Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике детей 7-9 лет.
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему

Кузьмина Людмила Леонидовна

Гимнастика является одним из наиболее эффективных способов коррекции слабого физического развития детского организма, среди основных видов гимнастик,

направленных на сохранение и укрепление здоровья в младшей возрастной группе детей, особое внимание заслуживает оздоровительная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_7-9let_2.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №138

Калининского района Санкт-Петербурга

Методика построения занятий по                                                                                 оздоровительной гимнастике   детей 7-9 лет.

БУДЬ СИЛЬНЫМ, ЛОВКИМ, СМЕЛЫМ!»

                                                     Работу выполнила: учитель физической                                          культуры Кузьмина Людмила Леонидовна

                                                             

Санкт-Петербург 2014 г.

      В современной России в  условиях перемен в социально-экономической сфере, культуре, модернизации образования, особую значимость приобретает физическое воспитание детей, как основы укрепления подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в здоровых, сильных, высокоинтеллектуальных, творческих личностях, патриотах своей страны, способных самостоятельно решать сложные задачи, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.

     Все это требует разработки новых методов воспитания здорового подрастающего поколения и влечет за собой нетрадиционный подход к организации физического воспитания, которое по  интенсивности воздействия на состояние здоровья занимает важное место. Наибольший интерес в этом плане представляет возрастная группа детей 6-8 лет, именно в этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Поэтому так важно на ранней стадии развития сформировать у детей стремление к самоорганизации, самосовершенствованию, самооздоравливанию.

     Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей,  является внедрение в практику работы элементов технологий спортивной тренировки. Вся организация образовательного процесса строится на принципе интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка.

     Гимнастика является одним из наиболее эффективных способов коррекции слабого физического развития детского организма, среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья в младшей возрастной группе детей, особое внимание заслуживает оздоровительная гимнастика. Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике в возрастной группе детей 7-9 лет представлена в данной работе.

     Целевыми установками данной методической работы являются:

1. Содействие правильному физическому развитию обучающихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

2. Широкое использование предлагаемых комплексов физических упражнений в других спортивных объединениях дополнительного образования, школах, а также в детских дошкольных учреждениях.

Занятия спортивно-оздоровительной гимнастикой способствуют решению следующих задач:

  1. Развитию мотивации к систематическим занятиям оздоровительной гимнастикой.
  2. Формированию правильной осанки.
  3. Развитию сенсорных и моторных функций.
  4. Приобретению навыков правильного дыхания.
  5. Развитию интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, координации.
  6. Развитию эмоционально - волевой сферы.
  7. Воспитанию трудолюбия, самостоятельности, доброжелательности в отношениях со сверстниками.

В методическом пособии представлены комплексы физических упражнений для детей 6-8 лет, направленные на гармоническое развитие детского организма, на формирование правильной осанки, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

При разработке комплексов занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения».

В данном пособии предпочтение отдается интегрированным занятиям, сочетающим спортивно-оздоровительные занятия с развитием музыкальных способностей у детей.

Разработанные мною комплексы – универсальны: они укрепляют мышечный корсет ребенка, что является главным в формировании осанки, развивают внимание и координацию движений, способствуют развитию сенсорных и моторных функций, развивают мышление, память, воображение, чувство ритма, выносливость, ловкость.

Новизна разработанной мною методики заключается в применении на занятиях различных гимнастических предметов: мячей (различного диаметра), обручей, детских гантелей, а также элементов фитнеса, игровых моментов, дыхательной гимнастики (методика звукового дыхания М.Л. Лазарева), что делает занятие по оздоровительной гимнастике занимательным и интересным.

Основные принципы.

1. Индивидуальный и дифференциальный подходы.

2. Систематичность занятий.

3. Подбор доступных детям упражнений.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию.

Освоение упражнений происходит поэтапно:

Первый этап - создание у предварительного представления о разучиваемом движении

Второй этап - углубленное разучивание, достижение стабильности, проявление навыка правильной осанки.

Третий этап - совершенствование двигательных действий.

Занятия состоят из 3 частей:

Вводная - ходьба, бег, подскоки.

Основная – общеразвивающие упражнения для мышц всех частей тела.

Заключительная – содержит упражнения на растяжку и расслабление мышц.

Основные критерии оценки развития навыка правильной осанки: умение правильно держать спину на протяжении всего занятия, точность выполнения движений.

 Каждый комплекс рассчитан на 1 месяц  и усложняется по мере освоения упражнений. Дозировка увеличивается постепенно по мере освоения техники выполнения, и связана с подготовленностью учащихся. Физическая нагрузка определяется по частоте пульса и не должна превышать 130-150 ударов в минуту.

При составлении комплексов использовались специальные гимнастические термины, такие как «журавлик», «самолет», «планка», «султан», «попугай» и другие. Занятия проводятся 40-50 минут под музыку с группой 10-15 человек.

                                                    КОМПЛЕКС №1

Вводная часть

Упражнения выполняются с мячом.

1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки внизу. Мяч в правой руке. Встать на носки, руки поднять  через стороны вверх, сделать глубокий вдох, передать мяч из правой руки в левую руку, опустить руки вниз - выдох. Тоже, передавая мяч из левой руки в правую руку. Выполнять медленно. Повторить 8 раз.

2. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки согнуты в локтях, держать мяч перед грудью. Выполнить  ритмично поворот головы вправо- влево («Попугай»), затем удар мяча в пол и поймать. Повторить 8 раз.

3. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки опущены вниз, держать мяч впереди. Выполнить наклон головы вперед - назад ритмично, затем удар мяча в пол, поймать мяч двумя руками. Повторить 8 раз.

4. И.П.- О.С. №2. Сжимать мяч руками перед грудью с усилием и расслаблять. Выполнять ритмично. Повторить 16 раз.

5. И.П.- О.С. Ноги врозь, прямые руки держат мяч вверху над головой. Выполнить рывки руками над головой назад ритмично. Повторить 16 раз.

6. И.П.- О.С. Ноги врозь, Держать мяч за спиной прямыми руками. Выполнить рывки руками назад - вверх ритмично. Повторить 16 раз.

7. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выполнить полу-присед, передать мяч за спиной из правой руки в левую руку. То же повторить в обратном направлении. Выполнить 8 раз.

8. И.П.- О. С. Мяч зажат между коленями, руки на поясе. Выполнить 4 прыжка вокруг себя вправо, затем влево. Повторить 8 раз. Ритмично.

Основная часть.

Общеразвивающие упражнения.

1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Шаг правой ногой вперед, выпад, выполнить пружинное движение ногой - толчок, вернуться в исходное положение. То же - с левой ноги. Повторить 4-8 раз.

2. И.П.- О.С. №1 Шаг правой ногой в сторону, выпад, вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. Повторить 4-8 раз. Ритмично.

3. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки опущены вниз. Выполнить низкий наклон туловища вперед, ноги держать прямыми, на руках продвинуться вперед и выполнить «Планку» (упор лежа на руках), держать 4 счета. Согнуть руки в локтях, лечь на живот, затем толчком выпрямить руки и сделать «Планку», медленно вернуться в исходное положение. Повторить 4-8 раз. Медленно.

4. И.П.- О.С. Руки на поясе. Выполнить 2 полу-приседа, 2 приседа. Повторить 8 раз. Ритмично.

5. И.П.- Сидя на коврике в группировке, руками обнять колени. Выполнить перекат назад на спину и вернуться в исходное положение, выпрямить ноги, наклон вперед, складка. Повторить 16 раз. Ритмично.

6. И.П.-  Сидя на коврике. Выполнить «угол» согнутыми ногами, руки держать в стороны, менять положение ног, выпрямляя поочередно то одну, то другую. Повторить 8-16 раз. Медленно.

7. И.П.- Лежа на коврике, на спине, ноги согнуты в коленях, руками взяться за голеностопы. Выполнить прогибы в спине вверх и вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Медленно.

8. И.П.- Лежа на коврике, на животе. Выполнить «Самолет». Повторить 16-20 раз. Ритмично.

9. И.П.-№8. Выполнить прогибы корпуса в спине, пружинные, глубокие, поочередно сгибая правую, левую ногу. Повторить 16-20 раз.

10. И.П.- «Планка». Выполнить ходьбу на руках вперед, ноги держать прямыми. 10 шагов.

Заключительная часть.

Упражнения на дыхание и равновесие.

1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки опущены вниз. Приподнимаясь на носки, руки поднять вверх через стороны, сделать глубокий вдох, опускаясь - выдох. Повторить 8 раз. Медленно.

