Программа проведения спортивно-оздоровительных занятий в начальной школе «Жизнь в движении»
методическая разработка по физкультуре (1,2,3,4 класс) по теме
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
Цель: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_soz_aybashevoy.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Отдел образования исполкома Актанышского муниципального района
МОУ «Мари-Суксинская средняя общеобразовательная школа»
Программа проведения
спортивно-оздоровительных занятий
в начальной школе
«Жизнь в движении»
Автор-составитель: Айбашева Р.М.
учитель начальных классов
II квалификационной категории
с. Актаныш, 2009 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка …………………………………………………….3
- Цели и задачи программы…………………………………………………3
- Организация учебного процесса………………………………………….4
- Требования к уровню усвоения учебного материала……………………5
- Содержание программы…………………………………………………...6
- Учебно-тематический план………………………………………………..7
- Литература ………………………………………………………………….8
Приложение ……………………………………………………………………...10
Пояснительная записка
Программа предназначена для реализации концепции модернизации системы образования и его соответствия требованиям современного общества.
Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.
На мой взгляд, рецепт сохранения здоровья в современной школе должен выглядеть так: А* · В** = С***, где
*А - Современный, здоровый учитель + любящий, грамотный, здоровый родитель (именно от взрослых зависит, каким будет ребенок в будущем)
**В - режим дня, правильное питание, комфортная среда в школе и дома, физическая культура
*** С - здоровый ученик!!!
Согласно этой формуле я и разрабатывала данную программу «Жизнь в движении» (Девиз: «Счастливый человек - здоровый человек!»)
Цели и задачи программы
Цель: формировать навыки организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды направленных на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
- Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся.
- Внедрение программ воспитания и обучения здоровью для всех участников образовательного процесса.
- Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
Ожидаемые результаты:
- Объединение усилий педагогов и родителей учащихся по предупреждению заболеваний детей и подростков, сохранению и своевременной коррекции здоровья школьников.
- Осуществление систематического контроля за состоянием здоровья учащихся на основе организации профилактических осмотров, первичной профилактики.
- Снизить заболеваемость всех участников образовательного процесса.
- Повысить уровень знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
Предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
- обучение физическим упражнениям из гимнастики, легкой атлетики и лыжных гонок, подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Организация учебного процесса
Программа элективного курса рассчитана на 34 ч в каждом классе, каждое занятие содержит как теоретический материал, так и практические упражнения. Программа предназначена для организации спортивно-оздоровительных занятий в 1-4 классах. Курс имеет практическую направленность, формы занятий разнообразны: подвижные и спортивные игры, упражнения, соревнования, творческие проекты и их защита и др. Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется на большом числе доступных учащимися упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполнен заданиями, разнообразными по форме и содержанию.
Чтобы усвоение материала было более эффективным, происходит опора на особенности соотношения конкретного и абстрактного мышления учащихся данного возраста.
Происходит развитие не только общеучебных умений учащихся, но и навыков организации элементарной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Проектная деятельность учащихся позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы, выявлять их индивидуальные возможности, т.е. максимально индивидуализировать обучение.
Оценка за курс не ставится, поэтому мотивация учения – не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за малейшее продвижение, чувство удовольствия от преодоления препятствия, чтобы школьники поверили в свои силы, испытали успех.
Критериями эффективности изучения программы считать выработку адекватных представлений о сути физкультурно-оздоровительной деятельности.
Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является проведение олимпиады (президентское тестирование), презентации творческих проектов юных спортсменов.
Программа содержит список литературы по предложенным темам.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы спортивно-оздоровительных занятий учащиеся получают возможность
знать/понимать
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных пауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
уметь
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения ежедневной утренней гимнастики, корригирующих упражнений и закаливающих процедур;
- преодоление безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной деятельности;
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.
Содержание программы
Цели и задачи программы достигаются практическими занятиями следующей направленности:
- Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой.
- Упражнения для формирования правильной осанки – 2ч.
- Развитие двигательных качеств
- Развитие скоростно-силовых качеств
- Беговые упражнения
- Прыжковые упражнения
- Метания
- Упражнения “на быстроту реагирования”
- Упражнения для развития силы мышц рук, ног и туловища
- Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей
- Развитие общей выносливости
- Ходьба и смешанное передвижение
- Бег умеренной интенсивности
- Передвижение на лыжах. Прогулка в лес. Катание с горки на лыжах и санках – 3ч.
- Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости
- Упражнения для развития гибкости
- Обучение двигательным умениям и навыкам
- Гимнастические упражнения – 2ч.
- Элементы аэробики – 2ч.
- Элементы дыхательной гимнастики – 2ч.
- Воспитательно-образовательные мероприятия -2ч.
- Участие в соревнованиях – 2ч.
- Олимпиада.
- Выполнение творческого проекта оздоровительной направленности – 2ч.
- Защита творческих проектов учащихся.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Общеразвивающие и корригирующие упражнения – с малыми и большими мячами, а также с гимнастическими палкой и скакалкой. | 1 | Фронтально-групповая |
2 | Упражнения для формирования правильной осанки | 2 | Фронтально-групповая |
3 | Развитие двигательных качеств | 1 | Эстафеты |
4 | Развитие скоростно-силовых качеств | 1 | Состязания |
5 | Беговые упражнения | 1 | Эстафета |
6 | Прыжковые упражнения | 1 | Веселые старты |
7 | Метания | 1 | Фронтально-групповая |
8 | Упражнения “на быстроту реагирования” | 1 | Эстафеты |
9 | Упражнения для развития силы мышц рук, ног и туловища | 1 | Веселые старты |
10 | Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовых способностей | 1 | Фронтальная |
11 | Развитие общей выносливости | 1 | Эстафеты |
12 | Ходьба и смешанное передвижение | 1 | Веселые старты |
13 | Бег умеренной интенсивности | 1 | Эстафеты |
14 | Передвижение на лыжах. Прогулка в лес. Катание с горки на лыжах и санках | 3 | Фронтальная |
15 | Подвижные игры с преимущественной направленностью на развитие общей выносливости | 1 | Фронтальная |
16 | Упражнения для развития гибкости | 1 | Фронтально-групповая |
17 | Обучение двигательным умениям и навыкам | 1 | Эстафеты |
18 | Гимнастические упражнения | 2 | Поточная |
19 | Элементы аэробики | 2 | Фронтально-групповая |
20 | Элементы дыхательной гимнастики | 2 | Фронтально-групповая |
21 | Воспитательно-образовательные мероприятия | 2 | Фронтальная |
22 | Участие в соревнованиях | 2 | Эстафеты |
23 | Олимпиада | Веселые старты | |
24 | Выполнение творческого проекта оздоровительной направленности | 2 | |
25 | Защита творческих проектов учащихся | 1 | |
Итого | 34 часа |
Каждое занятие сопровождается доведением до учащихся теоретических сведений следующей тематики:
- Оздоровительная гимнастика. Основные виды и значение.
- Режим дня школьника.
- Подвижные игры во время перемен.
- Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься.
- Что, значит, быть здоровым человеком.
- Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен.
- Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы.
- Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха.
- Питание – основа жизни.
- Шалости и травмы.
- Сам себе я помогу и здоровье сберегу.
- Как защититься от простуды и гриппа.
- О вреде табачного дыма.
- Вредные привычки.
- Поведение в экстремальной ситуации.
- Предупреждение заболеваний.
- Гигиена тела.
- Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации.
- Здоровый образ жизни.
- Влияние наркотиков на жизненный стиль.
- Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях.
- Инфекционные заболевания и иммунитет.
- Бытовой и уличный травматизм.
- Нравственное здоровье
Литература
Основная:
Лях В.И. Физкультура – мой друг. Учебник для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Москва, Просвещение, 2001.
Дополнительная:
- Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/Под редакцией А. Г. Хрипковой, М. Б. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982.
- Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
- Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех, - М.: Физкультура и спорт, 1988
- Благуш, П. К. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: Физкультура и спорт, с. 982.
- Боген, М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
- Булич, Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М.: Высшая школа, 1986.
- Качашкин, В. М. Физическое воспитание в начальной школе. - М.: Просвещение, 1978.
- Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М: Советский спорт, 2003.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.; Физкультура и спорт, 1991.
- Немов, Р.С. Психология образования. - М: Просвещение, 1995.
- Озолин, Н. Г. Молодому коллеге. - М. Физкультура и спорт, 1988.
- Программы по физическому воспитанию для общеобразовательной школы (последние издания).
- Подласный,. И.П. Педагогика. - М: Владос, 2002
- Ратов, И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). - Минск, 1994.
- Справочник работника физической кульутры и спорта /Под редакцией А.В. Царика. - М: Советский спорт, 2002.
- Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б. А. Ашмарнна. - М.: Просвещение, 1990.
- Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под редакцией A.M. Шлемина. - М: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы:
- Сайт МОУ Серноводская средняя общеобразовательная школа // smvschool.samtel.ru
- Фестиваль «Открытый урок»//festival.1september.ru
- О здоровье и здоровом образе жизни школьника//www.1945msk.ru
- Российский общеобразовательный портал//www.school.edu.ru
- Сайт министерства образования и науки Российской Федерации//www.ed.gov.ru
- Учительская газета//www.ug.ru
- Олимпиады, тесты//www.teletesting.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса по математике "Текстовые задачи на движение"
Программа расчитана на повышение интереса к предмету через выполнение и решение задач на движение в 4 классе. курс построен таким образом, что волнение каждого предыдущего задания позволяет исользоват...
Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."
Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...
Программа для младших школьников по изучению Правил дорожного движения "Безопасное колесо"
Программа рассчитана на учеников 2-4 классов. Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....
Разработка внеклассного мероприятия для начальной школы "Правила дорожного движения"
Разработка внеклассног мероприятия для начальной школы "Правила дорожного движения"....
Сценарий внеклассного мероприятия по ПДД для обучающихся начальных классов "Уважайте правила движения"
Данное внеклассное мероприятие направлено на повторение дорожных знаков и основных правил дорожного движения. Включает в себя не только стихи о дорожных знаках, но и игру, а ткже тест. Предназна...
Конспект КТД учащихся третьих классов по правилам дорожного движения для учащихся начальной школы « Знай правила движения, как таблицу умножения».
Цели и задачи:1. Коррекционно-образовательные:- закрепить правила движения пешеходов по улице и дороге;- формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения;- пропаганда зд...
Начальная школа. Жизнь в ГПД.
Рекомендации для родителей детей, которым требуется присмотр в ГПД...