Возможности взаимодействия в рамках внеурочной деятельности с детьми с миграционной историей
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Исаев Степан Максимович

В статье представлены возможности взаимодействия с детьми-инофонами при реализации программы внеурочной деятельности – методы, приёмы, виды обучения и воспитания, а также указаны способы привлечения во внеурочную деятельность различных участников образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_vzaimodeystviya_v_ramkah_vneurochnoy.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Исаев С. М.

учитель

МБОУ СОШ № 39,

г. Хабаровск

ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ

Ключевые слова: дети с миграционной историей, дети-инофоны, языковая адаптация, культурная адаптация.

Аннотация: в статье представлены возможности взаимодействия с детьми-инофонами при реализации программы внеурочной деятельности – методы, приёмы, виды обучения и воспитания, а также указаны способы привлечения во внеурочную деятельность различных участников образовательного процесса.

В настоящее время на территории Хабаровского края растёт число детей-инофонов, нуждающихся в языковой и культурной адаптации. По данным управления федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, большая часть прибывших – это граждане республики Таджикистан. Как правило, это многодетные семьи, дети из которых плохо владеют русским языком и в результате становятся обучающимися школ в ситуации неуспеха.

Для облегчения процесса языковой и культурной адаптации на базе МБОУ СОШ № 39 нами была разработана программа внеурочной деятельности под названием «Мы вместе». Эта программа включает в себя мероприятия и занятия по следующим блокам: «Я говорю и пишу на русском языке» (интеллектуальное направление), «Я живу в России» (патриотическое) и «Олимп» (физкультурно-оздоровительное).

Задачи, выполняемые в рамках проекта:

– создать условия для социализации каждого участника с миграционной историей;

– обеспечить толерантное отношение между участниками воспитательного и образовательного процессов;

– воспитывать в участниках чувства патриотизма, гордости за Родину на основе общих культурно-исторических ценностей и интересов;

– развивать физические качества личности и активный лексический запас;

– расширить знания детей-инофонов о русской культуре, истории, праздниках, национальных атрибутах и др.

– формировать чувство гражданской идентичности в многонациональном

поликультурном российском обществе.

Содержание программы разнообразно. При планировании мы учитывали ближайшие памятные даты и праздники, языковую и поведенческую культуру детей, их национальную принадлежность. Под последним мы понимаем упор на общие страницы истории между Россией и Таджикистаном, в том числе указывая на участие стран в СНГ и дипломатические отношения между ними.

Таблица 1 Содержание программы внеурочной деятельности «Мы вместе»

п/п

Тема

Цель

Направление

1

Игра-знакомство «Что я знаю о России?»

– определение знаний участников занятия о нашем государстве

1 ч.

Патриотическое

2

Онлайн-викторина «Я знаю русский язык»

– повышение интереса участников к изучению русского языка

1 ч.

Интеллектуальное

3

ТБ. Игра «Волки, зайцы, лисы»

– увеличение активного словарного запаса участников посредством игровой деятельности

1 ч.

Спортивно-оздоровительное

4

Государственная символика России. Флаг и герб Хабаровского края

– ознакомление участников занятия с гербом, флагом и гимном России и Хабаровского края

1 ч.

Патриотическое

5

КТД «Русский язык – важный язык»

– формирование ценностного отношения участников занятия к русскому языку

2 ч.

Интеллектуальное

Патриотическое

6

ТБ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

– расширение кругозора учащихся в игровой деятельности

Спортивно-оздоровительное

7

Виртуальная экскурсия «7 чудес Хабаровского края»

– формирование интереса к достопримечательностям региона

1 ч.

Патриотическое с элементами туристско-краеведческого

8

ТБ. Игра «Красный, зелёный, жёлтый»

– расширение и закрепление знаний участников занятиях о ПДД;

– увеличение активного лексического запаса (названия цветов)

1 ч.

Спортивно-оздоровительное

9

Мероприятие «День Космонавтики. Ю. А. Гагарин» (на базе «МБУК ЦСМБ Библиотека-филиал № 9)

– воспитание чувства гордости за достижения науки и техники Родины;

– повышение интереса к изучению точных наук

1 ч.

Патриотическое

10

Социально-значимое мероприятие «Я помню. Я горжусь»

– формирование чувства исторической общности;

– воспитание гордости на примере жертвенности стран бывших советских республик

1 ч.

Патриотическое

  В качестве примера приведена часть программы внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности стараемся использовать разнообразные формы: беседы с элементами тренингов, игры, социально-значимые мероприятия, виртуальные экскурсии, викторины в очном и онлайн-форматах, литературные гостиные и др.

Помимо разработки и апробации курса внеурочной деятельности «Мы вместе» сотрудничаем с КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж им. Героя Советского Союза Д. Л. Калараша» в рамках реализации проекта «Внешкольный центр АзБуКа». Волонтёры проекта принимают активное участие в обеспечении адаптации детей с миграционной историей к новым языковым и культурным реалиям.

Следует подвести итог, какие возможности взаимодействия существуют для работы с детьми-инофонами:

– разработка и апробация собственной программы внеурочной деятельности (в том числе стоит рассматривать взаимодействие между разными учителями);

– сотрудничество с внешкольными языковыми центрами;

– привлечение учреждений спорта и культуры (библиотек, центров детского творчества и проч.);

– использование уже апробированного опыта по языковой и культурной адаптации детей с миграционной историей.

В дальнейшем планируется расширение работы по заданным направлениям, поскольку, даже на примере свежих данных Росстата, количество обучающихся-инофонов в образовательных учреждениях будет только возрастать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов// М., 2014;
  2. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе: методическое пособие / А.Н. Джуринский. - Москва: 2009 -130 с.;
  3. Ткаченко Н.В. Психологическое сопровождение поликультурного образования: учеб. пособие / Н.В. Ткаченко – Москва: МГУ, 2016 – 369 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Мастер - класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Мастер-класс с целью повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей на уроках музыки и во внеурочной деятел...

Проектная работа на тему"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Проектная работа на тему:"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеуроч...

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России

Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе  Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей.       Среди форм...

Формы работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности в начальной школе

Данная статья посвящена чрезвычайно   актуальной проблеме выявления, развития и поддержке одаренных детей в рамках начальной школы....