программа внеурочной деятельности по ФГОС "Спорт - это жизнь"
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме
программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС по физической культуре в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивно-оздоровительная программа внеурочной деятельности
«Спорт - это жизнь»
Цель: Воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и потребность к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
- Повышать физиологическую активность систем организма, содействовать оптимизации умственной и физической работоспособности.
- Повышать физическую подготовленность и развитие основных физических качеств.
- Обучить комплексам физических упражнений с оздоровительной и направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма.
- Развитие интереса у учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
- Знания о здоровье и здоровом образе жизни, культуре здоровья.
Категория учащихся: начальная школа
Формы занятий: беседы, практические занятия, спортивные соревнования, праздники, викторины, досуги, конкурсы.
Объем программы: 64 часа
Ожидаемые результаты:
- Воспитание бережного отношения к здоровью.
- Воспитание потребности к регулярным занятиям физической культуры и спортом.
- Владение навыками здорового образа жизни.
- Всестороннее развитие физических качеств.
- Укрепление здоровья.
Пояснительная записка
Спорт – это жизнь. Именно в движении должен расти ребенок. Все хотят видеть его здоровым, умным, сильным. Основы этих качеств закладываются в детстве. Только тот, кто активно занимается физическими упражнениями, может укрепить и сохранить свое здоровье на долгие годы. Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье.
Настоящая программа «Спорт – это жизнь» для учащихся начальной школы в своих целях и задачах соотносится с Государственным стандартом и концепцией образования, но по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников. Как результат этого, предлагаемая программа в своей предметной ориентации нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
- Повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
- Повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, скорости;
- Обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
- Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
- Направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений;
- Направленностью на включение в содержание уроков учебного материала с учетом индивидуального физического развития и подготовленности учащихся; состояния их здоровья.
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения программного материала учащиеся начальных классов должны иметь представления:
- О связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
- О правилах использования закаливающих процедур;
- О разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих, соревновательных;
- О физической нагрузке и способах ее регулирования(дозирования);
- О профилактике травматизма.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
- Выполнять закаливающие процедуры;
- Выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки, корригирующей и дыхательной гимнастики, на улучшение зрения;
- Вести дневник самонаблюдения;
- Организовывать подвижные игры на переменах и в свободное время;
- Оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, ушибах;
- Выполнять приемы самомассажа.
Содержание программы:
1. Статистические упражнения(позы) – 6 час.
Позы применяются как общеизвестные статистические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йога. Асаны-“ лотос”, “кобра”, “собака”, “кошка”, “дерево”. Игры и игровые упражнения “Скульптор”, “Скульптурная группа”, “Рисуем телами”.
2. Физические упражнения сопряженного характера – 5 часа.
Игровые упражнения и игры : “Бабочки и стрекозы”, “Замри”, “Бег с флажками”, “Журавли и лягущки”,полоса препятствий, игровые упражнения с мячом; обручем; скакалкой; эстафеты.
3. Физические упражнения творческого характера – 5 часов.
Иммитационные движения(отгадать загадку и показать движением отгадку), прослушивание мелодии и показ упражнения, исценирование сказок, стихов, “Муравейник” (упражнения по желанию).
4. Мимические упражнения – 5 часа.
Упражнения на передачу выразительности жеста; удивления; радости; гнева; удовольствия; переживания и др.
5. Дыхательные упражнения – 10 часов.
Упражнения, игровые задания и игры с элементами дыхательной гимнастики, комплексы дыхательной гимнастики по системе Бутейко и Стрельниковой, звукотерапия, кричалки.
6.Упражнения на напряжение и расслабление мышц - 6 часа.
Упражнения и игровые задания “Качели”, “Насос и мяч”, “Пылесос и пылинки”, “Тряпичная кукла”, “Факир”, “Штанга”, упражнения в положении лежа, упражнения на сохранение и коррекцию осанки; предотвращения плоскостопия,коррекция зрения.
7. Ритмические упражнения и танцы – 10 часа.
Танцевальные движения, исценирование песен, танцы, ритмические упражнения “Барабан”, “Канон”, “Хлопай-топай”, “Слушай хлопки”.
8. Психогимнастика – 5 часов.
