Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике детей 7-9 лет.
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему
Гимнастика является одним из наиболее эффективных способов коррекции слабого физического развития детского организма, среди основных видов гимнастик,
направленных на сохранение и укрепление здоровья в младшей возрастной группе детей, особое внимание заслуживает оздоровительная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_7-9let_2.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №138
Калининского района Санкт-Петербурга
Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике детей 7-9 лет.
БУДЬ СИЛЬНЫМ, ЛОВКИМ, СМЕЛЫМ!»
Работу выполнила: учитель физической культуры Кузьмина Людмила Леонидовна
Санкт-Петербург 2014 г.
В современной России в условиях перемен в социально-экономической сфере, культуре, модернизации образования, особую значимость приобретает физическое воспитание детей, как основы укрепления подрастающего поколения. В обществе возрастает потребность в здоровых, сильных, высокоинтеллектуальных, творческих личностях, патриотах своей страны, способных самостоятельно решать сложные задачи, принимать нестандартные решения и воплощать их в жизнь.
Все это требует разработки новых методов воспитания здорового подрастающего поколения и влечет за собой нетрадиционный подход к организации физического воспитания, которое по интенсивности воздействия на состояние здоровья занимает важное место. Наибольший интерес в этом плане представляет возрастная группа детей 6-8 лет, именно в этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Поэтому так важно на ранней стадии развития сформировать у детей стремление к самоорганизации, самосовершенствованию, самооздоравливанию.
Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей, является внедрение в практику работы элементов технологий спортивной тренировки. Вся организация образовательного процесса строится на принципе интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями ребенка.
Гимнастика является одним из наиболее эффективных способов коррекции слабого физического развития детского организма, среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья в младшей возрастной группе детей, особое внимание заслуживает оздоровительная гимнастика. Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике в возрастной группе детей 7-9 лет представлена в данной работе.
Целевыми установками данной методической работы являются:
1. Содействие правильному физическому развитию обучающихся, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2. Широкое использование предлагаемых комплексов физических упражнений в других спортивных объединениях дополнительного образования, школах, а также в детских дошкольных учреждениях.
Занятия спортивно-оздоровительной гимнастикой способствуют решению следующих задач:
- Развитию мотивации к систематическим занятиям оздоровительной гимнастикой.
- Формированию правильной осанки.
- Развитию сенсорных и моторных функций.
- Приобретению навыков правильного дыхания.
- Развитию интеллектуальных функций: мышления, памяти, внимания, координации.
- Развитию эмоционально - волевой сферы.
- Воспитанию трудолюбия, самостоятельности, доброжелательности в отношениях со сверстниками.
В методическом пособии представлены комплексы физических упражнений для детей 6-8 лет, направленные на гармоническое развитие детского организма, на формирование правильной осанки, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
При разработке комплексов занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения».
В данном пособии предпочтение отдается интегрированным занятиям, сочетающим спортивно-оздоровительные занятия с развитием музыкальных способностей у детей.
Разработанные мною комплексы – универсальны: они укрепляют мышечный корсет ребенка, что является главным в формировании осанки, развивают внимание и координацию движений, способствуют развитию сенсорных и моторных функций, развивают мышление, память, воображение, чувство ритма, выносливость, ловкость.
Новизна разработанной мною методики заключается в применении на занятиях различных гимнастических предметов: мячей (различного диаметра), обручей, детских гантелей, а также элементов фитнеса, игровых моментов, дыхательной гимнастики (методика звукового дыхания М.Л. Лазарева), что делает занятие по оздоровительной гимнастике занимательным и интересным.
Основные принципы.
1. Индивидуальный и дифференциальный подходы.
2. Систематичность занятий.
3. Подбор доступных детям упражнений.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к оборудованию.
Освоение упражнений происходит поэтапно:
Первый этап - создание у предварительного представления о разучиваемом движении
Второй этап - углубленное разучивание, достижение стабильности, проявление навыка правильной осанки.
Третий этап - совершенствование двигательных действий.
Занятия состоят из 3 частей:
Вводная - ходьба, бег, подскоки.
Основная – общеразвивающие упражнения для мышц всех частей тела.
Заключительная – содержит упражнения на растяжку и расслабление мышц.
Основные критерии оценки развития навыка правильной осанки: умение правильно держать спину на протяжении всего занятия, точность выполнения движений.
Каждый комплекс рассчитан на 1 месяц и усложняется по мере освоения упражнений. Дозировка увеличивается постепенно по мере освоения техники выполнения, и связана с подготовленностью учащихся. Физическая нагрузка определяется по частоте пульса и не должна превышать 130-150 ударов в минуту.
При составлении комплексов использовались специальные гимнастические термины, такие как «журавлик», «самолет», «планка», «султан», «попугай» и другие. Занятия проводятся 40-50 минут под музыку с группой 10-15 человек.
КОМПЛЕКС №1
Вводная часть
Упражнения выполняются с мячом.
1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки внизу. Мяч в правой руке. Встать на носки, руки поднять через стороны вверх, сделать глубокий вдох, передать мяч из правой руки в левую руку, опустить руки вниз - выдох. Тоже, передавая мяч из левой руки в правую руку. Выполнять медленно. Повторить 8 раз.
2. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки согнуты в локтях, держать мяч перед грудью. Выполнить ритмично поворот головы вправо- влево («Попугай»), затем удар мяча в пол и поймать. Повторить 8 раз.
3. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки опущены вниз, держать мяч впереди. Выполнить наклон головы вперед - назад ритмично, затем удар мяча в пол, поймать мяч двумя руками. Повторить 8 раз.
4. И.П.- О.С. №2. Сжимать мяч руками перед грудью с усилием и расслаблять. Выполнять ритмично. Повторить 16 раз.
5. И.П.- О.С. Ноги врозь, прямые руки держат мяч вверху над головой. Выполнить рывки руками над головой назад ритмично. Повторить 16 раз.
6. И.П.- О.С. Ноги врозь, Держать мяч за спиной прямыми руками. Выполнить рывки руками назад - вверх ритмично. Повторить 16 раз.
7. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке. Выполнить полу-присед, передать мяч за спиной из правой руки в левую руку. То же повторить в обратном направлении. Выполнить 8 раз.
8. И.П.- О. С. Мяч зажат между коленями, руки на поясе. Выполнить 4 прыжка вокруг себя вправо, затем влево. Повторить 8 раз. Ритмично.
Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Шаг правой ногой вперед, выпад, выполнить пружинное движение ногой - толчок, вернуться в исходное положение. То же - с левой ноги. Повторить 4-8 раз.
2. И.П.- О.С. №1 Шаг правой ногой в сторону, выпад, вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. Повторить 4-8 раз. Ритмично.
3. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки опущены вниз. Выполнить низкий наклон туловища вперед, ноги держать прямыми, на руках продвинуться вперед и выполнить «Планку» (упор лежа на руках), держать 4 счета. Согнуть руки в локтях, лечь на живот, затем толчком выпрямить руки и сделать «Планку», медленно вернуться в исходное положение. Повторить 4-8 раз. Медленно.
4. И.П.- О.С. Руки на поясе. Выполнить 2 полу-приседа, 2 приседа. Повторить 8 раз. Ритмично.
5. И.П.- Сидя на коврике в группировке, руками обнять колени. Выполнить перекат назад на спину и вернуться в исходное положение, выпрямить ноги, наклон вперед, складка. Повторить 16 раз. Ритмично.
6. И.П.- Сидя на коврике. Выполнить «угол» согнутыми ногами, руки держать в стороны, менять положение ног, выпрямляя поочередно то одну, то другую. Повторить 8-16 раз. Медленно.
7. И.П.- Лежа на коврике, на спине, ноги согнуты в коленях, руками взяться за голеностопы. Выполнить прогибы в спине вверх и вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Медленно.
8. И.П.- Лежа на коврике, на животе. Выполнить «Самолет». Повторить 16-20 раз. Ритмично.
9. И.П.-№8. Выполнить прогибы корпуса в спине, пружинные, глубокие, поочередно сгибая правую, левую ногу. Повторить 16-20 раз.
10. И.П.- «Планка». Выполнить ходьбу на руках вперед, ноги держать прямыми. 10 шагов.
Заключительная часть.
Упражнения на дыхание и равновесие.
1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки опущены вниз. Приподнимаясь на носки, руки поднять вверх через стороны, сделать глубокий вдох, опускаясь - выдох. Повторить 8 раз. Медленно.
2. И.П.- «Журавлик». Поставить руки в стороны и держать равновесие на правой ноге. Держать 10-20 счетов на каждой ноге. Повторить 3 раза.
