авторская программа ДО Подвижные игры,1-4 кл.
методическая разработка по физкультуре по теме

Перепелица Людмила Николаевна

Эта авторская программа дополнительного образования была лицензирована в 2008 году. На протяжении ряда лет использую её для работы с учащимися начальной школы. Учитель может легко дополнить её подвижными играми по своему усмотрению, ориентируясь на имеющуюся материальную базу, климатические условия и собственные предпочтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская программа дополнительного образования «Подвижные игры», 1-4 кл. учителя физической культуры МАОУ СОШ №31 г. Тамбова Перепелица Л.Н.

Пояснительная записка.

Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для организации занятий по подвижным играм с учащимися 1-4 общеобразовательных классов.

Система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе нуждается в коренной перестройке, направленной на обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Занятия физической культурой занимают одно из наиболее важных мест в современной школе. Средствами физической культуры решаются задачи государственной важности – формирование физического здоровья и основ здорового образа жизни школьников.

Настоящая программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, то есть, направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта, обеспечение знаниями в области культуры здоровья, воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Актуальность данной программы в том, что состояние здоровья россиян, и особенно школьников, отрицательная динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть педагогические и медицинские подходы к этой проблеме. Обеспокоенность сложившейся ситуацией отражена в решении Госсовета РФ и приказе Минобразования РФ, в которых физическая культура, двигательная активность школьников рассматриваются как один из основных факторов формирования их здоровья. Научные данные последнего десятилетия о роли двигательной активности свидетельствуют о том, что без достаточного объёма двигательной активности достижение высоких интеллектуальных и жизненных целей оказалось невозможным. Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.

Новизна настоящей программы дополнительного образования заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания, так как кратчайший путь к знаниям, к уму пролегает через радость, через игру, которая способствует раскованности, снимает многие противоречия, ставит ребёнка перед необходимостью выкладываться до конца.

Целесообразность применения программы дополнительного образования в том, что подвижные игры, функционально нагружая организм, формируют и совершенствуют его. В отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастических) игра всегда связана с инициативным началом, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Развлекательная сторона игр, преимущественное использование в них локомоторных, естественных движений, меньшая жёсткость правил соответствуют функциональным и психологическим особенностям детского организма. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывают комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, скоростных и скоростно – силовых способностей и др.).

Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует подчеркнуть, что разнообразные движения и действия играющих во время игры оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. С помощью игр можно содействовать общему развитию и укреплению мышц, а также повышению обмена веществ. Всё это оказывает комплексное воздействие на организм и способствует укреплению здоровья детей.

Целью данной дополнительной образовательной программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.

Задачи:

  1.  укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
  2.  обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  3.  развитие двигательных (кондиционных и координационных) навыков;
  4.  формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияния физических упражнений на состояние здоровья;
  5.  воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
  6.  воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
  7.  содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, творческого отношения к деятельности.

Занятия рассчитаны на один год для учащихся 1 – 4 классов, 72 часа.

В результате освоения данной программы учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры

Знать и иметь представление:

  1. О режиме дня и двигательном режиме;
  2. о влиянии занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности;
  3. о гигиенических правилах при выполнении физических упражнений;
  4. о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
  5. о правильной осанке и причинах нарушений осанки.

Уметь:

  1. играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
  2. элементарно владеть мячом: держание, передачи на расстоянии до 5м, ловля, ведение;
  3. играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа «Пионербол», «Перестрелка» мини-футбол.

Учебно-тематический план занятий


п/п

Программный материал

Количество часов

теория

практика

всего

Раздел I.Основы знаний

5

5

1

Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособность

1

1

2

Гигиенические правила при выполнении физических упражнений

1

1

3

Режим дня и двигательный режим

1

1

4

Причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения

1

1

5

Правильная осанка. Причины нарушения осанки.

1

1

Раздел II. Общая физическая подготовка

20

20

Раздел III. Подвижные игры, направленные

                   на развитие основных

                   двигательных качеств.

43

43

Раздел IV. Контрольные испытания

4

4

итого:

5

67

72

Содержание программы

Раздел I.Основы знаний

  1. Влияние занятий физическими упражнениями на состояние здоровья, работоспособности.
  2. Гигиенические правила при выполнении физических упражнений.
  3. Режим дня и двигательный режим.
  4. Причины травматизма на занятиях физической культурой и правила его предупреждения.
  5. Правильная осанка. Причины нарушения осанки.

Раздел II. Общая физическая подготовка

Строевые упражнения, перестроения из одной шеренги в две, три. Общеразвивающие упражнения. Бег до 300-500м, линейная эстафета, встречная эстафета, челночный бег. Прыжки: на одной ноге (правой, левой), на двух ногах, многоскоки.

Раздел III. Подвижные игры – средство развития основных двигательных качеств (быстроты, выносливости, ловкости, координационных способностей).

Данный раздел предполагает развитие координационных, скоростно-силовых способностей, навыков в прыжках, беге, овладение элементарными навыками и умениями в ловле, бросках, передаче и ведении мяча; на овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями

Подвижные игры:

на совершенствование ориентирования в пространстве

 «Два мороза»

«Пустое место»

«У ребят порядок строгий»

«Белые медведи»

«Вызов номеров»

«Караси и щука»

на совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

«Волк во рву»

«Лиса и куры»

«Прыжки по полоскам»

«Удочка»

«Попрыгунчики воробышки»

на совершенствование быстроты

«Мяч соседу»

«Команда быстроногих»

«Линейная эстафета»

 «День и ночь»

«Попрыгунчики воробышки»

на овладение элементарными навыками умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча:

ловля, передача, ведение мяча индивидуально;

ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой, с изменением направления;

Ловля и передача мяча в треугольниках, квадратах.

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями:

«Борьба за мяч»

«Перестрелка»

«Мири – баскетбол»

Варианты игры в футбол.

Практические и контрольные работы.

На занятиях учащиеся должны приобрести навыки организатора игр. С этой целью на каждом занятии необходимо назначать помощников и давать им задания по проведению игры.

Четыре раза в год учащиеся должны выполнять контрольные тесты по общей физической подготовке:

  1. Челночный бег.
  2. Прыжок в длину с места.
  3. Подтягивание.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

        Настоящая программа дополнительного образования имеет

 три раздела:

раздел I. Основы знаний содержит теоретические сведения, в том числе: по правилам безопасности на занятиях, по гигиене, о влиянии физических упражнений на здоровье, о роли семьи и сверстников в формировании здорового образа жизни. Указанные знания учащиеся будут получать на теоретических занятиях с использованием рассказа, бесед, комментированного чтения;

раздел II. Общая физическая подготовка. Данный раздел направлен на всестороннее физическое развитие. Он представлен практическими занятиями с использованием легкоатлетических, гимнастических, игровых упражнений;

раздел III. Подвижные игры – средство развития основных двигательных качеств Направлен на овладение и совершенствование навыков и умений в ловле, бросках, передачах и ведении мяча; на совершенствование скоростно-силовых, координационных способностей, развитие быстроты, ловкости.

Формы занятий

Занятия по подвижным играм целесообразно проводить в урочной и внеурочной форме. Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает непосредственную руководящую роль учителя, а внеурочная форма занятий подразумевает привлечение самих детей к выполнению роли организатора.

Методы и приёмы

Занятия будут проводиться с использованием словесных, демонстрационных, и соревновательных методов; таких приёмов и форм работы, как рассказ,

 беседа, контрольное упражнение,

 контрольный тест.

Дидактический материал

  1. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005.
  2.  Маюров, А.Н., Маюров, Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя. – М., Педагогическое общество России, 2004.
  3. Севостьянов, А.И. Физическое здоровье школьников (комплекс общеразвивающих гимнастических упражнений). Учебное пособие. М., Педагогическое общество России, 2006.

Техническое оснащение

Для достижения  оптимальной общей и моторной плотности урока будут использоваться:

  1. спортивный зал;
  2. спортивная площадка;
  3. баскетбольные мячи;
  4. скакалки;
  5. кегли;
  6. гимнастические скамейки;
  7. гимнастическая стенка;
  8. маты;
  9. теннисные мячи;
  10. футбольные мячи;
  11. гимнастические маты.

Формы подведения итогов

Тестирование по общей физической подготовленности и по технической подготовленности; в форме опроса по теоретическим знаниям.

Литература для учащихся

  1. Маюров, А.Н., Маюров, Я.А. В здоровом теле – здоровый дух. Учебное пособие для ученика и учителя. – М., Педагогическое общество России, 2004.
  2. Садыкова, С.Л. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. – Волгоград: Учитель, 2008.

Литература для учителя

  1. Баранцев, С,А., Береуцин, Г.В. и др. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Геллер, Е.М. Знакомьтесь: Спортландия. – М.: «Знание», 1989.
  3. Голомидова, С.Е. Нестандартные уроки физкультуры. 5 класс. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2006.
  4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - М.: ВАКО 2004.
  5. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учебник для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия» , 2000.
  6. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  7. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания, М.: «Просвещение» 2006.
  8. Садыкова, С.Л. Физическая культура. 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время. – Волгоград: Учитель, 2008.
  9. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от одного года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  10. Чайцев, В.Г., Пронина, И.В. Новые технологии физического воспитания школьников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.

Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: -  совершенствовать упражнения  в равновесии;-  закрепить метание мяча в вертик...

План- конспект урока в 4 классе по теме "Подвижные игры на основе игры баскетбол"

План  урока физической культуры в начальной школе по теме "Подвижные игры на онове баскетбола" Основными задачами урока являються обучение владению мячом,развитие координации и воспитание у...

Рабочая программа курса «Современные подвижные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка 1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главны...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «спортивные и подвижные игры» для учащихся 2 класса   Тема урока: «Развитие основных физических качеств средствами подвижных игр»

На уроке физической культуры ученики 2 класса помогают герою произведения Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ребята вместе с Незнайкой развивают физические качества с помощью под...

Методическая разработка подвижной игры "Подвижный лабиринт".2023

Методическая разработка представлена на конкурсе "Фестиваль подвижных игр".2023 год Указом Президента объявлен Годом педагога и наставника. Данныйфестиваль проходил в рамках мероприятий Выбо...