Из опыта работы учителя физической культуры Никифоровой А.Г РЕФЕРАТ дисциплина: Теория и методика физического воспитания ТЕМА: УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
План
1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре 2. Критерии учета успеваемости 3. Оценка знаний 4.Оценка техники физических упражнений 5.Оценка физической подготовленности
1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
К учащимся в школе должны предъявляться требования, объективно отражающие индивидуальный уровень умений и навыков, развитие двигательных способностей на конкретном этапе обучения. Что касается знаний, то их уровень не зависит от физических способностей и половых особенностей школьников, и требования к их оцениванию предъявляются единые для всех. Учебная деятельность по физической культуре является самой многообразной из всех дисциплин школьного учебного плана, поскольку связана с усвоением знаний, формированием двигательных навыков, повышением уровня функциональных возможностей и развитием на их основе двигательных способностей. Результатами этих видов деятельности являются новые знания, соответствующие физкультурному пространству, спортивные, трудовые и бытовые двигательные навыки, высокий уровень физического развития и физической подготовленности, крепкое здоровье, развитие интеллекта, приобщение к регулярным занятиям физической культурой. Аттестация по учебному предмету «Физическая культура» осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся, которые оцениваются в баллах по 10-балльной системе -7 (семь), 8 (восемь), 9 (девять), 10 (десять). Отметка «0» выставляется при отсутствии результатов учебной деятельности учащегося на момент аттестации. Оценочная деятельность заключается в определении степени выполнения (решения) учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, а также на основании сопоставления реальных результатов их учебной деятельности с требованиями учебных программ и образовательных стандартов. Количественным показателем оценки результатов учебной деятельности учащихся является отметка. Отметка -- это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое) выражение в баллах. 10-балльную систему оценки результатов учебной деятельности учащихся образуют взаимосвязанные и взаимообусловленные виды, формы, методы контроля, с помощью которых в соответствии с установленными правилами, требованиями и нормами определяются результаты учебной деятельности учащихся и осуществляется их аттестация. Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются: - образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; - стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности; - диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности; - контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся; - социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства. Выставляемая педагогом оценка должна быть объективной, исключающей личные симпатии или антипатии по отношению к учащемуся и, в то же время, учитывающей индивидуальные особенности его психофизического развития. Объективность оценки во многом зависит от адекватности установленных учителем критериев (требований), основанных на программно-нормативных документах, к двигательным и интеллектуальным возможностям учащихся, их возрасту, полу. Отметка по физической культуре, с одной стороны, характеризует успехи и неудачи ученика по различным видам учебной деятельности, а, с другой, должна отражать все виды учебной деятельности. Освоение учащимися начальной школы программного материала по физической культуре требует реализации принципа межпредметных связей, т. е. согласования с учебным материалом других образовательных областей, например: «Человек и мир», «Технология» и др. Такое межпредметное содержание материала должно обсуждаться учителем физической культуры начальных классов, что оказывает более эффективное влияние на образование школьников, формирование у них целостности представлений об изучаемых явлениях.
2. Критерии учета успеваемости
Педагог на протяжении всего урока может оценивать следующие виды деятельности учеников, выводя итоговую отметку.
1. Знания.
Общие теоретические сведения о социальной сущности физической культуры, медико-биологические основы развития организма, история физической культуры, знания основ видов движений, правил подвижных и спортивных игр, проведения соревнований, обеспечения безопасности при занятиях физическими упражнениями и т.д. 2. Умения и навыки.
Контроль не только за результатом, но и за процессом освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка выставляется как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Вместе с тем, учитель может оценивать методические, организаторские, инструкторские способности учащихся.
3. Уровень развития двигательных способностей в соответствии с программой, а также специальной физической подготовленности по различным видам физических упражнений, изучаемых в школе.
Физическая подготовленность учащихся оценивается с помощью следующих контрольных упражнений: наклон вперед (см), челночный бег 4x9 (с), подтягивание (мальчики - количество раз), поднимание туловища (девочки количество раз за 1 мин), прыжок в длину с места (см), бег на длинную дистанцию, которая зависит от параллели класса. Данные об уровне физической подготовленности учащихся должны использоваться для разработки и корректировки планирования учебного материала и подбора упражнений для домашних заданий. Сведения об индивидуальном уровне физической подготовленности учащихся сообщаются родителям на собраниях и педагогических советах.
4. Домашние задания.
Самостоятельное разучивание упражнений, выполнение упражнений тренировочного характера, написание рефератов на физкультурную тематику, сбор и анализ спортивной информации. По направленности домашние задания могут быть трех видов: а) на освоение техники отдельных упражнений или комплексов; б) на развитие одного или нескольких двигательных качеств; в) на усвоение теоретических знаний. Для второго вида домашних заданий учителя физической культуры разрабатывают самостоятельно критерии оценки домашнего задания (отдельно для мальчиков и девочек) по десятибалльной шкале учебных достижений учащихся. При этом желательно использовать наиболее эффективные методы оценки: - по величине прироста личного результата; - по рейтингу в классе или в параллели классов; - по личному рекорду и др. Качество домашнего задания проверяется в процессе урока: анализируется упражнение, исправляются ошибки в выполнении заданных на дом упражнений, дается новое домашнее задание с разъяснением интенсивности упражнений, способа их выполнения в условиях жилой комнаты, двора, школьного спортивного городка и т. и. В зависимости от вида задания, сроки, на которые они задаются, могут быть в пределах двух-трех дней (первый и третий виды), одного-двух месяцев (второй вид). В общеобразовательных школах (школах-интернатах), лицеях, гимназиях домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности и реальности их выполнения. Домашние задания по физкультуре не задаются учащимся 1х классов начальной школы на выходные дни, всем учащимся на каникулярный период. Объем выполнения домашних заданий для учащихся средних и старших классов по физической культуре не должен превышать 30 мин.
5. Прилежание. Должная оценка выставляется ученику за сознательную дисциплину, чувство ответственности, добросовестное отношение к труду, спортивному оборудованию, инвентарю, выполнению своих обязанностей учащегося.
3.Оценка знаний
Достижения учащихся по знании компоненту оцениваются в соответствии с общепринятыми критериями по 10-балльной шкале. Для этого выделяется пять уровней усвоения учебного материала (таблица ). Первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения). Второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти. Третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне «понимания»; описание и анализ действий с объектами изучения. Четвертый уровень (достаточный) -- действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи. Пятый уровень (высокий) - действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения. Каждый уровень включает по две градации с соответствующими качественными характеристиками.
Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
|
|
|
| Уровни | Баллы | Показатели оценки |
| Первый уровень | 0 | Отсутствие результатов учебной деятельности |
|
| 1 | Узнавание отдельных объектов изучения программного материала, предъявленных в готовом виде |
|
| 2 | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде |
| Второй уровень (удовле-творительный) | 3 | Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных действий по образцу |
|
| 4 | Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по образцу |
| Третий уровень (средний) | 5 | Осознанное воспроизведение значительной части программно-го учебного материала (описание объектов изучения с указани-ем общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по известным правилам или образцу. |
|
| 6 | Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных заданий |
| Четвертый уровень (достаточный) | 7 | Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу) |
|
| 8 | Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой сигуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания) |
| Пятый уровень (высокий) | 9 | Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий) |
|
| 10 | Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения задания, выполнение творческих заданий) |
|
|
|
|
|
4.Оценка техники физического упражнения
При оценке уровня сформированности любого двигательного умения и навыка предлагается учитывать незначительные, значительные и грубые ошибки. Незначительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стандартной техники (образца), которое не нарушает основу обще приобретенной биодинамической структуры движений; незначительные ошибки в деталях техники упражнений, которые не снижают качества показателя этого движения; За незначительные ошибки оценка может быть снижена на 1 - 2 балла. Значительные ошибки характеризуются минимальным отклонением от стан-дартной техники, которое не изменяет биодинамической структуры движений, но снижает количественные показатели или увеличивает время для выполнения упражнений. Значительное отклонение в деталях техники фи-зических упражнений, которое снижает количественные показатели или увеличивает время на освоение этого двигательного действия; За значительные ошибки оценка может быть снижена на 3-6 баллов. Грубые ошибки характеризуются значительными отклонениями от основ и деталей техники, которые препятствуют формированию основного двигательного стереотипа (навыка) и отрицательно отражаются на результативности этого упражнения; За грубые ошибки оценка может быть снижена на 7 - 9 баллов. В соответствии с фазами формирования двигательного навыка выделены три основных уровня освоения движения: низкий (умение), средний (навык-репродукция), высокий (вариативный навык). Им предшествует состояние «предумение», когда уже сформировано определенное представление о движении, но оно выполняется учащимися с грубыми ошибками, искажающими технику. В основу критериев оценки двигательных умений и навыков положены показатели, сложившиеся в методике физического воспитания.
Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
|
|
|
| Уровни | Баллы | Показатели оценки |
| Первый уровень (низкий) | 0 | Отсутствие результатов учебной деятельности |
|
| 1 | Выполненное упражнение отдаленно напоминает оригинал, показанный учителем или его помощником |
|
| 2 | Упражнение выполнено с оказанием помощи, по частям, под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, с грубыми нарушениями амплитуды и темпа. Допущены лишние действия, задержки между структурными частями упражнения |
| Второй уровень (удовлетворительно и средний) | 3 | Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, со значительным нарушением амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения. |
|
| 4 | Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, замедленно, с незначительными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения |
| Третий уровень (средний) | 5 | Упражнение выполнено с оказанием помощи, без контроля сознания, с незначительным напряжением и заметными отклонениями от образца, с указанием на его общие и отличительные существенные признаки без их объяснения. |
|
| 6 | Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, автоматизированно, ненапряженно, без контроля сознания, с мелкими отклонениями от образца, с объяснением его элементов. |
| Четвертый уровень (достаточ-ный) | 7 | Упражнение выполнено без оказания помощи, автоматизированно, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником, с объяснением закономерных связей его элементов |
|
| 8 | Упражнение выполнено самостоятельно, автоматизированно, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником, с объяснением его воздействия на организм учащегося. Оценивается техника выполнения упражнения при показанном результате не ниже среднего уровня (5 баллов) |
| Пятый уровень (высокий) | 9 | Упражнение выполнено в частично измененной ситуации (например, изменено исходное положение, использованы дополнительные условия и т. п.) самостоятельно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником, с объяснением его воздействия на организм учащегося. Оценивается техника выполнения упражнения при показанном результате не ниже среднего уровня (6 баллов) |
|
| 10 | Упражнение выполняется самостоятельно и свободно в любой измененной ситуации по выбору ученика, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником, с объяснением его воздействия на организм учащегося. Оценивается техника выполнения упражнения при показанном результате не ниже достаточного уровня(7б) баллов) |
|
|
|
|
|
5.Оценка физической подготовленности
В начале учебного года, с 1 по 16 сентября, и в конце, с 1 по 15 мая, проводится проверка физической подготовленности и физического развития учащихся. Методика проведения тестирования. Все тесты принимаются в спортивном зале, за исключением бега на выносливость и бега на лыжах. Перед обследованием необходимо провести стандартную разминку и настроить занимающихся на достижение максимально возможного индивидуального результата в каждом упражнении. Обследование проводится в течение двух уроков физкультуры. Результаты заносятся в протокол, в котором должны быть указаны возраст и показатели физического развития учащихся. Контрольные упражнения выполняются в соответствии с изложенными ниже правилами. 1. Наклон вперед. Испытуемый садится на пол со стороны знака «-» на нанесенной разметке так, чтобы пятки находились на ширине плеч на линии А - Б, но ее не касались. Ступни вертикально. Выполняются 2 предварительных наклона и один зачетный с задержкой 3 с. Результат засчитывается по кончикам пальцев (отрицательный или положительный) с точностью до 1,0 см. 2. Подтягивания (юноши). Исходное положение - вис хватом сверху. Подтягивание осуществляется до момента перехода подбородком линии перекладины, без пауз отдыха. Засчитывается количество раз, выполненных в соответствии с изложенными требованиями. 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (девушки). Ноги в коленях согнуты (угол 90°), партнер придерживает ноги за голеностопный сустав. Руки крест-накрест, кисти к плечам. При поднимании туловища коснуться локтями колен, при опускании - лопатками пола. Выполняется на гимнастическом мате. 4. Челночный бег 4x9 м. На полу в спортивном зале проводятся две параллельные линии на расстоянии 9 м. За одной из них в полукруге, ра-диусом 50 см, лежат 2 деревянных бруска размером 5x5x10 см, а за другой находится испытуемый. Расстояние между брусками - 10 см. По команде «Марш!» испытуемый бежит к брускам, поднимает один из них, возвраща-ется к старту, кладет брусок за линию, бежит за вторым бруском и возвра-щается, пересекая стартовую линию. Бросать бруски запрещается. Время фиксируется в момент пересечения финишной линии с точностью до 0,1 с. Можно стартовать парами, но на двух станциях. 5. Прыжок в длину с места. Проводится на твердом покрытии без обуви и только в условиях зала. Исходное положение ступни параллельно на ширине плеч. Прыжок выполняется одновременным толчком двумя но-гами со взмахом рук. Приземляться только на обе ноги. Отсчет - по пятке, расположенной ближе к месту отталкивания. Разрешаются 3 попытки. Для выполнения теста расчерчиваются старт и зона приземления. Измерения проводят с точностью до 1 см. 6. Бег на выносливость: 900 - 1200 (м), 900 (д.) - 1 - 4 класс; 1200 -1500 м (юн.), 1000 - 1100 (д.) -5-11 класс. Осуществляется по правилам легкой атлетики. Фиксируется время с точностью до 1 с. Рекомендуется принимать норматив в присутствии медицинского работника. Критерием оценки физической подготовленности является положительная динамика результатов выполнения учащимся тестов.
Литература 1. Десятибалльная система оценки знаний, умений и навыков учащихся общеобразовательных школ: Инструктивно-методические материалы / Под. Ред. В.И. Стражева, О.Е. Лисейчикова, Г.Д. Дыляна. - Мн: НИО, 1999. 2. Касымбекова С.И. Нучно-методические основы современной системы физического воспитания в школах // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №3 3. Кряж В.Н., Кряж З.С. Оценка успеваемости по предмету «Физическая культура» // «Физичная культура и здароуе». - 2001.- №3 4. Программа по физической культуре для учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы (переработанная и дополненная) // Разработ. А.А.Гужаловским, В.Н.Кряжем и др. - Мн: Технопринт, 1999 5. Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В.А.Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др.; Под ред. В.А. Баркова.Мн: Тэхналогия ,2001. 6. Ярулин Р.Х. От содержания программы по предмету «Физическая культура» к организации процесса образования школьников по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. №3
|