Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи.
методическая разработка (1 класс)

Иванцова Наталья Александровна

У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и т.д. В ряде случаев у них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. На более поздних этапах у этих детей отмечаются выраженные затруднения в усвоении грамматической системы родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivantsova_natalya_aleksandrovna.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Иванцова Наталья Александровна

учитель-логопед

МБДОУ Д/С  «Мамонтёнок»

ЯНАО г. Салехард

Использование занимательного наглядного материала

в обучении грамоте детей с нарушениями речи.

У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы многие неречевые психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память и т.д. В ряде случаев у них выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость и другие личностные особенности. Недоразвитие речи и особенности психической деятельности являются серьезным препятствием в овладении грамотой на начальных этапах обучения. На более поздних этапах у этих детей отмечаются выраженные затруднения в усвоении грамматической системы родного языка.

Опыт показывает, что очень трудно бывает удержать внимание детей с нарушениями речи, пробудить у них интерес к содержанию урока, занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Опыт работы по подготовке детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопедических групп детского сада, а также учащихся начальных классов на логопедическом пункте школы позволил разработать и апробировать ряд приемов, которые могут использовать в своей работе как логопеды дошкольных и школьных учреждений, так и учителя начальных классов массовой школы.

Подобранный и систематизированный материал излагается в соответствии с задачами коррекционного обучения по следующим параметрам:

  • развитие операций звукового анализа и синтеза,
  • звуко-буквенный анализ,
  • слоговая структура слова,
  • развитие фонематического восприятия,
  • активизация памяти и внимания,
  • развитие логического мышления,
  • словообразование, словоизменение, словотворчество,
  • активизация просодической стороны речи.

Достижению каждой из этих задач способствует использование разных видов наглядности. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. В соответствии с этим предлагаются различные варианты заданий. Приведем некоторые материалы, которые, как показал опыт, вызывают наибольший интерес у учащихся с нарушениями речи.

1. Упражнения для развития операций звукового анализа и синтеза.

Приведенные ниже упражнения рекомендуется использовать на первоначальном этапе обучения, когда дети знакомятся с понятиями звук и буква. Данные приемы будут способствовать закреплению этих понятий и значительно облегчат задачу обучения чтению слогов и слов. Этому виду деятельности уделяется особое внимание, так как он лежит в основе системы развития фонематического восприятия.

На этом этапе работы используются картинки-символы, рекомендуемые в книге М.Ф. Фомичевой "Формирование у детей правильного звукопроизношения" (М., 1989), с модификациями. Знакомство со звуками начинаем с гласных - затем идут согласные в той последовательности, в которой они изучаются в школе.

Как строится работа над звуками, можно рассмотреть на следующем примере:

  • знакомство с картинкой-символом звука «а», выяснение характеристик этого звука:
  • формирование навыка определять положение звука «а» в слове (в начале, середине, конце);

        а) используется картинный материал (аист, мак, лиса),

        б) задания в устной форме (логопед называет слова, а дети определяют положение звука «а» в этих словах),

в) предлагается самостоятельная работа (назвать слова, в которых звук «а» слышится в начале, середине, конце слова);

       3) определение количества звуков «а» в словах (парта, сад, аптека, лак, кармам, баранка);

      4) работа с двумя картинками — символами звуков «а», «о»:

а)        что получится, если мы назовем эти картинки по порядку (сначала слово с «а», затем — с «о»),

б)        что получится, если мы поменяем местами картинки.

Затем детям можно предложить игру «Давайте познакомимся!»; каждый ребенок называет последовательно все гласные в своем имени (позднее предлагается аналогичное задание на выделение согласных).

Другой вариант этой же игры: назвать гласные (согласные) звуки в названиях тех предметов, на которые указывает логопед: отгадать по названным гласным (согласным) звукам, какой предмет загадал ведущий.

Еще один вариант: перечислить, из каких гласных и согласных звуков состоят слова мама, папа, пол, дуб, стул и т.д.

Убедившись, что дети овладели начальными навыками звукового анализа, можно приступить к «чтению» и составлению слогов и слов из картинок – символов.

Начинается игра с обратных слогов, затем предлагаются прямые, и лишь после этого можно перейти к простым словам. Впоследствии задачу можно усложнить:

а)        какое слово получится из звуков д, м, о (дом);  д, с, а (сад).

б)        какое слово получится, если в слове бак гласную «а» заменить на звук «о» (бок),  звук «ы» (бык).

Постепенно в таких словах одну картинку – символ заменяют на букву, затем вторую. Лишь, после того как дети овладеют этим навыком, можно перейти на буквенное обозначение.

 2. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа.

Этот вид заданий предполагает у детей умение читать и владение элементарными навыками анализа и синтеза слов. Упражнения можно использовать сначала как групповую деятельность (со зрительной опорой), а впоследствии как индивидуальную форму работы (по карточкам).

Задание 1.

Вписать согласные (гласные) буквы в схемы слов. Например, заданы согласные буквы л, п, т. Ученикам предлагается выбрать из них только те буквы, которые составят слова вместе с гласными: — и — а (липа,), — е — о (лето), — о –  е (поле), — е — я (Петя).

Задание 2.

На какие согласные буквы можно заменить, к примеру, букву п в слове почка, чтобы получилось другое слово (д дочка, к кочка, б бочка, н –  ночка, т – точка). Аналогично можно заменять гласные и согласные буквы в середине и конце слова.

Задание 3.

Образовать новые слова из данных с помощью дополнительной буквы (Аня – Таня, мех — смех).

Задание 4.

Найти слова в словах. Например, клен (лён), удача (дача), шарф (шар).

Задания, подобные 3-му и 4-му, помогают выработать умение составлять ребусы. Ребусы можно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к буквенному составу слова (столбы, косы, семья, сто—н), сделать занимательным процесс изучения предлогов (тра — в — а, ана на с, под ко ва).

На этом этапе работы также используются кроссворды, сфера применения которых очень широка: для накопления словарного запаса (тематические), закрепления некоторых орфограмм (орфографические), для изучения гласных и согласных букв, глагольных приставок, однокоренных слов. Педагог может использовать кроссворд, составить его в соответствии с изучаемой темой.

Устойчивый интерес дети проявляют к играм «Типография» (используя буквы данного слова, дети составляют другие слова) и «Почини слово» (соединить «рассыпавшиеся» буквы в целое слово). Эти игры можно предлагать в качестве индивидуальных заданий.

Игра «Грамматическая арифметика» предполагает у детей достаточно развитый навык звуко-буквенного и слогового анализа. Детям предлагается сначала со зрительной опорой, а затем мысленно выполнить арифметические действия (вычесть, сложить) со слогами и буквами (баран - ан + сук = барсук).

        3. Варианты заданий  для работы над слоговой структурой слова.

Для работы над слоговой структурой слова используются следующие задания:

  • из заданной цепочки слогов выбрать нужные, чтобы составилось слово;
  • вставить пропущенные в словах слоги;
  • придумать слова с данным слогом (сы — усы, бусы, часы, сын, сыр);
  • составить слово из «рассыпавшихся» слогов;
  • составить максимальное количество слов из набора слогов.

Вариантов последнего задания очень много: можно детям предложить наглядное пособие в виде елки, а на елочных игрушках написать слоги или в виде яблони (слоги написать на яблоках); можно слоги расположить по вертикали (начало слова в верхней строчке, конец — в нижней) и т. д.

Сначала эти и подобные задания выполняются коллективно, а затем их можно предложить в качестве индивидуальной работы. Поскольку задания учитель варьирует - к ним сохраняется у детей постоянный интерес.

       4. Лексический материал для развития фонематического восприятия.

Этот материал включает в себя различные двустишия. Детям предлагается:

  • исправить ошибку (Писем мы не написали. Тучку целый день искали);
  • определить, какой звук лишний (Вадик спит и видит слон. Что летит в ракете он);
  • определить, какой звук пропал в слове (Нам темно, мы просим папу Нам зажечь поярче лапу);
  • определить, сколько слов в предложении (Веснушкам нету сноса: Не исчезают с носа).

Эти задания служат удобным материалом для дифференциации согласных. Они помогают детям осознать смыслоразличительную функцию фонемы. Задания этого вида, как и вышеприведенные, включаются в занятие как его часть.

       5. Лексический материал для активизации памяти и внимания.

В целях активизации памяти и внимания детей используются детские

стихотворения, такие, например, как «Дом, который построил Джек» С. Маршака, «Овощи» С. Михалкова и др. Дети их заучивают в конце одного занятия и повторяют в начале следующего. Для развития зрительной памяти предлагается детям проговорить слово с конца (кофе — ефок).

Способствуют развитию внимания парные сюжетные картинки с незначительными отличиями друг от друга. Между детьми можно устроить соревнование, кто больше назовет отличительных признаков.

        6.Лексический материал для развития логического мышления.

Целью данного материала является умственное развитие детей.

Задание 1.

Логопед знакомит детей с содержанием небольшого текста и намеренно делает ошибку, называя предмет, действие или признак не тот, который следовало назвать по логике (горькие конфеты, ночью светит солнце и т.д.). Дети должны определить, в чем ошибся рассказчик, и поправить его.

Задание 2.

Дети определяют, какое из двух предложений следует считать правильным и почему: «Кате подарили книгу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу».

Задание 3.

Предлагаются различные логические задачи типа: «Через пять лет Боре будет столько же лет, сколько сейчас Маше. Кто младше?»

Давая детям отдых, можно прочитать стихотворения «Это верно или нет?» Л. Станчева, «Путаница» К. Чуковского и др. Детям доставляет удовольствие находить в этих стихах «несообразности».

Перечисленные выше упражнения учат детей внимательно слушать сообщения, запоминать и анализировать услышанное.

        7.Словообразование. Словоизменение. Словотворчество.

Это достаточно сложный вид заданий, поэтому используют их на последнем этапе обучения, когда у детей уже сформировалось словесно - логическое мышление.

Для словообразования и словоизменения используются шарады, различного рода схемы, элементы составления ребусов, кроссворды.

Элементы словотворчества можно использовать значительно раньше, при изучении грамматических понятий предмет, признак предмета, действие, а также при работе над словосочетанием и предложением. Детям предлагается придумать, например:

  • клички животных в соответствии с их качествами;
  • назвать «детенышей» неодушевленных предметов (стол, дом, карандаш, линейка и проч.);
  • придумать «фантастическое» существительное, изменить его по падежам, числам;
  • придумать «фантастическое» словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, и дать его характеристику (род, число, падеж);
  • придумать «фантастическое» предложение по заданной схеме и т.д.

Словотворчество помогает детям осознать многообразие форм и средств

выражения родного языка, развить в них чувство языка.

        8. Упражнения для активизации просодической стороны речи.

Как известно, у многих детей с нарушениями речи страдает интонационная сторона речи, логическое ударение, чувство ритма. В работе по активизации просодической стороны речи можно использовать стихотворения: «Скажи погромче слово гром» А. Барто, «Сашина каша» С. Михалкова, «Знаки препинания» С. Маршака и др. Задания выполняются при совместном участии логопеда и детей. Многие стихотворения можно исполнять по ролям.

Кроме того,  предлагается детям самостоятельно подобрать рифму в коротких стихотворениях. Например: На скамейке у ворот Лена горько слезы... (льёт)

Использованные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, сформированию у них интереса к русскому языку как учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У детей появляется опыт сознательного анализа языкового материала (задания требующие не только наглядно-образного мышления, но и словесно-логического), дети, по наблюдениям, становятся более внимательны к речи собственной и окружающих, у них улучшается фонематическое восприятие.

Можно думать, что используемая система работы оказывает коррекционно-логопедическое воздействие при обучении грамоте детей с нарушениями речи.

Достигнуть намеченных целей можно путем использования игровых приемов, занимательного лексического, логико – грамматического и фонематического наглядного материала, который усложняется на разных этапах обучения.

Роль наглядности в процессе обучения трудно переоценить. Принцип наглядности впервые теоретически обосновал Я. А. Коменский, призывавший учить детей познавать предметы, явления и события, а не только чужие свидетельства о них и обосновавший "золотое правило", согласно которому при обучении надо предоставлять видимое – для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное кое мышление и фонематическое восприятие. Наряду с конкретными восприятиями Коменский придавал большое значение также деятельности разума, отмечая, что при его бездействии наглядность неэффективна.

Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.

Необходимо подчеркнуть принципиальные моменты организации и реализации коррекционного обучения:

  • вся работа учителя-логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению детей родному языку –  именно это и составляет суть логопедической работы;
  • специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных, а активизация речевой и умственной деятельности ребенка в области языковых явлений;
  • специфика организации и проведения логопедических занятий обусловлена тем, что формирование полноценной речевой деятельности (в качестве основной предпосылки продуктивного обучения) тесно увязывается с развитием у детей с ОНР ряда психологических особенностей: внимания к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, контрольных действий, способности к переключению, произвольности в общении и произвольного поведения.

Последнее направление коррекционного воздействия приобретает особую значимость в работе с учащимися 1 класса. Специфика работы определяется их возрастом, психофизиологическими особенностями. Поэтому своеобразие содержания коррекционно-развивающего обучения этих детей выражается, прежде всего, в необходимости предусмотреть специальный период (пропедевтический) формирования у них предпосылок к полноценной учебной деятельности.

В ходе логопедических занятий значительное место отводится работе по развитию внимания, памяти, способности к переключению, контрольных действий.

С учетом психологических особенностей детей семилетнего возраста основным методом первоначального этапа общения является метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр. И хотя в этих условиях дети выполняют различные учебные задания, именно игровая ситуация способствует формированию у них навыков сотрудничества с партнером (партнерами) по совместной деятельности, деловому общению.

А поскольку произвольность в общении предполагает в своей основе осознание себя как субъекта деятельности и своей позиции, то дети, общаясь друг с другом, подчиняют свое общение определенной логике, правилам. Таким образом, продукт выполняемой совместной деятельности является фактором формирования развитых форм произвольного общения и поведения.

Список литературы:

  1. Богомолова, А. И. Нарушение произношения у детей / А. И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1979.
  2. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / сост. Г. Кружков. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях / И. Г. Выготская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Минскин, Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня / Е. М. Минскин, - М.: Просвещение, 1981.
  5. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить. Ч. 1 / Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Успенская, Л. П. Учитесь правильно говорить. Ч. 2 / Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: МГЗПИ, 1991.
  8. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1989.
  9. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яншина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Индивидуальный подход в обучении детей с нарушением речи

Контрольно-измерительные и диагностические материалы по русскому языку для младших школьников, имеющих трудности в обучении. ...

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.

Использование игровых приёмов на занятиях по автоматизации звуков у детей с нарушениями речи.Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения...

Возможности и специфика использования средств наглядности в процессе обучения детей с РАС

Тенденция роста обучающихся с расстройством аутистического спектра побуждает педагогов повышать уровень своих компетенции для эффективной работы с данной категорией детей с ОВЗ.  Наглядность при ...

Использование элементов творчества на логопедических занятиях у детей с нарушением речи и письма

Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка, подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления....