авторская программа ДО Подвижные игры,1-4 кл.
методическая разработка по физкультуре по теме
Эта авторская программа дополнительного образования была лицензирована в 2008 году. На протяжении ряда лет использую её для работы с учащимися начальной школы. Учитель может легко дополнить её подвижными играми по своему усмотрению, ориентируясь на имеющуюся материальную базу, климатические условия и собственные предпочтения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторская программа дополнительного образования «Подвижные игры», 1-4 кл. учителя физической культуры МАОУ СОШ №31 г. Тамбова Перепелица Л.Н.
Пояснительная записка.
Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для организации занятий по подвижным играм с учащимися 1-4 общеобразовательных классов.
Система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Занятия физической культурой занимают одно из наиболее важных мест в современной школе. Средствами физической культуры решаются задачи государственной важности – формирование физического здоровья и основ здорового образа жизни школьников.
Настоящая программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, то есть, направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта, обеспечение знаниями в области культуры здоровья, воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Актуальность данной программы в том, что состояние здоровья россиян, и особенно школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогические и медицинские подходы к этой проблеме. Обеспокоенность сложившейся ситуацией отражена в решении Госсовета РФ и приказе Минобразования РФ, в которых физическая культура, двигательная активность школьников рассматриваются как один из основных факторов формирования их здоровья. Научные данные последнего десятилетия о роли двигательной активности свидетельствуют о том, что без достаточного объёма двигательной активности достижение высоких интеллектуальных и жизненных целей оказалось невозможным. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Новизна настоящей программы дополнительного образования заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания, так как кратчайший путь к знаниям, к уму пролегает через радость, через игру, которая способствует раскованности, снимает многие противоречия, ставит ребёнка перед необходимостью выкладываться до конца.
Целесообразность применения программы дополнительного образования в том, что подвижные игры, функционально нагружая организм, формируют и совершенствуют его. В отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастических) игра всегда связана с инициативным началом, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жёсткость правил соответствуют функциональным и психологическим особенностям детского организма. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывают комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, скоростных и скоростно – силовых способностей и др.).
Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует подчеркнуть, что разнообразные движения и действия играющих во время игры оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. С помощью игр можно содействовать общему развитию и укреплению мышц, а также повышению обмена веществ. Всё это оказывает комплексное воздействие на организм и способствует укреплению здоровья детей.
Целью данной дополнительной образовательной программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Задачи:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) навыков;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияния физических упражнений на состояние здоровья;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
- содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, творческого отношения к деятельности.
Занятия рассчитаны на один год для учащихся 1 – 4 классов, 72 часа.
В результате освоения данной программы учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры
Знать и иметь представление:
- О режиме дня и двигательном режиме;
- о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности;
- о гигиенических правилах при выполнении физических упражнений;
- о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
- о правильной осанке и причинах нарушений осанки.
Уметь:
- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
- элементарно владеть мячом: держание, передачи на расстоянии до 5м, ловля, ведение;
- играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа «Пионербол», «Перестрелка» мини-футбол.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Программный материал | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел I.Основы знаний | 5 | 5 | ||
1 | Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность | 1 | 1 | |
2 | Гигиенические правила при выполнении физических упражнений | 1 | 1 | |
3 | Режим дня и двигательный режим | 1 | 1 | |
4 | Причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения | 1 | 1 | |
5 | Правильная осанка. Причины нарушения осанки. | 1 | 1 | |
Раздел II. Общая физическая подготовка | 20 | 20 | ||
Раздел III. Подвижные игры, направленные на развитие основных двигательных качеств. | 43 | 43 | ||
Раздел IV. Контрольные испытания | 4 | 4 | ||
итого: | 5 | 67 | 72 |
Содержание программы
Раздел I.Основы знаний
- Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности.
- Гигиенические правила при выполнении физических упражнений.
- Режим дня и двигательный режим.
- Причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения.
- Правильная осанка. Причины нарушения осанки.
Раздел II. Общая физическая подготовка
Строевые упражнения, перестроения из одной шеренги в две, три. Общеразвивающие упражнения. Бег до 300-500м, линейная эстафета, встречная эстафета, челночный бег. Прыжки: на одной ноге (правой, левой), на двух ногах, многоскоки.
Раздел III. Подвижные игры – средство развития основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей).
Данный раздел предполагает развитие координационных, скоростно-силовых способностей, навыков в прыжках, беге, овладение элементарными навыками и умениями в ловле, бросках, передаче и ведении мяча; на овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями
Подвижные игры:
на совершенствование ориентирования в пространстве
«Два мороза»
«Пустое место»
«У ребят порядок строгий»
«Белые медведи»
«Вызов номеров»
«Караси и щука»
на совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
«Волк во рву»
«Лиса и куры»
«Прыжки по полоскам»
«Удочка»
«Попрыгунчики воробышки»
на совершенствование быстроты
«Мяч соседу»
«Команда быстроногих»
«Линейная эстафета»
«День и ночь»
«Попрыгунчики воробышки»
на овладение элементарными навыками умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча:
ловля, передача, ведение мяча индивидуально;
ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой, с изменением направления;
Ловля и передача мяча в треугольниках, квадратах.
На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями:
«Борьба за мяч»
«Перестрелка»
«Мири – баскетбол»
Варианты игры в футбол.
Практические и контрольные работы.
На занятиях учащиеся должны приобрести навыки организатора игр. С этой целью на каждом занятии необходимо назначать помощников и давать им задания по проведению игры.
Четыре раза в год учащиеся должны выполнять контрольные тесты по общей физической подготовке:
- Челночный бег.
- Прыжок в длину с места.
- Подтягивание.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Настоящая программа дополнительного образования имеет
три раздела:
раздел I. Основы знаний содержит теоретические сведения, в том числе: по правилам безопасности на занятиях, по гигиене, о влиянии физических упражнений на здоровье, о роли семьи и сверстников в формировании здорового образа жизни. Указанные знания учащиеся будут получать на теоретических занятиях с использованием рассказа, бесед, комментированного чтения;
раздел II. Общая физическая подготовка. Данный раздел направлен на всестороннее физическое развитие. Он представлен практическими занятиями с использованием легкоатлетических, гимнастических, игровых упражнений;
раздел III. Подвижные игры – средство развития основных двигательных качеств Направлен на овладение и совершенствование навыков и умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча; на совершенствование скоростно-силовых, координационных способностей, развитие быстроты, ловкости.
Формы занятий
Занятия по подвижным играм целесообразно проводить в урочной и внеурочной форме. Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, а внеурочная форма занятий подразумевает привлечение самих детей к выполнению роли организатора.
Методы и приёмы
Занятия будут проводиться с использованием словесных, демонстрационных, и соревновательных методов; таких приёмов и форм работы, как рассказ,
беседа, контрольное упражнение,
контрольный тест.
Дидактический материал
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005.
- Маюров, А.Н., Маюров, Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя. – М., Педагогическое общество России, 2004.
- Севостьянов, А.И. Физическое здоровье школьников (комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений). Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2006.
Техническое оснащение
Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока будут использоваться:
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- баскетбольные мячи;
- скакалки;
- кегли;
- гимнастические скамейки;
- гимнастическая стенка;
- маты;
- теннисные мячи;
- футбольные мячи;
- гимнастические маты.
Формы подведения итогов
Тестирование по общей физической подготовленности и по технической подготовленности; в форме опроса по теоретическим знаниям.
Литература для учащихся
- Маюров, А.Н., Маюров, Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя. – М., Педагогическое общество России, 2004.
- Садыкова, С.Л. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. – Волгоград: Учитель, 2008.
Литература для учителя
- Баранцев, С,А., Береуцин, Г.В. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
- Геллер, Е.М. Знакомьтесь: Спортландия. – М.: «Знание», 1989.
- Голомидова, С.Е. Нестандартные уроки физкультуры. 5 класс. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2006.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО 2004.
- Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
- Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания, М.: «Просвещение» 2006.
- Садыкова, С.Л. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от одного года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
- Чайцев, В.Г., Пронина, И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.
Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: - совершенствовать упражнения в равновесии;- закрепить метание мяча в вертик...
План- конспект урока в 4 классе по теме "Подвижные игры на основе игры баскетбол"
План урока физической культуры в начальной школе по теме "Подвижные игры на онове баскетбола" Основными задачами урока являються обучение владению мячом,развитие координации и воспитание у...
Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...
Подборка подвижных игр для программы по внеурочной деятельности "Подвижные игры".
quot;Подвижные игры"....
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...
Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»
На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...
Методическая разработка подвижной игры "Подвижный лабиринт".2023
Методическая разработка представлена на конкурсе "Фестиваль подвижных игр".2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника. Данныйфестиваль проходил в рамках мероприятий Выбо...