Русские народные игры
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
В основе данной программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry.docx | 79.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3»
Рассмотрено на заседании методического объединения протокол №____ от «__»____2013 г | Принято на методическом совете протокол №___ от «__»___________2013г | Утверждаю приказ №____ от«__»___________2013г Директор___________ |
Русские народные игры
рабочая программа внеурочной деятельности
(спортивно – оздоровительное направление)
1-2 класс
Автор – составитель: Олистратенко
Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
Тяжинский, 2013
«Русские народные игры»
Рабочая программа внеурочной деятельности
(спортивно – оздоровительное направление)
1 – 2 класс
Автор составитель: Олистратенко Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа №3»
В основе данной программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке школы. Курс может вести как учитель физической культуры, так и учитель начальных классов.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
- Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".
Программа составлена на основе программы Г.А. Ворониной (Программа регионального компонента «Основы развития двигательной активности младших школьников. Киров, КИПК и ПРО, 2007 г.).
Актуальность программы в том, что на современном этапе ученики имеют слабое представление о русских народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России и физической подготовке их предков. Для преодоления этого недостатка предлагается программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры».
Новизна рабочей программы в том, что она является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В основе данной программы лежит использование русских народных игр и развлечений в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных процессов через формирование основ русской культуры.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Цели:
- возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей;
- вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре, формируемыми игровой деятельностью;
- содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;
- создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.
Задачи:
Формирование:
- представлений о: рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения.
Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 3».
Содержание программы связано с содержанием предметов «Окружающий мир» в части вопросов охраны здоровья, ведения здорового образа жизни с предметом «Литературное чтение», так как на занятиях используются произведения устного народного творчества.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры» предназначена для обучающихся 1- 2-х классов. Данная программа рассчитана на проведение 2 часов в неделю в 1 классе — 66 часов в год и 2 часа в неделю во 2 классе – 70 часов в год. Продолжительность занятий – 35 минут.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Русские народные игры», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и содержания культурных традиций.
Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале и на игровой площадке школы. Курс может вести как учитель физической культуры, так и учитель начальных классов.
Организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: соревнования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы, творческие работы, самооценка, наблюдения.
Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Организуются следующие формы деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
- Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2 год) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами освоения обучающимися содержания курса являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по курсу «Русские народные игры» являются следующие универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия
Младший школьник научится:
-организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения задания во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
-использовать в своей деятельности спортивный инвентарь;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила и планирование;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Младший школьник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в их исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Младший школьник научится:
-определять умения, которые будут сформулированы на основе изучения данного раздела;
-исполнять спортивные упражнения по просьбе учителя;
-группировать и сравнивать игры, объекты на основе существенных признаков;
- подробно пересказывать инструктаж по играм;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Младший школьник получит возможность научиться осуществлять:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные
Младший школьник научится:
-участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
-отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-соблюдать простейшие требования к спортивным играм;
-слушать и понимать речь других;
-участвовать в парных и групповых играх;
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации.
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Младший школьник получит возможность научиться:
- учитывать мнение других людей, отличные от собственной позиции, и координировать действия в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подход к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Русские народные игры» являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
- Учебно – тематический план
Класс | Разделы | Общее количество часов | Теория | Практика | Контроль |
1 класс | Общие подвижные символические игры | 5 | 2 | 2 | 1 |
Игры для формирования правильной осанки | 1 | - | 1 | - | |
Игры со скакалками | 3 | 1 | 2 | - | |
Игры с бегом | 3 | 1 | 2 | - | |
Игры с прыжками | 3 | - | 3 | - | |
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча | 5 | 1 | 4 | - | |
Игры лазанием и перелезанием | 3 | - | 3 | - | |
Игры для развития внимания | 3 | - | 3 | - | |
Общеразвивающие игры | 5 | 1 | 3 | 1 | |
Игры с разными предметами | 3 | - | 3 | ||
Игры с камешками, шариками и палками | 3 | - | 3 | - | |
Хороводные игры | 3 | - | 3 | ||
Игры в помещении | 6 | 2 | 4 | ||
Игры в фанты | 3 | - | 3 | - | |
Игры - шутки | 3 | - | 3 | - | |
Сюжетные игры | 6 | 1 | 4 | 1 | |
Загадки, шарады, каламбуры | 3 | - | 3 | - | |
Праздник «Мир народных игр» | 5 | - | 4 | 1 | |
Итого | 66 | 9 | 52 | 4 | |
2 класс | Спортивные и подвижные игры | 32 | 3 | 27 | 2 |
Зимние виды игр | 18 | 2 | 14 | 2 | |
Спортивные эстафеты | 20 | 2 | 16 | 2 | |
Итого | 70 | 7 | 57 | 6 |
- Содержание программы
1 класс
1.Общие подвижные символические игры - 5 ч.
«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки – 1ч.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками – 3 ч.
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
4.Игры с бегом – 3 ч.
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок - бегунок».
5. Игры с прыжками - 3 ч.
«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча – 5 ч.
«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелазанием – 3 ч.
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания – 3 ч.
«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры – 5 ч.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами – 3 ч.
«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры с камешками, шариками и палками – 3 ч.
«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
12. Хороводные игры – 3 ч.
«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
13. Игры в помещении – 6 ч.
«Дедушка – рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
14. Игры в фанты – 3 ч.
«Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
15. Игры - шутки – 3 ч.
«Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
16. Сюжетные игры – 6 ч.
«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
17. Загадки, шарады, каламбуры – 3 ч.
«Да и нет», «Отвечай не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
18. Праздник «Мир русских народных игр» - 5 ч.
Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», «Гусиное перо», «Подвижки льда».
2 класс
Спортивные и подвижные игры - 32 ч
Упражнение «Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. Упражнение «Боксёры». Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». Разучивание игр «Конники-спортсмены». Эстафета прыжками. Разучивание игр «Мышеловка». Эстафета по кругу. Разучивание игры «Горелки». Эстафета «Паровозик». Соревнования по подвижным играм. Комбинированная эстафета. Подвижные игры: «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки». Разучивание игры «Лягушки-цапли», «Быстрее по местам». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Разучивание игры «Аисты». Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Перетягивание каната. Эстафета с переноской предметов. Разучивание игр «Перетягивание каната», «Не намочи ног». Разучивание игры «Береги предмет», «Кто первый через обруч к флажку?». Разучивание игр «Пролезай-убегай», «Пчёлки». Самостоятельные игры «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши». Игры по выбору «Кто дольше не собьётся», «Удочка». Разучивание игр «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее». Весёлые старты. Разучивание игр «Упасть не давай», «Совушка». Эстафета с мячами, скакалками.
Зимние виды игр – 18 ч.
Катание на лыжах. «Трамвай», «Найди себе пару», «Гонки санок», «Попади в цель», «Быстрые упряжки», «На санки», «Поменяй флажки», «Через препятствия». Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки», «Пройди и не задень», «Зима и лето». Эстафета на лыжах. Самостоятельные игры. Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок. Разучивание игр «Гонки парами», «Будь внимателен».
Спортивные эстафеты – 20 ч.
«Метко в цель», «Конники спортсмены». Эстафета прыжками. Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол. Игры «Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета с передачей палочки. Игры «Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». Эстафета по кругу. Игры « Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину. Игры «Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай».Эстафета «Паровозик». Игры «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «Через ручеёк». Комбинированная эстафета. Упражнение «Силачи». Игры «День и ночь», «Волк во рву». Запрещённое движение», «Ловишки с приседанием». Эстафета с обменом мячей. Весёлые старты.
- Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Сроки | Содержание разделов и тем программы | Вид занятия | Вид контроля | Организационная форма | |||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Общие подвижные символические игры - 5 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводное занятие. Какие игры мы знаем? | Теория | Беседа | |||||||||||||||||||||||||||
2 | «Бабки», «Бес соли соль» | Теория | Беседа | |||||||||||||||||||||||||||
3 | «Редька» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
4 | «Серый волк», «Платок» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
5 | «Пирожок». Хоровод игр | Контрольный урок | Наблюдение | Праздник игр | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Игры для формирования правильной осанки – 1ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | «Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Игры со скакалками – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе | Теория | Беседа | |||||||||||||||||||||||||||
88 | «Найди жгут», «Скакалочка», | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
99 | «Люлька», «Удочка» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Игры с бегом – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
110 | Правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению | Теория | Беседа | |||||||||||||||||||||||||||
111 | «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Дорожки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
112 | «Салка», «Городок - бегунок», «Дорожки», «Караси и щука» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Игры с прыжками - 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | «Кто дальше», «Перетягивание прыжками» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
14 | «Попрыгунчики», «Воробушки и кот» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
15 | «Болото» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча – 5 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Календарные праздники русского народа | Теория | Беседа, сообщения | |||||||||||||||||||||||||||
17 | «Мячик кверху», «Свечки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
18 | «Лови мяч», «Колодка» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
19 | «Зевака» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
20 | «Охотники и утки», «Сильный бросок» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Игры лазанием и перелазанием – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | «Распутай верёвочку» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
22 | «Защита укрепления», «Кошки - мышки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
23 | «Цепи кованы» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 8. Игры для развития внимания – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | «Волк и овцы», «Жмурки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
25 | «Ловишка», «Заря» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
26 | «Корзинки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 9. Общеразвивающие игры – 5 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | История русских народных игр | Теория | Беседа, сообщения | |||||||||||||||||||||||||||
28 | «Ворота», «Встречный бой» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
29 | «Во поле берёза», «Вытолкни за круг» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
30 | «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
31 | Обобщение знаний | Контрольный урок | Опрос | Викторина | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 10. Игры с разными предметами – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
32 | «Домики», «Городки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
33 | «Лапта», «Единоборство» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
34 | «Бирюльки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 11. Игры с камешками, шариками и палками – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
35 | «Двенадцать палочек», «Достань камешек» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
36 | «Двенадцать палочек», «Достань камешек» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
37 | «Рулетка» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
12. Хороводные игры – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
38 | «Ясное золото», «Плетень» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
39 | «Просо сеяли», «Жених ищет невесту» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
40 | «Луг-лужочек», «Заинька», «Ручеёк» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
13. Игры в помещении – 6 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
41 | Календарные праздники русского народа | Теория | Музыкально – спортивное занятие | |||||||||||||||||||||||||||
42 | Особенности воздействия двигательной активности на организм человека | Теория | Беседа | |||||||||||||||||||||||||||
43 | «Дедушка – рожок», «Море волнуется» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
