Бегом к здоровью!
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Одним из важных средств физкультуры является оздоровительный бег.
При методически правильном его использовании у детей школьного возраста постепенно развиваются благоприятные изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, несколько увеличиваются масса и размер сердца за счет умеренного расширения его полостей и некоторого утолщения сердечной мышцы. За счет утолщения мышечных волокон (гипертрофии) сила сокращений сердечной мышцы увеличивается, в периферическое сосудистое русло поступает большая порция крови, поэтому в состоянии мышечного покоя оно сокращается реже, а время между сокращениями удлиняется. Сердце у систематически занимающихся бегом школьников работает тем самым экономичней, что можно установить по улучшающейся у них реакции на нагрузки уже после определенного этапа занятий. Во время бега кровь, протекая быстрее и в большом объеме через легкие, лучше насыщается кислородом из вдыхаемого воздуха, объем которого увеличивается ( по сравнению с покоем). При этом кислород, захваченный красными кровенными тельцами, разносится целенаправленно: работающие мышцы получают большую долю, а ненагруженные-меньшую долю. Такое рациональное распределение обеспечивается регулирующими механизмами нервной системы, которые развиваются благодаря систематическим занятиям бегом.
Бег лучше других средств развивает такое важное качество, как выносливость, играющее на протяжении всей жизни важнейшую роль в поддержании здоровья, нормальной деятельности таких важных физиологических систем, как сердечно-сосудистая и дыхательная.
В течение первых двух месяцев тренировочными средствами должен быть легкий бег ,чередующийся с ходьбой и играми-футбол и регби по упрощенным правилам. В начале систематических занятий дистанция 300 метров преодолевается детьми с трудом. Однако путем постепенного наращивания продолжительности медленного бега и по мере приспособления организма к нагрузкам дети смогут свободно пробегать 2-3 км при совершенно благоприятной реакции пульса, артериального давления и других показателей состояния организма.После трехмесячного периода занятий длительность каждой тренировки возростает от 45 до 2 часов. Дети перестают болеть, пропускать по болезни занятия в школе. Появляется эффект закаливания в связи круглогодичными занятиями на открытом воздухе.
Следует учитывать также начало полового созревания (девочки 10-12 лет, мальчики 12-14 лет) могут быть существенные различия в темпе биологического созревания, что сказывается на физическом, двигательном и функциональном развитии. Поэтому перед тем, как начать занятия оздоровительным бегом, необходимо проконсультироваться с врачом и получить у него данные о состоянии здоровья и оценку биологического возраста.
При проведении занятий следует учитывать эти данные: несколько снижать нагрузку детям с замедленным темпом полового развития.
Использование бега как основного средства развития выносливости не исключает, а, напротив, предусматривает включение в систему занятий упражнений на быстроту, развитие мышечной силы, ловкости, гибкости.
Систему внешкольных занятий оздоровительным бегом целесообразно строить по отдельным этапам годового периода, чтобы каждый последующий период предусматривал наращивание нагрузок в полном соответствии с данными врачебного контроля и самоконтроля, которому следует обучать детей по крайней мере со среднего школьного возраста.
| 1-12-я недели | 13-24-я недели | 25-36-я недели | 37-48-я недели | Предельная ЧСС уд/мин. |
Младшие (7-10 лет) | |||||
Ускоренная ходьба, м Время пробегания 100 м, с | 300 77-76 | 340 72-71 | 410 67-66 | 440-540 66 | 140+5 |
Бег,м Время пробегания 100 м,с | 220 48-47 | 300 44-43 | 350 40-41 | 410-580 41 | 180+5 |
ОРУ мин. | 15 | 15 | 15 | 15 | - |
Игры, мин. | 30 | 25 | 20 | 20 | 120-160 |
Средние(11-14 лет) | |||||
Ускоренная ходьба, м Время пр-я 100 м,с | 510 77-76 | 600 72-71 | 600 67-66 | 600-900 66 | 130+5 |
Бег,м Время пробегания 100 м,с | 480 44 | 690 42 | 810 40 | 1350 40 | 170+5 |
ОРУ мин. | 15 | 15 | 15 | 15 | - |
Игры, мин. | 30 | 25 | 25 | 20 | 130-170 |
Старшие(15-17 лет) | |||||
Ускоренная ходьба, м Время пр-я 100 м,с | 470 77-76 | 550 72-71 | 600 67 | 900 66 | 120+5 |
Бег,м Время пробегания 100 м,с | 540 44 | 780 42 | 810 40 | 1500 40 | 160+5 |
ОРУ мин. | 15 | 15 | 15 | 15 | - |
Игры, мин. | 30 | 30-25 | 25 | 20 | 120-160 |
Литература.
В.К.Велитченко «Физкультура для ослабленных детей» Москва 1989год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К тебе одной навстречу я с радостью бегу
Слова песни о маме...
Урок физической культуры 3 класс Тема:Совершенствование техники бега на короткие дистанции.
Задачи урока:1.Экспресс-тесты : бег на 30 метров с высокого старта,прыжки в длину с места, 6-минутный бег.2.развитие двигательных качеств. Дата проведения: 14 апреля 2011 года.Место проведе...
Конспек урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...
Обучение технике бега на короткие дистанции. Основы техники бега.
Бег – основа легкой атлетики и большинства других видов спорта. Бег занимает ведущее место на уроках физической культуры во всех разделах программы. Хотя бег – естественное и общедоступное...
Влияние занятий бегом на здоровье.
В Древней Элладе говорили: « Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай».Бег является наиболее...
Тема урока: Обучение высокому старту, бегу с изменением скорости, бегу в коридорчике. Подвижная игра «К своим флажкам».
Задачи урока:1. Обучение высокому старту, бегу с изменением скорости, бегу в коридорчике. Высокий старт и бег 10 – 15 м с изменением скорости.2. Закрепление навыков ходьбы и бега с изменением дл...