программа работы по выразительному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Программа работы по развитию интонационной выразительности речи (мелодики, темпа, ритма, тембра) у учеников 3 класса
№ | форма работы | цель | материал, оборудование | ход | |||
Интонационный компонент - мелодика | |||||||
1. | упражнение «Дирижеры» | развитие навыка восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух. | "Дирижерские" палочки (по количеству детей) | Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз. | |||
2 | Игра «Составь схему» | развитие навыка восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
| Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей | Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествовательных предложений он отметил в тексте. "Кто хозяин?" У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди. Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка. (По В. Осеевой.). | |||
3 | Игра «Точка» | Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона | Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей | Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак). Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили. | |||
4 | Игра «Волшебная линия» | Развитие навыка восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.
| Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей | 1 вариант Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением* основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной 2 вариант Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети "рисуют" в воздухе | |||
5 | Упражнение «Восклицательный знак» | Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком | Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей | Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицательного знака. Показ сопровождает стихотворением: Чудак - восклицательный знак! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: "Ура! Долой! Караул! Разбой!" Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки. "На опушке". Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки! | |||
6 | Упражнение «Качели» | Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса | подвижная игрушка из бумаги - качели, фишки - по количеству детей.
| Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же высоте качели (в зависимости от повышения или понижения мелодики) | |||
7 | Упражнение «Вопросы» | Развитие навыка восприятия фраз с переломом мелодического рисунка |
| Педагог произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения. | |||
8 | Игра «Вопросительный знак» | развитие навыка узнавания вопросительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком | Карточки с изображением вопросительного знака | 1 вариант Педагог произносит текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку 2 вариант Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте. "Кулики". | |||
9 | Игра «Вопрос - ответ» | Совершенствовать навыки выделения вопросительных предложений без вопросительного слова, учить дифференцировать на слух различные виды мелодики | Эмблемы с изображением точки и вопросительного знака - по количеству детей.
| Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда педагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки. | |||
10 | Упражнение «Позовем вместе» | Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка |
| Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы | |||
11 | Игра «Просьба» | Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ |
| При повторном воспроизведении текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, содержащее просьбу, совет или приказ. "Просчитался". Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое. Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась. - Дружище, прости меня, пожалуйста! - Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом. - Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу. Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом. - Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел. - Ничего не понимаю, - удивился волк. - То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил... - Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не (По С. Михалкову.) | |||
12 | Игра «Воздушные шары» | Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса. | Картонный прямоугольник размером 20x55 см с вертикальной прорезью, по которой двигается изготовленный из плотного картона "воздушный шарик" с прикрепленным к нему держателем | Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентируясь на повышение и понижение основного тона голоса (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы | |||
13 | Игра «Диктат» | Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса. | Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.
| Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения. "Лиса и собаки". Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:, - Ушки, ушки, что вы делали? - Мы слушали да слушали, чтоб собаки - Ножки, ножки, что вы делали? - Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали. - Глазки, глазки, что вы делали? - Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели. - А ты, хвост, что делал? - Я по пням, по кустам цеплялся. - А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой.) | |||
Интонационный компонент – речевой темп | |||||||
1 | Игра «Карусели» | Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки | Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).
| Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения: Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом(бег). | |||
2 | Игра «Барабанщик» | Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи. | "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги. | Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одно го-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала. Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый. | |||
3 | Игра «Белый снег кружится» | Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно"). | Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.
| Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение «Белый снег кружится» Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется. | |||
Интонационный компонент – ритм | |||||||
| "Язычки-дразнилки"
| Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). | Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого ребенка.
| Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в "язычок". | |||
| "Узоры"
| Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.
| Детская мозаика - на каждого ребенка.
| 1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм. Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность. 2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики. | |||
Интонационный компонент - тембр | |||||||
| "Кто боится прививки?"
| Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.
| Предметные картинки с изображением людей и животных.
| Предметные картинки выкладывают перед детьми. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
| |||
| Угадай-ка | Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса. |
| Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы. | |||
Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения | |||||||
| Слушай, думай, называй | Формировать навыки восприятия логического ударения |
| Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто). | |||
| Найди важное словечко | Формировать навыки восприятия логического ударения. |
| 1-й вариант. Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей. Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок. Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения. 2-й вариант. Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству детей. Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения. Рыбке рак - ни друг, ни враг. Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. (В. Лунин.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над выразительным чтением в начальной школе
Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной...
Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"
Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....
Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.
Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"
Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....
Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.
Данный материал урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....
Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе
В данном материале представлены интересные находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения. Часто используются игровые моменты, создаются пр...
Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе
Несмотря на внимание методистов к рассматриваемой теме в области обучения выразительному чтению много ещё неясных и нерешенных вопросов, которые необходимо решать теоретически и экспериментально. Одно...