Программа кружка "Школа здоровья"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и реализуется в школе с 2011 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zdorovya.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Верхнеентальская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на педсовете Утверждена
Протокол № 1 от 31.08.2011 г. __________/Т.М.Голыгина/
Рабочая программа кружка
Направление: спортивно-оздоровительное
Возраст: 1-4 кл.
Реализуется в течение 4 лет
Руководитель кружка -
Голыгина Лия Ивановна,
учитель начальных классов
с.Верхняя Ентала
2010-2011 уч.год
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- - стрессовая педагогическая тактика;
- - несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- - несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- - недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- - провалы в существующей системе физического воспитания;
- - интенсификация учебного процесса;
- - функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- - частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- - отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Программа реализуется в течение 4 лет. По каждому разделу программы выделяются теоретические и практические занятия. Занятия проводятся во второй половине дня.
Цель и задачи программы
Цель: обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по Здоровому Образу Жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
- организовать учебно-воспитательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.
- формировать у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Количество часов: всего -136 часов, по 34ч каждый год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Категории участников: обучающиеся 1-4 классов.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
-научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников;
-доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников;
-системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Познавательные:
• начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
• начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
• узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
• освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
• научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
• освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
• научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
• научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
• приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах, будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
• освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Основные разделы программы:
- «В здоровом теле - здоровый дух!
В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ре бенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ре бенком знаний и представлений в его реальном поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оз доровительную деятельность, формировать свое здоровье.
- «Красный. Желтый. Зеленый»
Одним из системообразующих компонентов учебно-воспи тательной работы является профилактика и предупреждение детского дорожного транспортного травматизма (ДДТТ).
Цель: обучение младших школьников правилам поведения, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта. Важно, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил Дорожного движения.
Содержание программы
Направления | Виды деятельности | Работа в классе | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
«В здоровом теле - здоровый дух!» | - познакомиться с правилами личной гигиены и основами здорового образа жизни; - заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей; -выявить экологические проблемы сельского поселения; - применять полученные знания в повседневной жизни. | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»: а) беседы о значении и способах закаливания, пре дупреждении инфекционных болезней, простейших правилах пове дения заболевшего; б) вводится понятие «здоровый образ жизни». Рассматриваются главные правила здорового образа жизни: «Соблюдай чистоту», «Правильно питайся», «Сочетай труд и отдых». «Больше двигайся», «Не заводи вредных привычек»; в) упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи. Итог: Праздник «В гостях у Мойдодыра!» | «Поговорим о правильном питании»: а) беседы о гигиене питания; о питательных веществах: белках, жирах, углеводах, витаминах; б) практическая работа по изучению содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках) Итог: Конкурс рисунков «Меню второклассника, здоровое и любимое» | «Здоровье человека - его важнейшее богатство»: а) составление режима дня ученика начальных классов; б) беседы о значении физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Итог: Праздник «Путешествие в Здоровейск» | Экология сельского поселения а) знакомство с экологической обстановкой в микрорайоне школы, в сельском поселении; б) участие в работе школьного научного общества «Экоград». Итог: Проект «Защити себя сам» |
