Примерная программа для начальной школы
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (умение учиться - субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культуры является усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).
Деятельностной теорией учения, которая лежит в основе Стандарта, называют такую, которая опирается на понятия «действие», «задача» (они являются существенными компонентами целостной деятельности). В процессе решения учебной задачи субъект находит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
Структура учебной деятельности и этапы деятельности по решению учебной задачи представлены в прилагаемом к программе пособии для учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nachalnaya_shkola.docx | 68.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура
Примерная программа для начальной школы
описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка
Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования (умение учиться - субъект учебной деятельности). В соответствии с главной, целью физической культуры является усвоение учениками системы способов физкультурной деятельности, обеспечивающих самостоятельное применение физических упражнений для удовлетворения своих потребностей (в здоровье, развитии двигательных качеств, красоте телосложения, проведении досуга и др.).
Образовательный процесс в начальной школе строится таким образом, чтобы были решены следующие задачи:
- создание условий для формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий;
- создание успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры;
- формирование способов оценки собственного физического состояния;
- формирование способов планирования, конструирования комплексов движений для достижения определённого качественного физического состояния;
- формирование умения формулировать проблему и делать запрос специалисту, товарищу, литературе;
- формирование умения контролировать правильность выполнения тренировочных действий, направленных на выполнение замысла (определять, устанавливать критерии контроля и оценки собственной физической деятельности);
- рефлексировать выполнение замысла.
Деятельностной теорией учения, которая лежит в основе Стандарта, называют такую, которая опирается на понятия «действие», «задача» (они являются существенными компонентами целостной деятельности). В процессе решения учебной задачи субъект находит то действие, которое и приводит к достижению цели. Это действие усваивается учеником и становится результатом учебной деятельности.
Структура учебной деятельности и этапы деятельности по решению учебной задачи представлены в прилагаемом к программе пособии для учителей.
Ориентируясь на реализацию теории учебной деятельности, программа основана на:
- принципе преемственности, понимаемой как связь качественно различных стадий обучения – как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям;
- принципе развивающего обучения, т.е. такого обучения, которое должно «вести за собой» развитие, внутри себя создавать условия и предпосылки психического развития;
- принципе деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения знаний;
- принципе предметности, фиксирующий возможность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы последующего выведения его частных проявлений;
- усвоении теоретических знаний в процессе физкультурной деятельности;
- понимании содержания образования как системы учебных задач и системы универсальных учебных действий;
- положении, что предметом преподавания физической культуры как учебной дисциплины является освоение основ физкультурной деятельности.
Общая характеристика программы.
Реализация этой цели возможна, если предмет «физическая культура» поможет ученикам «открыть» способы определения состояния своего физического здоровья, красоты телосложения, способы овладения физическими упражнениями, способы контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, красоты и способности выполнять физические упражнения по выбранному плану.
Отношения между учителем и учеником, естественно, должны быть как отношения субъекта к субъекту. Объектом для их совместной деятельности, таким образом, становится способ решения учебной задачи (УЗ). Учитель при этом организует ситуацию постановки УЗ на раскрытие способа её решения средствами физических упражнений, находится в позиции консультанта и методолога, а ученики выполняют квазиисследовательскую деятельность (переоткрывают уже открытое, но в технологии полноценной деятельности) по раскрытию способа решения учебной задачи.
Исходным понятием, раскрывающим смысл физкультуры, является физическое упражнение, а основной учебной задачей курса физкультуры является задача конструирования физического упражнения.
Раскрытие исходного понятия физкультуры осуществляется в процессе решения системы учебных задач (УЗ).
Естественно, что физическая культура на разных возрастных этапах (младшая школа, основная школа, старшая школа) будет иметь свои особенности, свой фокус в решении поставленных задач, обусловленный возрастными особенностями.
Так, в младшем школьном возрасте доминирующей задачей должна стать задача освоения основных видов двигательных действий, в средней школе – задача совершенствования физической красоты тела и движений, в старшей школе – задача совершенствования своих физических возможностей в соответствии со своими потребностями. Задача раскрытия понятия «физическая подготовленность» является сквозной для каждого возраста, поскольку показатель физической подготовленности является ключевым показателем культуры физической деятельности. Анализ возрастных психологических и физиологических особенностей школьников показал, что младший школьник к авторству физической активности готов, но авторскими умениями не обладает, физически двигается много и движение приносит ему радость, но делает он это непроизвольно, а к произвольным длительным физическим нагрузкам не готов, хотя способен к быстрому восстановлению.
Отсюда можно сделать вывод, что занятия физической культурой с младшими школьниками должны иметь достаточно большой объём физической нагрузки, но при этом она должна быть разбита на множество краткосрочных нагрузок с небольшими перерывами, во время которых идёт обсуждение (также небольшое по времени) вопросов, связанных с решением учебных задач. На уроках должна быть организована ситуация исследования того или иного способа, но при этом важно, чтобы дети постоянно соединяли свои размышления с пробами в движении.
Поскольку дети пока не владеют никакими авторскими умениями, а распредмечивать эти умения возможно только в полноценной авторской деятельности, то на первых уроках все функции (и учителя, и учащегося как автора учебной деятельности) берёт на себя учитель, но при этом всё время сопровождает свои действия словесными объяснениями с разных позиций. Задаёт ситуацию, обостряет проблему, формулирует её, даёт возможность высказать свои соображения, а при их отсутствии у учеников предлагает варианты различных точек зрения героев, предлагает выбрать одну из версий и объяснить, почему, и при молчании предлагает объяснения с различных точек зрения, сам задаёт образцы физических действий и др. Постепенно происходит перераспределение функций между учителем и учеником. Ученики овладевают достаточным количеством умений, необходимых для исследователя, и выполняют их сами.
Преподавание в начальной школе обусловлено не только возрастными особенностями младшего школьника, но и тем, что для них это первый этап занятий физическими упражнениями в школе.
Необходимостью для начальной школы является создание мифа могущества занятий физкультурой в направлении здоровья, красоты тела (красоты движения), развития физических умений (без мифологического этапа, создающего первоначальную мотивацию, невозможно дальнейшее произвольное движение в предметность). В этой задаче есть и эмоционально-чувственный аспект (необходимо, чтобы дети с занятия физкультурой приходили физически уставшими, но с улыбкой на лице). Важно, чтобы чувственно радость была соединена с усталостью.
В процессе уроков создаётся образ нравственного отношения к физическим движениям (младший школьный возраст сенситивен формированию нравственных качеств). Игры, образы героев должны соответствовать нравственной направленности. Детям очень важно представлять себя кем-то. Лучше, если он будет себя представлять защитником, человеком, оказывающим благородную помощь, чем агрессором, человеком, использующим свои физические возможности для жестокого подавления других.
В первом классе происходит знакомство с основными видами физических движений и использованием их в качестве упражнений (создание представления о предмете физической культуры возможно только в процессе самой физкультурной деятельности). Целесообразно входить в предметность физкультуры через этот блок, поскольку при решении этой задачи создается фундамент для решения остальных. Знакомясь с видами движения, обсуждая различие между ними, дети знакомятся с терминами физической культуры, которые впоследствии можно будет переводить в понятия. Фиксируя прогрессивное изменение результатов, дети получают подкрепление полезности занятий физкультурой. Знакомство с видами физических движений позволит конструировать новые упражнения. Занятия по созданию дифференцировок действий и операций при выполнении движений в процессе исследовательской деятельности обеспечивают благоприятное поле для формирования у учащихся субъектности. Кроме того, необходимость опознания физических действий в играх способствует формированию у детей мнемических способностей.
В начальной школе происходит формирование представления об основных терминах физической культуры. Осваивание терминологического поля в области физической культуры строится на основе создания комплекса образов-представлений.
В младшей школе важными также становятся задачи создания успешности освоения основных правил организации образовательного процесса на уроке физкультуры. Решение первой задачи позволит укрепить мотивацию на занятие физкультурой, решение второй задачи позволит снять напряжение, связанное с непредсказуемостью действий учителя и установить отношения педагогического сотрудничества.
