Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»
план-конспект

Цель: создание условий для формирования умения пересказывать небольшие по объему сказки через схематический рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rozenbaum_o.v.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку»

Цель: создание условий для формирования умения пересказывать небольшие по объему сказки через схематический рисунок.

Задачи:

  1. Приучать детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок.
  2. Обогащать и расширять словарный запас существительных и прилагательных,  характеризующих героев сказки.
  3. Закреплять  использование  детьми  пространственных  предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях.
  4. Продолжать развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.
  5.  Развивать выразительность речи, силу голоса.
  6. Воспитывать  доброту, желание оказывать помощь.
  7. Побуждать детей действовать согласованно.
  8. Прививать любовь и эмоциональное отношение к детской литературе.

Материал и оборудование:  Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, бумажные бабочки и цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска,  карточки  для моделирования, цветные  карандаши.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети с воспитателем становятся полукругом.

Воспитатель приветствует детей.

 (Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей).

Приветствие:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы пожмём друг другу руку

И тепло пойдёт по кругу.

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я тоже люблю сказки не только читать, но и слушать. А хотите сегодня попасть в сказку, а точнее отправиться в сказочное путешествие? Хотите?

 (Ответы детей)

Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик, и чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

«Раз, два, три – в сказку попади!»

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в сказке! Посмотрите, какая красота

вокруг. Сколько цветов, какой чудесный аромат. Пожалуйста, подойдите, понюхайте, как они вкусно пахнут.

(Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот  повтор 3 раза)

Воспитатель: А какие бабочки разноцветные прилетели к нам на поляну, посмотрите и скажите какого они цвета (ответы детей). Давайте подуем на них, как красиво они порхают. (Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот  повтор 3 раза). Ребята, а вам нравится здесь?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое?

Дети: Мешочек.

Воспитатель: Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём кажется что-то спрятано. Хотите угадать, что в нём? (ответы детей)

Воспитатель: Только угадывать мы с вами будем не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас, я каждому из вас дам пощупать мешочек, а вы мне скажете, что, по вашему мнению, в нём спрятано. Договорились?

Дети: (Щупают, высказывают свои предположения).

Воспитатель: Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав. (Щупает, достаёт из мешочка лису) Кто это ребята?

Дети: Это Лиса.

Воспитатель: Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой)

Воспитатель: Ребята, а как в сказках называют Лису?

(Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т.д.)

Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью:

  • Какая у лисы мордочка?  (хитрая, острая, ушки треугольные…)
  • Какая у лисы шубка? ( мягкая, рыжая, гладкая …)
  • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком…)
  • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? (…чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник…)
  • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая)

Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»).

Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте , мы будем говорить чётко и громко:

СА-СА-СА с нами рыжая лиса,

СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу,

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы,

СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе.

Воспитатель:  Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с  лисой?

(Ответы детей)

  • Лисичка-сестричка и Серый волк
  • Лиса и Журавль
  • Снегурушка и Лиса
  • Колобок
  • Теремок
  • Лисичка со скалочкой
  • Рукавичка
  • Жихарка  и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома  эта сказка, назовите её?

Дети: Это сказка «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, поможем нашей Лисичке?

(Ответы детей)

Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся. (Загадывает загадки, картинки с отгадкой ставит на магнитную доску)

  • Золотое горлышко утром будит солнышко (Петух – Петушок- Петенька)
  • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (Медведь - Мишка-Мишутка)
  • Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек)
  • На цепи сидит, дом сторожит (Собака – Собачка)
  • Зимой беленький, летом серенький

Ни кого не обижает, всех сам боится (Заяц – Заинька – Зайчишка)

  • Рыжая плутовка хитрая, да ловкая

В сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса – Лисичка – Лисонька)

Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Покажите, как радуется Лисичка.

Дети: (Показывают гримасу «Радостная Лисичка»).

Воспитатель: Какая милая Лисичка у вас получилась. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина  избушка», или может быть кто-то лишний?

Дети: Нет, не все. Здесь лишний - Ёж.

Воспитатель: а в какой сказке мы можем встретить  Ёжа?

Дети: Палочка-Выручалочка и т.д.

Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать.  А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг.

(Выполняется физ.минутка с перевоплощением «Зарядка для зверят», движения выполняются согласно тексту)

Эй, ребята,  что вы спите?

Нам животных покажите

У Лисички острый нос

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая Лисы

Не сказанной красоты

Лиса по лесу похаживает

Шубку рыжую поглаживает

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг, у Зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки

Зайчик прыгнул, обернулся

И под деревом согнулся

Вылез Мишка из берлоги

Разминает Мишка ноги

На носочках он пошёл

И на пяточках потом

Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы.

(на столе карточки с пронумерованными кругами для моделирования, карандаши 5 цветов) 

Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики.

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки.

Грибочки – груздочки,

Для сына, для дочки

Воспитатель: Молодцы, ребята! А у нашей Лисички приключилась беда. Пока она к нам в гости спешила, она совсем позабыла сказку, из которой пришла.  Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку?

Дети: Да, мы поможем Лисичке!

Воспитатель: Лисичка принесла нам вот такие карточки (показывает), они у каждого из вас на столе. На карточке изображено 5 кругов, пронумерованных от 1 до 5, на столе у вас цветные карандаши. Сейчас мы попробуем вспомнить сказку и изобразить героев сказки на этих карточках графически, с помощью цветных карандашей определённого цвета. Попробуем? С чего обычно начинаются сказки?

Дети:  Жили – были.

 Воспитатель: А как начнется наша сказка?

Дети: Жили-были Лиса и Заяц.

Воспитатель: А чем внешне отличаются Лиса от Заяц?

Дети: Остренькая мордочка, ушки треугольные.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 1 покажем, что это Лиса, рисуем треугольные ушки и острую мордочку. А какого цвета карандаш нам нужно использовать и почему.

Дети: Используем оранжевый карандаш, потому, что Лиса рыжая.

 Воспитатель: А чем внешне отличается Заяц?

Дети: У Зайца длинные уши овальной формы.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 2 покажем, что это Заяц, рисуем длинные овальные ушки. Для этого возьмём карандаш голубого цвета. Воспитатель: Вот пришла Лиса к Зайцу, попросилась пожить, да его же и выгнала. Идет Зайчик плачет … Что же было дальше?

Дети: Навстречу ему Собака.

Воспитатель: А какая особенность есть у Собаки, отличающая её от других героев сказки?

Дети: У Собаки хвостик как колечко.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 3 покажем, что это Собака, добавляем хвостик колечком. Карандаш, какого цвета нам подойдёт.

Дети:  Карандаш чёрного цвета.

Воспитатель: Помогла Собака выгнать Лису?

Дети: Нет, Собака испугалась и убежала.

 Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Медведь.

Воспитатель: Ребята, как же нам изобразить Медведя? В чём его отличительная особенность от остальных животных?

Дети: У Медведя круглые ушки.

Воспитатель: Всё верно,  на круге под номером 4 рисуем круглые ушки. Используем карандаш коричневого цвета, почему?

Дети: Потому, что у Медведя коричневая  шуба.

Воспитатель: Помог Медведь Зайцу?

Дети: Нет, Медведь тоже испугался Лисы и убежал.

Воспитатель: Продолжите сказку…(индивидуально)

Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Петушок.

Воспитатель: Хорошо, а как нам изобразить Петушка?

Дети: У Петушка есть гребешок и клюв.

Воспитатель: Совершенно верно,  на круге под номером 5 мы добавляем Петушку гребешок и клюв. Карандаш, какого цвета мы возьмём?

Дети: Карандаш красного цвета, у Петушка красный гребешок.

Воспитатель: Чем заканчивается сказка?

Дети: Петушок выгнал Лису, стали они с Зайчиком жить поживать, да добра наживать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Уберите карандаши и выйдите из-за столов.

( Дети выходят из-за столов, становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, Лисичка благодарит вас за то, что вы напомнили сюжет сказки, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»?  А чему она учит?

Дети: Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать.

Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним.

(Все становятся в круг. Из кулачков,  с поднятым вверх пальцем,  образуем пирамиду)

Все, все, все, все

Вместе мы всегда, везде

Наш девиз: «Дружить, прощать,

 никого не обижать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему Лисичка стала веселее. А  это значит, что наше путешествие заканчивается. Лисичке пора возвращаться в сказку, а нам в группу.  За вашу помощь она приготовила нам подарок книгу со сказками, чтобы вы знали, что сказка приносит только добро. Мы  прощаемся с Лисичкой, но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А чтобы нам вернутся в группу, нам нужно вспомнить чистоговорку:

Коси коса, пока роса

Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в детском саду.

Рефлексия

Ребята, а вам понравилось путешествовать? Кто был главным гостем нашего занятия? (Лиса)

Какая помощь нужна была Лисе? (она забыла сказку, из которой пришла)

Удалось ли нам помочь Лисе? Что нам в этом помогло? ( мы рисовали события сказки на карточках)

А сейчас давайте возьмем смайлики и охарактеризуем ваше настроение после занятия. Зеленый смайлик означает, что вы очень довольны собой, помогать лисе было для вас легко, сказку вы вспомнили и проговорили.

Желтый смайлик означает, что иногда на занятии вам требовалась моя помощь или помощь товарища, но в целом вы довольны.

Красный смайлик означает, что помогать Лисе было трудно и вы расстроены.

Дети поднимают смайлики. Воспитатель хвалит детей и спрашивает у тех ребят, которые подняли желтые и красные смайлики: что нужно сделать, чтобы в следующий раз ты был доволен собой, смог помочь сказочному герою? (нужно дома почитать сказки, потренироваться и т.д)

Воспитатель: Спасибо, ребята, за занятие. Вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик» План – конспект итогового занятия, проводимого в средней группе Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавател...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Весна".

Вашему вниманию представляю занятие непосредственной образоватеной деятельности по развитию речи для старшей группы по теме" Весна" с испольованием мнемоттаблиц для соствления описательного ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Зимушка-зима»...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе "В гости к старичку-Лесовичку"

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В гости к старичку-лесовичку» в средней группе.Цель: развитие связной, диалогической речи.Задачи:1. Образовательные- совершенс...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки р, рь».

Цель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в словах и предложениях.Задачи:Образовательные:-подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весенняя сказка»

Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе«Весенняя сказка»...

Занятие по развитию речи в средней группе

Ход занятия: (1 слайд). Воспитатель: Ребята, нам сегодня в нашу группу пришло письмо от Феи из волшебной страны: «Здравствуйте, мои милый дети! Приглашаю вас посетить мою Страну прекрасных слов ...