Организация сюжетной игры в детском саду
методическая разработка на тему

Голд Елена Александровна

Классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9._klassifikatsiya_igr_detey_rannego_vozr.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация игр детей раннего, дошкольного

и младшего школьного возраста

Игры

Возрастная адресованность

Классы

Виды

Подвиды

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

Игры, возникающие по инициативе ребенка

Игры-экспери-ментирования

С природными объектами

+

+

+

+

+

+

+

С животными и людьми

+

+

+

+

+

+

Общения с людьми

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Со специальными игрушками для экспериментирования

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Сюжетные самодеятельные игры

Сюжетно-отобразительные

+

+

Сюжетно-ролевые

+

+

+

+

+

Режиссерские

+

+

+

+

+

+

+

Театрализованные

+

+

+

+

+

+

Игры, связанные с исходной инициативой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные

+

+

+

+

+

+

Сюжетно-дидактические

+

+

+

+

+

Подвижные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Музыкальные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Учебно-предметные дидактические

+

+

+

+

+

+

+

Досуговые игры

Интеллектуальные

+

+

+

+

+

+

Забавы

+

+

+

+

+

+

+

Развлечения

+

+

+

+

+

+

+

Театральные

+

+

+

+

+

+

Празднично-карнавальные

+

+

+

+

+

+

+

+

Компьютерные

+

+

+

+

+

+

+

Игры народные, идущие от исторических традиций этноса

Обрядовые игры

Культовые

+

+

+

+

Семейные

+

+

+

+

+

+

+

+

Сезонные

+

+

+

+

+

+

+

+

Тренинговые игры

Интеллектуальные

+

+

+

+

+

+

Сенсомоторные

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Адаптивные

+

+

+

+

+

+

+

+

Досуговые игры

Игрища

+

+

+

+

+

Тихие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Забавляющие

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Развлекающие

+

+

+

+

+

+

+

+

Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка. Игры других классов в основном «обслуживают» процессы обучения и воспитания.

Нет игры у дошкольника – нет интереса к учебе у школьника.


Организация сюжетной игры в детском саду.

(по концепции Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А.)

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. В игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий.

Самое главное назначение сюжетно-ролевой игры – социальное развитие ребенка. Игра имеет огромное развивающее значение: прежде всего развивается способность к воображению, образному мышлению.

В связи с исключительным сочетанием объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения свободы ребенка в ней необходимо отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.

Игра будет носить развивающую функцию только если с возрастом ребенка она все более усложняется, и не только по тематическому содержанию.

Способы или этапы формирования сюжетной игры.

  1. Цепочка условных действий с предметами. - Развертывание и условные обозначения предметных действий в игре.
  2. Цепочка специфических ролевых взаимодействий. – Ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью.
  3. Последовательность разнообразных событий. – Сюжетосложение, связанное с развертыванием последовательности целостных ситуаций (определяющих собой игровые роли и реализующие их действия), их обозначением и планированием.

Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и «вбирает»  его в себя. Эти усложняющиеся способы построения сюжетной игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

Основной критерий оценки уровня игровой деятельности – это игровые умения, т.е. преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Чем свободнее дети владеют различными способами построения игры, тем выше уровень игры. Высокому уровню игры свойственны «многотемные» сюжеты.

Цель педагогического воздействия к игре – это не «коллективная проработка знаний» или «тем», а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Динамика организации игры.

1,5 – 3 года    Ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником. ( Дети совместно со взрослым разворачивают цепочки из двух-трех действий с сюжетными игрушками, используя несколько предметов-заместителей и называя действия с ними. С помощью игрушки и речи обращаются к партнеру, вызывая ответное игровое действие)

3 – 5 лет  Ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Для разворачивания ролевого поведения применяются сюжеты с парными ролями, ролевой диалог. Действия с игрушками сводятся к минимуму.

В средней группе формирование направлено на гибкость и динамичность ролевого поведения, которое может изменяться в соответствии с разными ролями партнеров, на умение изменять свою роль в игре, обозначая ее для партнеров. Ребенок, исполняя свою роль, должен иметь в виду всю систему ролей, относящихся к данному сюжету. При этом необходимо соблюдать два условия:

  1. Использование многоперсонажных сюжетов, где одна из ролей связана со всеми остальными (например, капитан, матрос, пассажир, водолаз).
  2. Персонажей игры должно быть больше, чем ее участников, что позволяет менять роли в ходе игры. Вначале такая игра проводится индивидуально с каждым ребенком (по 7 – 10 минут) и ему предлагается основная роль, которая не меняется. Воспитатель последовательно исполняет несколько дополнительных ролей. Затем воспитатель берет на себя основную роль, а ребенку предлагаются дополнительные. После этого к игре привлекаются другие дети, которые на первых порах дублируют роль воспитателя. Затем дети по примеру воспитателя тоже меняют роли. Возникает ролевое взаимодействие со многими детьми, активизируется ролевой диалог.

5 – 7 лет  Овладение самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Ребенок может развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам 2 – 3 партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Новый способ эффективно усваивается детьми в игре-придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. Лучше использовать сюжеты известных детям волшебных сказок. После того как дети овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействие. Детям предлагаются разноконтекстные роли, которые принадлежат разным смысловым сферам (Буратино и воспитатель, Баба-яга и продавец). Для того чтобы сюжетосложение отделить от игровых действий и превратить его в самостоятельную цель, предлагается осуществлять игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания  сказок переходят к сочинению настоящих историй. Педагогический процесс должен состоять из двух частей: сначала игровые умения формируются в совместной игре взрослого с детьми, а затем в самостоятельной игре детей, в которой взрослый непосредственно не участвует, а создает для нее условия.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду.

  1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

В совместной игре с детьми воспитатель должен находится в позиции «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо – плохо, правильно – неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы.

  1. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе  следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка. Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.

  1. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Показателем эффективности формирования игры служит перенос игровых способов в самостоятельную деятельность детей. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры

Презентация из опыта работы воспитателя по развитию сюжетно-ролевой игры....

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Технология организации театрализованных игр в детском саду.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими змоционально - чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально - положительное отношение ...

Статья на тему "Пальчиковые игры в детском саду"

СТАТЬЯПальчиковые игрыИзвестный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов",- заключил еще Аристотел...

Рассказать детям о Пасхе. Игры в детском саду на Пасху.

Здесь вы узнаете как рассказать детям о Пасхе? Познакомить малыша с историей возникновения праздника, ее традициями, играми. Провести с детьми викторину и поиграть....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель:  совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руково...

Организация работы по преемственности детского сада и школы в современном образовательном пространстве

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленно...