Применение технологии развития двигательных качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма на уроках физической культуры в начальной школе.
статья по физкультуре (4 класс)

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания школьников, для этого нужно вести учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, физической подготовленности на основе типологических нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям и способностям каждого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_teloslozheniya.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии развития двигательных качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма на уроках физической культуры в начальной школе.

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания школьников, для этого нужно вести учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, физической подготовленности на основе типологических нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям и способностям каждого.

Наиболее важными типологическими признаками в физическом воспитании являются и остаются особенности телосложения и тесно связанная с ними степень проявления физических качеств. Тип телосложения в очень большой мере определяет диапазон физических возможностей. Это и понятно, так как видимые на глаз различия в телосложении являются проявлением глубинных различий в структуре обмена веществ и функциях важнейших физиологических систем организма.

Осознавая имеющуюся у учителей физической культуры потребность в освоении современных инновационных технологий, доктор педагогических наук, профессор В.Д.Сонькин; доктор педагогических наук, профессор В.В.Зайцева; кандидат педагогических наук Г.М.Маслова; кандидат педагогических наук М.В.Бурчик поставили задачу и разработали научно обоснованную технологию физической подготовки школьников, учитывающую индивидуально-типологические особенности обучающихся. Они провели экспериментальную проверку такого методического подхода. Результаты показали, что принцип «движение навстречу Природе», полностью оправдал себя в плане повышения двигательной подготовленности обучающихся. Это означает, что дети должны получать такие задания (как в урочных, так и во внеурочных формах занятий), выполнение которых было бы для них приятным и интересным благодаря совпадению с интуитивным стремлением и биологической ориентацией организма (предрасположенностью). Приросты результатов во всех двигательных тестах оказались в экспериментальных группах примерно в 2 раза выше, чем в контрольных, которые занимались по-старому. Кроме того, у всех обучающихся экспериментальных групп, независимо от их телосложения и режима нагрузки на занятиях, значительно выросла выносливость. А в спортивной науке хорошо известно, что именно выносливость более всего отражает состояние организма, так как для ее проявления нужна слаженная работа всех важнейших функций и систем. Во всяком случае, повышение выносливости, без сомнения, свидетельствует об улучшении функционального состояния организма человека.

Проведенные педагогические наблюдения показали, что школьники разных типов телосложения по-разному относятся к выполнению определенных двигательных заданий. Так обучающиеся астено-торакального типа телосложения любят медленный, но продолжительный бег. Обучающиеся мышечного типа с удовольствием выполняют скоростно-силовую работу, школьники дигестивного типа беговые легкоатлетические упражнения выполняют с неохотой, зато им нравятся метания и работа с отягощениями.

И это вполне закономерно, поскольку подавляющее большинство людей стремится выполнять те действия, которые у них лучше получаются. Так выполненное тестирование физической подготовленности обучающихся показало, что у школьников астено-торакального типа телосложения наиболее развитым двигательным качеством является выносливость, а у обучающихся мышечного и дигестивного типов телосложения - скоростно-силовые качества. Эти различия обусловлены биологическими причинами, связанными с естественным разнообразием строения и функций тела, а также темпов роста и развития организма.

Наиболее продуктивными для повышения физических возможностей школьников являются комплексы физических упражнений, направленные на совершенствование наиболее развитых для обучающихся определенного типа телосложения, двигательных качеств. Объем физических упражнений, направленных на развитие ведущих двигательных качеств должен составлять в среднем 60 % от общей физической нагрузки.

Технология развития физических качеств  предполагает определенную последовательность действий учителя и обучающихся: идентификация особенностей телосложения школьников, процедура индивидуально-групповой организации занятий (применение физических нагрузок, адекватных ведущим двигательным качествам), а также оценка физической подготовленности обучающихся в соответствии с типологическими нормативами. Технология используется в формировании жизненно необходимых двигательных качеств и совершенствовании индивидуального физического развития.

Цель данной технологии заключаются в формировании и развитии обучающихся в соответствии с природными способностями. Лица разного типа телосложения имеют различный уровень развития физических качеств и совершенствование двигательных качеств должно строится на основе соотношения адекватных средств, методов индивидуальным задаткам занимающихся.

Особенности методики заключаются в применении индивидуально-группового способа проведения занятий или метода круговой тренировки, оценивание физической подготовленности проводится со строгим учетом особенностей телосложения в соответствии с типологическими стандартами.

Алгоритм действий учителя физической культуры при внедрении технологии физической подготовки школьников, основанной на учете особенностей телосложения в 3 этапа:

1) дифференциация школьников по типам телосложения;

2) осуществление воздействия физических нагрузок, учитывающих особенности телосложения обучающихся;

3) оценка физической подготовленности школьников в соответствии с типологическими нормативами.

На первом этапе в рамках уроков физической культуры со школьниками формируются группы в соответствии с особенностями телосложения. Определение типов телосложения следует в соответствии с морфофункциональными характеристиками разных соматотипов на основании классической схемы. Три категории школьников: обучающиеся с астено-торакальным, мышечным и дигестивным типами телосложения.

Астеническо-торакальный тип - относительно узко сложенный тип. Грудная клетка уплощена спереди назад, вытянута, часто сужена книзу. Эпигастральный угол острый. Спина часто сутулая с резко выступающими лопатками. Живот впалый или прямой. Характерно выступание костей таза. Такие дети имеют удлиненные конечности, тонкий костяк. Подкожно - жировой слой крайне незначителен, поэтому хорошо виден костный рельеф - кости плечевого пояса и ребра. Мускулатура развита слабо.

Мышечный тип - данный тип характеризуется наличием массивного скелета с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка округлая, цилиндрическая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая с нормально выраженными изгибами. Живот прямой с хорошо развитой мускулатурой. Значителен объем мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.

Дигестивный тип - представители этого типа имеют обильное жироотложение. Форма грудной клетки, как правило, коническая, короткая, расширена книзу. Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый с жировыми складками. Спина прямая или уплощенная. Скелет крупный, массивный. Мускулатура хорошо развита. Подкожно жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф совершенно не просматривается.

Если телосложение школьника сочетает в себе черты двух смежных типов (имело переходный характер), то он относился к тому типу конституции, черты которого преобладают.

После формирования типологических групп следует второй этап, на котором для реализации технологии физической подготовки, учитывающей особенности телосложения и развития физических качеств,  рекомендуется применять индивидуально-групповой способ организации занятий. 

Каждую группу составляют школьники одного типа телосложения. Под общим руководством учителя работой каждого отделения руководит командир, либо кто-то из наиболее подготовленных обучающихся. Однако учителю необходимо время от времени подходить и к другим отделениям, проверяя их работу. Используется также индивидуальный способ организации урока. И в том и другом случае широко применяется метод круговой тренировки.

На третьем этапе осуществляется процедура оценки физической подготовленности обучающихся. Оценка по физическому воспитанию - очень тонкий инструмент, существенно влияющий на психологическое состояние и социальный статус ученика. Несправедливость такой оценки особенно опасна.

В большинстве случаев, выставляя оценку за двигательное задание, учитель ориентируется на «нормативный» результат, что вынуждает его уделять повышенное внимание «отстающим» двигательным качествам ребенка. Соответствующие упражнения для ребенка особенно трудны, так как ни его мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке. В некоторых случаях такой подход дает эффект, но при этом нередко приводит к тому, что ребенок, не обладающий необходимыми биологическими предпосылками для достижения требуемого результата, попадает в стрессовую ситуацию. В конечном счете уровень его физической подготовленности может даже повыситься, но отвращение к физическим упражнениям сохранится на всю жизнь.

Оценка результатов двигательных тестов на уроке физической культуры должна осуществляться на основе типологически адекватных шкал, учитывающих диапазон реальных возможностей представителей каждого конституционального типа, то есть должна быть дифференцирована.

Таким образом, мы поняли, что каждый из конституциональных типов индивидуален, и оценка его функциональных показателей должна быть не по общему стандартному нормативу, а по специально разработанному, характерному для каждого из них.

Задача исследования – изучить и сравнить уровни скоростных и силовых качеств мальчиков разных соматотипов, обучающихся в младших классах в условиях кадетского корпуса г. Новосибирска.

Обследовано 79 мальчика, обучающихся во 2 классе начальной школы (в возрасте 8 лет) в Сибирском кадетском корпусе. Проведено педагогическое тестирование скоростных качеств (бег 30 м), скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), ловкости (челночный бег 3х10м). Обследование проводили в сентябре и мае 2018-2019 и 2019-2020 уч.гг. (таблица 1).

Результаты исследование и их обсуждение. Анализ полученных данных (табл.1) выявил следующее. Величины ежегодных приростов в скорости (бег 30 м) фиксируют, что наибольший прирост (6,4%) этого качества показали мальчики мышечного типа. Наименьший прирост этого качества зафиксировано у мальчиков дигестивного типа (4,4). Оказалось, что более высокими темпами развивались скоростно-силовые качества (2,7) и ловкость (7,7%) у мальчиков астеноидного типов. У мальчиков дигестивного типа наблюдаются наименьше развитие способностей по всем показателям. Мальчики торакального и мышечного типов имеют различия показателей в границе 1%, что говорит об одинаковом уровне развития способностей.

Таблица 1

Динамика изучаемых показателей у младших школьников 8-9 лет(мальчики)

Тип

Бег 30 м, сек

Прыжок в длину

 с места, см

Челночный бег

 3х10 м., сек.

1 обсл

Оценка

2 обсл

Оценка

Прирост,%

1 обсл

Оценка

2 обсл

Оценка

Прирост,%

1 обсл

Оценка

2 обсл

Оценка

Прирост %

А

7

3

6,6

4

6

132,1

4

135,6

4

2,7

9,8

4

9,1

4

7,7

Т

6,8

4

6,4

4

6,3

140,2

4

139,3

4

-0,6

9,1

5

8,9

4

2,2

М

6,7

4

6,3

4

6,4

140,5

4

140

4

-0,4

9,3

4

9

4

3,3

Д

7,2

3

6,9

3

4,4

130,3

4

122,8

3

-5,8

9,6

4

9,6

4

0

Сред

нее

6,9

4

6,6

4

4,6

135,8

4

134,4

4

-1

9,5

4

9,2

4

3,3

Полученные данные выявляют, что использованная методика физического воспитания оказала положительное влияние на развитие двигательных качеств: скорость и ловкость, за исключением скоростно-силовых. Положительный прирост зафиксирован только в группе мальчиков астеников. Другими словами, можно сказать, что уровни приростов во всех группах находятся на одном уровне.

Однако если сравнивать показатели уровней подготовленности, то в конце года максимальную скорость на дистанции 30 м. демонстрируют мальчики мышечного типа – 6,3, дальность прыжка с места – 140. В челночном беге показатели всех групп находятся в границах 0,1 с., что говорит об одинаковом уровни развития ловкости. Единственная группа, которая отстает по всем показателям, это мальчики дигестивного типа.

При проведении оценки результатов тестирования с возрастно-половыми нормативами, представленными в комплексной программе физического воспитания, можно установить, что практически все варианты сравнения оцениваются на уровнях средних; только в группе мальчиков дигестивного типа показатели оцениваются ниже средних значений возрастных нормативов. Следовательно, уровни развития изучаемых двигательных качеств мальчиков младших классов, которые обучаются в Сибирском Кадетском Корпусе, соответствуют возрастным нормам современных детей.

Выводы:

1. Определена динамика изучаемых показателей у мальчиков-кадетов различных соматотипов в возрасте 8-9 лет: а) у мальчиков астеноидного типа прирост скорости составил 6%, скоростно-силовых способностей - 2,7% и ловкости – 7,7%; б) у мальчиков торакального типа – соответственно – 6,3%, -0,6% и 2,2%; в) у мальчиков мышечного типа – соответственно – 6,4%, -0,4% и 3,3%, у мальчиков дигестивного типа – соответственно – 4,4%, -5,8% и о%. Другими словами, приросты скоростных, скоростно-силовых качеств и ловкости у школьников младших классов фиксированы в границах от 0 до 6,4%. При этом максимальные приросты фиксированы: в группе мальчиков мышечного типа – в скорости (6,4%), в группе мальчиков астеноидного типа – в скоростно-силовых качествах (2,7%) и в ловкости (7,7%). Последнее отражает умеренное положительное влияние использованной методики физического воспитания, а также то, что использованные физические нагрузки, как фактор воздействия, согласуются с сенситивными периодами изучаемых здесь двигательных качеств.  

2. Выявлены уровни развития изучаемых показателей: в основном они оцениваются как средние, за исключением группы мальчиков дигестивного типа оцениваемой ниже среднего.

3. Установлено, что уровни приростов физических показателей у младших школьников 8-9 лет различных соматотипов, обучающихся в Сибирском кадетском корпусе, различны в границах 1%. Более высокими темпами развиваются ловкость и скоростно-силовые способности у мальчиков астеноидного типа. Группа мальчиков дигестивного типа демонстрирует самые низкие уровни приростов по всем показателям.

4. Значительное различие уровня физических способностей у мальчиков дигестивного типа в сравнении с другими группами, показывает необходимость дополнительной работы с ними,  по-прежнему используя технологию развития двигательных качеств обучающихся с учетом индивидуально-типологических особенностей организма.

Практические рекомендации:

1. На учебных занятиях по физическому воспитанию, проводимых в рамках уроков физической культуры со школьниками, рекомендуется формировать группы в соответствии с особенностями телосложения.

2. При использовании технологии, направленной на повышение физических возможностей обучающихся и учитывающей индивидуальные особенности телосложения учащихся, необходимо 60% времени занятия уделять развитию ведущего для них двигательного качества: для обучающихся астено-торакального типа телосложения - выносливости; для мышечного и дигестивного соматотипов - скоростно-силовых качеств. Для школьников астено - торакального типа 20% объема занятий следует отводить развитию скоростно-силовых способностей; для обучающихся мышечного и дигестивного соматотипов 20% - развитию выносливости. Оставшиеся 20% от общего объема занятий рекомендуется уделять развитию остальных физических качеств.

3. При оценке физической подготовленности необходимо использование нормативов, учитывающих особенности телосложения школьников.

4. Для совершенствования процесса управления физической подготовкой школьников рекомендуется использовать индивидуальную карту регистрации результатов обучающихся, в которую ежемесячно заносить данные об их физическом состоянии.

5. Использование индивидуально-типологического подхода в начальных классах желательно в течение всего учебного года или, как минимум, в период первого учебного полугодия.

6. Индивидуально-типологический подход может быть использован как в урочных, так и секционных и самостоятельных занятиях со школьниками.

Итак, технологии физической подготовки, учитывающие индивидуально-типологические особенности учащихся, показывают эффективность по сравнению с другими подходами в физической подготовке школьников: отстающие ученики, у которых в силу их индивидуальных особенностей по старой системе при любых стараниях не хватало сил на выполнение некоторых контрольных нормативов, теперь получили шанс улучшить свою оценку, и это сказывается на общем психологическом настрое обучающихся.

Дифференцированный подход в развитии двигательных качеств с учётом индивидуально-типологических особенностей организма позволяет совершенствовать систему отбора в различные виды спорта, активизировать и поддерживать уровень здоровья занимающихся.

                Список использованной литературы

  1. Дарская С.С. техника определения типов конституции у детей и подростков // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1975. – С. 45-55.
  2. Додонова Л.П. методы соматотипирования в возрастной и конституциональной антропологии: Учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2016 – С. 146-147.
  3. Жуков О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14 - 17 лет / О.Ф. Жуков, С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - N 2. - С. 41-45.
  4. Зайцева В.В. Такие разные дети: Шаги физического развития / В.В.Зайцева, В.Д. Сонькин. - Екатеринбург: У-Фактория, 2016. - 288 с.
  5. Левушкин С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения / С.П. Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - N 6. - С. 2-5.
  6. Левушкин С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2014. - 32 с.
  7. Сонькин В.Д. [и др.] Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. - М.: Образование от А до Я, 2010. - С. 31-59.
  8. Фильченков Д.А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. канд. дисс. М., 1994. - 23 с.
  9. Линия УМК Т. В. Петровой. Физическая культура (1-4) Источник: https://rosuchebnik.ru/kompleks/umk-liniya-umk-t-v-petrovoy-fizicheskaya-kultura-1-4/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе

Игровые технологии в начальной школе являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способносте...

Особенности конструирования урока физической культуры в начальной школе в свете реализации ФГОС

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — одна  из главных целей развития отечественной системы школьного образования....

Применение элементов йоги на уроке физической культуры в начальной школе

Как показал педагогический эксперимент,использование игрового метода (визуализацию и стихи) в системе хатха-йога помогает открыть способности сознания и тела, добиться интереса к заняти...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье поднимается вопрос акктуальности темы на сегодняшний день. Рассматриваются  возможности ориентации школьников на здоровый образ жизни, а также возможность подачи информации о том, что та...

Методологические особенности использования игрового метода на уроках физической культуры в начальной школе.

       Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприят...