Организация сюжетной игры в детском саду
методическая разработка на тему
Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._klassifikatsiya_igr_detey_rannego_vozr.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация игр детей раннего, дошкольного
и младшего школьного возраста
Игры | Возрастная адресованность | ||||||||||||||||||||
Классы | Виды | Подвиды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||
1 | 2 | 3 | |||||||||||||||||||
Игры, возникающие по инициативе ребенка | Игры-экспери-ментирования | С природными объектами | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
С животными и людьми | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
Общения с людьми | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Со специальными игрушками для экспериментирования | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Сюжетные самодеятельные игры | Сюжетно-отобразительные | + | + | ||||||||||||||||||
Сюжетно-ролевые | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
Режиссерские | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Театрализованные | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого | Обучающие игры | Автодидактические предметные | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Сюжетно-дидактические | + | + | + | + | + | ||||||||||||||||
Подвижные | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Музыкальные | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||
Учебно-предметные дидактические | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Досуговые игры | Интеллектуальные | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Забавы | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Развлечения | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Театральные | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
Празднично-карнавальные | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Компьютерные | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Игры народные, идущие от исторических традиций этноса | Обрядовые игры | Культовые | + | + | + | + | |||||||||||||||
Семейные | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Сезонные | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Тренинговые игры | Интеллектуальные | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Сенсомоторные | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Адаптивные | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||
Досуговые игры | Игрища | + | + | + | + | + | |||||||||||||||
Тихие | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Забавляющие | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||
Развлекающие | + | + | + | + | + | + | + | + |
Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.
Нет игры у дошкольника – нет интереса к учебе у школьника.
Организация сюжетной игры в детском саду.
(по концепции Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А.)
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. В игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.
Самое главное назначение сюжетно-ролевой игры – социальное развитие ребенка. Игра имеет огромное развивающее значение: прежде всего развивается способность к воображению, образному мышлению.
В связи с исключительным сочетанием объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения свободы ребенка в ней необходимо отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.
Игра будет носить развивающую функцию только если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по тематическому содержанию.
Способы или этапы формирования сюжетной игры.
- Цепочка условных действий с предметами. - Развертывание и условные обозначения предметных действий в игре.
- Цепочка специфических ролевых взаимодействий. – Ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью.
- Последовательность разнообразных событий. – Сюжетосложение, связанное с развертыванием последовательности целостных ситуаций (определяющих собой игровые роли и реализующие их действия), их обозначением и планированием.
Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и «вбирает» его в себя. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.
Основной критерий оценки уровня игровой деятельности – это игровые умения, т.е. преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Чем свободнее дети владеют различными способами построения игры, тем выше уровень игры. Высокому уровню игры свойственны «многотемные» сюжеты.
Цель педагогического воздействия к игре – это не «коллективная проработка знаний» или «тем», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
Динамика организации игры.
1,5 – 3 года Ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. ( Дети совместно со взрослым разворачивают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками, используя несколько предметов-заместителей и называя действия с ними. С помощью игрушки и речи обращаются к партнеру, вызывая ответное игровое действие)
3 – 5 лет Ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Для разворачивания ролевого поведения применяются сюжеты с парными ролями, ролевой диалог. Действия с игрушками сводятся к минимуму.
В средней группе формирование направлено на гибкость и динамичность ролевого поведения, которое может изменяться в соответствии с разными ролями партнеров, на умение изменять свою роль в игре, обозначая ее для партнеров. Ребенок, исполняя свою роль, должен иметь в виду всю систему ролей, относящихся к данному сюжету. При этом необходимо соблюдать два условия:
- Использование многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей связана со всеми остальными (например, капитан, матрос, пассажир, водолаз).
- Персонажей игры должно быть больше, чем ее участников, что позволяет менять роли в ходе игры. Вначале такая игра проводится индивидуально с каждым ребенком (по 7 – 10 минут) и ему предлагается основная роль, которая не меняется. Воспитатель последовательно исполняет несколько дополнительных ролей. Затем воспитатель берет на себя основную роль, а ребенку предлагаются дополнительные. После этого к игре привлекаются другие дети, которые на первых порах дублируют роль воспитателя. Затем дети по примеру воспитателя тоже меняют роли. Возникает ролевое взаимодействие со многими детьми, активизируется ролевой диалог.
5 – 7 лет Овладение самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2 – 3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Новый способ эффективно усваивается детьми в игре-придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. Лучше использовать сюжеты известных детям волшебных сказок. После того как дети овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействие. Детям предлагаются разноконтекстные роли, которые принадлежат разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, Баба-яга и продавец). Для того чтобы сюжетосложение отделить от игровых действий и превратить его в самостоятельную цель, предлагается осуществлять игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания сказок переходят к сочинению настоящих историй. Педагогический процесс должен состоять из двух частей: сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для нее условия.
Принципы организации сюжетной игры в детском саду.
- Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
В совместной игре с детьми воспитатель должен находится в позиции «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
- Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Показателем эффективности формирования игры служит перенос игровых способов в самостоятельную деятельность детей. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры
Презентация из опыта работы воспитателя по развитию сюжетно-ролевой игры....
Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"
Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...
Технология организации театрализованных игр в детском саду.
Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими змоционально - чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально - положительное отношение ...
Статья на тему "Пальчиковые игры в детском саду"
СТАТЬЯПальчиковые игрыИзвестный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов",- заключил еще Аристотел...
Рассказать детям о Пасхе. Игры в детском саду на Пасху.
Здесь вы узнаете как рассказать детям о Пасхе? Познакомить малыша с историей возникновения праздника, ее традициями, играми. Провести с детьми викторину и поиграть....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»
Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель: совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руково...
Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленно...