Возможности взаимодействия в рамках внеурочной деятельности с детьми с миграционной историей
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье представлены возможности взаимодействия с детьми-инофонами при реализации программы внеурочной деятельности – методы, приёмы, виды обучения и воспитания, а также указаны способы привлечения во внеурочную деятельность различных участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_vzaimodeystviya_v_ramkah_vneurochnoy.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаев С. М.
учитель
МБОУ СОШ № 39,
г. Хабаровск
ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ
Ключевые слова: дети с миграционной историей, дети-инофоны, языковая адаптация, культурная адаптация.
Аннотация: в статье представлены возможности взаимодействия с детьми-инофонами при реализации программы внеурочной деятельности – методы, приёмы, виды обучения и воспитания, а также указаны способы привлечения во внеурочную деятельность различных участников образовательного процесса.
В настоящее время на территории Хабаровского края растёт число детей-инофонов, нуждающихся в языковой и культурной адаптации. По данным управления федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, большая часть прибывших – это граждане республики Таджикистан. Как правило, это многодетные семьи, дети из которых плохо владеют русским языком и в результате становятся обучающимися школ в ситуации неуспеха.
Для облегчения процесса языковой и культурной адаптации на базе МБОУ СОШ № 39 нами была разработана программа внеурочной деятельности под названием «Мы вместе». Эта программа включает в себя мероприятия и занятия по следующим блокам: «Я говорю и пишу на русском языке» (интеллектуальное направление), «Я живу в России» (патриотическое) и «Олимп» (физкультурно-оздоровительное).
Задачи, выполняемые в рамках проекта:
– создать условия для социализации каждого участника с миграционной историей;
– обеспечить толерантное отношение между участниками воспитательного и образовательного процессов;
– воспитывать в участниках чувства патриотизма, гордости за Родину на основе общих культурно-исторических ценностей и интересов;
– развивать физические качества личности и активный лексический запас;
– расширить знания детей-инофонов о русской культуре, истории, праздниках, национальных атрибутах и др.
– формировать чувство гражданской идентичности в многонациональном
поликультурном российском обществе.
Содержание программы разнообразно. При планировании мы учитывали ближайшие памятные даты и праздники, языковую и поведенческую культуру детей, их национальную принадлежность. Под последним мы понимаем упор на общие страницы истории между Россией и Таджикистаном, в том числе указывая на участие стран в СНГ и дипломатические отношения между ними.
Таблица 1 Содержание программы внеурочной деятельности «Мы вместе»
п/п | Тема | Цель | Направление |
1 | Игра-знакомство «Что я знаю о России?» | – определение знаний участников занятия о нашем государстве 1 ч. | Патриотическое |
2 | Онлайн-викторина «Я знаю русский язык» | – повышение интереса участников к изучению русского языка 1 ч. | Интеллектуальное |
3 | ТБ. Игра «Волки, зайцы, лисы» | – увеличение активного словарного запаса участников посредством игровой деятельности 1 ч. | Спортивно-оздоровительное |
4 | Государственная символика России. Флаг и герб Хабаровского края | – ознакомление участников занятия с гербом, флагом и гимном России и Хабаровского края 1 ч. | Патриотическое |
5 | КТД «Русский язык – важный язык» | – формирование ценностного отношения участников занятия к русскому языку 2 ч. | Интеллектуальное Патриотическое |
6 | ТБ. Игра «Шишки, жёлуди, орехи» | – расширение кругозора учащихся в игровой деятельности | Спортивно-оздоровительное |
7 | Виртуальная экскурсия «7 чудес Хабаровского края» | – формирование интереса к достопримечательностям региона 1 ч. | Патриотическое с элементами туристско-краеведческого |
8 | ТБ. Игра «Красный, зелёный, жёлтый» | – расширение и закрепление знаний участников занятиях о ПДД; – увеличение активного лексического запаса (названия цветов) 1 ч. | Спортивно-оздоровительное |
9 | Мероприятие «День Космонавтики. Ю. А. Гагарин» (на базе «МБУК ЦСМБ Библиотека-филиал № 9) | – воспитание чувства гордости за достижения науки и техники Родины; – повышение интереса к изучению точных наук 1 ч. | Патриотическое |
10 | Социально-значимое мероприятие «Я помню. Я горжусь» | – формирование чувства исторической общности; – воспитание гордости на примере жертвенности стран бывших советских республик 1 ч. | Патриотическое |
В качестве примера приведена часть программы внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности стараемся использовать разнообразные формы: беседы с элементами тренингов, игры, социально-значимые мероприятия, виртуальные экскурсии, викторины в очном и онлайн-форматах, литературные гостиные и др.
Помимо разработки и апробации курса внеурочной деятельности «Мы вместе» сотрудничаем с КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж им. Героя Советского Союза Д. Л. Калараша» в рамках реализации проекта «Внешкольный центр АзБуКа». Волонтёры проекта принимают активное участие в обеспечении адаптации детей с миграционной историей к новым языковым и культурным реалиям.
Следует подвести итог, какие возможности взаимодействия существуют для работы с детьми-инофонами:
– разработка и апробация собственной программы внеурочной деятельности (в том числе стоит рассматривать взаимодействие между разными учителями);
– сотрудничество с внешкольными языковыми центрами;
– привлечение учреждений спорта и культуры (библиотек, центров детского творчества и проч.);
– использование уже апробированного опыта по языковой и культурной адаптации детей с миграционной историей.
В дальнейшем планируется расширение работы по заданным направлениям, поскольку, даже на примере свежих данных Росстата, количество обучающихся-инофонов в образовательных учреждениях будет только возрастать.
ЛИТЕРАТУРА
- Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов// М., 2014;
- Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе: методическое пособие / А.Н. Джуринский. - Москва: 2009 -130 с.;
- Ткаченко Н.В. Психологическое сопровождение поликультурного образования: учеб. пособие / Н.В. Ткаченко – Москва: МГУ, 2016 – 369 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
Мастер - класс "Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Мастер-класс с целью повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей на уроках музыки и во внеурочной деятел...
Проектная работа на тему"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Проектная работа на тему:"Организация внеурочной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья" направлена на исследование, изучение и обобщения опыта организации внеуроч...
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Тема: Символика России
Занятие в рамках внеурочной деятельности в рамках курса «Я гражданин» во 2 классе Название кружка (секции, студии и др.): кружок Я- гражданинТема: Символика РоссииЦель: формиров...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одарённых детей. Среди форм...
Формы работы с одарёнными детьми в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
Данная статья посвящена чрезвычайно актуальной проблеме выявления, развития и поддержке одаренных детей в рамках начальной школы....
- Мне нравится (1)