Возможности и специфика использования средств наглядности в процессе обучения детей с РАС
учебно-методический материал
Тенденция роста обучающихся с расстройством аутистического спектра побуждает педагогов повышать уровень своих компетенции для эффективной работы с данной категорией детей с ОВЗ. Наглядность при обучении детей с РАС очень важна, но при подборе средств наглядности важно учитывать возможности каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._sredstva_naglyadnosti.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема эссе: «Возможности и специфика использования
средств наглядности в процессе обучения детей с РАС».
Средства наглядности (или наглядное пособие) - это материальная знаковая модель, которую создают для реализации учебных задач. Средства наглядности дают возможность обучающимся обобщенно представить предметы и явления, которые представлены в учебном материале. Средства наглядности можно условно разделить на группы: натуральные (реальные предметы, инструменты, образцы материалов) и изобразительные (плакаты, схемы, пиктограммы, кино, видеофильмы и др.).
Для эффективности педагогической работы необходимо использовать различные средства наглядности на уроках, индивидуальных и групповых занятиях, внеурочной деятельности. Важно, чтобы средства наглядности являлись средством познания, но не его целью, были чувственным образом оригинала, который помогает познать мир, сформировать общую картину окружающего мира.
От умения человека ориентироваться в окружающем мире, устанавливать определенную систему взаимоотношений зависит его жизнедеятельность в обществе и в природе. Понимание целостной картины мира, часто недоступно детям с РАС.
Лебединская К.С. изучая аутичных детей, констатировала ряд особенностей психофизического их развития. В вопросах патогенеза подчеркивала отчетливость таких проявлений, как тяжелая пресыщаемость, низкая психическая активность проявлялись в трудностях сосредоточения активного внимания.
Принимая во внимание патогенез и особенности развития детей с расстройством аутистического спектра, я убеждена в том, что аутичные дети нуждаются в ранней педагогической помощи. Организация педагогической помощи должна быть четко структурирована, осуществляться системно и комплексно. При организации обучения детей с РАС важно грамотно применять наглядность, максимально корректно использовать средства наглядности. Данная компетенция определяет специфику и возможности средств наглядности при обучении детей с РАС.
Возможности использования средств наглядности достаточно широки. На сегодняшний день в подборе средств наглядности вопросов нет, так как при желании можно приобрести различные игры, пособия, муляжи и пр. (как фабричные, так и ручной работы). Детей с РАС также привлекают природные материалы, которые можно активно использовать в работе (глина, песок, вода, камни, ракушки). Работу с природным материалом целесообразно исключить, при повышенной сенсорной чувствительности ребенка (чтобы не пробовал материал на вкус).
Учитывая особенности развития детей с РАС можно определить специфику использования средств наглядности в процессе детей данной нозологии:
- Средства наглядности подбираются сугубо индивидуально под каждого ребенка с расстройством аутистического спектра, что обусловлено широким диапазоном данного расстройства и высокой вариативностью нарушений в развитии детей данной нозологии. Широко известно выражение «Если Вы встретили одного человека с аутизмом, то Вы знаете лишь одного человека с аутизмом». Исходя из которого, можно предположить, что средства наглядности, которые Вы подбирали для занятий с одним ребенком с РАС, возможно, не подойдут для занятий с другим…
- Занятия не должны строиться только на наглядных методах. Перенасыщение данным видом методов снижает эффективность восприятия, сенсорно перенасыщает ребенка, что приводит к быстрому утомлению, истощению. Педагогу необходимо использовать наглядные методы совместно с другими педагогическими методами обучения (словесными, практическими).
- Детям с РАС необходима визуальная поддержка, но недопустимо избыточное количество визуальных опор и других видов и средств наглядности при оформлении рабочего места ребенка и организации образовательного пространства в целом. При зашумлении среды затрудняется восприятие данной информации ребенка с РАС, снижается эффективность помощи и поддержки, усложняется процесс самостоятельной организации ребенка с РАС в пространстве.
- Важно помнить, что наглядный образ у детей с РАС возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Именно поэтому для обучения детей с расстройством аутистического спектра на занятия важно грамотно подбирать оборудование: игрушки должны быть реалистичными, приближены к натуральным объектам окружающего мира (с ярко выраженным цветом, формой, величиной, назначением и материалом); сюжетные игрушки должны, так или иначе воспроизводить черты (образ) реального прототипа; реальные предметы или природный материал (семена, листья, шишки, камни и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
значение наглядности в процессе обучения английского языка
статья о значении наглядности в младшей школе...
Статья "Взаимодействие семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Статья освещает организацию взаимодействия семьи и школы в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Реализация принципа наглядности в процессе обучения детей
Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала ...
Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Данные рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности, помогут учителям качественно построить учебный процесс, в результате чего...
Тема самообразования "Роль игры в процессе обучения детей младшего школьного возраста"
Тема самообразования...
Возможности применения методики ТИКО – моделирования при дистанционном обучении детей с особыми возможностями здоровья.
Что может помочь учителю создать условия обучения в соответствии с особыми возможностями и потребностями ребёнка? Возможности дистанционного обучения по...
Тема выступления на ШМО надомного обучения: «Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»
Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР...