мини-баскетболу.
VI. Содержание учебного предмета
Разделы программы | Кол-во часов рабочей программы |
1 часть | 68 |
Основы знаний о физической культуре | 8 |
Физическое совершенствование | 60 |
Содержание программного материала
Основы знаний о физической культуре (8ч.).
Правила предупреждения травматизма во время занятий баскетболом: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила баскетбола. Страницы истории Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения). Правильная и неправильная осанка. Влияние физических упражнений на основные системы организма
История развития физической культуры и первых соревнований. Олимпийское движение, история происхождения и развития баскетбола в современном мире. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. Баскетбол в Российской Федерации на современном этапе.
Физическое совершенствование (62 ч.)
Общая и специальная физическая подготовка, направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.
- Бег на определенные дистанции
- Силовые упражнения с партнёром
- Прыжки
- Подвижные игры
Специальная физическая подготовка – основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.
- Обучение и совершенствование техники различных передач мяча партнёру.
- Обучение и совершенствование навыков бросков мяча в движении без сопротивления и с сопротивлением являются основной техникой игры в баскетбол.
- Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.
- Контрольные нормативы по пройденным темам – передачи мяча партнеру, броски.
- Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.
- Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
- Контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
Темы раздела | Основное содержание по темам | Универсальные виды деятельности | |
Основы знаний | Краткая характеристика вида спорта Требования к технике безопасности. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Баскетбол в современном обществе. Проведение самостоятельных занятий | Инструктаж по технике безопасности. Страницы истории Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Цель и задачи современного олимпийского движения. Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. баскетбол в Российской Федерации на современном этапе. Познай себя Росто-весовые показатели. Правильная и неправильная осанка. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма | Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол Раскрывают значение техники безопасности в спортивном зале и при проведении спортивных игр. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Анализируют положения Федерального закона «О физической культуре и спорте» Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов. Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений. Составляют личный план физического самовоспитания. Выполняют упражнения для тренировки различных групп мышц. Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие |
Двигательные умения и навыки | Общая и специальная физическая подготовка. | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стоике, остановка, поворот, ускорение). 4класс Дальнейшее обучение технике движений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Специальная физическая подготовка. | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой. 4 класс Дальнейшее обучение технике движений. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение с пассивным сопротивлением защитника | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | |
Обучение и совершенствование техники. | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. 4 класс Дальнейшее обучение технике движений | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | |
Обучение и совершенствование навыков бросков мяча. | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м. | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | |
Тактика игры в баскетбол. | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». 4класс Дальнейшее обучение технике движений. Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Нападение быстрым прорывом (2:1) | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | |
Закрепление и зачётные сдачи. | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. 4 класс Дальнейшее обучение технике движений | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности | |
Закрепление пройденных тем и применение их на практике. | Вырывание и выбивание мяча. Перехват мяча | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности | |
Товарищеские игры. Контрольные нормативы | Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 7 класс Игра по правилам мини-баскетбола. Дальнейшее обучение технике движений | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Оснащенность учебного процесса:
- Стандарт основного общего образования по физической культуре
- Примерные программы по учебным предметам. .Физическая культура.
- Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по но-
- вым стандартам»). Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стан-
- Т^А^Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым
- стандартам»)
- Авторской программы: «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина 2010 г.
- Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению
- Методические издания по физической культуре для учителей
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
- Мячи баскетбольные
- Сетка для переноса и хранения мячей
- Баскетбольные щиты с кольцами
- Сетки для баскетбольных колец
- Жилетки игровые разного цвета
- Флажки разметочные с опорой
- Стойки для обводки
- Конусы
- Фишки
- Свисток судейский
- Секундомер
VIII. Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения содержания учебного курса «Баскетбол» учащиеся 3-4 классов получат возможность иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- личной гигиене;
- о правилах игры баскетбол;
Получат возможность научится:
-самостоятельно проводить занятия по обучению игры в мини-баскетбол.
-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств.
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- играть в подвижные игры и спортивную игру баскетбол;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
-выполнять технику различных передач и бросков мяча;
- выполнять индивидуальные и групповые действия баскетболистов;
- выполнять строевые упражнения;
-выполнять тестовые нормативы;
-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол;
-осуществлять судейство на соревнованиях по мини-баскетболу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "БАСКЕТБОЛ" 1-4 КЛАССЫ
Срок реализации 1 год.Программа расчитана на 34 часа в год,1 раз в неделю...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...