Упражнения для физкультминуток
занимательные факты по физкультуре по теме
Общие упражнения для физкультминуток
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_fizkultminutok.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы упражнений для физкультминуток
Комплексы упражнений для физкультминуток для детей младшего школьного возраста.
Упражнения стоя
- Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой.
- И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох.
- Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п.
- И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
- И. п. — ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
- «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
- И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.
- Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох.
- И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
10. Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки. Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).
Еще несколько примеров упражнений, которые помогают избегать утомления, восстановить силы на уроке. Они достаточно просты и эффективны, для их выполнения не требуется специальное оборудование, и поэтому их можно выполнять в классе, в программе физкультминутки.
Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.
И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания.
И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный.
Корригирующие упражнения для нормализации осанки
- Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
- Ходьба обычная, следя за осанкой.
- Ходьба на носках, руки за головой.
- Ходьба на пятках, руки на поясе.
- Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Упражнение для глаз
Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.
Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки.
Зарядка для глаз в стихах:
1.Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза)
2.Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами)
3.А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост)
4.Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Глазами рисуем букву У)
5.Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз)
6.Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево)
7.Заниматься вновь начнем. (Повторить упр. 3 раза)
После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте.
Упражнение «на корточках» облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту.
Упражнения для снятия утомления, предложенные И. А. Васильевой, помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, Усталости.
1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10-15 минут — и стало жарко. Повторить три раза.
- Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.
- Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).
- «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом.
- «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.)
- «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)
Физкультминутки в стихах
Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи, чи, чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) | Наши ручки Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. |
Мы топаем ногами Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. | Вот помощники мои Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели. |
Раз - подняться, потянуться Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо встать. | Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг Кря, кря, кря. Полетел зеленый жук Ж - ж - ж. Гуси шеи выгибали Клювом перья расправляли. Зашумел в пруду камыш Ш - ш – ш И опять настала ти... |
Раз, два - встать пора Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим. | Раз, два, три, четыре, пять Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайка поиграть Прыгать серенький горазд Он подпрыгнул 300 раз. |
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать.
(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
(Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
(Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
(Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
Игровые двигательные упражнения с ластиком.
Эти двигательные упражнения можно проводить как на уроке во время разминки, так и после уроков, используя их в различных видах внеклассной работы.
Цель упражнений:
Стимулирование двигательной активности учащихся во время учебных действий. Развитие интереса к собственной двигательной активности.
Психологическое назначение упражнений:
Осознание необходимости двигательной активности в жизни человека. Развитие памяти, внимания и внимательности, умения преодолевать трудности.
Препятствие.
У учащихся на парте лежит ластик. Они должны удержать его в равновесии на различных частях тела:
-на запястьях;
-на голове;
-на кончиках пальцев рук;
-на локтях.
Ловкачи
Участники упражнения используют ластик для того, чтобы перебрасывать его друг другу:
-сидя;
-стоя;
-при ходьбе;
-держа руки над головой;
-передавать ластик, заложив руки за спину.
Игровые двигательные упражнения со стаканчиком из-под йогурта.
Очень интересно и необычно можно построить игровые двигательные упражнения. Используя стаканчики из-под йогурта. Они очень легкие. Никакого физического вреда ребенку они причинить не могут. Игровые двигательные упражнения со стаканчиками можно использовать как на уроках. В том числе и физической культуры, как игровую паузу, так и в ходе различных конкурсов и тренингов.
Эти упражнения развивают наблюдательность, внимательность, ловкость, отточенность движений.
Цель двигательных упражнений:
Развитие интереса учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Психологическое назначение упражнений:
Формирование у учащихся понимания необходимости занятий спортом, развитие памяти, внимания, способности к имитации, ловкости.
Магия
Сидя или стоя за партой, участники игры должны удержать стаканчик:
-на ладони;
-на запястье обеих рук;
-на двух пальцах;
-на локте;
-на затылке;
-на голове (лбу, ушах).
Тренировка мышц
Участники игры держат стаканчик на голове. Они должны:
-вставать со стула и садиться на стул;
-сидя на стуле и держа стаканчик на голове, поворачиваться налево, направо;
- поставить руки перед грудью и делать рывки руками, держа стаканчик на голове;
-активно сделать различные гримасы лица.
Ловкость
Участники игры должны подбросить стаканчик и, прежде, чем его поймать, несколько раз хлопнуть в ладоши; перебрасывать из одной руки в другую.
Взбивалка
Для выполнения упражнения участникам понадобится ластик. Они кладут ластик в стаканчик и:
-крутят в стаканчике так, чтобы он подпрыгивал, но не вываливался.
Футболисты
Участники игры играют друг с другом за партой. Каждый на своей части стола делает импровизированные ворота.
Участники пытаются забить гол ластиком друг другу, при этом ластик забивается в ворота стаканчиком.
Игровые двигательные упражнения с карандашом.
Игровые двигательные упражнения с карандашом полезно использовать как во время учебных занятий, так и во время разминок. Кто-то может посчитать, что использование карандаша в качестве предмета для игровой разминки весьма опасно. Но это совершенно неверно. Ребята должны учиться видеть возможность использования любого предмета для физических разминок. При этом, используя предметы подобного рода, они учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать её.
Цель упражнений:
Развитие интереса к выполнению упражнений, формирование двигательной культуры участников игр.
Психологическое назначение упражнений:
Развитие любознательности, внимания, ловкости, умения общаться и выполнять совместные действия в группе, в паре.
Воображение.
Участники игры держат карандаш на весу на ладони, на одном пальце, на двух пальцах.
Сидя за столом, они учатся удерживать карандаш на голове;
Пробуют удерживать карандаш между двумя разными пальцами и писать в воздухе цифры, буквы и слова по предложению учителя.
Игры на сноровку.
Участники игры должны:
-удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать его дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцами и мизинцем;
-крутить карандаш двумя указательными,
-средним и безымянным пальцами.
Хватательный рефлекс.
Участники игры должны:
-ставить карандаш вертикально на стол, отпускать его и ловить другой рукой, при этом рука лежит неподвижно до тех пор, пока на неё не упадет карандаш;
-перебрасывать карандаш из правой руки в левую, при этом постепенно увеличивать расстояние между руками.
«Кто подходил»
Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.
Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.
Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.
Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.
Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение физкультминуток на уроках в начальной школе
Роль физкультминуток, основные требования , комплекс упражнений для глаз, мышц спины, рук, двигательно-речевые упражнения, пальчиковая гимнастика....
Сборник физкультминуток
Физкультминутки для отдыха на уроках...
Использование речевых физкультминуток в группах детей с фонетико-фонематическими недостатками
При систематическом использовании речевых физкультминуток на занятиях с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения (ФФН), поставленный звук быстрее автоматизируется, прочнее входит в р...
подборка упражнений для физкультминуток
Упражнения для детей и Памятки для родителей...
Упражнения для физкультминуток "Как исправить плохой почерк"
Предлагается ряд интересных и полезных упражнений, которые можно использовать на уроках на физкультпаузах, для того, чтобы исправить плохой почерк, снять напряжение у детей и усталость....
Комплексы упражнений для физкультминуток
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей....
Комплексы упражнений для физкультминуток
Комплексы упражнений для физкультминутокКомплексы упражнений для физкультминуток для детей младшего школьного возраста.Упражнения стоя Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдо...