Методика преподавания азов уроков по лёгкой атлетике.
консультация (физкультура, 1 класс) по теме

Криловец Марина Юрьевна

Материал содержит методику бега, спортивной ходьбы, прыжков и метания. Руководстуясь методикой, легко научить первоклассников азам лёгкой атлетики,  что несомненно поможет   дальнейшей работе учителя физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_1_klass_khodba_beg_pryzhki_metaniya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги

Уроки легкой атлетики в 1-м классе

ХОДЬБА

Основная задача при освоении ходьбы в 1-м классе – научиться правильно ходить в строю, делать это свободно и непринужденно, сохраняя правильную осанку. На уроках применяются следующие виды ходьбы: обычная, на носках с различными положениями рук, ритмическая. К ходьбе  предъявляются следующие требования: положение тела и движения рук и ног свободны и естественны; шагающая нога мягко и эластично ставится на пятку с последующим перекатом на носок, колено слегка сгибается, смягчая толчок. Толчковая  нога, находящаяся сзади, выпрямляется до отказа. Туловище и голова держатся прямо. Плечи отводятся назад. Движения рук и ног чередуются перекрестно. Наиболее часто встречающиеся у первоклассников недостатки – отсутствие правильной осанки, шаркание ногами, раскачивание туловища, неравномерный темп ходьбы, неправильная постановка стоп –чрезмерно развернутые носки. Некоторые дети при ходьбе до-пускают грубую ошибку – одно- стороннее сочетание движений рук и ног: при движении  правой ноги вперед выносится правая рука, придвижении левой – левая. Это связано или с излишним напряжением, или с нарушением координации движений. Не нужно спешить указывать детям на их недостатки –лучше предложить им задание, отвлекающее внимание от работы

рук. Например, сначала учитель велит идти тихо-тихо, крадучись, чтобы не было слышно шагов, затем начинает тихо и медленно считать шаги. Постепенно усиливая голос и ускоряя темп, он дает отрывистую и довольно громкую команду вернуться к обычной ходьбе. Дети,

передвигаясь крадучись, забывают о руках. Работа рук и ног получается естественной, и при переходе на обычный шаг ребята продолжают идти правильно. Кроме ходьбы широким и свободным шагом, на уроках применяются в качестве специальных упражнений ходьба скрестным шагом, крадучись, пригнувшись и т.д. Выполнение этих упражнений способствует устранению плоскостопия, создает у учащихся представление о различных положениях головы, туловища, рук и ног. Неравномерность ритма ходьбы, колебания туловища, беспорядочные движения руками устраняются по мере приобретения общего двигательного опыта. В 1-м классе предусмотрено обучение принятию различных положений рук при обычной ходьбе и ходьбе на носках, которое рекомендуется начинать после того, как дети изучат эти приемы, стоя на месте. При этом целесообразно придерживаться такой последовательности:

1. Ходьба с фиксацией рук на пояс, за спину, за голову, в стороны.

2. Ходьба с последовательным изменением положения рук, на-

пример:1–2 – руки на пояс; 3–4 – руки за голову.

3. Ходьба на носках с фиксацией рук на пояс, за спину, за голову, к плечам.

4. Сочетание обычной ходьбы  с ходьбой на носках, например:1–4 – обычная ходьба;

5–8 – ходьба на носках.

5. Сочетание обычной ходьбы  с ходьбой на носках и изменением положения рук, например:

1–4 – обычная ходьба; 5–8 – ходьба на носках, руки на пояс.

Для успешного закрепления навыков сохранения темпа ходьбы рекомендуется применять различные ритмические движения в такт шагам: хлопки в ладоши, притоптывание и т.д.

БЕГ

Наиболее распространенные ошибки при обучении первоклассников бегу – раскачивание (боковые колебания) туловища, размахивания из стороны-в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ноги на пятку или на всю стопу, а не на носок. Изучение техники бега лучше начинать с групповых перебежек.

На спортивной площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа учащихся из 6–8 человек с интервалом 2 шага. Для того чтобы научить детей бежать, не теряя прямого направления, от стартовой линии размечают беговые дорожки шириной 1 м и длиной

10–15 м. Постепенно, от урока к уроку, ширину уменьшают до 40–30 см. По сигналу учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном и среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки к стартовой линии. Когда они научатся бежать в прямом направлении, можно выполнять перебегание с одной стороны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т.д. Для формирования правильной осанки рекомендуется выполнять бег с палкой за спиной, удерживая ее в локтевых сгибах или за плечами; для снятия закрепощенности плечевого пояса и во избежание судорожных, напряженных движений руками – бег с трубочками из бумаги или картона. При этом руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись. Для более эффективного освоения упражнений в беге желательно проводить их под музыкальное  сопровождение, в игровой форме, с индивидуальными и общими заданиями. Бег включают в программу урока в виде

кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой. Бег в течение длительного времени и на большое расстояние в начальных классах недопустим. Длина бегового отрезка при сочетании его с ходьбой не должна превышать 60 м. Главная задача при обучении этому упражнению – научить детей плавно, постепенно переходить с бега на обычную ходьбу. Кроме того, оно способствует быстрому разогреванию и подготовке организма к основной части урока. Упражнение рекомендуется на-

чинать с медленной ходьбы, затем темп постепенно учащается, и подается команда перейти с ходьбы медленный бег, а еще через 15–20 м – на быстрый шаг с постепенным замедлением ходьбы до обычного темпа. Учитель ведет подсчет шагов, чередуя его с хлопками. Следует обратить внимание на свободное дыхание через нос. После окончания бега с ходьбой дети выполняют несколько упражнений для восстановления дыхания.

ПРЫЖКИ

Прыжки с высоты. При обучении прыжкам с высоты, которая в 1-м классе не должна превышать 60 см, рекомендуется соблюдать такую последовательность. Вначале дети осваивают положение правильного приземления: полу присед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед, спина прямая. Затем из положения полу приседа, руки вперед, толчком двух ног выполняется небольшой прыжок с места вперед в то же исходное положение с сохранением равновесия. Повторить 5–6 раз.

Затем дети изучают устойчивое и мягкое приземление при спрыгивании с гимнастической скамейки. 5–6 человек встают на нее и из положения полу приседа, руки вперед, не выпрямляясь, спрыгивают вниз, стараясь не потерять равновесие. Выполнить 3–4 раза.

То же из полуприседа, но руки назад. Здесь следует обратить внимание учащихся на одновременные взмах руками и отталкивание. Можно усложнить прыжок, добавив поворот в полете на 90°. Когда дети в достаточной степени овладеют прыжками с гимнастической скамейки, высоту прыжка начинают постепенно увеличивать до 60 см. Для этого можно использовать гимнастические маты, положенные друг на друга, или гимнастическое  бревно.

Навыки в прыжках с высоты рекомендуется закреплять, преодолевая полосу препятствий на местности в различных сочетаниях и применяя подвижные игры:

Лиса и куры, Не шевелись!, Прыгай в кружок и др. В игре Не шевелись! учащиеся делятся на 2–3 команды, каждая встает на гимнастическую скамейку и по сигналу учителя прыгает вниз. Потеря равновесия при приземлении считается ошибкой. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок. В игре Прыгай в кружок условия те же, но приземлиться нужно в кружок диаметром 30–40 см. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок.

МЕТАНИЯ

В 1-м классе дети учатся метать малый мяч с места из-за головы, стоя лицом по направлению метания. Прежде чем начать практические упражнения, учителю следует создать у учащихся общее представление о технике метания, показав им, как держать снаряд, как отвести руку, как подготовиться к заключительному усилию, приняв положение натянутого лука, как сделать заключительное усилие и выпустить снаряд, а после вылета снаряда  сохранять устойчивое положение. Метание из-за головы из положения стоя лицом по направлению броска выполняется следующим образом. Учащийся стоит лицом в сторону метания, правая нога сзади на носке, если метание осуществляется правой рукой. Мяч удерживается пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью, рука согнута в локтевом суставе, кисть с мячом на уровне лица. Из этого положения нужно перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад как можно больше, одновременно руку с мячом кратчайшим путем отвести назад за  голову.  Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая – прямая с упором на пятку. Для броска необходимо, разгибая правую ногу в коленном суставе, перенести центр тяжести вперед на левую ногу; при этом, прогнувшись в пояснице, принять положение натянутого лука и, не задерживаясь, начать выносить вперед руку для броска снаряда. Движение руки должно быть хлестким, напоминающим  удар кнутом. Сначала вперед выдвигается плечо, затем предплечье и, наконец, рука с мячом. Все движения должны выполняться по возможности свободно, широко, равноускоренно к финальному усилию.

На первых занятиях не надо ориентировать учащихся на дальность броска, так как это приводит к большому мышечному напряжению, которое отрицательно сказывается на технике метания. При обучении рекомендуется применять следующие упражнения, способствующие овладению техникой метания:

1. Поднять с пола теннисный мяч – 6–8 раз. Рекомендуется для овладения способом держания мяча.

2. Отвести руку с мячом на-зад в исходное положение перед броском – 6–8 раз. Рекомендуется для овладения техникой передачи тяжести тела с ноги на ногу, отработка положения натянутого лука.

3. Удар ладонью по волейбольному мячу, подвешенному на уровне вытянутой вверх руки. Рекомендуется для овладения движением руки, совершающей бросок.

4. Имитация броска мяча –8–10 раз. Рекомендуется для овладения движением метания в целом.

5. Подбрасывание мяча на низкую и среднюю высоту с последующей ловлей; подбрасывание мяча одной рукой и ловля другой; подбрасывание и ловля мяча после отскока от пола; бросок мяча в стенку и ловля его; бросок мяча в стенку и ловля его после отскока от пола; метание мяча в щит размером 1×1 м, расположенный на высоте 2,5 м от пола, с расстояния  2 м;  то же, постепенно увеличивая расстояние до щита: у мальчиков – до 6 м, у девочек – до 4 м. Метание проводится правой и левой рукой. Рекомендуется для развития ловкости.

и бег – простые движения.

 

и метаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по лёгкой атлетике во 2 классе.

В ходе урока даются дифференцированные физические упражнения.Используется как индивидуальная, так и групповая работа, обучающая взаимодействию и взаимовыручке.Проводится командная эстафета, способству...

Уроки лёгкой атлетики.

Урок по лёгкой атлетике занимает особое положение в обучении детей начальной школы, так как данный вид спорта развивает и укрепляет все группы мышщ ребёнка....

УРОКИ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ 4 КЛАСС

Урок № 1Задачи:1. Ознакомление учащихся с программными требованиями и нормативами, значением и основными правилами закаливания.2. Экспресс-тесты в беге с высокого старта на 30 м, п...

Открытый урок для учителей физической культуры Ленинского РМО г. Саратова. Технологическая карта проведения урока по лёгкой атлетике для учащихся 4 класса, октябрь 2014 года.

Тема:  Легкая атлетика. Повторение техники прыжка в длину с места, техники бега с высокого старта. Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей выносливости. Образовательн...

Биоадекватая методика преподавания. Биоадекваный урок. "ДОЛИ" МАТЕМАТИКА 4 КЛАСС

Урок разработан ина основе здоровьесберегающих, природосообразых технологий, биоадекватной методики....

Урок-путешествие (лёгкая атлетика с элементами туризма).

Воспитание всесторонне развитой личности; повышение интереса к занятию физической культурой....