Программа проведения спортивно-оздоровительных занятий в начальной школе «Жизнь в движении»
методическая разработка по физкультуре (1,2,3,4 класс) по теме
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Цель: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел образования исполкома Актанышского муниципального района
МОУ «Мари-Суксинская средняя общеобразовательная школа»
Программа проведения
спортивно-оздоровительных занятий
в начальной школе
«Жизнь в движении»
Автор-составитель: Айбашева Р.М.
учитель начальных классов
II квалификационной категории
с. Актаныш, 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………………….3
- Цели и задачи программы…………………………………………………3
- Организация учебного процесса………………………………………….4
- Требования к уровню усвоения учебного материала……………………5
- Содержание программы…………………………………………………...6
- Учебно-тематический план………………………………………………..7
- Литература ………………………………………………………………….8
Приложение ……………………………………………………………………...10
Пояснительная записка
Программа предназначена для реализации концепции модернизации системы образования и его соответствия требованиям современного общества.
Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так: А* · В** = С***, где
*А - Современный, здоровый учитель + любящий, грамотный, здоровый родитель (именно от взрослых зависит, каким будет ребенок в будущем)
**В - режим дня, правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура
*** С - здоровый ученик!!!
Согласно этой формуле я и разрабатывала данную программу «Жизнь в движении» (Девиз: «Счастливый человек - здоровый человек!»)
Цели и задачи программы
Цель: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
- Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся.
- Внедрение программ воспитания и обучения здоровью для всех участников образовательного процесса.
- Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
Ожидаемые результаты:
- Объединение усилий педагогов и родителей учащихся по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников.
- Осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики.
- Снизить заболеваемость всех участников образовательного процесса.
- Повысить уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
Предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Организация учебного процесса
Программа элективного курса рассчитана на 34 ч в каждом классе, каждое занятие содержит как теоретический материал, так и практические упражнения. Программа предназначена для организации спортивно-оздоровительных занятий в 1-4 классах. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: подвижные и спортивные игры, упражнения, соревнования, творческие проекты и их защита и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на большом числе доступных учащимися упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен заданиями, разнообразными по форме и содержанию.
Чтобы усвоение материала было более эффективным, происходит опора на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления учащихся данного возраста.
Происходит развитие не только общеучебных умений учащихся, но и навыков организации элементарной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Проектная деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех.
Критериями эффективности изучения программы считать выработку адекватных представлений о сути физкультурно-оздоровительной деятельности.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является проведение олимпиады (президентское тестирование), презентации творческих проектов юных спортсменов.
Программа содержит список литературы по предложенным темам.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы спортивно-оздоровительных занятий учащиеся получают возможность
знать/понимать
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных пауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
- преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Содержание программы
Цели и задачи программы достигаются практическими занятиями следующей направленности:
- Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой.
- Упражнения для формирования правильной осанки – 2ч.
- Развитие двигательных качеств
- Развитие скоростно-силовых качеств
- Беговые упражнения
- Прыжковые упражнения
- Метания
- Упражнения “на быстроту реагирования”
- Упражнения для развития силы мышц рук, ног и туловища
- Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей
- Развитие общей выносливости
- Ходьба и смешанное передвижение
- Бег умеренной интенсивности
- Передвижение на лыжах. Прогулка в лес. Катание с горки на лыжах и санках – 3ч.
- Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Обучение двигательным умениям и навыкам
- Гимнастические упражнения – 2ч.
- Элементы аэробики – 2ч.
- Элементы дыхательной гимнастики – 2ч.
- Воспитательно-образовательные мероприятия -2ч.
- Участие в соревнованиях – 2ч.
- Олимпиада.
- Выполнение творческого проекта оздоровительной направленности – 2ч.
