Работа над выразительным чтением .
методическая разработка (2 класс)
Методические рекомендации по работе над выразительным чтением с детьми младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_vyrazitelnym_chteniem_v_nachalnoy_shkole.docx | 17.25 КБ |
priemy_obucheniya_vyrazitelnomu_chteniyu_1.pptx | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над выразительным чтением в начальной школе.
Выразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаѐтся эмоциональное и смысловое содержание произведения.
Процесс выразительного чтения включает две стороны:
Техническую | Смысловую |
- способ чтения; | - понимание. |
- динамика (увеличение скорости чтения); | - выразительность; |
- скорость; | |
- правильность. |
Чтобы научиться выразительно читать необходимо использовать разнообразные средства речевой выразительности:
Языковые (вербальные) | Неязыковые (невербальные) |
- дыхание | - мимика |
- голос | - телодвижение |
- дикция | - жесты |
- ритм | |
- логическое ударение |
Условия организации над выразительным чтением Слйд 2
Условия работы над выразительностью чтения | Методические рекомендации для осуществления эффективной работы по выразительному чтению |
Тщательный анализ произведения пред чтением | Упражнения в выразительном чтении проводить на заключительных этапах урока |
Демонстрация образца выразительного чтения | Использовать образцовое чтение учителем или запись |
Работа над языком произведения | Наблюдение над выразительными средствами |
Опора на воссоздающее воображение школьников | Использовать приёмы, развивающие воображение: графическое и словесное иллюстрирование, чтение по ролям, инсценирование |
Обсуждение в классе вариантов прочтения | Чтение учениками с последующим обсуждением |
Следовательно, надо научит детей читать вслух,. Чтобы они умели передать своё понимание произведения слушателям при помощи правильно выбранных средств устной речи.
Требования к выразительному чтению:
- Соблюдение знаков препинания (в 1 классе дети учатся к понижению голоса в конце предложения, к передаче вопросительной и восклицательной интонации в конце предложения)
- Паузы логические и психологические (Логические – выделение важного слова в предложении. Психологического – нужна для перехода от одной части к другой, когда они отличаются по эмоциональному содержанию.
- Смысловое ударение (выделение важного слова голосом)
- Темп и ритм чтения.
- Интонация ( все средства выразительности: ударение, пауза, темп, ритм).
Приемы обучения выразительного чтения
- Отчетливо произношение звуков, слогов, слов, скороговорки во время артикуляционной гимнастики для выработки артикуляции каждого звука, правильного дыхания.
- Хоровое чтение – обработка умения регулировать силу голоса.
- Подражание образцу выразительного чтения. Учитель, аудиозапись.
- Чтение по ролям.
Упражнения в перемещении логического ударения с одного слова на другое.
Слайд 3.
Катя купила платье в магазине.
-Кто купил платье?
-Что купила катя?
-Что сделала Катя?
-Где купила Катя платье?
Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темпа, ритма речи.
Слайд 4
1.Прочитай слово и назови в нем ударный звук.
2.Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко, чтобы слышал весь класс.
3.Прочитай предложение медленно. Теперь быстро.
4.Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду.
Упражнения на дыхание (Свеча», «Свисток», «Мыльные пузыри»…)
Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
- медленное и громкое произношение слов;
- игра «Твёрдый – мягкий»
- работа над скороговорками
Работа с текстом, в котором есть звукопись. Слайд 5
Шепчет кошке петушок:
- Видишь, пышный гребешок?
Шепчет кошка петушку:
- Шаг шагнешь - и откушу.
1 ряд – читает партию петушка
2 ряд- партию кошки
Упражнения для постановки нужной скорости чтения
(Скороговорки)
Упражнения на развитие логической выразительности. Слайд 6
Работа над паузами
Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средства выразительной устной речи. № п/п Условия работы над выразительностью чтения Методические рекомендации для осуществления эффективной работы по выразительному чтению 1. Тщательный анализ художественного произведения п еред выразительным чтением. Упражнения в выразительном чтении проводить на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения. 2. Демонстрация образца выразительного чтения произведения. Использовать образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи. 3. Работа над языком произведения Необходимо наблюдение над выразительно-изобразительными средствами - органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения. 4. Опора на воссоздающее воображение школьников Использовать приемы, развивающие воссоздающее воображение: графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, чтение по ролям, драматизацию. 5. Обсуждение в классе вариантов прочтения В конце урока чтение вслух учениками с последующим обсуждением.
Упражнение в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое Катя купила платье в магазине. (Кто купил платье?) Катя купила платье в магазине. (Что купила Катя?) Катя купила платье в магазине .(Что сделала Катя?) Катя купила платье в магазине . (Где Катя купила платье?)
Упражнения на изменение силы голоса, высоту тона, темп и ритм речи, тембр голоса 1.Прочитай слово и назови в нем ударный звук. 2.Прочитай это слово так, чтобы тебя слышал только учитель. А теперь прочитай громко , чтобы слышал весь класс 3.Прочитай предложение медленно. Теперь быстро. 4.Прочитай слово так, чтобы выразить разные чувства: удивление, радость, досаду.
Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции. 1 . Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов. МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА 2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с… 3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных. А О И Ы У Э А О И Ы У Э и т.д. 4. Подстановка одного гласного ко всем остальным. АА АО АИ АУ АЭ 5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др. ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ 6. Работа над скороговорками.
. Работа с текстами, в которых есть звукопись. Шепчет кошке петушок: - Видишь, пышный гребешок? Шепчет кошка петушку: Шаг шагнешь - и откушу Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш… Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш… Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш… Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…
Упражнения на развитие логической выразительности. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет. Наша Таня громко плачет . Миша умеет танцевать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы по выразительному чтению
Программа работы по развитию интонационной выразительности речи (мелодики, темпа, ритма, тембра) у учеников 3 класса №форма работыцельматериал, оборудованиеходИнтонационный компонент - мело...
Работа над выразительным чтением в начальной школе
Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной...
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.
Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"
Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....
Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.
Данный материал урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
- Мне нравится (1)