Рабочая программа кружка "Хореография и ритмика"
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) по теме
Данная программа и тематическое планирование предназначены для кружковых занятий "Хореография и ритмика" в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_horeografiya_i_ritmika_.doc | 365.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 12» г. Белгорода им. Ф.С.Хихлушки
«Утверждено»
Директор
МБОУ «Гимназия № 12»
г. Белгорода
__________Норцова Р. А.
« » __________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Хореография и ритмика»
Срок реализации программы 1 год
Программа рассчитана на детей 6-8 лет
Разработана
учителем начальных классов
Ваниной Мариной Анатольевной
г.Белгород 2012-2013 учебный год
Программа «Хореография и ритмика» 1 класс составлена на основе авторской программы по учебному предмету «Ритмика» для учащихся 1-7 классов Беляевой Веры Николаевны «Ритмика и танец»
Автор: Беляева Вера Николаевна
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Ритмика» Беляевой Е.Н. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Основными задачами программы начальной школы по ритмике являются:
1) - выявление творческих способностей в области искусства танца;
2) - приобретение навыков хореографического движения;
3) - ознакомление с жанровыми и стилистическими особенностями искусства танца.
Задачи курса:
- дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике;
- использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
- использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
- обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
- обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
- увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Цели и задачи обучения.
Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.
Задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
- дать представление о танцевальном образе;
- развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
- воспитание культуры поведения и общения;
- развитие творческих способностей;
- воспитание умений работать в коллективе;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
- организация здорового и содержательного досуга.
Программа внеурочной деятельности «Ритмика» предназначена для детей младшего школьного возраста. Ведущая деятельность этого возраста – учение через игру, танец и ритмичные упражнения. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Учение, по программе внеурочной деятельности «Ритмика», сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так.
Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
В программу включен танцевальный материал наиболее значимых жанров хореографии: элементы классического, народного, историко-бытового и современного танца.
Программа по ритмике включает в себя музыкальные, ритмические, танцевальные упражнения, разучивание репертуара бальных танцев, музыкальные игры.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.
Организация образовательного процесса.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Хореография и ритмика» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 1 год и рассчитана на детей 1 класса.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Продолжительность занятий: - 1 класс – 35 мин.
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Хореография и ритмика» рассчитана в 1 классе на 34 учебные недели.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: муз. грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Программой обучения предусматривается ведение тетрадей, в которых дети записывают музыкальные и танцевальные термины, изучаемые танцевальные жанры названия балетов, имена известных исполнителей, слушаемую музыку и другую необходимую информацию.
Программа по «Ритмике» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся. Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизации дидактических принципов.
Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.
Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:
- безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;
- глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;
- создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде
Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня:
-приобретение учащимися представлений о темпе, ритме, амплитуде движений, способности выполнить определённые танцевальные движения;
-приобретение школьниками знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе, представлений об актёрском мастерстве,
-получение сведений о танцах разных народов и различных эпох и формирование позитивного отношения школьника к традициям других народов, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер,
Результаты второго уровня:
-развитие ценностного отношения школьников к культуре, труду, воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие потребности двигательной активности как основы здорового образа жизни.
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
Результаты третьего уровня:
-приобретение опыта публичного выступления;
-зная об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве,
конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике,
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка танцевальных номеров к школьным праздникам,
- отчётный концерт.
К концу обучения ритмикой учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к искусству танца, как к культурному наследию народа. - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила поведения в танц. классе и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | - работать с танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник;
|
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - полученные сведения о многообразии танцевального искусства красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. способность выполнения музыкально ритмических движений, танцевальных упражнений для получения эстетического удовлетворения, для укрепления собственного здоровья | - самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект - иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания. |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Изучаемые понятия | Оборудование | Класс | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» | |||||||
1. | Элементы музыкальной грамоты | Подбирать движения и упражнения соответствующие такту и ритму музыки. | Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением; художественное и выразительное исполнение музыки | Музыкальные произведения | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
2. 3. | Музыкально - ритмические упражнения | Знать основные ритмические упражнения, изученные на занятиях. Классифицировать музыкальные игры по звуку. | Ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры | Музыкальные произведения, станок, коврик | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
4. 5. | Построения и перестроения | Уметь выполнять построения и перестроения. Классифицировать музыкальные игры по звуку. | Ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры. | Станок, коврик | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
6. | Слушание музыки | Развивать музыкальность, формировать восприятие музыки. Развивать чувство ритма и лада. | Обогащение музыкально - слуховых представлений, развитие умений координация движений с музыкой. | Музыкальные произведения | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
7. 8. | Гимнастика | Формировать пластику, культуру движения, их выразительность. Уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений. | Гимнастические упражнения | Станок, коврик | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
Раздел 2: «Танцевальная азбука» | |||||||
9. 10. 11. 12. | Элементы классического танца. Позиции, поклон, танцевальный шаг. | Уметь выполнять поклон. Знать позиции. | Гармоничное развитие тела, техническое мастерство, культура движений, осанки, гибкость и координация движений, усвоение правил хореографии. | Станок, коврик | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
13. 14. 15. 16. | Элементы Народно - сценического танца. Ходьба с координацией рук, ног, приставным шагом. | развитие художественного творчества и танцевальной техники; тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции. | Зал, музыкальное сопровождение | 1 а | |||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
Раздел 3. «Танец» (10часов) | |||||||
17. 18. 19. | Детские бальные и народные танцы. Ходьба с остановкой на пятках, на носках. | изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев; исполнение выученных танцев музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. | Зал, музыкальное сопровождение | 1 а | |||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
20. 21. 22. 23. | Образные танцы (игровые) Подскоки с переменным шагом. Прыжки со скакалкой. | Партерная гимнастика; тренаж на середине зала; танцевальные движения. | Зал, музыкальное сопровождение | 1 а | |||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
24. 25. 26. | Постановка танцевальной композиции Импровизация. «Сбор ягод». «Лягушки». | Соблюдать позиции в танце. Наблюдать за движением рук и ног. | Композиции различной координационной сложности. | Зал, музыкальное сопровождение | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
Раздел 4. «Творческая деятельность» (7 часов) | |||||||
27. 28. 29. 30. | Игровые этюды. Танец кукол. | Сочинять танцевальные движения в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Выявлять и развивать творческие способности. | Распознавание характера ребёнка, нахождение индивидуального подхода к нему с учётом пола, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности. | Зал, музыкальное сопровождение | 1 а | ||
1 б | |||||||
1 в | |||||||
31. 32. 33. 34. | Музыкально - танцевальные игры. Парный танец. Танцуем вместе. Танец утят. | Развивать ритмо-пластику. Инсценировать стихи, песни, сказки и др. | Упражнения танцевального тренинга, выразительность движений. | Зал, музыкальное сопровождение | 1 а | ||
1б | |||||||
1 в | |||||||
Содержание программы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы - развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков. Материал программы включает следующие разделы:
Четверть | Наименование раздела | Количество часов |
1 четверть | Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» | 8 |
2 четверть | Раздел 2. «Танцевальная азбука» | 8 |
3 четверть | Раздел 3. «Танец» | 10 |
4 четверть | Раздел 4. «Творческая деятельность» | 8 |
Итого: |
| 34 ч |
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.
Раздел 1. «Ритмика, элементы музыкальной грамоты» (8часов)
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:
- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
- художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.
Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры, слушание и разбор танцевальной музыки. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Тема 1. Элементы музыкальной грамоты (1 час)
Тема 2. Музыкально - ритмические упражнения (2 часа)
Тема 3. Построения и перестроения (2часа)
Тема 4. Слушание музыки (1час)
Тема 5. Гимнастика (2 часа)
Раздел 2. «Танцевальная азбука» (8 часов)
Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.
Тема 1. Элементы классического танца (4часа)
Тема 2. Элементы народно — сценического танца (4часа)
Раздел 3. «Танец» (10часов)
Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:
- усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
- ритмические упражнения,
- разучивание танцевальных композиций.
В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно - сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно - сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.
Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
- партерная гимнастика;
- тренаж на середине зала;
- танцевальные движения;
- композиции различной координационной сложности.
Тема 1. Детские бальные и народные танцы (3 часа)
Тема 2. Образные танцы (игровые) (4 часа)
Тема 3. Постановка танцевальной композиции (3 часа)
Раздел 4. «Творческая деятельность» (8 часов)
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я - учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам:
Тема 1. Игровые этюды (4часа)
Тема 2. Музыкально - танцевальные игры (4 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:
· уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
· чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
· уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
· иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш- песня-танец;
· выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
· иметь навыки актёрской выразительности;
· распознать характер танцевальной музыки;
· иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
· исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
· знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
· различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т.д.;
· уметь анализировать музыку разученных танцев;
· слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
2. Танцевальная азбука:
· знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца;
· усвоить правила постановки корпуса;
· уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
· знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; элементы якутского танца в простой комбинации;
· освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе;
· иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
· знать положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
· уметь исполнять основные движения русского танца:
3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно)
· В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.
4. Творческая деятельность:
· раскрытие творческих способностей;
· развитие организованности и самостоятельности;
· иметь представления о народных танцах.
Методическое обеспечение программы.
В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ
Коврики, спортивные маты, магнитофон.
Список литературы:
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)
- Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (-С.-П., 2000)
- Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
- Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». (-М.: ВАКО, 2007)
- Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». (-М.: ВАКО, 2009)
- Петрусинский В.В. «Обучение, тренинг, досуг» (М.: Новая школа, 1998)
- Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание» (-М.: Просвещение, 1989)
- Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». (-М., 2008) Учебно-методический комплекс.
- Т. А. Затямина, Л. В. Стрепетова «Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие». (-М.: Издательство «Глобус», 2009)
- Пустовойтова М.Б. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие». (-М.: ВЛАДОС, 2008)
- Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. «Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие». (- СПб.: Детство-пресс, 2001)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Ритмика» 4 класс
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок вол...
Рабочая программа по фонетической ритмике ФГОС 3 класс "Школа России"
Рабочая программа включает в себя календарно-тематическое планирование и пояснительную записку для работы в 3 коррекционном классе во внеурочной деятельности...
Рабочая программа по предмету "Ритмика", 2 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа по предмету "Ритмика", 2 класс, УМК "Школа России"...
Рабочая программа по предмету: Ритмика, 1- 4 класс
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей с...
Рабочая программа по курсу Ритмика 4 класс
Цели и задачи: приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По предмету «Ритмика и бальные танцы» 2-3 классы. учитель: Конакова Татьяна Сергеевна
Рабочая программа по ритмике и бальным танцам составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона «Об образовании в ...
Рабочая программа учебного курса «Ритмика» 2-3 класс на 2017-2018 учебный год
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей с...