программа работы по выразительному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Программа работы по развитию интонационной выразительности речи (мелодики, темпа, ритма, тембра) у учеников 3 класса

 

форма работы

цель

материал, оборудование

ход

Интонационный компонент  - мелодика

1.

упражнение «Дирижеры»

развитие навыка восприятия понижения основного тона (мелодики), раз­вивать речевой слух.

"Дирижерские" палочки (по количеству детей)

Педагог произносит серии зву­ков, слогов и фразы с понижением основно­го тона. Дети при повторном их воспроизве­дении педагогом дирижируют палочкой, изо­бражая движение мелодики вниз.

2

Игра «Составь схему»

развитие навыка восприятия понижения основного тона (мелодики), раз­вивать речевой слух.

 

Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из верхнего левого угла в нижний правый угол, - по количеству детей

Педагог произносит текст, каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько повествователь­ных предложений он отметил в тексте.

"Кто хозяин?"

У Миши и Сени жила собака. Ее звали Дружок. Мальчики подобрали Дружка с пе­ребитой лапой. Они ухаживали за ним. Дру­жок выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый день говорили об этом.

Однажды они гуляли в лесу. Дружок бе­жал впереди. Вдруг на Дружка напали ов­чарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овча­рок.

Миша теперь не спорил, кто хозяин Дружка. (По В. Осеевой.).

3

Игра «Точка»

Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона

Листы бумаги в клетку, флома­стеры - по количеству детей

Педагог объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точ­ки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак).

Затем детям зачитывают различные текс­ты и дают задание поставить на листе бума­ги столько точек, сколько повествователь­ных предложений они отметили.

4

Игра «Волшебная линия»

Развитие навыка восприятия повышения основного тона, развивать рече­вой слух.

 

Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, - по количеству детей

1 вариант

Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением* ос­новного тона, дети одновременно с ним про­водят указательным пальцем по изображен­ной

2 вариант

Проводится аналогичным образом, но ли­нию, символизирующую повышение основ­ного тона, дети "рисуют" в воздухе

5

Упражнение «Восклицательный знак»

Закреплять навыки восприятия по­вышения основного тона, знакомить с вос­клицательным знаком

Карточки с изображением вос­клицательного знака - по количеству детей

Педагог знакомит детей с графическим изображением восклицатель­ного знака. Показ сопровождает стихотво­рением:

Чудак - восклицательный знак!

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит:

"Ура! Долой! Караул! Разбой!"

Затем педагог произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.

"На опушке".

Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки!

6

Упражнение «Качели»

Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повы­шением основного тона голоса

подвижная игрушка из бумаги - качели, фишки - по коли­честву детей.

 

Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же высоте качели (в зависимости от повы­шения или понижения мелодики)

7

Упражнение «Вопросы»

Развитие навыка восприятия фраз с переломом мелодического рисунка

 

Педагог произносит вопроси­тельные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.

8

Игра «Вопросительный знак»

развитие навыка узнавания вопро­сительных предложений с вопросительным словом, знакомить с вопросительным знаком

Карточки с изображением во­просительного знака

1 вариант

Педагог произносит текст. Де­ти, когда слышат вопросительное предложе­ние, показывают карточку

2 вариант

Педагог произносит текст. Каждый ребенок на столе выкладывает столько карточек, сколько вопросительных предложений он отметил в тексте. "Кулики".

9

Игра «Вопрос - ответ»

Совершенствовать навыки выделе­ния вопросительных предложений без во­просительного слова, учить дифференциро­вать на слух различные виды мелодики

Эмблемы с изображением точ­ки и вопросительного знака - по количеству детей.

 

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга - "точки", другая - "вопросительные знаки". Когда пе­дагог произносит фразу-вопрос, шаг вперед делают дети с эмблемами вопросительного знака, когда фразу-утверждение, - дети с эмблемами точки.

10

Упражнение «Позовем вместе»

Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка

 

Педагог произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы

11

Игра «Просьба»

Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка узнавания предложении, выражающих просьбу, совет, приказ

 

При повторном воспроизведе­нии текста педагогом дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат предложение, со­держащее просьбу, совет или приказ.

"Просчитался".

Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое.

Проходил мимо волчьего логова слон. Ед­ва задел за крышу, она и покосилась.

-   Дружище, прости меня, пожалуйста! -
сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю.

Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и ре­шил заставить сделать себе новый дом.

-   Стой! - закричал волк. - Ты что же, ду­маешь так легко отделаться?! Изволь пост­роить мне новый дом! Да поживее, а то я те­бя проучу.

Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом.

-  Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел.

-  Ничего не понимаю, - удивился волк. - То у меня прощения просил, а потом так же­стоко поступил...

-  Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не
видишь разницы между трусостью и воспи­танием.

(По С. Михалкову.)

12

Игра «Воздушные шары»

Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Картонный прямоугольник размером 20x55 см с вертикальной проре­зью, по которой двигается изготовленный из плотного картона "воздушный шарик" с прикрепленным к нему держателем

Дети поочередно двигают «воздушный шарик» по прорези, ориентиру­ясь на повышение и понижение основного тона голоса   (мелодики) педагога, который произносит отдельные фразы

13

Игра «Диктат»

Учить дифференцировать на слух различные виды мелодики: с понижением, повышением и переломом основного тона голоса.

Карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

 

Педагог произносит тексты, а дети на своих столах выкладывают карточки со знаками, соответствующими мелодике каждого предложения.

"Лиса и собаки".

Бежала лиса по полю. Увидели лису соба­ки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.

Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит:,

-  Ушки, ушки, что вы делали?

-  Мы слушали да слушали, чтоб собаки
лисоньку не скушали.

-  Ножки, ножки, что вы делали?

-  Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.

-  Глазки, глазки, что вы делали?

-  Мы глядели да глядели, чтоб собаки ли­соньку не съели.

-  А ты, хвост, что делал?

-  Я по пням, по кустам цеплялся.

-  А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой
хвост.

Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой.)

Интонационный компонент – речевой темп

1

Игра «Карусели»

Учить соотносить темп речи и дви­жений с темпом музыки

Длинный шнур, концы кото­рого связаны так, что получился круг; фо­нограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера).

 

Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соот­ветствии с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе)

Завертелись карусели (в умеренном темпе),

А потом кругом, кругом (в быстром темпе),

Все бегом, бегом, бегом(бег).

2

Игра «Барабанщик»

Побуждать детей движениями вос­производить темп, задаваемый педагогом в речи.

"Барабанчики" - осязатель­ные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, глав­ное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материа­лов: отрезка коврового покрытия, пластико­вой доски, бархатной бумаги.

Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одно го-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого мате­риала.

Левой, правой!

Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Левой, правой!

Левой, правой!

Барабан уже дырявый.

3

Игра «Белый снег кружится»

Формировать представление о тем­пе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Красные ("медленно"), жел­тые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

 

Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед со­бой кружки-символы в той последователь­ности, в какой педагог меняет темп речи, чи­тая стихотворение «Белый снег кружится»

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Интонационный компонент – ритм

 

"Язычки-дразнилки"

 

Учить детей различать и посредст­вом движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (рабо­та над неожиданным акцентом).

Игрушки "язычки" - индиви­дуально на каждого ребенка.

 

Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая ак­цент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та-Та-та-Та... Дети, выделив ак­центированный слог, должны один раз по­дуть в "язычок".

 

"Узоры"

 

Учить передавать метрические от­ношения (равномерно повторяющиеся), за­данные наглядной схемой.

 

Детская мозаика - на каждого ребенка.

 

1-й вариант. Педагог и дети договари­ваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрос­лый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторя­ют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает толь­ко один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мо­заики.

Интонационный компонент - тембр

 

"Кто боится прививки?"

 

Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

 

Предметные картинки с изоб­ражением людей и животных.

 

Предметные картинки вы­кладывают перед детьми. Педагог произ­носит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоцио­нальной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога опре­деляют, какие чувства испытывает персо­наж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

 

 

Угадай-ка

Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

 

Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской го­лоса произнесены фразы.

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения

 

Слушай, думай, называй

Формировать навыки восприятия логического ударения

 

Педагог произносит фразы, используя различные средства для выраже­ния логического ударения. Детям предлага­ется после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и ука­зать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

 

Найди важное словечко

Формировать навыки восприятия логического ударения.

 

1-й вариант.

Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заме­няющих глаголы, - по количеству детей.

Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логическо­го ударения. Дети составляют модель данно­го предложения из картинок с изображени­ем субъекта и объекта действия и стрелок.

Например: "Девочка играет в мяч". Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.

2-й вариант.

Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок - по количеству де­тей.

Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображени­ем слов-носителей логического ударения.

Рыбке рак - ни друг, ни враг.

Рыбке вряд ли страшен рак.

Рыбке страшен червячок,

Что насажен на крючок. (В. Лунин.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над выразительным чтением в начальной школе

Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной...

Материалы для урока по литературному чтению 4 класс.Тема "Работа над выразительным чтением.И.А. Бунин. Детство"

Вашему вниманию предлагаю конспект урока, презентацию и музыкальное произведение для работы на этапе урока....

Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения через разработку критериев оценки.

Особенности работы над критериями выразительного чтения учащихся в начальной школе...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "Работа над выразительным чтением стихотворения Н.М. Рубцова "Тихая моя родина"

Урок построен на использовании технологии работы с текстом и ИКТ, раскрывает этапы работы над выразительным чтением стихотворения....

Урок чтения и развития речи в 4 классе школы VIII вида по теме " А. Барто «В театре». Работа над выразительным чтением: соблюдение логического ударения, необходимо интонации.

Данный материал  урока чтения и развития речи может быть использован учителями специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения и развития речи....

Из опыта работы над выразительным чтение на уроке литературного чтения в начальной школе

В данном материале представлены интересные  находки учителя по работе над выразительностью чтения и художественным восприятием произведения.  Часто используются игровые моменты, создаются пр...

Работа над выразительным чтением на уроках литературного чтения в начальной школе

Несмотря на внимание методистов к рассматриваемой теме в области обучения выразительному чтению много ещё неясных и нерешенных вопросов, которые необходимо решать теоретически и экспериментально. Одно...