44 | «Игровая», «Коза», «Колечко» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
45 | «Все в кружок» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
46 | «Слепой козёл» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
14. Игры в фанты – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
47 | «Работа и забава» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
48 | «Птичник», «Тяни - пускай» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
49 | «Голуби» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
15. Игры - шутки – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
50 | «Кольцо», «Чур» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
51 | «Орехи», «Барабанщик» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
52 | «Черепаха» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
16. Сюжетные игры – 6 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
53 | Связь русских народных игр с другими жанрами устно народного творчества. «Пчёлки и ласточки». | Теория | Устный журнал | |||||||||||||||||||||||||||
54 | «Два Мороза», «Гуси-Лебеди» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
55 | «Волк во рву», «У медведя во бору» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
56 | «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
57 | «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
58 | Обобщение знаний | Контрольный урок | Опрос, конкурсы | Творческие конкурсы | ||||||||||||||||||||||||||
17. Загадки, шарады, каламбуры – 3 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
59 | «Отгадай слово», «Искатель цветов», «Да и нет», «Отвечай, не говоря!», | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
60 | «Царёк», «Обмен именами», | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
61 | «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
18. Праздник «Мир русских народных игр» - 6 ч. | ||||||||||||||||||||||||||||||
62 | «Проводы берёзы», «Бой крашенками» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
63 | «Шапочники», «Коробейники» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
64 | «Сказочница» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
65 | «Гусиное перо», «Подвижки льда» | Практическая работа | Коллективные игры | |||||||||||||||||||||||||||
66 | Обобщение знаний | Контрольный урок | Наблюдение | Праздник игр | ||||||||||||||||||||||||||
2 класс
№ п/п | Сроки | Содержание разделов и тем программы | Вид занятия | Вид контроля | Организационная форма | |
Раздел 1. Спортивные и подвижные игры - 32 ч. | ||||||
1 | Значение игр для физического развития организма. | Теория | Беседа | |||
2 | Упражнение « Высокие деревья», «Боксёры». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
3 | Эстафета с обменом мячей. | Практическая работа | Эстафеты | |||
4 | Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта» | Практическая работа | Коллективные игры | |||
5 | «Кузнечики», «Лошадки». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
6 | Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
7 | Эстафета с прыжками с ноги на ногу | Практическая работа | Эстафеты | |||
8 | Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики» | Практическая работа | Самостоятельные игры | |||
9 | Народный календарь | Теория | Иллюстрированная беседа, театрализация | |||
10 | Разучивание игр «Мышеловка». | Контрольный урок | Текущий | Праздник игр | ||
11 | Эстафета по кругу. Самостоятельные игры | Практическая работа | Самостоятельные игры | |||
12 | Разучивание игры «Горелки». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
113 | Подвижные игры «Наперегонки парами» | Практическая работа | Коллективные игры | |||
014 | «Ловишки-перебежки». Эстафета «Паровозик». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
15 | Комбинированная эстафета. Самостоятельные игры. | Теория | Беседа, игры | |||
816 | Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
117 | Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры. | Практическая работа | Эстафета | |||
918 | Разучивание игры «Аисты». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
119 | Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Перетягивание каната. | Практическая работа | Эстафета | |||
120 | Эстафета с переноской предметов. | Практическая работа | Эстафета | |||
121 | Разучивание игр «Перетягивание каната», «Не намочи ног» | Практическая работа | Коллективные игры | |||
122 | Разучивание игры «Береги предмет», | Практическая работа | Коллективные игры | |||
123 | «Кто первый через обруч к флажку?» | Практическая работа | Коллективные игры | |||
124 | Разучивание игр «Пролезай-убегай», «Пчёлки». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
225 | Самостоятельные игры. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
26 | «Пятнашки», «С кочки на кочку», «Кот и мыши».
| Практическая работа | Коллективные игры | |||
227 | Игры по выбору | Практическая работа | Коллективные игры | |||
28 | «Кто дольше не собьётся», «Удочка».
| Практическая работа | Коллективные игры | |||
29 | Игры по выбору. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
30 | Разучивание игр «Покати-догони», «Прыгай выше и дружнее». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
31 | «Упасть не давай», «Совушка». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
32 | Обобщение знаний | Контрольный урок | Опрос, конкурсы | Весёлые старты | ||
Зимние виды игр – 18 ч. | ||||||
33 | Закаливание в зимнее время года. | Теория | Беседа | |||
34 | Катание на лыжах. «Трамвай», «Найди себе пару». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
35 | Игры по выбору. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
36 | «Гонки санок» «Попади в цель». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
37 | Катание на лыжах. «Быстрые упряжки», «На санки» | Практическая работа | Коллективные игры | |||
38 | Вредные привычки и отрицательного воздействия окружающей среды, умение вести здоровый образ жизни. | Теория | Беседа | |||
39 | Зимние игры | Контроль | Текущий | Опрос | ||
40 | Катание на лыжах. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
41 | Разучивание игр «Идите за мной», «Сороконожки». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
42 | Самостоятельные игры. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
43 | «Поменяй флажки», «Через препятствия», | Практическая работа | Коллективные игры | |||
44 | Катание на лыжах и санках. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
45 | Разучивание игр «Пройди и не задень», «Зима и лето». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
46 | Игры по выбору. | |||||
47 | Эстафета на лыжах. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
48 | Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
49 | Игры по выбору: снежки, катание на санках с ледяных горок. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
50 | Обобщение знаний. | Контроль | Текущий | Соревнования | ||
Спортивные эстафеты – 20 ч. | ||||||
51 | Ходьба парами, тройками. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
52 | Разучивание игр «Гонки парами», «Будь внимателен». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
53 | Самостоятельные игры. | Контрольный урок | Опрос, игры | Викторина | ||
54 | Основы здорового питания. | Теория | Беседа | |||
55 | Закаливание в весенне- летний период. | Теория | Беседа | |||
56 | «Метко в цель», «Конники спортсмены». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
57 | Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
58 | «Мяч соседу», «Гуси-лебеди». Эстафета прыжками. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
59 | Самостоятельные игры: ручной мяч, футбол, баскетбол. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
60 | Эстафета с передачей палочки. «Быстрые и меткие», «Зайцы в огороде». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
61 | Эстафета по кругу. Игры по выбору: ручной мяч. | Практическая работа | Коллективные игры | |||
62 | « Успей поймать», «Космонавты». Соревнования на точность броска мяча в корзину. | Практическая работа | Соревнования | |||
63 | Эстафета по кругу. Игры по выбору: ручной мяч. | Практическая работа | Эстафета | |||
64 | «Попади в последнего», «Дальше и выше», «Беги и хватай», упражнение «Силачи». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
65 | Игры «День и ночь», «Волк во рву». Эстафета «Паровозик». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
66 | «Фигуры», «Зайцы, сторож и Жучка» «Через ручеёк». Упражнение «Силачи». «Запрещённое движение», «Ловишки с приседанием». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
67 | Игры «День и ночь», «Волк во рву». | Практическая работа | Коллективные игры | |||
68 | Эстафета «Паровозик». | Практическая работа | Эстафета | |||
69 | Эстафета с обменом мячей. | Практическая работа | Эстафета | |||
70 | Обобщение знаний | Контрольный урок | Итоговый | Весёлые старты |
- Учебно – методические средства обучения
Литература для учителя
1. Баландин, Г.А., Казакова, Т.Н., Назарова, Н.Н. Урок физкультуры в современной школе [Текст]: / Г.А Баландин, Т.Н. Казакова, Н.Н.Назарова.- М., Советский спорт, 2010. - 200 с.
2.Васильева, Н.Н., Новоторцева, Н.В. Развивающие игры для дошкольников [Текст]: / Н.Н.Васильева, Н.В.Новоторцева. – Ярославль, Мысль,1996. - 205 с.
3. Гуревич, И.А. 300 Соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию [Текст]: / И.А.Гуревич.- М., Высшая школа, 2007. -150 с.
4. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе [Текст]: / Ю.А.Янсон.- Ростов-на-Дону, Новые педагогические технологии, 2005. -130 с.
Литература для обучающихся
1.Кильпио, Н.Н. 80 игр для детского сада [Текст]: / Н.Н.Кильпио.- М., Просвещение, 2009. - 90 с.
2.Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст]: / М.Ф. Литвинова. – М., Просвещение, 2007. – 167 с.
3. Патрикеев, А.Ю. Мозаика детского отдыха [Текст]: / А.Ю.Патрикеев. - М., ВАКО, 2007. - 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"
Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...
Русские народные игры
Презентация "Русские народные игры" выполнена с целью познакомить учащихся с русскими народными забавами, развлечениями в рамках школьного мероприятия. Предлагается использовать полученную информацию ...
Русские народные игры
Описание подвижных русских народных игр...
программы по воспитанию национального самосознания на прогулках средствами фольклора и русскими народными играми «За околицей»
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольс...
Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.
Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"
Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...