Формирование фонематического восприятия
статья (1 класс)

Алексеева Ирина Сергеевна

В статье указаны этапы и задачи по формированию фонематического восприятия. По каждому этапу данной работы представлены виды заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование фонематического восприятия

I этап – уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков.

Задачи:

  1. уточнить артикуляцию и звучание звука с опорой на зрение, слух, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
  2. научить выделять звук на фоне слога;
  3. научить определять наличие места звука в слове;
  4. научить выделять звук из предложения, текста.

Виды заданий:

  1. Показать звук губами.
  2. Определить звук по беззвучной артикуляции.
  3. Поднять руку, услышав слог с заданным звуком.
  4. Поднять руку на заданный звук.
  5. Отобрать картинки, в названии которых имеется заданный звук.
  6. Подобрать слова с заданным звуком.
  7. Поднять соответственную букву, если в слове есть данный звук.
  8. Подобрать к данной букве картинку, не называя её.

II этап – слухопроизносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Задачи:

  1. научить различать изолированные смешиваемые звуки;
  2. научить различать смешиваемые звуки в слогах;
  3. научить различать смешиваемые звуки в словах;
  4. научить различать смешиваемые звуки в предложениях;
  5. научить различать смешиваемые звуки в связной речи.

Основной целью этого этапа является дифференциация звуков, следовательно речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.

Виды заданий:

  1. Чтение слогов.
  2. Поднять соответствующую согласную букву после произнесения слогов.
  3. Диктант слогов.
  4. Подобрать слова со смешиваемыми звуками.
  5. Разложить картинки под соответствующими буквами.
  6. Диктант слов, в которых встречаются смешиваемые звуки .
  7. Придумать предложения, в которых есть слова со смешиваемыми звуками.
  8. Вставить в слова предложений пропущенные буквы.
  9. Придумать предложения, в которых есть слова со смешиваемыми звуками.
  10. Назвать слова из прослушанного предложения с заданными звуками.
  11. Составление рассказа по сюжетной картинке с использованием слов со смешиваемыми звуками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Формирование фонематического восприятия на логопедических занятиях с помощью тренажёра «Дэльфа 142.1»

представление логопедического тренажёра ДЕЛЬФА - 142. помогает коррегировать устную и письменную речь у детей с  речевой патологией....

Формирование фонематического восприятия у младших школьников.

Статья, в которой учитель начальных классов делится своим опытом работы по формированию фонематического восприятия у младших школьников....

«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В работе представлены теоретические подходы к проблеме формирования фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями речи на примере логопеди...

Работа по формированию фонематического восприятия у первоклассников с общим недоразвитием речи III – IV уровня.

Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у обучающихся 1 класса с ОНР III-IV уровня...