Уроки с сюжетными играми.
статья по физкультуре (2 класс) по теме

Игровой метод  придает учебно-познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением определенных правил игры для достижения поставленной цели. Игра становиться тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету «Физическая культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игровой метод30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки с сюжетными играми

В своей учительской деятельности, приступая к работе с самыми маленькими школьниками, я поставила перед собой три задачи. Во-первых, уроки физической культуры в начальных классах должны быть  интересными и содержательными. Во-вторых, на соответствующем эмоциональном уровне, с использованием богатого арсенала современных методов и приемов обучения двигательным действиям, с учетом возрастных особенностей и заинтересованности детей. В-третьих,  в начальных классах необходимо наиболее широко использовать разнообразные активные формы обучения, преодолевать шаблон и формализм в работе, добиваться высокой результативности, инструкторской направленности и воспитательного потенциала каждого урока, придерживаться общего направления современного педагогического  процесса – глубины мысли и содружества с детьми.

Осуществить эти задачи мне во многом помогают сюжетные игры, которые я применяю как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Сюжетные игры и имитационные упражнения отвечают возрастным особенностям младших школьников, их склонностям к подражанию, копированию действий человека и животных. Особенно эффективны сюжетные  игры при обучении шестилеток.

Игровой метод  придает учебно-познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситуации, соревнования с соблюдением определенных правил игры для достижения поставленной цели. Игра становиться тем доступным средством, которое способствует более быстрому овладению знаниями, умениями и навыками по предмету «Физическая культура».

Однако не следует превращать игру только в дидактическое упражнение. Удачно подобранный сюжет и имитационные упражнения к нему содействуют снижению утомляемости, вносят в урок эмоциональное оживление, настраивают ребят на продуктивную работу. В процессе игры дети знакомятся с окружающей средой, приобретают определенные жизненные навыки, учатся преодолевать трудности, проявляют активность, смелость, решительность, настойчивость и дисциплинированность. В  то же время однообразие занятий, применение одних и тех же игр приводит к снижению эффективности уроков. Поэтому надо постоянно разнообразить игры и игровые упражнения, ставить перед детьми все новые и новые задачи.

Как свидетельствует опыт, сюжетные игры и имитационные упражнения  приносят наибольшую пользу тогда, когда они соответствуют  умственному и физическому развитию ребенка и проводятся в наиболее благоприятных условиях (хорошо оборудованные спортивные залы и площадки).

Особо остановимся на таких вопросах, как подбор и методика проведения сюжетных игр и имитационных упражнений. Готовясь к уроку с их использованием, надо тщательно продумать все этапы проведения урока, просмотреть литературные источники по этому вопросу, составить развернутый план-конспект по данной теме с частичным повторением предыдущего и закреплением нового материала.

Каждая игра включает в себя определение задач для класса в целом и для отдельных команд. Число команд и разделение учащихся по командам зависит от содержания игры, места ее проведения, подготовленности учащихся, наличия учебно-материальной базы. Непосредственность распределение учащихся по командам осуществляем  согласно проведенному расчету, путем жеребьевки, или состав команд определяет сам учитель. Размещение учащихся в зале или на площадке должно быть таким, чтобы обеспечивать надлежащие условия для выполнения двигательных действий и соблюдения техники безопасности.

Я стремлюсь всегда к тому, чтобы объяснение содержания игры было кратким и четким, сопровождалось показом основных элементов, а иногда и пробным выполнением более сложных движений. Это позволяет сознательно подготовить ребят к преодолению возможных трудностей.

Сигналом для начала игры служат звуковые  и зрительные сигналы: судейский свисток, сирена, хлопок в ладони, движения флажком или рукой, устная команда. Учителю, исполняющему роль наставника и главного судьи, приходится очень внимательно следить за соблюдением  правил игры, справедливо решать все споры и недоразумения, объективно оценивать игру, определять лучших ее участников и команды-победительницы. Еще лучше, если к судейству  будут подключаться и ученики, освобожденные от занятий по состоянию здоровья. Подведению итогов с анализом проведения игры я по возможности придаю торжественную обстановку.

На уроках с сюжетными играми необходимо особое внимание уделять вопросу нагрузки в занятиях, избегать переутомления детей, внимательно следить за правильной расстановкой спортивных снарядов и инвентаря. Надо заботиться и об эстетической стороне сюжетного урока, требовать наличия единой спортивной формы, следить за опрятностью детей, добиваться красоты и четкости движений. Важно также, чтобы ребята под руководством педагога сами устанавливали снаряды и инвентарь. При выборе игр преимущество получают те из них, которые наиболее интересны учащимся. Сюжетные игры должны  воспитывать у детей чувство коллективизма, любовь к родной природе, желание узнать о своем крае. На одном из уроков мы провели игру-соревнование, напоминающую в миниатюре Всесоюзную спартакиаду  школьников. Каждый, защищая честь своей республики, не только мечтал о победе, но и старался соблюдать правила честной спортивной борьбы. Состязания прошли исключительно эмоционально и внесли свой вклад в интернациональное воспитание школьников.

Участвуя в сюжетных играх, дети имитируют определенные явления или события, выступают в роли взрослых. Это помогает развитию у детей инициативы и находчивости. Когда игры проводятся под музыку, они развивают у ребят музыкальный вкус. Приучают к ритмическим, четким движениям. Содействуют формированию осанки.

Сюжетные игры способствуют лучшему усвоению программного материала по физической культуре. В ходе их дети закрепляют навыки выполнения  строевых команд , движений руками и ногами в различных направлениях,  в лицевой и боковой плоскости, наклонов вперед, назад, в стороны, ходьбы, бега, метания. В играх используют большие и малые мячи.  Скакалки, гимнастические палки, обручи.

При прохождении раздела «Лыжная подготовка» дети должны научиться построению с лыжами в колонну по одному, соблюдая определенный интервал, поворотам на месте с лыжами и на лыжах, ходьбе скользящим шагом с палками и без них, подъему ступающим шагом и спуску в основной стойке.  В сюжетных играх многие из этих упражнений можно разучить путем имитации на спортивной площадке или в зале еще задолго до появления снежного покрова.

Упражнения, предусмотренные учебной программой для освоения элементов легкой атлетики (прыжки в высоту, в длину, прыжки из круга в круг и пр.), можно имитировать, как срывание яблок  в саду, доставание в прыжке  веток деревьев или летящего воздушного шарика и т. п.

Учебной программой предусмотрено метание малого мяча с места и с разбега в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. В сюжетных играх можно имитировать метание гранаты во вражеский дот, бросать снежки, штурмовать снежную крепость, и т. д.  

Педагогическая ценность сюжетных уроков состоит и в том, что перед учителем во время игры раскрывается характер ребенка. В процессе игры воспитываются дети-организаторы, помощники учителя.  Учителя получают дополнительные знания об общественных явлениях, о труде и быте людей, жизни животных, явлениях природы. В  сюжетных играх развивается творчество детей, повышаются активность и интерес к занятиям.

Место имитационных упражнений в общей системе физического воспитания в первую очередь физического воспитания в первую очередь зависит от физической подготовленности детей. Если класс в целом хорошо владеет естественными движениями (ходьба, бег, прыжки, метания), то изучение двигательных действий лучше всего начинать без применения имитационных упражнений во вводной части урока. С целью закрепления двигательных действий их можно использовать в конце урока, в его заключительной части.  Если большинство учащихся класса подготовлены недостаточно физически (не умеют правильно ходить, передвигаться на ограниченной площади, преодолевать препятствия), тогда урок лучше начинать с имитационных упражнений.  Это учащимся дает возможность почувствовать уверенность в своих силах, проверить в действии приобретенные умения.

Разработанные мной 15 сюжетных игр я применяю на уроках в 1-4 классах во вводной и частично в основной частях. Иногда весь урок состоит из сюжетной игры. Все речитативы в играх также составлены мной.

В данной статье из-за недостатка места мы остановимся лишь на игре «Путешествие по временам года». В последующих статьях будут даны остальные 14 сюжетных игр.  Некоторые игры, например «Космонавты», «На пограничной заставе», целесообразно приурочить к Дню космонавтики или Дню пограничника.

Сюжетные игры в каждой четверти можно проводить в 1-11 в течение 2-3 уроков, 3-4 классах – 1-2

«Путешествие  по временам года».

Задачи. 1. Закрепить технику выполнения упражнений с короткой скакалкой, имитационных упражнений по плаванию, ходьбе на лыжах, бегу на коньках.

2. Развивать творческую инициативу, воспитывать у детей любовь к природе родного края, к любимым занятиям.

Оборудование и инвентарь:  15 скакалок, 15 волейбольных камер, 15 малых мячей, 4 гимнастических мата, гимнастическая стенка, 3-4 скамейки, 5-6 обручей,8 булав,8 кубиков, брусья.

Место проведения: физкультурный зал или спортивная площадка.

Учащиеся строятся в шеренгу. После принятия рапорта и приветствия учитель сообщает им: «Сегодня мы совершим с вами путешествие по временам года». На вопрос учителя о том, какое время года, дети отвечают: «Зима» - и произносят речитатив: «За окном летят снежинки, на стекле опять картинки. Все на лыжи, на коньки! Ну, попробуй, догони! Будем мы в снежки играть и учиться все на «пять»».

  1. Зима. Ходьба на лыжах.  Дети образуют круг, ступни ног параллельно, туловище слегка наклонено вперед. Сгибая и разгибая ноги, поочередные движения руками вперед-назад (попеременный ход на месте); в этом же положении одновременная работа рук (бесшажный ход, спуск с горки). Затем учащиеся строятся в колонну по одному с интервалом 1-1,5 м  и выполняют эти упражнения в движении.

Бег на коньках. В колонне по одному – полуприсед,  руки свободно опущены вниз. Оттолкнувшись  левой ногой, скользить на правой, приставляя левую ногу, оттолкнувшись правой. Скольжение выполняется с поочередной работой рук: одна рука  за спиной, обе руки за спиной.

Упражнения  со скакалкой. Передвигаясь в колонне по одному, дети берут короткие скакалки, образуют круг и выполняют следующие упражнения.

  1. И. п. – скакалка впереди. 1 – перешагнуть правой; 2 – и. п.; 3 – перешагнуть левой; 4 – и. п.
  2. И. п. – скакалка впереди. 1 –перешагнуть правой; 2 – приставить левую; 3 – перешагнуть правой назад; 4 – приставить левую.
  3. То же, но выполнять легким прыжком.
  4. И. п. – скакалка впереди. 1 – легким подскоком перепрыгнуть через скакалку; 2 – и. п.
  5. И. п. – построение в колонну по три (можно по кругу).  Крайние (интервал между которыми 1,5-2 шага) держат скакалку так, чтобы касалась пола.  Средние стоят на шаг сзади. По команде учителя средние  продвигаются вперед , прыгая  через скакалки. Затем происходит смена мест.
  6. То же, но продвижение средних в прыжках через скакалку поочередно левым, затем правым боком.
  7. И. п. – руки на пояс. Подскоки на месте (ритмично под счет учителя).
  8. И. п.  – руки на пояс. Подскоки на месте на одной ноге, другая вперед.
  9. И. п. – построение в круг, скакалка, сложенная вдвое, в правой руке. Вращение скакалки вперед с касанием пола (для общего ритма). То же левой рукой.
  10. И. п.. – то же, что в упр. 9. Поочередное вращение скакалки левой, затем правой рукой по часовой и против часовой стрелки.

Начинается импровизированный праздник зимы – катание на русских тройках с использованием скакалок. Учащиеся, разбившись на тройки, берутся за руки. В центре тройки – лошадка. По бокам – ездовые. Набросив упряжку  (скакалку)  на лошадку, ездовые берут вожжи (ручки скакалок) и отправляются в путь. Учитель, изменяя звучание свистка, имитирует звон бубенчиков. Все стараются бежать в такт, высоко и грациозно поднимая колени.

После катания на тройках класс делится на 2-3 группы, каждая из которых начинает катать «снежную бабу» (гимнастические маты сворачивают в рулон, скрепляют скакалкой и устанавливают вертикально), затем группы отходят на расстояние 10-12 м и грающие поочередно стараются попасть «снежками» (малыми мячами) в снежную бабу.

  1. Весна. Приходит весна, очаровательная пора года. Учитель предлагает встретить ее такими словами: «Мы ребята-молодцы, очень любят нас скворцы. Наш хороший первый (второй и т. д.) класс дружно встретит их сейчас. Будем строить им избушки и отличные кормушки».

Школьники имитируют изготовление скворечников, затем по рейкам гимнастической стенки взбираются вверх, имитируя установку скворечников и кормушек. Опустившись вниз, учащиеся образуют круг и, двигаясь в колонне по одному, плавными движениями рук имитируют полет птиц. Птицы опускаются все ниже и ниже, приземляются и ищут на земле пищи (прыжки на двух ногах в приседе). А пища, оказывается , есть в кормушках. И летят скворцы к своим домикам, где есть пища, и защита (учащиеся опять поднимаются по гимнастической стенке).

Учитель благодарит детей за труд, за заботу о птицах. Затем класс отправляется на школьный приусадебный участок.  Ребята старательно обрабатывают  почву, копают землю, сеют, сажают, имитируют побелку деревьев (кистью служит скакалка сложенная вчетверо). Сельские труженики должны обладать силой и здоровьем,  и учитель советует проделать занимающимся комплекс упражнений со скакалкой.

  1. И. п. – скакалка, сложенная вчетверо, внизу. 1- скакалку на грудь; 2 – скакалку вверх; 3 – скакалку на грудь; 4 – и. п.
  2. И. п. – ноги врозь, скакалка над головой. 1 – 2 – пружинящие наклоны; 3 – выпрямиться; 4 – и. п.
  3. И. п. –скакалка на лопатках. 1 – левую в сторону на носок, наклон влево; 2 – и. п.; 3 – правую в сторону на носок, наклон вправо; 4 – и. п.
  4. И. п. – скакалка на лопатках. 1 – поворот туловища влево; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища вправо; 4 – и. п.
  5. И. п. – скакалка сзади. Вращение скакалки вперед с подскоками на обеих ногах.
  6. И. п. – скакалка внизу. Вращение скакалки назад с подскоками на обеих ногах
  7. И. п. – скакалка сзади. Вращение скакалки с междускоками (с правой на левую).
  8. И. п. – скакалку внизу. То же, что упр. 7, но вращение скакалки назад.
  9. И. п. – скакалка сзади. Вращение  скакалки с междускоками с продвижением вперед, назад, вправо, влево.
  10. И. п. – связать концы двух скакалок удлинить ее вдвое. Взявшись за с вободные концы, вращение длинной скакалки под счет.
  1. Лето. Наступает лето – радостная пора отдыха. Ети встречают это время года такими словами: «Здравствуй, лето! Детвора, отдыхать нам всем пора! Школа, школа, дом родной, мы прощаемся с тобой. Отдыхать мы уезжаем – ни минутки не скучаем».

Учитель предлагает всем выехать в загородный пионерский лагерь. Ребята имитируют  укладку рюкзаков, берут с собой  удочки (гимнастические палки) и, имитируя движение поезда, уезжают на отдых. Остановка у большого озера (это центральный круг баскетбольной площадки). Начинается установка палаток, заготовка дров для костра. Отметив старательность учащихся, учитель благодарит  их за труд  и направляется с детьми к озеру. Умеющие плавать образуют внутренний круг, неумеющие – наружный. Выполнив  несколько дыхательных упражнений, дети приступают  к комплексу подводящих и  специальных упражнений для освоения водной среды.

Кроль на груди. 1. И. п.- лежа на животе (скамейка в ширину), руки в упоре на полу. Быстрая смена положения ног (имитация кроля на груди).

2. и. п. – сидя  на скамейке, руки вверх, ноги прямые. Поочередное поднимание и опускание ног («ножницы») с круговыми движениями рук (имитация кроля на спине).

3. и. п. – сидя на скамейке, руки сзади хватом за край скамейки. Быстрые движения ногами, словно подбивая вверх футбольный мяч. Ноги не напряжены, стопы сохраняют эластичность, напоминая движение рыбьего хвоста. Обратить внимание на режим дыхания.

4. И. п. – лежа на животе вдоль скамейки. Поочередные вращательные движения согнутыми руками, проводя при этом ребром ладони по полу.

5. И. п. – сидя на скамейке, руки сзади хватом за край скамейки, ноги прямые, пятки вместе. 1 – подвести ступни к скамейке; 2 – развести прямые ноги в стороны пошире; 3 – свести их вместе (имитация плавания брассом). 15-20 раз.

6. Стартовый прыжок. И. п. – сидя на гимнастической скамейке, принять положение пере стартовым прыжком, руки отведены назад. По команде «Марш!» подпрыгнуть вверх, в прыжке выпрямиться, мягко приземлиться на носки. 5-6 раз.

7. ловля рыбок. Образовав большой круг, дети выполняют несколько глубоких вдохов и выдохов, затем медленно опускаются на колени, имитируя ловлю рыб (собирают на полу кубики, булавы, камеры мячей и пр.). после рыбалки учитель предлагает ребятам побывать в царстве Нептуна. Учащиеся, став на гимнастические скамейки, по сигналу учителя прыгают с них в «воду» (в обручи, лежащие на полу). Нептун (учитель)  хочет спрятаться, но дети догоняют его и плотным кольцом окружают.  Нептун признает победу ребят и во главе с лучшими рыбаками совершает круг почета.

  1. Осень.  Осень – начало учебы, уборочная пора. Дети посвящают ей такие слова: «Вновь учеба.  Снова осень. Нас колхоз на помощь просит. Сельским людям мы поможем: и картошку уберем, и у учебе поднажмем! »

Класс образует рабочую бригаду и отправляется к своим сельским шефам. Взявшись за локти. В колонне по одному, дети имитируют движение поезда, направляемого тепловозом (учителем, стоящем во главе колонны). Темп постепенно нарастает, поезд движется по открытой местности (вдоль стен спортивного зала), проходит сквозь тоннель (гимнастические маты, лежащие на жердях брусьев), и,  снижая скорость, прибывают на конечную станцию. Ребята в поле. Успешно убирают картофель лишь сильные и умелые. Вот почему необходимо проделать комплекс упражнений с гимнастической палкой.

  1. И. п. – палку вниз. 1 – палку на грудь; 2 – палку вниз.
  2. И. п. – то же, что в упр. 1. 1 – палку на грудь; 2 – палку вперед; 3 – палку на грудь; 4 – палку вниз.
  3. И. п.  то же. 1 – палку вперед; 2 -  палку на грудь; 3 – палку вперед; 4 – палку вниз.
  4. И. п. – то же. 1 – палку на голову; 2 – палку на грудь; 3 – палку вперед; 4 – палку вниз.
  5. И. п. – то же.  1 – палку на голову; 2 – палку за голову; 3 – палку на голову; 4 – палку вниз.
  6. И. п. 1 – то же. 1 – палку на голову; 2- палку на лопатки; 3 – палку на грудь; 4 – палку вниз.
  7. И. п. – ноги врозь, палку вниз. 1 – палку за голову; 2 – наклон вперед; 3 – выпрямиться; 4 – палку вниз.
  8. И. п. – ноги врозь, палку на лопатки. Повороты туловища влево и вправо.
  9. И. п. – палку вниз сзади. 1-2 – наклон  вперед (палка скользит вниз по задней поверхности ног), коснуться лбом коленей; 3-4 – выпрямиться.

Начинается уборка картофеля. В первом звене – мальчики. Нажатием рук на конец палки они, продвигаясь вдоль зала или площадки, имитируют работу плуга. Второе звено – девочки, которые идут за мальчиками, - собирают картофель (расставленные на полу малые мячи, кубики).

Подводятся итоги уборки. Учащиеся опять поездом возвращаются домой. В первом вагоне – особо отличившиеся на уборке картофеля.

Игра заканчивается благодарностью учителя за участие ребят в увлекательном путешествии по временам года

Задание на дом. В зависимости от времени проведения названных сюжетных игр домашние задания могут быть следующими: осенью -  прыжки на месте с мягким приземлением на обе ноги, прыжки с места и с разбега, с касанием веток деревьев, подвешенных предметов; зимой – во время прогулок на свежем воздухе ходьба на лыжах, спуск с небольшой горки в основной стойке, бег на коньках, при отсутствии снежного покрова – имитация попеременного двухшажного хода на месте и в движении; весной – упражнения для формирования правильной осанки, ходьба на месте со сменой ритма, с энергичными широкими и свободными движениями руками вперед-назад, имитация походки аиста, страуса (с высоко поднятой головой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная игра

Урок-игра...

Урок о правилах пожарной безопасности и поведения учащихся при пожаре «На уроках ОБЖ учимся, играя» 2 класс

Тема: культура безопасного поведения и здорового образа жизни.Название: «Пожар»Цели: 1. Прививать навыки осторожного обращения с огнем; воспитывать чувство ответственности.2. Ознакомить учащихся с нек...

Проект урока физической культуры во 2 классе по теме: Урок – соревнование «Олимпийские игры». Эстафеты.

Цель: Обучающая : ознакомить детей с атрибутикой Олимпийских игр, ознакомить с популярными видами.Развивающая : развитие быстроты двигательной реакции, развитие у детей внимания, ловкости и смелости.В...

Уроки с сюжетными играми.

Игровой метод  придает учебно-познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или нескольких игровых элементов. Ими являются: игровой сюжет, имитация, ролевые ситу...

Организация сюжетной игры в детском саду

Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста...

Урок – соревнование «На уроках ОБЖ учимся, играя», посвященный 25-летию основания МЧС

Муниципальный этап областного творческого конкурса «Сам себе спасатель» Номинация  «Методическая разработка»Тематическое мероприятие «От предмета ОБЖ к безопасной жизни» Проблема о...

Уроки физической культуры с сюжетными играми

Как сделать уроки физической культуры интересными  и максимально полезными....