Программа для младших школьников по изучению Правил дорожного движения "Безопасное колесо"
рабочая программа (2 класс) по теме

Мамина Лилия Леонидовна

Программа рассчитана на учеников 2-4 классов. Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnoe_koleso_.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области

Программа

для младших школьников

«Безопасное колесо»

Программу разработала учитель начальных классов

Мамина Лилия Леонидовна

2011-2013 г

                                      Пояснительная записка.

            Безопасность дорожного движения - одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах и дорогах, когда с 6-7 лет он становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость  сознательного выполнения им требований дорожного движения с дошкольного возраста.

            Как научить ребенка сознательно относиться к выполнению Правил дорожного движения?

            Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста. Необходимость создания условий  для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, вызвано увеличением автомобильного транспорта и интенсивностью движения на дорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий.

            Комплексный подход к решению может дать положительный результат – сокращения числа ДТП с участием детей.

            На изучение ПДД в каждом классе отводится 10 тематических занятий. Они проводятся за счет классных часов в соответствии с планом воспитательной работы. Но этих занятий очень мало, чтобы воспитать грамотных пешеходов, поэтому возникла проблема более углубленного изучения ПДД.

          Цель    программы: создание условий для формирования   у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

1.Формировать у обучающихся  устойчивый навык соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

2.Прививать культуру  безопасного  поведения на дорогах.

3. Обучать школьников правилам дорожного движения.

4.Обеспечить гармоничное эстетическое и физическое    воспитание. Развивать творческие способности.

5.Прививать первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП.

                                 

                                   

                                         «Светофорик»  (2 класс)   

                                                                                          « Чтоб тебе помочь

                                                                                           Путь пройти  опасный

                                                                                           Горит и день и ночь

                                                                                          Зеленый, желтый,                  красный».

            Участники: учащиеся 2 класса. Программа рассчитана на один учебный год.

           Цель: воспитание   высокой культуры участника дорожного движения.

           Задачи:

*   учить определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.

*   определять, где следует школьникам переходить улицу и дорогу.

* уметь обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе      проезжей части улиц и дорог, в местах  интенсивного движения транспорта.

*  изучить светофоры транспортные и пешеходные, знать значение световых сигналов.

Содержание программы.

Первый год обучения - 34 часа.

1 . Вводное занятие (1 ч.)

На первом вводном занятии ребята знакомятся с планом работы кружка.

2. «Пешеходная  азбука»- 14 час.

Темы занятий.

*  Улица. Тротуар. Проезжая часть. Перекресток.

* Почему на улице опасно? Дисциплина на улице – залог безопасного движения.

*  Где и как надо переходить дорогу?

*  Как нужно ходить по улицам группами.

* Особенности движения пешеходов по мокрой, скользкой дороге (дождь, гололед снегопад )

*  Наш друг – светофор (светофор и его сигналы)

*  Наши друзья – дорожные знаки.

*  Учимся   соблюдать ПДД.

*  Встречи с инспектором ГИБДД.

Практические занятия (отработка   безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона, маршруты передвижения группы, пешеходная прогулка с целью наблюдения за движением автотранспорта и пешеходов через перекресток)

3. «Игра – дело серьезное» - 4 час.

       Все темы, для доступности и интереса юных кружковцев преподносятся в виде игры. Знать правила дорожного движения – очень важно и серьезно, и чтобы занятия не сводились к изучению теории, ребятам предлагается поиграть в пешеходов, водителей  инспекторов, врачей, родителей.

      Игры:

*  «Угадай дорожный знак» (настольная игра)

* «Занимательные эстафеты» (подвижная игра)

* «Злостный нарушитель ПДД и страж порядка»  (сюжетно – ролевая игра )

*  «Пешеход – водитель» (сюжетно – ролевая игра )

* Игра на внимание «Запомни сигналы регулировщика»

* Игра на внимание «Огни светофора»

* Игра «Собери картинки» (настольная на внимание)

* Игра «Эстафета автомобилей»  (подвижная игра)

4. « Три волшебных цвета – красный, желтый, зеленый» - 3 час.