- Защита творческих проектов учащихся.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. | 1 | Фронтально-групповая |
2 | Упражнения для формирования правильной осанки | 2 | Фронтально-групповая |
3 | Развитие двигательных качеств | 1 | Эстафеты |
4 | Развитие скоростно-силовых качеств | 1 | Состязания |
5 | Беговые упражнения | 1 | Эстафета |
6 | Прыжковые упражнения | 1 | Веселые старты |
7 | Метания | 1 | Фронтально-групповая |
8 | Упражнения “на быстроту реагирования” | 1 | Эстафеты |
9 | Упражнения для развития силы мышц рук, ног и туловища | 1 | Веселые старты |
10 | Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей | 1 | Фронтальная |
11 | Развитие общей выносливости | 1 | Эстафеты |
12 | Ходьба и смешанное передвижение | 1 | Веселые старты |
13 | Бег умеренной интенсивности | 1 | Эстафеты |
14 | Передвижение на лыжах. Прогулка в лес. Катание с горки на лыжах и санках | 3 | Фронтальная |
15 | Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости | 1 | Фронтальная |
16 | Упражнения для развития гибкости | 1 | Фронтально-групповая |
17 | Обучение двигательным умениям и навыкам | 1 | Эстафеты |
18 | Гимнастические упражнения | 2 | Поточная |
19 | Элементы аэробики | 2 | Фронтально-групповая |
20 | Элементы дыхательной гимнастики | 2 | Фронтально-групповая |
21 | Воспитательно-образовательные мероприятия | 2 | Фронтальная |
22 | Участие в соревнованиях | 2 | Эстафеты |
23 | Олимпиада | Веселые старты | |
24 | Выполнение творческого проекта оздоровительной направленности | 2 | |
25 | Защита творческих проектов учащихся | 1 | |
Итого | 34 часа |
Каждое занятие сопровождается доведением до учащихся теоретических сведений следующей тематики:
- Оздоровительная гимнастика. Основные виды и значение.
- Режим дня школьника.
- Подвижные игры во время перемен.
- Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
- Что, значит, быть здоровым человеком.
- Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен.
- Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.
- Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха.
- Питание – основа жизни.
- Шалости и травмы.
- Сам себе я помогу и здоровье сберегу.
- Как защититься от простуды и гриппа.
- О вреде табачного дыма.
- Вредные привычки.
- Поведение в экстремальной ситуации.
- Предупреждение заболеваний.
- Гигиена тела.
- Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации.
- Здоровый образ жизни.
- Влияние наркотиков на жизненный стиль.
- Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях.
- Инфекционные заболевания и иммунитет.
- Бытовой и уличный травматизм.
- Нравственное здоровье
Литература
Основная:
Лях В.И. Физкультура – мой друг. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Москва, Просвещение, 2001.
Дополнительная:
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/Под редакцией А. Г. Хрипковой, М. Б. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982.
- Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
- Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех, - М.: Физкультура и спорт, 1988
- Благуш, П. К. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: Физкультура и спорт, с. 982.
- Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М.: Высшая школа, 1986.
- Качашкин, В. М. Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение, 1978.
- Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М: Советский спорт, 2003.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.; Физкультура и спорт, 1991.
- Немов, Р.С. Психология образования. - М: Просвещение, 1995.
- Озолин, Н. Г. Молодому коллеге. - М. Физкультура и спорт, 1988.
- Программы по физическому воспитанию для общеобразовательной школы (последние издания).
- Подласный,. И.П. Педагогика. - М: Владос, 2002
- Ратов, И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). - Минск, 1994.
- Справочник работника физической кульутры и спорта /Под редакцией А.В. Царика. - М: Советский спорт, 2002.
- Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б. А. Ашмарнна. - М.: Просвещение, 1990.
- Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под редакцией A.M. Шлемина. - М: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы:
- Сайт МОУ Серноводская средняя общеобразовательная школа // smvschool.samtel.ru
- Фестиваль «Открытый урок»//festival.1september.ru
- О здоровье и здоровом образе жизни школьника//www.1945msk.ru
- Российский общеобразовательный портал//www.school.edu.ru
- Сайт министерства образования и науки Российской Федерации//www.ed.gov.ru
- Учительская газета//www.ug.ru
- Олимпиады, тесты//www.teletesting.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"
Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...
Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."
Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-316464-1381855592.jpg)
Программа для младших школьников по изучению Правил дорожного движения "Безопасное колесо"
Программа рассчитана на учеников 2-4 классов. Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/24/picture-441210-1398318976.jpg)
Разработка внеклассного мероприятия для начальной школы "Правила дорожного движения"
Разработка внеклассног мероприятия для начальной школы "Правила дорожного движения"....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/12/picture-202850-1718196210.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД для обучающихся начальных классов "Уважайте правила движения"
Данное внеклассное мероприятие направлено на повторение дорожных знаков и основных правил дорожного движения. Включает в себя не только стихи о дорожных знаках, но и игру, а ткже тест. Предназна...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1190190-1574157538.jpg)
Конспект КТД учащихся третьих классов по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы « Знай правила движения, как таблицу умножения».
Цели и задачи:1. Коррекционно-образовательные:- закрепить правила движения пешеходов по улице и дороге;- формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения;- пропаганда зд...