«Красный. Желтый. Зеленый» | 1 класс: 1.Найти место пешеходного перехода на улице. 2.Самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути от дома до школы. 2 класс: 1.Применять на практике основные правила перехода проезжей части. 2.Выбрать безопасный маршрут к другу, в магазин. 3 класс: 1.Пользоваться общественным транспортом. 2.Переходить проезжую часть дороги после выхода из автобуса. 4 класс: 1.Правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги. 2.Пользоваться общественным транспортом. 3.Самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности. | Занятия в Школе юного пешехода Тема года «Азбука улицы» Тематика занятий: 1. Мы идем в школу. 2. Наша улица. Город, поселок, деревня, где мы живем. 3.Это должны знать все. 4.Наши верные друзья. 5. Мы знакомимся с дорожными знаками. 6. Где можно играть. 7. Мы - пассажиры 9. На загородной дороге 10. Мы учимся соблюдать правила движения. Итог: Праздник «Азбуку дорожную каждому знать положено!» | Занятия в Школе юного пешехода Тема года «Школа пешехода приглашает в Автоград» Тематика занятий:
3. Элементы улиц и дорог. 4. Сигналы светофора и регулировщика. 5. Правила перехода улиц и дорог. 6. Перекрестки и их виды. Поведение пешеходов на перекрестках. 7. Дорожные знаки. 8. Обязанности пассажиров. 9. Правила перехода улицы при выходе из транспортных средств. Итог: КВН «Знатоки ПДД» | Занятия в Школе юного пешехода «Знай правила движения как таблицу умножения!» Тематика занятий: 1. Забота государства о безопасности дорожного движения. 2. Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. 3.Сигналы для регулирования дорожного движения. 4. Дорожные знаки и их группы. 5. Правила перехода улиц и дорог. 6. Тормозной путь транспортных средств. 7.Виды транспортных средств. 8.Настольные игры по правилам дорожного движения. 9. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Итог: Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения!» | Занятия в Школе юного пешехода Тема года «Мы – ЮИДовцы!» Тематика занятий: 1. Повторение пройденного за три года обучения в Школе Юного пешехода. 2. Встреча с отрядом юных инспекторов движения школы. 3. История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. 4. Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств. 5. Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. 6. Дорожная разметка и ее предназначение. 7. Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов. 8. Общие требования к водителям велосипедов. 9. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. 10.Встреча с сотрудниками ГИБДД и ДПС. Итог: Праздник «Посвящение в ЮИДовцы» |
Пути реализации программы
- Игры – путешествия
- Беседы
- Работа с книгой (чтение и обсуждение рассказов и стихотворений)
- Утренники и праздники
- Подвижные игры, спортивные соревнования.
- Устные журналы
- Практические занятия с использованием знаний правил личной гигиены, правил дорожного движения
- Встречи с медицинскими работниками
- Санитарные рейды
- Организация санитарного уголка
- Организация «веселых перемен»
- Экскурсии (учебные, тематические)
- Однодневные походы выходного дня
Формы работы:
- Индивидуальная (творческая деятельность)
- Групповая (лекторий «Расти здоровым», КВН, устные журналы, викторины, практические занятия, тренинги, экскурсии)
- Проектная деятельность
- Развернутое тематическое планирование.
1 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!»- 17ч | |||
Аудит. | Внеауд. | ||
1 | Советы доктора Воды. | 1 | |
2 | Друзья Вода и Мыло. | 1 | |
3 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | |
4 | Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря | 1 | |
5 | Чтобы уши слышали. | 1 | |
6 | Чтобы зубы были здоровыми. | 1 | |
7 | Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря | 1 | |
8 | Кожа человека и ее здоровье | 1 | |
9 | Подвижные игры | 1 | |
10 | Если кожа повреждена | 1 | |
11 | Питание – необходимое условие для жизни человека | 1 | |
12 | Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря | 1 | |
13 | Сон – лучшее лекарство | 1 | |
14 | Я — ученик. Режим дня. | 1 | |
15 | Вредные привычки | 1 | |
16 | Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря | 1 | |
17 | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | 1 | |
Занятия в школе юного пешехода. Азбука улицы- 16ч | |||
18 | Мы идем в школу | 1 | |
19 | Наша улица. | 1 | |
20 | Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря. | 1 | |
21-22 | Это должны знать все. | 1 | 1 |
23-24 | Наши верные друзья | 1 | 1 |
25 | Мы знакомимся с дорожными знаками | 1 | |
26 | Где можно играть. | 1 | |
27 | Мы - пассажиры | 1 | |
28 | На загородной дороге | 1 | |
29 | Праздник «Азбуку дорожную каждому знать положено!» | 1 | |
30-31 | Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря | 2 | |
32-33 | Обобщающие уроки «Доктора природы» | 2 | |
Итого: | 14 | 19 |
2 год обучения - (34часа)
№ | Тема занятия Поговорим о правильном питании- 8ч | Количество часов | ||
Ауд. | Внеауд. | |||
1 | Питание — необходимое условие жизни человека. Гигиена питания. | 1 | ||
2 | Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и их роль в жизни человека | 1 | ||
3-4 | Содержание питательных веществ в разных продуктах питания | 2 | ||
5 | Меню второклассника | 1 | ||
6-8 | Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря | 3 | ||
Занятия в школе юного пешехода. Школа пешехода приглашает в Автоград- 26ч | ||||
9-11 | Основные правила поведения на улице. Безопасный путь домой. | 1 | 2 | |
12 | Элементы улиц и дорог | 1 | ||
13 | Сигналы светофора и регулировщика | 1 | ||
14 -16 | Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря | 3 | ||
17 | Правила перехода улиц и дорог | 1 | ||
18 | Перекрестки и их виды | 1 | ||
19-20 | Подвижные игры, посвященные зимним праздникам земледельческого календаря | 2 | ||
21 | Дорожные знаки | 1 | ||
22-24 | Правила перехода улицы при выходе из транспортного средства | 1 | 1 | |
25-33 | Подвижные игры, посвященные весенним праздникам земледельческого календаря | 9 | ||
34 | КВН «Знатоки ПДД» | 1 | ||
Итого | 8 | 26 |
3 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ||
Здоровье человека — его важнейшее богатство-13ч | ||||
Ауд. | Внеауд. | |||
1 | Режим дня школьника | 1 | 1 | |
2 | Физическая культура — залог здоровья | 1 | 1 | |
3-5 | Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря | 3 | ||
6-7 | Формирование правильной осанки | 1 | 1 | |
8 | Закаливание | 1 | ||
9-10 | Роль укрепления скелета и мышц. Экскурсия в тренажерный зал. | 1 | 1 | |
11-12 | Поход выходного дня | 2 | ||
13 | Праздник «Путешествие в Здоровейск» | 1 | ||
Занятия в Школе юного пешехода «Знай правила движения как таблицу умножения!»-21ч | ||||
15 | Забота государства о безопасности дорожного движения | 1 | ||
16 | Перекрестки и их виды. Дорожная разметка. | 1 | ||
17 | Сигналы для регулирования дорожного движения. | 1 | ||
18 | Дорожные знаки и их группы. | 1 | ||
19-21 | Подвижные игры, посвященные праздникам зимнего земледельческого календаря | 3 | ||
22-23 | Правила перехода улиц и дорог. | 2 | ||
24 | Виды транспортных средств. | 1 | ||
25 | Тормозной путь транспортных средств. | 1 | ||
26-28 | Настольные игры по правилам дорожного движения. | 3 | ||
29-33 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах | 5 | ||
34 | Праздник «Знай правила движения как таблицу умножения!» | 1 | ||
Итого | 10 | 24 |
4 год обучения - (34 часа)
№ | Тема занятия Экология сельского поселения | Кол-во часов | ||
Ауд. | Внеауд. | |||
1 | Знакомство с экологической обстановкой в микрорайоне школы, в сельском поселении; | 1 | ||
2 | Роль растений в экологической обстановке. | 1 | ||
3-7 | Подвижные игры, посвященные осенним праздникам земледельческого календаря | 5 | ||
8-11 | Определение прозрачности воды в реках Верхнеентальского поселения | 2 | 2 | |
12-15
| Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий. Проект. | 3 | 1 | |
16 | Праздник «Защити себя сам» | 1 | ||
Занятия в Школе юного пешехода «Мы – ЮИДовцы!» | ||||
18 | Повторение пройденного за три года обучения в Школе Юного пешехода. | 1 | ||
19 | Встреча с отрядом юных инспекторов движения школы. | 1 | ||
20 | История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. | 1 | ||
21 | Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 | ||
22 | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | 1 | ||
23-27 | Подвижные игры, посвященные посвященные зимним праздникам земледельческого календаря | 5 | ||
28 | Дорожная разметка и ее предназначение. | 1 | ||
29-31 | Пропаганда правил дорожного движения среди учащихся начальных классов. | 3 | ||
32 | Общие требования к водителям велосипедов. | 1 | ||
33 | Соревнования «Безопасное колесо» | 1 | ||
34 | Праздник «Посвящение в ЮИДовцы» | 1 | ||
Итого | 15 | 19 |
Литература
1.Р.Г.Чуракова. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-4 кл.: 2 часть. - М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
2.Н.А.Извекова. Учителю о правилах дорожного движения: рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения. - М.: Просвещение, 1982.
3.И.Товпинец. Уроки здоровья. -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Конкурсно-игровая программа "В здоровом теле-здоровый дух"
Здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью, соревнование команд...
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья
Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...
Презентация для конкурсно-игровой программы "В здоровом теле - здоровый дух"
Пропаганда здорового образа жизни. Путешествие по станциям....
Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"
Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...
Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...