        Занятия по этой теме направлены на развитие творческих способностей.

*   Изготовление дорожных знаков.

*   Конкурс  « Мои новые знаки»

*   Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке по ПДД.

*   Оформление стенной газеты «Светофорик»

*   Изготовление костюмов к выступлению агитбригады.

5.     Праздники – для всех. – 10 час.                                                              

   *   Разучивание стихов, песен, загадок, частушек, сценок о ПДД.                              

   * Подготовка и проведение театрализованных праздников «В королевстве       дорожных знаков», «На улице не в комнате, о том, ребята, помните», «Теремок» - сказка на новый лад (по пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах).

       6. Дарить радость людям. – 2 час.

   * Шефская помощь (устная пропаганда ПДД среди воспитанников  детских

    садов, учеников начальных классов).

                               «Дорога, давай дружить!» (3 клаcc )                                      

                                                                       «…Но основное из правил движения

                                                                      Знать, как таблицу, должны умножения

                                                                      На мостовой не играть, не кататься,

                                                                      Если ты хочешь здоровым остаться»

Участники: учащиеся 3 класса.

Программа рассчитана на один учебный год.

Цель: привитие и усовершенствование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

*  уметь самостоятельно определять места безопасного перехода улиц и дорог с регулируемым и нерегулируемым движением транспортных средств

* определять для пешеходов безопасное расстояние до движущихся транспортных средств

* самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта и безопасно переходить улицу и дорогу

* уметь вежливо вести себя в общественном транспорте

Второй год обучения – 34 часа

  1. Вводное занятие – 1 час.

На первом вводном занятии обучающиеся знакомятся с планированием  работы кружка, с планом дальнейших действий. Проводится инструктаж по технике безопасности.

  1. «Дорожная азбука» - 12 час.

 Темы занятий:

* Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

* Примеры ДТП

* Дорога и ее главные составные части.

* Правила перехода улиц и дорог.

* Перекрестки и их виды.

* Дорожные знаки.

* Обязанности пассажира.

* Посадка и высадка из транспортных средств.

* Правила перехода улицы при высадке из транспортного средства.

* Из истории Правил дорожного движения.

* Встречи с сотрудниками ГИБДД.

* Практические занятия (отработка безопасного движения на учебных планшетах и схемах микрорайона)

3. « Игра – дело серьезное « - 5 час.

* Игры на координацию движений.

* Игры на развитие внимания.

* Игра – аттракцион « Внимание, пешеход»

* Игра на внимание « Огни светофора»

* Игра – тренировка « Что можно и что нельзя»

* Игра «Разные машины» (подвижная игра)

4. «Три волшебных цвета – красный, желтый, зеленый» - 3 час.

* Конкурс плакатов «Внимание, дорога».

* Конкурс « Новые дорожные знаки».

* Оформление стенда «Дорога, давай дружить».

5. «Праздники для всех» - 8 час.

* Разучивание стихов,  песен, загадок, сценок о ПДД.

* Подготовка и проведение праздника « Путешествие в страну «Светофорию», праздничного урока «Светофорчик»

* Проведение конкурсов, викторин, игровых программ.

* Выступление агитбригады.

6. «В гостях у доктора Айболита» - 3 час.

* Изучение средств оказания первой медицинской помощи.

* Виды травм.  

* Овладение элементарными способами первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

* Встреча с медицинским работником.

7. Улицы нашего поселка – 2 час.

* Знакомство с улицами поселка.

* Патрулирование улиц поселка с целью выявления опасных мест – «ловушек», приводящих к ДТП.

«Дорожный марафон» (4 класс) 

                                                                        Направляясь к школьному порогу,

                                                                        Помните, ребята, наш наказ:

                                                                        Правильно переходить дорогу

                                                                       Так же важно, как из класса в класс.

Участники: учащиеся 4 класса.

Программа рассчитана на один учебный год.

Цель: привлечение к пропаганде безопасности дорожного движения среди детей младшего и среднего школьного возраста

Задачи: уметь самостоятельно переходить улицу и дорогу и с группой школьников, помогать младшим школьникам при переходе улиц и дорог

*уметь правильно объяснить младшим школьникам, как безопасно переходить улицу или дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте

*уметь оказать неотложную медицинскую помощь

         Третий год обучения – 34 час.

1.Вводное занятие – 1 час.

2. « Дорожная азбука»– 10 час.

* Правила безопасного движения.

* Движение транспортных средств (ограничение скорости, скорость движения транспортных средств)

* Роль автомобильного транспорта.

* Организация движения пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения.

* Правила перевозки пассажиров.

* Дорожная разметка.

* Железнодорожный переезд.

* Встречи с сотрудниками ГИБДД.

* Формы регулирования движения.

* Практические занятия:

           «Мы – пешеходы»

           «Мы – пассажиры»

  1. «Игра – дело серьезное»  - 5 час.

Игры:

* Угадай дорожный знак

* Игры на координацию движения

* Игры на развитие внимания

* Игра – тренировка «К какой группе принадлежит знак?»

* Игра – тренировка «Где ошибка?»

* Сюжетно – ролевая игра «Кондуктор и пассажир».

4. « Три волшебных цвета – красный, желтый, зеленый» - 4час.

* Конкурс плакатов «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»

* Изготовление дорожных знаков.

* Совместное с родителями изготовление костюмов к выступлению агитбригады.

* Изготовление макетов улиц микрорайона.

* Оформление уголка «Добрая дорога детства»

* Создание игротеки по ПДД.

5. «Праздники для всех» - 6 час.

* Выступление в детских дошкольных учреждениях.

* Проведение конкурсов, викторин, игровых программ, КВН.

* Обучающая игра «Дорожный марафон».

6. «В гостях у доктора Айболита»  - 8 час.

* Изучение способов оказания неотложной медицинской помощи.

* Первая помощь при ушибах.

* Наложение различных видов повязок.

* Встреча с медицинским работником (практическое занятие)

* Способы транспортировки пострадавших при ДТП.

Формы подведения итогов реализации программы:

* Выставки

* Праздники

* Театрализованные представления

* Соревнования

* Конкурсы

* Семинары                                                                                                                          

Прогнозируемые результаты.

- Уменьшение правонарушений, связанных с ДТП.

- Повышение ответственности со стороны родителей к профилактике ДТП.

- Более активное сотрудничество с заинтересованными службами и ведомствами по данному вопросу.

Полученный результат.

     С сентября 2011 года по декабрь 2013 года ученики моего класса правил дорожного движения не нарушали. Случаи дорожно-транспортного травматизма с их участием не зарегистрированы.

            Схема  взаимодействия в системе «Ученик, школа, родители»

Учащиеся

        

Уроки по ПДД

Занятия на учебной площадке

Встречи с инспекторами ГИБДД

Инструктаж по правилам безопасного поведения

Работа по маршрутам безопасности

Игры, конкурсы, викторины

Наглядная агитация

Знания безопасного поведения

посещение праздников по ПДД

Родительские собрания

Встречи с инспекторами ГИБДД

Помощь детям в разработке безопасного маршрута

Анкетирование родителей

Родители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по изучению Правил Дорожного Движения в рамках программы «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» (МОДУЛЬ «ШКОЛА 2100») .

Работая над ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( в ПРОГРАММЕ 2100),мной разработана   и внедрена для работы  ПРОГРАММА ,со...

Программа по изучению правил дорожного движения «Зелёный огонёк»

В современном мире проблемы   безопасности движения   приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому о...

Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе.

Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе....

Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения

в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....

Программа дополнительного образования по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма

Программа дополнительного образования по  изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма...

Отчет об апробации Примерной программы внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов "Дорожная азбука"

В отчете представлена информация о целях и задачах программы "Дорожная азбука", указаны какие мероприятия проведены по выполнению данной программы....