3. И.П.- О.С. Сделать глубокий вдох и на выдохе произнести букву Ф-Ф-Ф. Повторить 4-8 раз.
Подведение итогов. Задание на дом.
КОМПЛЕКС №2
Рекомендуется для мальчиков.
Вводная часть.
1. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки на поясе. Поднимаясь на носки, задержаться в равновесии на носках 1-2 счета, опуститься в исходное положение. Повторить 8 раз.
2. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки опущены вниз. Поднимание и опускание плеч. Повторить 8 раз.
3. И.П.- О.С. Выполнить вращение плеч вперед- назад. Повторить 8 раз.
4. И.П.- О.С. Кисти рук сжаты перед грудью. Выполнить 8-ку руками перед грудью. Повторить 8раз.
5. И.П.- О.С. Выполнить круговые вращения прямыми руками вперед-назад. Повторить 16 раз.
6. И.П.- О.С. Выполнить толчковые прыжки на правой и на левой ноге поочередно. 30 сек.
Основная часть
Упражнения выполняются с гантелями.
1. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки опущены вниз. Гантели в руках. Выполнить два пружинных приседания, при этом руки в локтях согнуть к груди, затем - одно низкое приседание, во время приседа пятки не отрывать от пола. Повторить 8 раз. Ритмично.
2. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки с гантелями внизу. Сделать выпад правой ногой вперед, руки поставить в стороны, толчком ноги вернуться в исходное положение. То же повторить с левой ноги. Повторить 8 раз. Медленно.
3. И.П.- О.С. Ноги врозь, руки согнуты на уровне груди. Повороты корпуса вправо- влево, ноги остаются в своей позиции. 16 раз. Ритмично.
4. И.П.- О.С. Ноги врозь. Руки опущены. Отвести прямые руки назад, вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз. Медленно.
5. И.П. Сидя на коврике в позе «Султана», гантели в руках. Сделать наклон корпуса вперед, руками рывок вперед, вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Медленно.
6. И.П. Сидя на коврике, выполнить угол согнутыми ногами, гантель зажать между стоп. Держать 8-16 счетов. Повторить 4раза. Ритмично.
7. И.П. Сидя на коврике, ноги вытянуты вперед, руки вверх. Выполнить наклон вперед («Складка»), вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Ритмично.
8. И.П. Лежа на спине, на коврике, ноги вытянуты, руки с гантелями вперед- вверх. Развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. Повторить 8-16 раз. Медленно.
9. И.П. «Планка» Упражнение выполняется без гантелей. Поднять правую руку вверх, стоять на левой руке 2 счета, вернуться в исходное положение. То же на правой руке. Ноги держать прямыми. Повторить 8-16 раз. Медленно.
10. И.П. Упор присев. Упражнение выполняется без гантелей. Толчком двух ног задержаться в стойке на руках, ноги согнуты и прижаты к груди. Вернуться в исходное положение. Повторить 10-16 раз.
Заключительная часть.
Упражнения на растяжку.
1. И.П. Сидя на коврике в позе «Лягушка», ноги согнуты назад. Оставаться в этом положении 30 сек. Повторить 3 раза.
2. И.П. Сидя на коврике, ноги врозь. Выполнить наклон вперед, грудью стараться коснуться пола. Оставаться в этом положении 30 сек. Повторить 3 раза.
3. И.П. Выполнить шпагат, поочередно на правой и левой ноге. Оставаться в этом положении 30 сек. Повторить 3 раза.
Подведение итогов. Задание на дом.
КОМПЛЕКС №3
Вводная часть
1. И.П.- О.С. Бег равномерный. 1-2 минуты.
2. И.П.- О.С. Упражнение на восстановление дыхания. Поднять руки вверх - вдох, наклон вперед – выдох. Повторить 8-16 раз. Медленно.
3. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки на поясе. Сделать выпад правой ногой в сторону, толчком вернуться в исходное положение. Повторить 16-20 раз. Медленно.
4. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Выполнить мах правой и левой ногой в сторону поочередно. Повторить16-20 раз. Ритмично.
5. И.П.- О.С. Выполнить выпад вперед с правой ноги, толчком вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. Повторить 16-20 раз. Медленно.
6. И.П.- О.С. Ноги вместе, руки в стороны. Выполнить мах правой ногой вперед, вернуться в исходное положение. То же с левой ноги. Повторить 16-20 раз. Ритмично.
Основная часть.
Упражнения выполняются с обручем.
1. И.П.-О.С. Обруч держать двумя руками впереди в лицевой плоскости. Сделать глубокий присед, обруч поднять вперед в горизонтальную плоскость, вернуться в исходное положение. Повторить 16-20 раз. Ритмично.
2. И.П.- О.С. Обруч в позиции №1. Поднимая обруч правой рукой через сторону вверх передать его в левую руку, сохраняя при этом лицевую плоскость. Рисуем «Солнышко». Повторить то же в обратном направлении. Выполнять медленно. Повторить8-10 раз.
3. И.П.- О.С. Обруч держим правой рукой на полу в сторону, в лицевой плоскости. Выполнить покат обруча по полу перед собой, поймать обруч левой рукой. Повторить 8-16 раз. Медленно.
4. И.П.-О.С. Держим обруч над головой двумя руками в горизонтальной плоскости. Выполнить поворот вокруг себя переступанием на носках вправо и влево. Повторить 8 раз. Медленно.
5. И.П.-О.С. Обруч держим двумя руками вверху в лицевой плоскости. Вращая обруч вперед вниз, сделать прыжок в обруч, согнув ноги. Повторить 10-16 раз. Быстро.
6. И.П.- О.С. Обруч в позиции №5. Выполнить наклон корпуса вправо, затем влево. Повторить 8-16 раз. Медленно.
7. И.П.- О.С. Обруч лежит на полу впереди. Выполнить прыжок в обруч и обратно. Быстрый темп. Повторить 20-30 раз.
8. И.П. Сидя в середине обруча, ноги согнуты впереди. Выполнить «Угол», приподняв согнутые ноги вперед вверх, руками поднять обруч вверх. Держать это положение 10-20 счетов.
9. И.П. Лежа на животе, обруч впереди. Поднять обруч руками вверх, держать 4 счета. Повторить 8 раз.
Заключительная часть.
Подвижная игра. Эстафета «Кто быстрее?»
Группа делится на 2 команды. Перед каждой командой на полу раскладывается 4обруча, в последний положить мяч. Прыжками из одного в другой обруч, взять мяч и передать следующему игроку, который должен вернуть мяч на место. Кто быстрее.
Следующее задание, выполнить прыжки с мячом, зажатым между коленями.
Затем выполнить бег на скорость, не задевая при этом обруч.
Подведение итогов. Задание на дом.
Особенности применения комплексов физических упражнений.
- Поэтапное и детальное разучивание упражнений.
- Медленное выполнение.
- Общедоступность освоения упражнений.
- Акцент внимания на ошибках ввиду быстрой утомляемости детей.
Вывод: Данная методика по спортивно-оздоровительной гимнастике проверена на уроках физической культуры.
Эффект данной методики зависит от того насколько правильно и четко выполняются упражнения, какова их интенсивность и число повторений. Широкий спектр упражнений в комплексе, направленных на развитие всех групп мышц ребенка, позволяет достичь поставленных целей и задач.
Сравнительная диагностика физического развития детей показала положительную динамику.
Список литературы
- Кузнецова М.Г. Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья. Дошкольная педагогика. 2013 №10 С.4-5.
- Пинчева Е. Крепкая спинка. Здоровье детей: комплект «Первое сентября» 2013.№10 С. 22-23.
- Прохорова Л.Н. Эти упражнения поднимают настроение. Здоровье детей: комплект «Первое сентября» 2014.№3 С.20-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика построения урока-сказки в начальной школе
Ребёнку очень близок и понятен мир сказок и волшебства. Может быть поэтому, на уроках, построенных в виде сказки и приключений, он раскрывается полнее. Нет стены между учителем и учеником. Они р...
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Методика построения индивидуального маршрута одаренного ребенка.
Методические рекомендации представляют методику построения индивидуального образовательного маршрута одаренных детей. Данные рекомендации позволят педагогам выбрать методы работы с одаренным ребенком ...
Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)
Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...
Особенности построения занятий в ГПД классов 4 вида.
Амблиопия и косоглазие, обуславливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной зрительной депривации, снижения различительной способности зрительного анализато...
Статья: "Особенности построения занятий в ГПД (4 вид)"
Материал, содержащийся в статье, позволяет составить план занятий для учащихся из классов коррекционно-развивающей направленности....
Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО.
Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...