Для решения этих задач требуется большое количество видов деятельности, в которых дети могли бы зафиксировать свой успех. Необходимо предоставлять возможность:
− исполнять различные роли (исполнителя, консультанта, наблюдателя, арбитра, помощника, партнёра, счетовода, судьи-измерителя, эксперта и др.);
− проявлять себя в разных состязаниях (индивидуальных, командных, групповых, абсолютных и справедливых (с форой, соотносимой с различием в физических способностях), с различной системой оценки результатов (по замерам и балльной), а также в различных видах физической деятельности (в индивидуальных стартах, эстафетах, играх, состязаниях на красоту, разминке).
Хотя центральным в преподавании физкультуры является освоение способов управления собственным физическим состоянием, такое освоение должно происходить в ходе решения учебных задач. Необходимо учитывать, что первоклассник пока не имеет представления о физическом действии, не понимает ценности физического здоровья, не имеет отчетливого представления о структуре физической деятельности. Информация о развитии здоровья носит для семилетнего ребёнка ритуальный характер, никак не связанный с его реальной деятельностью. Предметный спор, как необходимое условие учебной деятельности, возможен, если есть хотя бы начальная предметность, есть общее основание для спора. Однозначное понимание всего, что относится к физической деятельности, и отсутствие у первоклассника достаточного опыта произвольного использования разновидностей перемещений не позволяет осваивать предметное поле физкультуры. Поэтому первоочередной задачей физкультуры в начальной школе является задача введения в предметность. Нужно дать возможность первокласснику ощутить основные параметры выполняемых упражнений, Необходимые компоненты учебной деятельности (целеполагание, самоконтроль, самооценка, рефлексия) должны формироваться на всех стадиях обучения. Знакомство с предметным полем должно происходить в деятельностной парадигме.
Для использования исследовательского метода в основной школе возникает необходимость подготовительной работы. Именно такая работа и должна быть проведена в начальной школе. И тогда образовательный процесс в виде схемы примет следующий вид: выделение объекта изучения – наблюдение – классификация – состояния – процессы – условия процессов – эксперимент.
Исходным понятием, раскрывающим смысл физической культуры, является физическое упражнение (двигательное действие, направленное на физическое совершенствование субъекта), а основной учебной задачей курса физкультуры является задача конструирования физического упражнения.
Для разворачивания в последовательности всего предмета, курса, года необходимо сформулировать учебную задачу (УЗ).
УЗ разбивается на частные УЗ, а минимальная УЗ - на операции. Каждая УЗ является логическим продолжением предыдущей, а решение - её мотивацией для формулирования последующей.
Развёртывание предметного материала в развивающем обучении означает развёртывание в последовательности системы учебных задач.
УЗ должна соответствовать требованиям зоны ближайшего и зоны актуального развития, т.е. с одной стороны, она должна быть настолько сложна, чтобы ученики не могли её решить известным способом, но и не настолько сложна, чтобы они не могли её решить вместе, а с другой стороны, решение этой УЗ должно стать актуальным для учеников.
1. Обучение начинается с выделения объекта изучения (что изучает дисциплина, а что изучать не следует). Физическая культура изучает произвольные двигательные действия. Необходимо выделить двигательные действия из движений. Чтобы их выделить в отдельное «делопроизводство», решается задача: «Чем отличается произвольная двигательная активность от непроизвольной?». Результатом учебных действий должно быть осознание учениками того, что произвольное движение – это такое, которое зачем-то выполняется (имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, далеко или точно бросить предмет). Действия, на которых решается задача – это действия, предусмотренные стандартом по предмету «Физическая культура»: Построение, ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и бег, кувырки, перелезание, перепрыгивание, упражнения в условиях большой скученности, упражнения в падении (последние выполняются в целях обеспечения безопасности учащихся).
2. Наблюдение.
Чем отличаются одни движения от других? (они отличаются по силе, быстроте, сложности выполнения, по набору элементов). Как можно отличить одни движения от других? (посмотреть и сравнить, прочувствовать самому, послушать). Можно выбрать одно из упражнений и составить его описание так, чтобы другой ученик догадался, что это за упражнение. Выбрать одно упражнение и составить описание-загадку для родителей.
Уровни наблюдения: движений тела (за движениями рук, ног, туловища), наблюдение эмоций, настроений, ощущений, ума.
3. Классификация.
Рассматривая любое движение, можно обнаружить у него разные свойства. Например, рассматривая бег, можно определить быстро или медленно человек передвигается, какие конечности задействованы в работе, как работают руки и стопы.
Можно делить движения по любому признаку – быстрые и медленные, с работой рук и без работы рук, по степени подъёма бедра и т.д. На уроках дети будут осваивать умение классифицировать. Если мы берём, например, за основу классификации постановку стопы на опору, то бег может быть с постановкой стопы: с пятки, с носка, на всю стопу, стопы параллельно, стопы с разворотом во вне, с поворотом во внутрь, одна нога ставится с пятки, другая – с носка и т.д. Здесь нужно заметить, что нас порой упрекают в (!) антипедагогических действиях: мы учим детей неправильным действиям. Не соглашаемся с этим и отмечаем, во-первых, что форма действия зависит от цели действия. И если бежать до автобуса по гололедице высоко на стопе, ставя их по одной линии, высоко поднимая колени, то цели мы можем и не достичь. Это в лучшем случае, а в худшем – можем оказаться на больничной койке. Во-вторых, мы создаём базу различных движений, на основе которой формируется «царица физических качеств» - ловкость.
4. Состояния.
Объекты окружающего мира могут находиться в разных состояниях. Во время занятий нужно обращать внимание ребёнка на разные состояния предметов и живых существ (и самих себя тоже). Важно, чтобы он понимал, что речь идёт не о разных свойствах разных объектов (ученики уставшие и не уставшие, рассеянные и внимательные), а о разных состояниях одного и того же объекта (ученик рассеянный, ученик внимательный).
Учитель может расспросить ребёнка, в каких он бывает состояниях. Как он замечает, что ему плохо? что чувствует, когда хорошо? Можно рассказать о том, что учитель чувствует, когда ему хорошо или плохо.
Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что спортивный зал, в котором он занимается, тоже может быть в разных состояниях – беспорядка и порядка.
Рекомендуем состояния отмечать в тетради (напр., самый бодрый - самый усталый).
Желательно отмечать, какие части тела устают (состояние усталости) после урока физкультуры и обозначать эти части тела на рисунках.
Процессы (протекание, ход какого-либо явления; совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата).
Необходимо введение понятия «процесс роста», «процесс развития». Отмечается в тетради рост ученика в начале года и в конце. Можно отслеживать количество отжиманий (приседаний, подтягиваний, личные рекорды в тестах, предусмотренных программой) в начале четверти и в конце, в начале года и в конце года Анализ этих результатов поможет выйти на понятие «тренировочный процесс».
Теперь ребёнок будет учиться замечать изменения, которые происходят с окружающими нас вещами. Эти изменения – процессы – не всегда хорошо заметны. Иногда мы просто не обращаем на них внимания, они происходят слишком быстро. А такие процессы, как увеличение силы или улучшение выносливости, идут, наоборот, слишком медленно.
Все естественные науки: физика, химия, биология геология, психология и история – изучают именно процессы. В том числе и физическая культура.
Возможно графическое изображение процесса бега, процесса преодоления планки, процесса бросания предмета.
В тетради отмечается, что делает бицепс, что делает трицепс. На схеме в тетради закрашиваются мышцы, которые работают в том или ином упражнении.
На этом этапе необходима работа с пульсом (нужно объяснить ученикам, что пульс – это толчки крови по сосудам). Это нужно для осуществления контроля над своим состоянием во время занятий физической культурой.
Отмечается пульс после 20 приседаний, после 20 прыжков на двух ногах, после ходьбы, после бега, после быстрого бега. Анализ этих измерений поможет выяснить то, что разные упражнения по-разному влияют на состояние организма.
Условия процессов.
Чтобы мышца сокращалась быстро, она должна быть подготовлена (разогрета, растянута). Условием качественного выполнения двигательного действия является разминка.
Передвижения по залу (ходьба, бег, ползание, прыжки), по гимнастической скамейке, гимнастическому бревну, в условиях скученности. Нужно выяснить, как изменяется техника двигательного действия в зависимости от условий его выполнения.
Далее выясняются условия для развития тренированности (чтобы мышцы развивались, они должны регулярно тренироваться, чтобы мышцы развивались, нужно постоянно увеличивать нагрузку), что в дальнейшем приведёт к выведению принципов тренировки.
В конце этого этапа обучения выясняется, каковы условия правильного роста и развития человека.
Эксперимент.
Теперь ученики знаюм, что такое процессы и необходимые для них условия. В попытках обнаружить эти условия, как правило, возникает много споров. Кто-то считает, что необходимо одно, а другой – что необходимо другое. Для того чтобы в этом разобраться, оказывается, что есть специальный способ, позволяющий не спорить до хрипоты, а установить точно, какое же предположение верно. На уроках в школе дети откроют для себя этот способ.
Учебные задачи для третьего и четвёртого классов в тематическом планировании имеют схожие формулировки (табл. 3 и 4). Но они конкретизируются самими участниками образовательного процесса в совместной работе. Например, учебная задача для обоих классов сформулирована таким образом: «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на организм человека?». Но конкретно она может иметь несколько разновидностей: «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на работу вестибулярного аппарата», «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на гибкость позвоночника», «Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на силу мышц рук» и т.д.
Место учебного предмета, курса в учебном плане;
Учебный предмет «Физическая культура» входит в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Дисциплина является составной частью в системе учебных предметов начальной школы. В образовательном процессе по физической культуре необходимы усвоенные или усвояемые параллельно навыки:
- чтения при выполнении упражнений по инструкции («Литературное чтение»);
- составления монологических высказываний и письменных текстов при представлении и написании инструкций («Русский язык»);
- счёта при выявлении наиболее эффективных элементов («Математика и информатика»;
- наблюдения явлений, состояний, процессов, выявления условий протекания процессов («Окружающий мир»);
- графического изображения человека, получившего разную физическую нагрузку («Изобразительное искусство);
- нравственного отношения к физическим действиям (младший школьный возраст сенситивен формированию нравственных качеств): игры, образы героев должны соответствовать нравственной направленности («Основы духовно-нравственной культуры народов России»);
- определения темпа, ритма двигательных действий («Музыка»).
Знания, умения и способы действий, усвоенные учениками в процессе обучения в начальной школе, необходимы в качестве методической предпосылки для освоения дисциплины «Физическая культура в основной школе».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
В результате освоения содержания предмета «Физическая культура» у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:
- ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к физической культуре;
-·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-·установка на здоровый образ жизни;
- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-·адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-·компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-·морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-·установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-·осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-·эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники научатся:
Выпускник научится:
-·принимать и сохранять учебную задачу;
-·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-·различать способ и результат действия;
-·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
-·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-·преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся:
-·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-·строить сообщения в устной и письменной форме;
-·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-·основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-·осуществлять анализ физических упражнений с выделением существенных и несущественных признаков;
-·осуществлять синтез как составление целого из частей;
-·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-·устанавливать аналогии;
-·владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-·создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-·осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-·осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-·произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения:
-·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-·формулировать собственное мнение и позицию;
-·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-·задавать вопросы;
-·контролировать действия партнёра;
-·использовать речь для регуляции своего действия;
-·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В сфере личностных универсальных учебных действий выпускники научатся:
- отличать произвольную двигательную активность от непроизвольной, движение от двигательного действия, двигательное действие от физического упражнения;
- определять цель разных видов передвижений;
- выделять отдельные элементы в целостном двигательном действии;
- создавать новые двигательные действия на основе синтеза отдельных элементов;
- создавать классификацию на основе выбранного признака;
- определять физическое состояние других и себя по объективным признакам;
- определять влияние условий занятий на физиологические процессы (напр., влияние физических упражнений на развитие силы мышц);
- видеть разное выполнение элементов упражнения и выявлять наиболее эффективные из них;
- определять критерии контроля и оценки техники упражнений и контролировать действия других и себя;
- определять ошибки в технике выполнения двигательных действий и исправлять их в специально подобранных упражнениях;
- подбирать специальные упражнения для исправления ошибок в технике упражнения.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно использовать физические упражнения для удовлетворения собственных потребностей;
- самостоятельно использовать общеразвивающие упражнения в подготовительной части урока.
Содержание и тематический план курса
В результате обучения в начальной школе выпускник должен знать:
- историю возникновения, становления и развития основных видов передвижений (ходьба, бег, прыжки, ходьба и бег на лыжах, ползание, лазание) и видов спорта (метания, гимнастика, подвижные и спортивные игры);
- отличия движений от двигательных действий, двигательных действий от физических упражнений;
- технику (состав входящих в неё элементов) ходьбы, бега, прыжков, метаний, гимнастических и акробатических упражнений, передвижения на лыжах, элементов игры в футбол, волейбол, баскетбол;
- влияние физических упражнений на организм человека (кувырков на вестибулярный аппарат и гибкость позвоночника; бега и ходьбы на лыжах на работу сердечной мышцы; ходьбы и бега на лыжах на равновесие; подвижных и спортивных игр на точность, быстроту, выносливость; занятий физкультурой на здоровье, двигательную подготовленность).
Уметь:
- объяснить причинно-следственные связи между элементами техники упражнений, входящих в программу;
- объяснять причины появления ошибок в выполнении физических упражнений;
- предсказывать результаты применения упражнений.
Владеть:
- способами, определяющими эффективность элементов целостного двигательного действия;
- приёмами подбора упражнений для отработки элементов техники физических упражнений;
- способами определения критериев контроля и оценки правильности выполнения техники физических упражнений.
Таблица 1
Учебные задачи для первого класса по физической культуре
№п/п | Тема | Тезис (что должны усвоить учащиеся) | Действия, на которых решается задача. | Прим. кол-во часов | |
1. | Чем отличается произвольная двигательная активность от непроизвольной? | Произвольное движение – такое, которое зачем-то выполняется (имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, бросить предмет). | Построение. Ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и бег, упражнения в условиях большой скученности, упражнения в падении, кувырки, перелезание, перепрыгивание | 6 | |
2. | Диагностика двигательных качеств. | Каждый человек должен знать о своих физических возможностях, о своих рекордах. | Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 4 | |
3. | Наблюдение. Чем отличаются разные способы передвижения? Чем отличается ползание от ходьбы? Ходьба от бега? Ходьба от прыжков? Бег от прыжков? Прыжки вверх от прыжков в длину? Что общего в разных видах бега, ходьбы, кувырках? Классификация. Как построить классификацию? | Способы передвижения отличаются друг от друга участием разных конечностей, усилиями, продолжительностью. Это можно увидеть, услышать, прочувствовать. Общими в разных видах передвижения могут быть отдельные элементы. Нужно выбрать один признак и выстроить классификацию. | Ходьба, бег, прыжки, метания, ползание, передвижение на четвереньках (разными способами: галопом, иноходью, рысью). | 22 | |
4. | Состояния. От чего зависит состояние на уроке? Как разные упражнения влияют на состояние организма человека? | Состояние может зависеть от нагрузки на уроке, от упражнений (однообразных, разнообразных, быстрых, медленных). Упражнения, в которых задействовано большее количество мышц, вызывают большее увеличение пульса. Упражнения, которые выполняются с большой скоростью, вызывают большее увеличение пульса. | Передвижения на лыжах. | 14. |
Продолжение табл. 1
№п/п | Тема | Тезис (что должны усвоить учащиеся) | Действия, на которых решается задача. | Прим. кол-во часов | |
5. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 4 | |
6. | Процессы. Сравнение результатов диагностики двигательных качеств. | Учебный процесс влияет на развитие двигательных качеств. | Гимнастические и легкоатлетические упражнения. | 15 | |
7. | Диагностика двигательных качеств. Что можно узнать по индивидуальной карте-графику? | Занимающийся физкультурой должен знать, как идёт процесс его физической подготовленности. Каждому человеку необходимо знать как изменяются показатели физических возможностей, если он целенаправленно занимался физ. нагрузками длительное время (в течение учебного года). | Нормативы для девочек и мальчиков 7,8 лет. Индивидуальная карточка-график движения рекордов. Определение роста, определение прогресса, определение самого сильного и самого слабого места по индивидуальной карте-графику. | 3 | |
ВСЕГО | 68 |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки).
1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.
2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других.
3) Правильное выполнение элемента.
4) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде инструкции.
Таблица 2
Учебные задачи для второго класса по физической культуре
№п/п | Тема | Тезис | Действия, на которых решается задача. | Прим. кол-во часов | |
1. | Как выявить эффективность разных видов двигательного действия? | Нужно в полную силу выполнить двигательное действие разными способами и сравнить их результаты. | Гимнастические и легкоатлетические упражнения. | 6 | |
2. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 3 | |
3. | Как научиться контролировать двигательные действия (оценка и самооценка)? | Нужно выявить эффективные элементы техники, которые и станут критериями оценки | Ходьба, бег, прыжки, метания, лыжные хода. | 22 | |
3. | Как улучшить результат в двигательном действии? | Нужно в целостном упражнении выделить элемент, в котором допускается ошибка, и отработать его в «чистом виде» в специально подобранном упражнении | Передвижения на лыжах, гимнастические и легкоатлетические упражнения. | 33 | |
4. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 4 | |
ВСЕГО | 68 |
Система оценки:
1) умение выявить проблему;
2) умение выдвигать гипотезу;
3) постановка задач исследования;
4) анализ литературы.
Диагностика: Умение поставить цель упражнения. Умение описывать ощущения. Написание инструкций. Объективность оценки. Объективность самооценки. Уровень сформированности объяснительных (теоретических) знаний.
Результатом первых трёх этапов мы имеем: знание, от чего зависит эффективность двигательного действия (элементы, обусловливающие эффективность); умение видеть ошибки других и собственные. Определив ошибки (неправильные элементы), нужно подобрать упражнения для их отработки.
Таблица 3
Учебные задачи для третьего класса по физической культуре
№п/п | Тема | Тезис | Действия, на которых решается задача. | Прим. кол-во часов | |
1. | Как влияет бег на организм человека? | Нужно выявить как изменяется ЧСС после бега в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, посвящённых продолжительному бегу в среднем темпе. | Бег и беговые упражнения. | 6 | |
2. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 10-11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 3 | |
3. | Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на организм человека? | Нужно определить действия (тесты) для проверки степени развития функций органов (напр., вестибулярного аппарата) и после занятий гимнастикой и акробатикой сравнить исходные и конечные данные | Гимнастические и акробатические упражнения. | 14 | |
3. | Как влияют занятия лыжной подготовкой на организм человека? | Нужно выявить как изменяется ЧСС после ходьбы на лыжах в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, направленных на совершенствование лыжных ходов и продолжительному передвижению на лыжах в среднем темпе. | Передвижения на лыжах. | 27 | |
4. | Как влияют занятия подвижными и спортивными играми на организм человека? | Нужно определить тесты, выявляющие степень развития психомоторных качеств и проследить изменения, которые происходят в процессе занятий спортивными играми. | Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов. | 14 | |
5. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 10 11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 4 | |
ВСЕГО | 68 |
Диагностика. Умения подобрать упражнения для исправления ошибок в двигательном действии и правильно их выполнять, правильное выполнение целостного двигательного действия.
Диагностика. Умение поставить цель и найти средства (упражнения) для её достижения. Достижение результата и его оценка. Рефлексия.
Учебные задачи для четвёртого класса по физической культуре
№п/п | Тема | Тезис | Действия, на которых решается задача. | Прим. кол-во часов | |
1. | Как влияет бег на организм человека? | Нужно выявить как изменяется ЧСС после бега в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, посвящённых продолжительному бегу в среднем темпе. | Бег и беговые упражнения. | 6 | |
2. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 10-11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 3 | |
3. | Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на организм человека? | Нужно определить действия (тесты) для проверки степени развития функций органов (напр., вестибулярного аппарата) и после занятий гимнастикой и акробатикой сравнить исходные и конечные данные | Гимнастические и акробатические упражнения. | 14 | |
3. | Как влияют занятия лыжной подготовкой на организм человека? | Нужно выявить как изменяется ЧСС после ходьбы на лыжах в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, направленных на совершенствование лыжных ходов и продолжительному передвижению на лыжах в среднем темпе. | Передвижения на лыжах. | 27 | |
4. | Как влияют занятия подвижными и спортивными играми на организм человека? | Нужно определить тесты, выявляющие степень развития психомоторных качеств и проследить изменения, которые происходят в процессе занятий спортивными играми. | Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов. | 14 | |
5. | Диагностика двигательных качеств. | Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. | Нормативы для девочек и мальчиков 10 11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов. | 4 | |
ВСЕГО | 68 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
(Для примера)
Имеется | Необходимо приобрести | Количество |
Гимнастика 1.Бревно гимнастическое напольное 1 шт 2. Козел гимнастический 1 шт 3. Перекладина гимнастическая 1 шт. 4. Мост гимнастический подкидной 1 шт. 5. Скамейка гимнастическая жесткая 2 шт. 6. Маты гимнастические 4 шт. 7. Скакалка гимнастическая 10 шт. | 1. Стенка гимнастическая 2. Конь гимнастический 3. Канат для лазания 4. Коврик гимнастический 5. Маты 6. Мяч набивной весом 1 кг. 7. Мяч малый мягкий 8. Палка гимнастическая 9. Обруч гимнастический | 2 пролета 1 шт. 4 шт. 15 шт. 10 шт. 10 шт. 30 шт. 30 шт. 30 шт. |
Легкая атлетика 1. Планка для прыжков в высоту 1 шт. 2. Стойки для прыжков в высоту 2 шт 3. Мяч малый теннисный 10 шт | Легкая атлетика 1. Рулетка измерительная 10 мет. 2. Рулетка измерительная 50 мет. 3. Мяч малый теннисный | 1 шт. 1 шт. 20 шт. |
Спортивные игры 1. Щит баскетбольный 1 шт 2. Мяч баскетбольный 3 шт 3. Сетка волейбольная 1 шт 4. Ворота для мини-футбола 1 шт. | Спортивные игры 1. Щит баскетбольный навесной с кольцом и сеткой. 2. Мячи баскетбольные 3. Мячи волейбольные | 1 шт 15 шт 15 шт. |
Пришкольный стадион (площадка) 1. Легкоатлетическая дорожка 2. Сектор для прыжков в длину 3. Игровое поле для футбола и мини-футбола 4. Площадка игровая баскетбольная 5. Гимнастический городок | Пришкольный стадион (площадка) 1. Комплект шанцевых инструментов для подготовки мест для занятий на спортивном стадионе. | |
Лыжная подготовка Нет ничего | Лыжная подготовка 1.Лыжи 2. Палки 3. Ботинки | 10 пар 10 пар. 10 пар |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данная рабочая программа и календарно- тематическое планирование по математике 3 класс программа "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района ...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
примерные программы для начальных классов
примерные программы для начальных классов по всем предметам...
Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...
Примерная ООП для начальной школы
Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образова...
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...
Доклад Апробация примерной рабочей программы в начальной школе по предмету Математика
Доклад Апробация примерной рабочей программы в начальной школе по предмету Математика...