КТП по физической культуре 1 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ф И З И Ч Е С К А Я К У Л Ь Т У Р А
Пояснительная записка
Учебная программа «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» составлена на основе программы, подготовленной в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, автора А.П. Матвеев.
На изучение учебного материала по предмету «Физическая культура» в планировании отводится 66 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:
— на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально-климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
— на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
— на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапно го его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
— на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
— на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы физкультурной деятельности» (операциональный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ по видам спорта, в настоящей программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим темам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Лыжные гонки» и «Плавание». При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта. В отличие от прежних программ по физическому воспитанию, в настоящей программе предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в самостоятельную тему, которая завершает изложение учебного материала каждого класса. Такая структура раздела «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и разрабатывать на их основе различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из возрастно-половых особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
В I классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания; разучивают комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для формирования и укрепления осанки, развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и проведения.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от I к IV классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и физической подготовленностью, оказания доврачебной помощи при легких травмах. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Физическая культура» к концу первого года обучения
Учащиеся должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о способах изменения направления и скорости движения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
Уметь:
- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
- играть в подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения.
демонстрировать уровень физической подготовленности:
Контрольные упражнения | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |
мальчики | девочки | |||||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, кол-во раз | 11 - 12 | 9 - 10 | 7 - 8 | 9 - 10 | 7 - 8 | 5 – 6 |
Прыжок в длину с места, см | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперёд, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,3-6,1 | 6,9-6,5 | 7,2-7,0 |
Бег 1000м | Без учёта времени |
Содержание программы
раздел | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Знания о физической культуре. | 3 |
2 | Способы физкультурной деятельности. | 3 |
3 | Физическое совершенствование: 3.1 Гимнастика с основами акробатики. | 60 16 |
3.2 Лёгкая атлетика. | 14 | |
3.3 Лыжные гонки. | 12 | |
3.4 Подвижные игры. | 18 | |
Всего: | 66 |
Распределение уроков по разделам
раздел | Название разделов | № уроков | итого |
1 | Знания о физической культуре. | 1,18,43 | 3 |
2 | Способы физкультурной деятельности. | 2,3,50 | 3 |
3 | Физическое совершенствование: 3.1 Гимнастика с основами акробатики. | 51-66 | 16 |
3.2 Лёгкая атлетика. | 19-30, 44-45 | 14 | |
3.3 Лыжные гонки. | 31-42 | 12 | |
3.4 Подвижные игры. | 4-17, 46-49 | 18 | |
Всего: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование тем | Кол-во часов | Формы контроля | Дата проведения занятия |
1 | Физическая культура как система занятий спортом. Игры на воздухе. | 1 | 02.09 | |
2 | Оздоровительные занятия в режиме дня. Подвижные игры: организация, выбор одежды и инвентаря. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | 07.09 | |
3 | Игра на внимание «Запрещенное движение». | 1 | 09.09 | |
4 | Игра на внимание «Класс, смирно!» | 1 | 14.09 | |
5 | Игра на внимание «Цапля-лягушка». | 1 | 16.09 | |
6 | Игра на внимание «Дедушка и детки». | 1 | 21.09 | |
7 | Оздоровительные занятия в режиме дня. Комплекс утренней гимнастики. | 1 | 23.09 | |
8 | Игра с элементами ОРУ «Совушка». | 1 | 28.09 | |
9 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз…» | 1 | 30.09 | |
10 | Игра с перебежками «За флажками». | 1 | 05.10 | |
11 | Игра с перебежками «Третий лишний». | 1 | 07.10 | |
12 | Игра с перебежками «Шишки, желуди, орехи». | 1 | 12.10 | |
13 | Игра с прыжками «Поймай лягушку». | 1 | 14.10 | |
14 | Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки». | 1 | 19.10 | |
15 | Игра с мячом «Охотники и утки». | 1 | 21.10 | |
16 | Игра с мячом «Перестрелка». | 1 | 26.10 | |
17 | Игра с мячом «Достань мяч». | 1 | 28.10 | |
18 | Способы передвижения человеком. Ходьба, бег, лазанье и ползание. | 1 | 09.11 | |
19 | Бег с высоким подниманием бедра. | 1 | 11.11 | |
20 | Прыжки на месте (на одной ноге, с поворотами влево и вправо). | 1 | 16.11 | |
21 | Бег прыжками. Игра «Не оступись». | 1 | 18.11 | |
22 | Прыжки с продвижением вперед и назад, | 1 | 23.11 | |
23 | Бег с ускорением. Игра « Кто быстрее». | 1 | 25.11 | |
24 | Прыжки в длину с места. Игра «Горелки». | 1 | 30.11 | |
25 | Бег с изменением направления. Игра «Пятнашки». | 1 | 02.12 | |
26 | Прыжки в высоту с места. Игра «Рыбки». | 1 | 07.12 | |
27 | Бег из разных исходных положений и с разным положением рук. | 1 | 09.12 | |
28 | Запрыгивание на гору и спрыгивание с неё. Игра «Салки на болоте». | 1 | 14.12 | |
29 | Броски большого мяча на дальность двумя руками из-за головы. | 1 | 16.12 | |
30 | Броски большого мяча на дальность двумя руками от груди. | 1 | 21.12 | |
31 | Инструктаж по ТБ лыжной подготовки. Игра «День и ночь». | 1 | 23.12 | |
32 | Переноска лыж на плече, передвижение в колонне с лыжами. | 1 | 28.12 | |
33 | Ступающий шаг по твердой ровной поверхности. | 1 | 18.01 | |
34 | Ступающий шаг по твердой ровной поверхности. | 1 | 20.01 | |
35 | Скользящий шаг без палок. Игра «Охотники и олени». | 1 | 25.01 | |
36 | Скользящий шаг с палками. | 1 | 27.01 | |
37 | Повороты переступанием на месте. Игра «Встречная эстафета». | 1 | 01.02 | |
38 | Повороты переступанием на месте. Игра «День и ночь». | 1 | 03.02 | |
39 | Подъем в гору скользящим шагом и торможение падением. | 1 | 15.02 | |
40 | Подъем в гору скользящим шагом и торможение падением. | 1 | 17.02 | |
41 | Подъем в гору ступающим шагом и спуск в позе устойчивости. | 1 | 22.02 | |
42 | Подъем в гору ступающим шагом и спуск в позе устойчивости. | 1 | 24.02 | |
43 | Режим дня и личная гигиена школьника. | 1 | 01.03 | |
44 | Метание малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте. | 1 | 03.03 | |
45 | Метание мяча в вертикальную цель, в стену. | 1 | 10.03 | |
46 | Подвижные игры на внимание. | 1 | 15.03 | |
47 | Подвижные игры с элементами ОРУ. | 1 | 17.03 | |
48 | Подвижные игры с перебежками. | 1 | 22.03 | |
49 | Подвижные игры с мячом. Игра «Попади в ворота». | 1 | 24.03 | |
50 | Комплекс упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища. Инструктаж по ТБ при занятиях акробатикой. | 1 | 05.04 | |
51 | Упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади. Игра «Тройка». | 1 | 07.04 | |
52 | Седы (на пятках, с наклоном, углом). Игра «Бой петухов». | 1 | 12.04 | |
53 | Группировка из положения лежа (на животе и спине). | 1 | 14.04 | |
54 | Раскачивание в плотной группировке (с помощью). | 1 | 19.04 | |
55 | Перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью). | 1 | 21.04 | |
56 | Перекаты из упора присев назад и боком. Игра «Салки-догонялки». | 1 | 26.04 | |
57 | Лазание по гимнастической стенке (вверх, вниз, горизонтально). | 1 | 28.04 | |
58 | Ползание и переползание по-пластунски. | 1 | 03.05 | |
59 | Преодоление полосы препятствий с элементами лазания. | 1 | 05.05 | |
60 | Лазание по канату. Лазание по наклонной скамейке. | 1 | 10.05 | |
61 | Перелазание через гимнастического коня. Игра «Раки». | 1 | 12.05 | |
62 | Упражнения на низкой перекладине. | 1 | 17.05 | |
63 | Ходьба по рейке скамейки. Танцевальные шаги с прискоком. | 1 | 19.05 | |
64 | Танцевальные шаги: приставные шаги; шаги галопа. | 1 | 24.05 | |
65 | Преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелазания. | 1 | 26.05 | |
66 | Преодоление полосы препятствий с элементами лазания, перелазания. | 1 | 31.05 | |
Всего по курсу: | 66 |
Список литературы
для учителя:
1. «Физическая культура», Программы общеобразовательных учреждений, Начальная школа, 1-4классы, автор Матвеев А.П., М., Просвещение, 2009.
2. Матвеев А.П., Физическая культура. 1 класс. Учебник. — М.:Просвещение, 2009.
для обучающихся:
1. Матвеев А.П., Физическая культура. 1 класс. Учебник. — М.:Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Технологическая карта урока.Учебный предмет: физическая культура. Класс: 2 класс
Тема урока:. Игра как средство повышения двигательной активности учащихсяТип урока: Комплексный...
Дидактический материал к урокам физической культуры по программе В.И. Ляха «Физическая культура 1-4 классы»
Разработанные мною карточки с теоретическими и практическими заданиями, помогают не только в освоении новых знаний по физической культуре ученикам, по каким-либо причинам пропускающим занятия или осво...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Класс 1
Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом федераль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 2
Рабочая программа по физической культуре 2 класса составлена на основе следующих документов:· Федеральный государственный образовательный стандарт нача...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» класс 3
Рабочая программа по физической культуре 3 класса составлена на основе следующих документов:·...