2. И.П.- «Журавлик». Поставить руки в стороны и держать равновесие на правой ноге. Держать 10-20 счетов на каждой ноге. Повторить  3 раза.

3. И.П.- О.С. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести букву Ф-Ф-Ф. Повторить 4-8 раз.

Подведение итогов. Задание на дом.

КОМПЛЕКС №2

Рекомендуется для мальчиков.

Вводная часть.

1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки на поясе. Поднимаясь на носки, задержаться в равновесии на носках 1-2 счета, опуститься в исходное положение. Повторить 8 раз.

2. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки опущены вниз. Поднимание и опускание плеч. Повторить 8 раз.

3. И.П.- О.С. Выполнить вращение плеч вперед- назад. Повторить 8 раз.

4. И.П.- О.С. Кисти рук сжаты перед грудью. Выполнить 8-ку руками перед грудью. Повторить 8раз.

5. И.П.- О.С. Выполнить круговые вращения прямыми руками вперед-назад. Повторить 16 раз.

6. И.П.- О.С. Выполнить толчковые прыжки на правой и на левой ноге поочередно. 30 сек.

Основная часть

Упражнения выполняются с гантелями.

1. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки опущены вниз. Гантели в руках. Выполнить два пружинных приседания, при этом руки в локтях согнуть к груди, затем - одно низкое приседание, во время приседа пятки не отрывать от пола. Повторить 8 раз. Ритмично.

2. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки с гантелями внизу. Сделать выпад правой ногой вперед, руки поставить в стороны, толчком ноги вернуться в исходное положение. То же повторить с левой ноги. Повторить 8 раз. Медленно.

3. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки согнуты на уровне груди. Повороты корпуса вправо- влево, ноги остаются в своей позиции. 16 раз. Ритмично.

4. И.П.- О.С. Ноги врозь. Руки опущены. Отвести прямые руки назад, вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз. Медленно.

5. И.П. Сидя на коврике в позе «Султана», гантели в руках. Сделать наклон корпуса вперед, руками рывок вперед, вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Медленно.

6. И.П. Сидя на коврике, выполнить угол согнутыми ногами, гантель зажать между стоп. Держать  8-16 счетов. Повторить 4раза. Ритмично.

7. И.П. Сидя на коврике, ноги вытянуты вперед, руки вверх. Выполнить наклон вперед («Складка»), вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Ритмично.

8. И.П. Лежа на спине, на коврике, ноги вытянуты, руки с гантелями вперед- вверх. Развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Медленно.

9. И.П. «Планка» Упражнение выполняется без гантелей.  Поднять правую руку вверх, стоять на левой руке 2 счета, вернуться в исходное положение. То же на правой руке. Ноги держать прямыми. Повторить 8-16 раз. Медленно.

10. И.П. Упор присев. Упражнение выполняется без гантелей. Толчком двух ног задержаться в стойке на руках, ноги согнуты и прижаты к груди.  Вернуться в исходное положение. Повторить 10-16 раз.

Заключительная часть.

Упражнения на растяжку.

 1. И.П. Сидя на коврике в позе «Лягушка», ноги согнуты назад. Оставаться в этом положении  30 сек. Повторить 3 раза.

2. И.П. Сидя на коврике, ноги врозь. Выполнить наклон вперед, грудью стараться коснуться пола. Оставаться в этом положении 30 сек. Повторить 3 раза.

3. И.П. Выполнить шпагат, поочередно на правой и левой ноге. Оставаться в этом положении 30 сек. Повторить 3 раза.

Подведение итогов. Задание на дом.

                КОМПЛЕКС №3

Вводная часть

1. И.П.- О.С. Бег  равномерный. 1-2 минуты.

2. И.П.- О.С. Упражнение на восстановление дыхания. Поднять руки вверх - вдох, наклон вперед – выдох. Повторить 8-16 раз. Медленно.

3. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки на поясе. Сделать выпад правой ногой в сторону, толчком вернуться в исходное положение. Повторить 16-20 раз. Медленно.

4. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Выполнить мах правой и левой ногой в сторону поочередно. Повторить16-20 раз. Ритмично.

5. И.П.- О.С.  Выполнить выпад вперед с правой ноги, толчком вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. Повторить 16-20 раз. Медленно.

6. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Выполнить мах правой ногой вперед, вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. Повторить 16-20 раз. Ритмично.

Основная часть.

Упражнения выполняются с обручем.

 1. И.П.-О.С. Обруч держать двумя руками впереди в лицевой плоскости. Сделать глубокий присед, обруч поднять вперед в  горизонтальную плоскость, вернуться в исходное положение. Повторить 16-20 раз. Ритмично.

2. И.П.- О.С. Обруч в позиции №1. Поднимая обруч правой рукой через сторону вверх передать его в левую руку, сохраняя при этом лицевую плоскость. Рисуем «Солнышко». Повторить то же в обратном направлении. Выполнять медленно. Повторить8-10 раз.

3. И.П.- О.С. Обруч держим правой рукой на полу в сторону, в лицевой плоскости. Выполнить покат обруча по полу перед собой, поймать обруч левой рукой. Повторить 8-16 раз. Медленно.

4. И.П.-О.С. Держим обруч над головой двумя руками в горизонтальной плоскости. Выполнить поворот вокруг себя переступанием на носках вправо и влево. Повторить 8 раз. Медленно.

5. И.П.-О.С. Обруч держим двумя руками вверху в лицевой плоскости. Вращая обруч вперед вниз, сделать прыжок в обруч, согнув ноги. Повторить 10-16 раз. Быстро.

6. И.П.- О.С. Обруч в позиции №5. Выполнить наклон корпуса вправо, затем влево. Повторить 8-16 раз. Медленно.

7. И.П.- О.С. Обруч лежит на полу впереди. Выполнить прыжок в обруч и обратно. Быстрый темп. Повторить 20-30 раз.

8. И.П. Сидя в середине обруча, ноги согнуты впереди. Выполнить «Угол», приподняв согнутые ноги вперед вверх, руками поднять обруч вверх. Держать это положение 10-20 счетов.

9. И.П. Лежа на животе, обруч впереди. Поднять обруч руками вверх, держать 4 счета. Повторить 8 раз.

Заключительная часть.

Подвижная игра. Эстафета «Кто быстрее?»

 Группа делится на 2 команды. Перед каждой командой на полу раскладывается 4обруча, в последний положить мяч. Прыжками из одного в другой обруч, взять мяч и передать следующему игроку, который должен вернуть мяч на место. Кто быстрее.

Следующее задание, выполнить прыжки с мячом, зажатым между коленями.

Затем выполнить бег на скорость, не задевая при этом обруч.

Подведение итогов. Задание на дом.

Особенности применения комплексов физических упражнений.

  1. Поэтапное и детальное разучивание упражнений.
  2. Медленное выполнение.
  3. Общедоступность освоения упражнений.
  4. Акцент внимания на ошибках ввиду быстрой утомляемости детей.

Вывод: Данная методика по спортивно-оздоровительной гимнастике проверена на уроках физической культуры.

Эффект данной методики зависит от того насколько правильно и четко выполняются упражнения, какова их интенсивность и число повторений. Широкий спектр упражнений в комплексе, направленных на развитие всех групп мышц ребенка, позволяет достичь поставленных целей и задач.

Сравнительная диагностика физического развития детей показала положительную динамику.

Список литературы

  1. Кузнецова М.Г. Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья. Дошкольная педагогика. 2013 №10 С.4-5.
  2. Пинчева Е. Крепкая спинка. Здоровье детей: комплект «Первое сентября» 2013.№10 С. 22-23.
  3. Прохорова Л.Н. Эти упражнения поднимают настроение. Здоровье детей: комплект «Первое сентября» 2014.№3 С.20-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика построения урока-сказки в начальной школе

Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть поэтому, на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Нет стены между учителем и учеником. Они р...

Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)

Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...

Методика построения индивидуального маршрута одаренного ребенка.

Методические рекомендации представляют методику построения индивидуального образовательного маршрута одаренных детей. Данные рекомендации позволят педагогам выбрать методы работы с одаренным ребенком ...

Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)

Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...

Особенности построения занятий в ГПД классов 4 вида.

Амблиопия и косоглазие, обуславливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной зрительной депривации, снижения различительной способности зрительного анализато...

Статья: "Особенности построения занятий в ГПД (4 вид)"

Материал, содержащийся в статье, позволяет составить план занятий для учащихся из классов коррекционно-развивающей направленности....

Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...