Программа ОФП
рабочая программа по физкультуре (1 класс) по теме

Васильева Ольга Владимировна

Программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ofp.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

                        Учебно-методическая программа

                      по дополнительному образованию:

                         «Общефизическая подготовка»

                                                                              Учитель физической культуры

                                                                                                    Васильева О.В.

                                              Москва 2012

                                           Пояснительная записка

   Программа рассчитана на детей 7 – 11лет и позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении трёх лет занятий в системе дополнительного образования.

   В группах 1-го года обучения занимается по 15 человек два раза в неделю по два часа, количество часов в год – 144.

   В группах 2-го и 3-го года обучения занимается по 12 человек три раза в неделю по два часа, количество часов в год – 216.

   К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Группы комплектуются с учётом возраста занимающихся детей. Основной формой работы в группах является учебно-тренировочное занятие. Кроме этого проводятся массовые выступления, участия в соревнованиях и другие мероприятия активного отдыха. Также учащиеся выполняют индивидуальные занятия педагога.

   Цель программы – На основе интересов и ск5лонностей учащихся развить элементарные понятия и знания в области физической культуры, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить детей к регулярным тренировкам.

Задачи 1 года обучения:

* Укрепление здоровья, физическое развитие, повышение работоспособности;

* воспитание высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

* приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту;

* развитие основных двигательных качеств, умений и навыков.

Задачи 2 и 3 года обучения:

* Привлечь школьников к систематическим занятиям спортом;

* совершенствование физических качеств на основе разносторонней физической подготовки;

* закрепление необходимых теоретических и практических знаний в области гигиены, самоконтроля;

* укрепление здоровья, физическое развитие.  

Основные направления и содержание деятельности

 1-й год обучения

Разделы подготовки

Кол-во часов

1

2

3

4

5

Техника безопасности

Приобретение знаний в области гигиены и медицины

Общефизическая подготовка

Приём контрольных и нормативных тестов

Работа по программе «Каникулы»

4

14

105

6

16

Всего: 144 часа на 1 группу в год

                                 

                                   2-й год обучения

Разделы подготовки

Кол-во часов

1

2

3

4

5

Техника безопасности

Совершенствование знаний в области гигиены

Общефизическая подготовка

Приём контрольных нормативов

Работа по программе «Каникулы»

4

19

165

4

24

                                                                                   Всего: 216 часов на 1 группу в год

3-й год обучения

Разделы подготовки

Кол-во часов

1

2

3

4

5

Техника безопасности

Совершенствование знаний в области гигиены

Общефизическая подготовка

Приём контрольных нормативов

Работа по программе «Каникулы»

4

19

165

4

24

                                                                                                Всего: 216 часов на 1 группу в год

        

                   

                Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема

Часов в год

Кол-во часов в месяц

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

1.Техника безопасности и задачи на учебный год

4

Инструктаж по ТБ

2

1

1

Задачи на учебный год

2

1

1

2. Теоретическая подготовка

14

Правила проведения подвижных игр

2

1

1

Причины нарушения осанки, понятие о правильной осанки

2

1

1

В чём различие между болезнью и здоровьем, беседа о правильном питании

2

1

1

Основные части тела, приёмы массажа

2

1

1

Разновидность физических упражнений

2

1

1

Гигиенические навыки

2

1

1

Как укреплять свои мышцы

2

1

1

3. Общефизическая подготовка

     104

Развитие ловкости и координационных способностей

19

2

2

2

1

1

2

4

3

2

Развитие гибкости

20

1

3

4

2

2

1

2

2

3

Развитие быстроты

18

2

3

1

2

2

4

2

2

2

Развитие выносливости

15

2

2

2

2

3

2

2

Развитие силовых способностей

14

2

2

2

2

2

2

2

Развитие скоростно-силовых качеств

18

2

2

2

4

1

2

1

2

2

4.Приём контрольных нормативов и тестов

6

Приём контрольных нормативов и тестов

6

2

2

5. Работа по программе «Каникулы»

16

Участие в массовых мероприятиях

16

4

8

4

Итого

144

16

16

18

14

18

16

16

16

14

                       Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Часов в год

Кол-во часов в месяц

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

1.Техника безопасности и задачи на учебный год

4

Инструктаж по ТБ

2

1

1

Задачи на учебный год

2

1

1

2. Теоретическая подготовка

19

Правила проведения подвижных игр

2

1

1

Причины нарушения осанки, понятие о правильной осанки

2

1

1

В чём различие между болезнью и здоровьем, беседа о правильном питании

3

1

1

Оказание первой медицинской помощи

2

2

1

Обучение детей самостоятельно играть в подвижные игры на занятиях и во дворе

2

2

Основные части тела, приёмы массажа нижних конечностей

2

1

1

Разновидность физических упражнений

2

1

1

Гигиенические навыки

2

1

1

Как укреплять свои мышцы

2

1

1

Значение утренней гимнастики

2

1

1

3. Общефизическая подготовка

165

Развитие ловкости и координационных способностей

30

5

4

4

2

2

4

4

3

2

Развитие гибкости

26

3

3

2

3

1

4

3

4

3

Развитие быстроты

28

3

3

2

4

2

4

2

4

4

Развитие выносливости

27

3

4

1

4

2

4

2

4

3

Развитие силовых способностей

27

2

3

4

4

2

3

3

4

3

Развитие скоростно-силовых качеств

27

2

4

4

2

3

4

2

4

2

4.Приём контрольных нормативов и тестов

4

Приём контрольных нормативов и тестов

4

2

2

5. Работа по программе «Каникулы»

24

Участие в массовых мероприятиях

24

6

12

6

Итого

216

                   Учебно-тематический план 3-го года обучения

Тема

Часов в год

Кол-во часов в месяц

сен

окт

ноя

дек

янв

фев

мар

апр

май

1.Техника безопасности и задачи на учебный год

4

Инструктаж по ТБ

2

1

1

Задачи на учебный год

2

1

1

2. Теоретическая подготовка

19

Приобретение навыков судейской практики (Пионербол)

2

1

1

Правильное использование и хранение спортивного инвентаря

2

1

1

Оказание первой медицинской помощи

3

   2

1

Обучение детей самостоятельно играть в подвижные игры на занятиях и во дворе

2

2

Приобретение навыков самомассажа

2

1

1

Разновидность физических упражнений

2

1

1

Гигиенические навыки

2

1

1

Как укреплять свои мышцы

2

1

1

Значение утренней гимнастики

2

1

1

3. Общефизическая подготовка

165

Развитие ловкости и координационных способностей

30

5

4

4

2

2

4

4

3

2

Развитие гибкости

26

3

3

2

3

1

4

3

4

3

Развитие быстроты

28

3

3

2

4

2

4

2

4

4

Развитие выносливости

27

3

4

1

4

2

4

2

4

3

Развитие силовых способностей

27

2

3

4

4

2

3

2

4

3

Развитие скоростно-силовых качеств

27

2

4

4

2

3

4

2

4

2

4.Приём контрольных нормативов и тестов

4

Приём контрольных нормативов и тестов

4

2

2

5. Работа по программе «Каникулы»

24

Участие в массовых мероприятиях

24

6

12

6

Итого

216

                   Теоретическая подготовка:

*  Беседа о задачах на учебный год, инструктаж по технике безопасности;

*  основные части тела, приёмы массажа;

*  как укреплять свои мышцы;

*  разновидности физических упражнений;

*  в чём разница между болезнью и здоровьем, беседа о правильном питании;

*  значение утренней гимнастики;

*  причины нарушения осанки, понятие о правильной осанке;

*  гигиенические навыки;

*  оказание первой медицинской помощи;

*  развитие навыков самостоятельно играть в подвижные игры во дворе.

   Теоретическая подготовка является неотъемлемой частью общего процесса. Она расширяет кругозор детей по основным вопросам физической культуры и спорта, гигиены, врачебного контроля. Самоконтроля и ряда других дисциплин. Эти занятия позволяют ученику активно участвовать в планировании и анализе тренировочных упражнений, способствует правильной оценке своих действий и заданий педагога. Специальные знания содействуют воспитанию сознательного отношения к тренировкам и моральному воспитанию.

   Теоретический материал излагается в форме групповых или индивидуальных бесед до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Сообщение знаний детям направленно на то, чтобы усвоение сведений, фактов, правил, принципов, ведущих положений и идей опиралось на индивидуально возникающие у каждого ребёнка ощущения, мышечные напряжения, функциональные и психические состояния. Беседы необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужные решения, выводили элементарные правила и положения. Педагог должен уметь правильно ставить наводящие вопросы или рассказывать так, чтобы дети сами делали основные выводы, опираясь на свой опыт, свои знания и своё понимание темы. Необходимо акцентировать внимание ребят на их индивидуальные особенности и возможности, на методы и способы достижения поставленной задачи, способствуя формированию их творческого проявления, убеждая в ценности использования полученных знаний. Такой подход активизирует процессы самопознания детей.

                     Общефизическая подготовка:

*  Развитие ловкости и координационных способностей на основе акробатических, общеукрепляющих упражнений, висов, лазаний, упражнений в равновесии, а так же танцевальных и строевых упражнений.

