рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Бачаев Игорь Борисович
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2013/2014 учебный год
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Данная программа составлена на основе Федерального
Государственного Образовательного стандарта (II) начального общего
образования, Примерной программы общего образованияи и Комплексной
программы физического воспитания учащихся 1-11 классов; В.И.Лях,
А.А.Зданевич2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:
«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором -
составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство
«Просвещение», Москва - 2010г.
Программа рассчитана на 99 часов в 1 классе и 102 часов во 2 - 4 классах из расчета
3 часа в неделю.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как
обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год,
(3 часа в неделю).
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две
части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с
федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка
заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по
предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный
материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал
усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе
ранее пройденных.
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является
оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго
класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы).
Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе
является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется
планировать и давать в форме игры.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической
подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что
соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного
материала по физической культуре в 1–4 классах составлено в соответствии с
«Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И.Лях, А.А.Зданевич).
При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» – заменена разделом
«Кроссовая подготовка», на изучение раздела «Подвижные игры» добавлено часов. Часы
вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части,
при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому
развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня3
увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры»,
«Легкоатлетические упражнения».
Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам
движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки
решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое
воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому
развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о
личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают
дисциплинированность.
Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование
двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной
деятельности;
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение
разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других
физических упражнений общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий
в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества
в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и
развития (рост, вес, пульс и т.д.)
В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию
главными задачами для учителя являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому
физическому развитию;
- развитие координационных способностей;
- формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;
- приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;
- воспитание морально-волевых качеств;
- воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;
- обучение детей правилам поведения во время занятий физическими
упражнениями;
- развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.4
Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации,
гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов,
оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по
физической культуре.
Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей:
базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно
необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация
к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того,
какую профессию выбирает молодой человек в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта
общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от
региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных
способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
1 2 3 4
1 Базовая часть 80 78 78 78
1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока
1.2 Подвижные игры 20 18 18 18
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 17 18 18 18
1.4 Легкоатлетические упражнения 22 21 21 21
1.5 Кроссовая подготовка 21 21 21 21
2 Вариативная часть 19 24 24 24
2.1
Подвижные игры c элементами
баскетбола
19 24 24 24
ИТОГО: 99 102 102 1025
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Базовая часть:
- Основы знаний о физической культуре:
- естественные основы
- социально-психологические основы
- приёмы закаливания
- способы саморегуляции
- способы самоконтроля
- Легкоатлетические упражнения:
- бег
- прыжки
- метания
- Гимнастика с элементами акробатики:
- построения и перестроения
- общеразвивающие упражнения с предметами и без
- упражнения в лазанье и равновесии
- простейшие акробатические упражнения
- упражнения на гимнастических снарядах
- Кроссовая подготовка:
- освоение техники бега в равномерном темпе
- чередование ходьбы с бегом
- упражнения на развитие выносливости
- Подвижные игры:
- освоение различных игр и их вариантов
- система упражнений с мячом
2. Вариативная часть:
- подвижные игры с элементами баскетбола6
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного
года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах
обучения.
Нормативы
2 класс 3 класс 4 класс
"5" "4" "3" "5" "4" "3" "5" "4" "3"
1 Бег 30 м (сек.)
м 6,0 6,6 7,1 5,7 6,2 6,8 5,4 6,0 6,6
д 6,3 6,9 7,4 5,8 6,3 7,0 5,5 6,2 6,8
2
Бег 1000 м
(мин,сек.)
("+" - без учета
времени)
м + + + + + + + + +
д + + + + + + + + +
3
Челночный бег
3х10 м (сек.)
м 9,0 9,6
10,
5
д 9,5 10,2
10,
8
4
Прыжок в длину с
места (см)
м 150 130 115 160 140 125 165 155 145
д 140 125 110 150 130 120 155 145 135
5
Прыжок в высоту,
способом
"Перешагивания"
(см)
м 80 75 70 85 80 75 90 85 80
д 70 65 60 75 70 65 80 75 70
6
Прыжки через
скакалку (кол-во
раз/мин.)
м 70 60 50 80 70 60 90 80 70
д 80 70 60 90 80 70 100 90 80
7
Отжимания (кол-
во раз)
м 10 8 6 13 10 7 16 14 12
д 8 6 4 10 7 5 14 11 8
8
Подтягивания
(кол-во раз) м 3 2 1 4 3 2 6 4 3
9 Метание т/м (м)
м 15 12 10 18 15 12 21 18 15
д 12 10 8 15 12 10 18 15 12
1
0
Подъем туловища
из положения
лежа на спине
(кол-во раз/мин)
д 23 21 19 25 23 21 28 25 23
м 28 26 24 30 28 26 33 30 28
1
1
Приседания (кол-
во раз/мин)
м 40 38 36 42 40 38 44 42 40
д 38 36 34 40 38 36 42 40 38
ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока
с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более
правильного распределения нагрузки на уроках (см. таблицу)7
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Учащиеся должны знать:
Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;
О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении
психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении
физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и
выполнении;
О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и
направленности воздействий на организм;
О физических качествах и общих правилах их тестирования;
Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования
закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего
вида;
О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его
предупреждения.
Уметь:
Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы
физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование
правильной осанки;
Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической
подготовленностью, контролировать рыжим нагрузок по внешним признакам,
самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры
по индивидуальным планам;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической
культурой.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в
ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона,8
другой ровной открытой местности; бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро
стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на
ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической
лестнице, гимнастической стенке, канату и др. на расстояние 4 м; преодолевать с
помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и
бокового разбеге с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные
прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла; проплывать 25 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на
дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с
места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать
малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для
мальчиков и 7 м для девочек.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при
изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения,
рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать
основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с
предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг,
гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок
вперёд и назад; осуществлять пыжик с мостика на козла или коны высотой 100 см и
выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну
высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и
переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры,
рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через
скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд
(ноги в коленах не сгибать) касаться пальцами рук поля.
В единоборствах: осуществлять простейшие единоборства "Бой петухов", "Часовые и
разведчики", "Перетягивание в парах", "Выталкивание из круг".
В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями;
элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение,
броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр,
комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч",
"Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень
основных физических способностей (см. таблицу)9
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять
упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять
рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические
упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.
Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по
одному из видов спорта (по упрощенным правилам).
Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок,
безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий,
поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным,
дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения
других занятий.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными
особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим
воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал
по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению
одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.
Физические
способности
Физические упражнения Мальчики
Девочк
и
Скоростные
Бег 30 м с высокого старта с опорой на
руку (с)
6.5 7.0
Силовые
Прыжок в длину с места (см)
Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)
130
5
125
4
К
выносливости
Бег 1000 м
Передвижение на лыжах 1.5 км
Плавание произвольным стилем 25 м
Без учета времени
К координации Челночный бег 3x10 м (с) 11.0 11.510
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки,
приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
1–2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение
в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и
зрения при движениях и передвижениях человека.
1–4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при
выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью.
Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
1–2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной
гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с
физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3–4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их
выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий
физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными
способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования
физических качеств.
Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля
1–2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы
измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением
расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные игры
1–4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила
проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
1–4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности
во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение
напряжения и расслабления мышц.11
Легкоатлетические упражнения
1–2 классы. П о н я т и я: короткая дистанция, бег на скорость, бег на
выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в
прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3–4 классы. П о н я т и я: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт»,
«Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах
соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН
Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного
процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует
о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях
физическими упражнениями.
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают
положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной
оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения
двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за
технику движений и теоретические знания.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний,
аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания
применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими
упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое
понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики,
своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и
незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая
последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения
использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.12
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между
выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется
использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с
вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный
ответ. Метод экономичен в проведении.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися
в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы
с выполнением конкретного комплекса и т. п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом),
точно, в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и
четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена
одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или
напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются
методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях,
А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
2. «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; -
Волгоград: «Учитель»,2008.
3. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева;
Москва: «ВАКО»,2007.
4. «Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
5. «Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
6. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
7. «Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс. (А.П. Матвеев) разработана  на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов.

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-х классов "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-х классов "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-х классов «Школа 2100 ».

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-х классов «Школа 2100 »....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) школы VIII вида по И.М. Бгажноковой.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой. Физическая культура в специ...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-х классов.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-х классов содержит: титульный лист, пояснительную записку, тематическое планирование, учебно-методический комплекс....

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2-х классов.

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 2-х классов составлена на основе учебно-методического комплекса:Комплексной программы физического воспитания 1 – 11 классы под редакци...