Этюды на выразительность жеста; отображения положительных и отрицательных черт характера; на выражение удовольствия и радости; сосредоточенности; внимания.
9. Игры(творческие, подвижные, спортивные) – 10 часов.
Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры(баскетбол, пионербол, футбол, лапта).
10. Основы самомассажа – 2 часа.
Самомассаж рук, ног, стоп, головы, ушных раковин.
Тематическое планирование
№ | Тема. Раздел программы. | Содержание материала | Тип урока | Форма контроля знаний | Кол-во часов |
1 | Средство физического воспитания | Туризм. Танцы. Закаливание. | Беседа | 1 | |
2 | Игры. | Подвижные игры по желанию. | Вводный | Выполнение правил игры | 2 |
3 | Игры. | Футбол. Игры с мячом. | Совершенствование | Выполнение правил | 4 |
4 | Личная гигиена | Подбор одежды и обуви. | Беседа | 1 | |
5 | Дыхательная гимнастика. Психогимнастика. | Звукотерапия Коррекция настроения. | Совершенствование | Правильность дыхания. | 1 |
6 | Упражнения творческого характера | Загадки и движения. Игры. | Ознакомление с новым материалом. | Правильность выполнения. | 3 |
7 | Хатха-йога. Дыхательная гимнастика. | Поза «Собака», «Дерево».Игра «Скульптор». Кричалки. | Смешанный | Правильность выполнения. | 1 |
8 | Ритмические упражнения и танцы. Самомассаж. | Танец «Чунга-Чанга», «Хлопай-Топай». Массаж кистей. | Вводный | Контроль за правильным выполнением. | 2 |
9 | Игры и упражнения сопряженного характера. Психогимнастика. | «Воробьи и вороны»,полоса препятствий. Воплощение в образ. | Смешанный | Выполнение правил. | 1 |
10 | Напряжение и расслабление мышц. | Упражнения на коррекцию осанки. Упражнения лежа. Измерение ЧСС. | Вводный | Контроль за правильностью выполнения. | 1 |
11 | Стройная спина | Значение правильной осанки | Беседа | 1 | |
12 | Стройная спина 2 | Упражнения для сохранения и исправления осанки | Практическое занятие | Правильность выполнения | 1 |
13 | Упражнения творческого характера. Дыхательные упражнения. | «Муравейник». Игры с элементами дыхательной гимнастики. | Совершенствование. | Правильность дыхания. Выполнение правил. | 1 |
14 | Танцы. Напряжение и расслабление мышц. | Импровизация танцевальных движений. Упражнения на предотвращение плоскостопия. | Смешанный | Корректировка движений. | 3 |
15 | Игры. | «Борьба за мяч» | Совершенствование. | Выполнение правил. | 2 |
16 | Мимические упражнения. Позы. | «Скульптурная группа». «Лотос» «Собака».Удивление,радость,веселье. Признаки утомления. | Учетный | Правильное сочетание движений | 1 |
17 | Упражнения сопряженного характера. Коррекция зрения. | Игровые упражнения с предметом. Комплекс для коррекции зрения. | Вводный | Ознакомление с новым материалом. | 1 |
18 | Физическая культура и спорт | Значение физкультуры и спорта для здоровья человека | Беседа | 1 | |
19 | Игры. | «Мяч в воздухе». Игры на внимание. | Совершенствование. | Выполнение правил | 1 |
20 | Сюжетно-ролевые игры. Позы. | «Мы идем в поход». Рисунок телами. | Учетный. | Фиксирование результатов. | 1 |
21 | Напряжение и расслабление мышц. Самомассаж. | «Качели», «Насос», «Штанга», Самомассаж стоп. | Совершенствование. | Корректировка движений. | 1 |
22 | Развитие физических качеств | Физические упражнения активные и пассивные | Практическое занятие | Правильность выполнения | 2 |
23 | Мимические упражнения. Дыхательные упражнения. | «Круглые глаза». «Спелое яблоко». Дыхательная гимнастика по Бутейко. | Вводный | Сочетание дыхания с движениями. | 1 |
24 | Игры. Самомассаж. | Подвижные игры с бегом и прыжками. Самомассаж ушных раковин. | Совершенствование. | Учет умений. | 1 |
25 | Дыхательные упражнения.Упражнения сопряженного характера. | Полоса препятствий. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой | Вводный | Сочетание дыхания с движениями. | 1 |
26 | Напряжение и расслабление мышц. Психогимнастика. | Коррекция и осанки предотвращение плоскостопия.Этюды на отображение черт характера. | Совершенствование. | Корректировка действий. | 1 |
27 | Ритмические упражнения и танцы. | Дискотека. | Учет умений. | Фиксирование результатов. | 2 |
28 | Упражнения творческого характера. Психогимнастика. | «Муравейник», исценирование стихов по выбору. Этюды на внушение хорошего поведения. | Совершенствование. | Корректировка действий. | 1 |
29 | Игры. | «Борьба за мяч», «Мяч в воздухе» | Учет умений. | Выполнение правил | 2 |
30 | Ритмические упражнения и танцы. Дыхательная гимнастика. | Импровизация движений с лентой и обручем. Игры с элементами дыхательной гимнастики. | Совершенствование. | Правильность дыхания. | 3 |
31 | Позы. Самомассаж. | Игровые задания с элементами йоги. Точечный массаж головы. Измерение роста и веса. | Ознакомление с новым материалом. | Контроль над правильностью выполнения | 1 |
32 | Упражнения творческого характера. | Сюжетно-игровой урок «Сказочное путешествие». | Смешанный. | Корректировка действий. | 1 |
33 | Напряжение и расслабление мышц. Мимические упражнения. | Упражнения лежа. Корректировка зрения. Мимические загадки. | Смешанный | Оценка результатов. | 1 |
34 | Танцы. Психогимнастика. | Русская пляска. Этюды на согласованность действий. | Смешанный | Страховка. | 1 |
35 | Спортивные мероприятия | Веселые старты | Практическое занятие | Правильность выполнения | 2 |
36 | Игры. | Баскетбол. | Учетный. | Выполнение правил игры. | 1 |
37 | Дыхательная гимнастика. Позы. | Упражнения и игровые задания с воздушным шаром. Рисунок телами. | Смешанный. | Сочетание дыхания с движением. | 1 |
38 | Мой режим дня | Составление режима дня | Смешанный | Опрос | 1 |
39 | Упражнения творческого характера. | Инсценирование песен, стихов. Кричалки. | Учетный. | Корректировка действий. | 1 |
40 | Конкурс | Я рисую спорт | Практическое занятие | Оценка результатов | 1 |
41 | Напряжение и расслабление мышц. Самомассаж. | Игровые задания и игры на напряжение и расслабление мышц. Массаж. | Учетный. | Опрос. | 1 |
42 | Игры. | Лапта. Футбол. | Совершенствование. | Выполнение правил. | 1 |
43 | Викторина | Олимпийцы среди нас | Практическое занятие | Оценка результата | 1 |
44 | Игры. | Игры по желанию. | Совершенствование. | Выполнение правил. | 1 |
45 | Игры | Управление эмоциями | Практическое занятие | Оценка результатов | 1 |
46 | Питание | Правильное питание | Беседа | Опрос | 1 |
47 | Питание 2 | Пища и ее значение | Беседа | Опрос | 1 |
48 | Игры | Разучивание новых игр | Практическое занятий | Выполнение правил | 1 |
Список литературы.
- Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-11-е классы. А.П.Матвеев, Т.В Петрова, Л.В Каверкина. ДРОФА. Москва 2005 год. Министерство образования Российской Федерации.
- Лечебная физкультура и массаж. Практическое пособие. Г.В Каштанова. АРКТИ, 2006 год.
- Психогимнастика. М.И Чистякова. Просвещение. Москва. 1990 год.
- Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры. В.А Родионов. Москва. Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 год.
- Йога для маленьких. М.И Буянов. 2000 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/06/picture-12182-1607254265.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Вода - это жизнь".
Программа экологического воспитания для начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-174160-1357656185.jpg)
Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".
Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-18984-1522683331.jpg)
Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/11/picture-1030398-1523465284.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.
Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-1081517-1542110982.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083336-1542525163.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность: учимся жизни" (1-4 класс) поможет провести занятия интересно и познавательно....