     *  Развитие силовых качеств на основе общеукрепляющих упражнений, бега на короткие дистанции, висов, упоров, навыков лазания и перелазания, прыжков.

     *  Развитие гибкости тела на основе общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов, а также позвоночника.

     *  Развитие выносливости на основе бега на длинные дистанции, прыжков со скакалкой, эстафет и кругового занятия, подвижных игр.

     *  Развитие скоростно-силовых качеств, используя на занятиях подвижные и спортивные игры соответственно возрасту.

   Каждое занятие является звеном системы, увязанное в логическую последовательность. Важнейшее требование к занятию – дифференцированный и индивидуальный подход с учётом состояния здоровья детей, пола, физического  развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

   Обычно с развитием двигательных качеств совершенствуются и функции организма, осваиваются определённые двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный. Как правило, высокое развитие физических качеств способствует успешному освоению двигательных навыков, а затем достижению высоких результатов в спорте.

   Если рассматривать отдельное тренировочное занятие, в котором предусматривается развитие быстроты движений, силы и выносливости, но небезразлично, в какой последовательности применять упражнения, развивающие эти качества. Первыми выполняются упражнения на развитие быстроты движений, затем – силы и выносливости.

   Развитие одного качества не может не оказывать влияния на развитие других.

   Развитие быстроты. Быстрота – способность человека выполнять двигательные действия в минимальное для конкретных ситуаций время. Развивать быстроту необходимо постоянно, т.к. с годами она утрачивается. Средства для развития быстроты у детей младшего школьного возраста, прежде всего, являются подвижные игры и упражнения, требующие своевременных двигательных реакций на зрительные и звуковые сигналы. Так же используют комплексные упражнения, главным образом скоростного характера, такие, как бег на короткие дистанции (50-60 метров), бег по ступенькам, быстрые прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скакалки, прыжки в длину и в высоту, прыжки в полуприседе, приседе, различные эстафеты. Выполнять упражнения нужно в виде серий, отводя для этого до 50% времени занятий. Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять при утомлении, т.к. при этом резко нарушается координация движений и теряется способность в проявлении быстроты движений.

   Развитие силы. Ни одно физическое упражнение немыслимо без проявления силы мышц. В то же время сила мышц в значительной степени способствует проявлению быстроты движений и в известной степени выносливости и ловкости. Сила мышц зависит от размеров их физиологического поперечника и морфологической структуры мышечной ткани. Детей (6-12 лет) быстро утомляют статические напряжения мышц, поэтому на практике чаще применяют динамические упражнения, используя как отягощение вес собственного тела (прыжки, приседания, отжимания и др.). Эти упражнения необходимо планировать так, чтобы их трудность и темп возрастали от занятия к занятию. Упражнения на силу должны быть недлительными, а по нагрузке посильными. На занятии с детьми младшего школьного возраста следует больше включать упражнения, укрепляющие крупные мышцы (спины, живота) от развития которых во многом зависит правильная осанка. Сила воспитывается упражнениями с непродолжительными собственно силовыми и интенсивно скоростно-силовыми напряжениями.

   Развитие скоростно-силовых качеств. В младшем школьном возрасте эти качества нужно развивать, используя подвижные игры и спортивные игры и подобные им упражнения той же направленности.

   Развитие выносливости. Выносливость – это способность человека выполнять определённую физическую работу в течение длительного времени и противостоять постепенно нарастающему утомлению. Развитие выносливости – непременное условие высокой работоспособности. Выносливость воспитывается путём применения упражнений, вызывающих общую физическую нагрузку, несколько большую той, которую ребёнок уже привык переносить. В процессе таких упражнений организм ребёнка постепенно адаптируется к состоянию утомления, вызываемому повышенным объёмом работы, приобретает способность выполнять то или иное движение (бег, серии прыжков и т.д.) более длительно, а затем быстро восстанавливать силы после нагрузок. Средствами воспитания общей выносливости являются занятия длительным равномерным бегом, подвижные и спортивные игры. В дозировании нагрузки нужно строго соблюдать принцип постепенности, планомерно подводя занимающихся к большим и интенсивным нагрузкам.

   Развитие ловкости. Ловкость – это способность овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки. Различают три степени ловкости: первая – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений; вторая – пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки; третья, высшая степень ловкости, проявляется в точности и координации движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях. Для развития ловкости используются самые разнообразные физические упражнения: подвижные игры, требующие умения быстро переходить от одних действий к другим (соответственно изменяющейся обстановке), сообразовывая их с действиями других занимающихся (по внезапным заданиям, различным сигналам); упражнения с большими и малыми мячами; упражнения на равновесие на небольшой высоте; прыжки через длинную скакалку. Очень полезны акробатические упражнения. Выполнение сложных координационных движений требует не только больших физических нагрузок, но и значительных нервных напряжений.

   Развитие гибкости. Гибкость (подвижность в суставах) – это способность выполнять движения с большей амплитудой. Для развития гибкости особенно важно систематически воздействовать на те суставы, подвижность которых без применения физических упражнений в повседневной жизни развивается в меньшей степени. Обычно у детей слабо развита подвижность при разгибательных движениях руки, ноги, туловища и во вращательных движениях руки, предплечья, бедра и голени. Подвижность в суставах развивается только тогда, когда упражнения на растягивания выполняются с максимальной амплитудой, иначе мышцы и связки растягиваются недостаточно. Пределом амплитуды выполняемых движений является появление болевых ощущений. Исследованиями установлено, что гибкость заметно улучшается при последовательном развитии вначале пассивной, а затем активной подвижности. Пассивной подвижности способствуют движения с использованием амортизатора,  отягощений или собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти рукой и т.д.); статические упражнения (удерживание в отведённом до предела положении конечности в течение 5-6 сек.); активной – различные махи, рывки руками, наклоны, выполняемые с широкой амплитудой. Эти упражнения воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют укреплению и растягиванию их, повышают эластичность мышц, благодаря чему и повышается гибкость. Развивая гибкость у детей, нужно уделять внимание упражнениям на расслабление. Они улучшают и активизируют подвижность. Упражнения для развития подвижности в суставах выполняются в определённой последовательности (сериями): упражнения для суставов верхних конечностей, туловища, нижних конечностей. Между сериями следуют упражнения на расслабление. Упражнения для развития гибкости нужно выполнять после того, как занимающиеся хорошо разогреются.

   Дети должны заниматься в спортивной одежде и спортивной обуви.

   Возраст с 6 до 12 лет – благоприятный период для развития всех физических качеств. Учитывая большое желание детей, интерес, познавательную активность, высокую эмоциональность на занятии необходима разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд. Дисциплина должна сочетаться с предоставлением им определённой свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.

   Для достижения оптимальной общей и моторной плотности на занятии необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения и доступные тренажёры.

                                   Воспитательная работа:

  Обязательным условием учебно-тренировочного процесса является единство обучения и воспитания. Обучение должно быть воспитывающим. Обучая двигательным умениям, навыкам и знаниям педагог воспитывает в детях сознательную дисциплину, приучает их к честности, исполнительности, аккуратности, скромности, воспитывает у них высокие волевые качества. Эти принципы должны пронизывать весь процесс обучения. Основным средством воспитания волевых качеств является выполнение упражнений, требующих максимальной мобилизации волевых усилий. Преодоление трудностей при выполнении упражнений способствует воспитанию таких ценных качеств, как настойчивость, смелость, решительность.

   Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение заданий воспитывают у детей чувство дружбы и товарищества. Необходимо также воспитывать у занимающихся чувство справедливости в спортивной борьбе, уважение к сопернику, судьям, зрителям.

   Строгое соблюдение установленных правил на занятии, требовательность к внешнему виду учащихся, наличие спортивной формы, образцовый внешний вид педагога содействует воспитанию аккуратности, точности, опрятности.

   Для нравственного воспитания пользуются различными методами – убеждение, пример, поощрение и наказание. Педагог должен подчёркивать самый маленький успех слабого ученика, ободрить его, укрепить у него веру в свои силы, вызвать к нему со стороны товарищей доброжелательное отношение.

   Успех обучения и воспитания во многом зависит от мастерства педагога, от уровня его методической подготовки, требовательности к себе и занимающимся.

                      Условия реализации программы:

    Для реализации данной программы необходимы следующие материально-технического условия:

   * специалист в области физической культуры и спорта (тренер-преподаватель);

   * стандартный спортивный зал или площадку во дворе;

   * минимальный спортивный инвентарь.

                    Работа по программе «Каникулы»:

Эта работа организуется в каникулярное время и планируется отдельно. Может включать в себя коллективные походы в кино, театр и другие места массовых зрелищ. Кроме этого можно проводить совместные вечера отдыха, посвящённые знаменательным датам и общим праздникам.

                      Прогнозируемые результаты:

  Сдача каждым ребёнком контрольных испытаний при переходе из одной группы в другую.

Показатели оцениваются по приросту результатов.

Предлагаются следующие испытания:

                          * прыжок в длину с места;

                          * отжимание от скамейки (кол-во раз за 20 сек.);

                          * упражнение на пресс (кол-во раз за 20 сек.).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...